[2HG039]
“ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ О ХРИСТЕ?”

“Итак Он для вас, верующих, драгоценность” (1 Петра 2: 7).

Многим хотелось бы подтолкнуть нас к мысли, что нет никакой разницы, во что мы верим по поводу нашего Господа Иисуса Христа или в других вопросах; что важным является вопрос: “Как мы живем?” Мы никому не уступаем в восприятии нами важности, которую следует придавать святой жизни, но мы полностью согласны с нашим текстом и всем Писанием, когда утверждаем, что то, во что человек верит, имеет много общего с его поведением в жизни и еще больше с его принятием Небесным Отцом.

ВЕРА И ДЕЛА

Вопрос веры и дел, что самое важное, подробно обсуждается в Писании, и вере отводится место первостепенной важности, к тому же вполне оправданно. Апостол Павел совершенно ясно говорит, что человек оправдывается верой, а не делами, и если бы суд Всемогущего был по делам, то никто из нас не смог бы оправдаться, потому что никто не смог бы делать совершенные дела. “Нет праведного ни одного”, “потому что все согрешили и лишены славы Божьей”. Грехопадение принесло несовершенство каждому члену рода Адама – повлияло на каждого умственно, нравственно и физически, – отчего, как заявляет апостол, мы не можем делать то, что хотели бы, и если бы Бог отмечал наши беззакония – судил бы нас по делам, – никто не смог бы выдержать суд, испытание, и все были бы осуждены снова, на Вторую Смерть.

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Писание выдвигает утверждение, что наш Господь Иисус заплатил требование справедливости за Адама и его род, что в настоящее время все, принимающие Его, становятся Его учениками. Они судимы не по их делам, а по вере, по сердцу, по их добрым намерениям. Об этом классе апостол говорит: “Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа” (Рим. 5: 1). Этот мир с Богом, это осознание прощения грехов и принятие Богом не может прийти к нам в результате хороших дел, но приходит к верующему через веру в Совершенного, умершего за нас, “Праведного за неправедных, чтобы привести нас к Богу”.

Многие считают, что апостол Иаков противоречит этому высказыванию апостола Павла, но это не так. Он сказал: “Покажи мне твою веру без дел, а я покажу тебе мою веру моими делами” (Иак. 2: 18). Он не говорит, что я покажу тебе мои дела без моей веры и что я оправдан без веры. Ему хотелось внушить мысль о том, что если вслед за верой, которая является важной вещью, основой нашего оправдания перед Богом, не идут плоды хороших дел – сопротивление греху и стремление к праведности, – то это свидетельствует, что она мертва. Так и дерево, которое весной не пускает почки, листья и т. п., дает свидетельство, что оно мертво. Мысль апостола в том, что хотя вера – важная вещь, и Господь судит нас по нашей вере, а не по нашим делам, тем не менее, Он будет надеяться найти в нас такие дела, на какие мы способны, и, наверняка, решит, что если в ком-то нет дел праведности, нет усилий, проявленных для противостояния греху, то в таком, очевидно, прекратилась новая жизнь, Господний Дух.

Уловите мысль: мы имеем хорошие дела, на которые способны, но при всем этом они несовершенны и никогда не могут сделать нас приемлемыми или оправданными в Божьих глазах. Но мы способны иметь веру в Господа Иисуса и в Его жертву для покрытия грехов, и наши нечистые сердца могут проявлять желание и стремиться к тому, что угодно Господу, и полностью отвергать все, что Ему неугодно. Итак, этот новый ум, эта новая воля, несомненно, может осуществлять значительный контроль над нашими смертными телами. [2HG040]

РАЗЛИЧНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕРЫ В ХРИСТА

Во дни апостола вопрос веры или неверия в Христа был очень конкретным и в некоторых отношениях совершенно другим, чем он стоит сегодня. Вера в Господа Иисуса подразумевала: (1) что Он был Мессией, давно обещанным Царем Израиля, Который должен был поднять этот народ из пепла и использовать как орудие и рупор, чтобы донести до всего мира Божественный Закон, чтобы поднять мир человечества из греха, деградации и т. д. к гармонии с Богом, и в конечном итоге к вечной жизни для тех, кто окажется верным и послушным. (2) Она означала веру в то, что эти благословения Мессии были отсрочены по той причине, что Израиль отверг Его, а также по причине божественного намерения завершить избранный класс Невесты (“Царственное Священство”) путем избрания святых из всех племен земли. (3) Она означала веру в то, что после завершения дела избрания Церкви Мессия придет снова в силе и великой славе, чтобы установить среди людей давно обещанное Царство праведности – исполнить благословения великого “Завета, скрепленного клятвой”. (4) Она означала принятие Иисуса всеми, кто станут Его последователями в настоящем веке и путем посвящения отдадут свою жизнь в жертву вместе с Ним в надежде быть сонаследниками с Ним в Царстве. (5) Она означала еще большее понимание того, почему наш Господь Иисус умер, и важность того, что Он умер и заплатил наказание за грехи всего мира, прежде чем мог благословить Церковь или мир.

У каждого из этих предложений были противники. Иудеи и язычники отвергали мысль, что Иисус был царем, что Он когда-либо возвысит Израиль и использует этот народ как инструмент благословения других народов. Они также отвергали мысль, что вера в Его кровь необходима для принятия Богом и что человечество по своей природе – грешники, отчужденные, пришельцы, чужие и враги по нечестивым делам. Они могли в какой-то степени применять такие мысли к самым падшим, но для философов и высших классов, включая книжников и фарисеев, мысль о собственном несоответствии перед Богом была неприемлемой. Разве они не были учителями простого народа, а значит, обязательно были лучше толпы? А что может быть большим благословением для простых людей, чем поднятие их до уровня интеллекта, достоинства и т. п. этих учителей? Апостол выражает эту мысль, говоря: “Христос... для иудеев – соблазн, а для Еллинов – безумие” (1 Кор. 1: 23).

САМОДОВОЛЬНОЕ ЛИЦЕМЕРИЕ

Иудеи, находясь в течение столетий под опекой Завета Закона, имели более четкое представление о грехе и божественной справедливости, чем остальной мир и даже греческие философы. Они признавали грех, особенно в том его беззастенчивом виде, который иллюстрировали мытари и грешники. Но сами они изображали святость перед Богом, совершали долгие молитвы, чтобы их слышали люди, подавали милостыню публично, на глазах у всех, и вообще превозносились своим внешним видом щедрости, праведности и благоговения. Они имели вид благочестия, но не силу его. У них были внешние дела, но не внутренняя вера и послушание принципу.

Наш Господь объяснил это, сказав, что они очищали внешность чаши, тогда как изнутри она была нечистой. Он дал ясно понять, что в глазах Бога суд совершенно другой – что бедный мытарь, раскаявшийся в душе, хотя внешне менее благоговейный и святой, ближе к Господу, чем тот, кто внешне свят, но внутри превозносится и не признает своих недостатков. Неудивительно, что когда служение нашего Господа и апостолов под силой святого Духа в Пятидесятницу и после нее собрало из иудейского народа всех подлинно израильтян, в которых не было лукавства, остаток преткнулся о Христа и Его учения, которые обличали их, поскольку они не были достаточно смиренны, чтобы выслушать и принять их упреки. Они преткнулись, они попали из Божьей благосклонности в немилость с соответствующими наказаниями. Они преткнулись об этот камень преткновения – Христа, Спасителя от греха.

МИРСКАЯ МУДРОСТЬ – САМООБМАН

Мы также видим, как наш Господь Иисус со Своей вестью о прощении был “для еллина безумием”. Греки были философами, которые под руководством Платона, Сократа и других разработали определенные теории относительно человека – теории, которые очень близко соответствовали “эволюции” настоящего времени. Они, похоже, придерживались естественного развития человека и философски смотрели в будущее, полагая, что интеллект человека и его превосходство над низшими животными в некотором роде оправдывает и даже гарантирует, что он не может умереть. А когда, очевидно, наступает смерть, то человек на самом деле оказывается более жив, чем когда-либо прежде, – переходит в духовный мир, где у него также будут возможности для развития, эволюции в зависимости от его послушания принципам праведности. Эти философы слышали историю о грехопадении человека и приговоре Бога, вынесенном ему как грешнику, что по этой причине смерть царит в мире, что единственная надежда человека состоит в воскресении из мертвых, а [2HG041] единственная надежда на воскресение находится в искуплении, совершенном Иисусом, ради чего Он оставил славу и почести духовного состояния с Отцом и стал человеком, чтобы заплатить наказание, которое Справедливость вынесла человечеству. Он умер, Праведник за неправедных, и мы можем легко видеть, что эта простая история, в которой все основывается на Иисусе, была трудноприемлемой для светски мудрых греков, разрывая в клочья их философии.

Разложив эти факты перед своими читателями, апостол заявляет словами нашего текста, что хотя известно, что наш Господь был отвергнут религиозным классом, иудеями, и презираем философским классом, тем не менее, для тех, кто уверовал, кто увидел в Иисусе исполнение божественных пророчеств и обетований, кто пришел в своем сердце к близким отношениям с Ним через веру и послушание и, уверовав, уповает на драгоценные обетования, “Он для вас, верующих, драгоценность”. Только вы знаете, понимаете и воспринимаете всю ценность этого Мессии – имеете веру, так как не уповаете на свои собственные выдумки, теории и философии, как греки и мирские мудрецы, и на свою собственную праведность.

МНОГИЕ ГРЕКИ БЫЛИ ПРИВЛЕЧЕНЫ

Здесь следует отметить, что многие греки были привлечены в раннюю христианскую церковь благодаря признанию мудрости некоторых учений нашего Господа. Его Нагорная проповедь, например, Его толкование Закона и т. д. очень понравились философским умам греков. Они говорили: “Вот великий Учитель, а вот интеллигентный класс людей, которые следуют Его учениям и благодаря Ему отделяются от более низменных тенденций своей природы. Мы сами можем принять некоторые из этих учений; мы можем извлечь из них пользу; мы можем во многих отношениях брататься с этими христианами. Вот только они заходят слишком далеко, когда утверждают, что их великий Учитель, Иисус, искупил их Своей смертью и сделал угодными Богу. Если бы только мы могли вынудить их отказаться от этой черты их учения, они были бы очень ценным приобретением для нас, потому что в учениях их великого Вождя содержится большая доля философии, за исключением, разве что, того, что Он учил, что отдал Свою жизнь, чтобы спасти их от наказания за грех. Уберите это из Его учений, уберите также Его высказывание о том, что Он придет снова и установит Царство под всеми небесами, и мы, греки, вполне могли бы объединиться с этими христианами и гордиться ими”.

Итак процесс, который начался за пять дней до смерти нашего Господа, когда некоторые греки посетили Иисуса (Иоан. 12: 20), продолжился. В течение нескольких столетий происходило смешение греков и христиан, да еще в такой степени, что греческая философия привила многие свои догматы к христианским доктринам, и уже в третьем веке мы видим распространение этих греческих философий, и сегодня можно сказать, что они преобладают в христианской церкви. Сегодня совсем мало христиан, которые в той или иной степени не заражены греческой философией, и они являются редкостью. Число тех, кто вместе с ранней Церковью по-прежнему держится учений Иисуса и апостолов (а мы уже упоминали о них), принимая Его как грядущего Царя, а Его смерть – как цену примирения за наши грехи, по-прежнему остается, как во дни нашего Господа, “малым стадом” по сравнению с миром и церковничеством в целом.

КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ

Апостол, а также пророки часто называли Господа Иисуса “камнем преткновения”, и все указывает на то, что подавляющее большинство тех, кто соприкасается с нашим Господом и Его учениями, претыкаются о Него. Так вот, Петр излагает этот вопрос в контексте: “Итак, для вас, тех, кто верит, – драгоценность; а для не верящих – «Камень, который отвергли строители, – он стал главой угла», и «Камень преткновения и скала соблазна». Они претыкаются об это слово, будучи непокорны, к чему и были назначены. Но вы – избранный род, царственное священство, святое племя, народ, приобретенный в достояние, чтобы возвещать добродетели Того, Кто призвал вас из тьмы в Свой удивительный свет” (стихи 7-9, ВоП).

Утверждение о том, что преткнувшиеся были “назначены”, предопределены споткнуться, должно показаться безжалостным высказыванием тем, кто неправильно понимает Божественный план и полагает, что все преткнувшиеся о Христа попадают в вечные мучения. Считать, что Бог так устроил Свой план, чтобы они преткнулись, и назначил им такое преткновение, было бы несовместимо с божественной справедливостью и любовью. Но когда мы правильно смотрим на этот вопрос, все становится ясно. Когда мы видим, что этот призыв является призывом избранной Церкви быть Царственным Священством, а те, кто призван и находится в правильном состоянии сердца, должны составлять избранную Невесту Христа, Его сонаследников в Царстве, и как Царственное Священство быть занятыми вместе с великим Первосвященником в Его труде Тысячелетнего века благословения всех племен земли, тогда все ясно. Мы видим, что тем, кто преткнулся, ни в коем смысле не угрожают вечные пытки, и многие из них даже не преткнутся во Вторую Смерть. Однако их потеря [2HG042] будет серьезной, потому что они лишатся всего великого и драгоценного, что Бог сберег для Церкви.

ХАРАКТЕР В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ

Совершенно очевидно, что Бог предопределил, что никто не станет членом славной Невесты и сонаследником, если в этой жизни не достигнет подобия характера Его дорогого Сына. Апостол ясно высказывается об этом в Послании к Римлянам 8: 29, говоря: “Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями”. Таким образом, предопределяя, то есть предрешая, что никто не может быть со Христом в Царстве, если не проявит подобия Ему во время испытания в настоящей жизни, Господь также предопределил, что те, кто не будут копировать характер Господа в настоящей жизни, должны быть отвергнуты, и что их отвержение будет выражено их преткновением в заблуждение, которым они будут отделены и отмечены как отличающиеся от верного “Малого Стада”, которое наследует Царство. Верные сердцем будут наставлены в познании Господа, чтобы они не ходили во тьме, но, как говорит апостол, могли возвещать добродетели Призвавшего их из тьмы в Свой чудный свет. Очень ясный намек на то, что только такие будут наставлены Господом в понимании Истины, а другие, напротив, будут находиться во тьме по любому вопросу и, соответственно, будут претыкаться в неуверенности.

Мы обращаем внимание на другое место Писания, где говорится об этой скале соблазна и о тех, кто претыкается о нее. Пророк Исаия говорит (8: 12-16): “И будет Он освящением [безопасным местом для упомянутого класса] и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля”. Контекст показывает, что Господь через пророка говорит в первую очередь о духовном Израиле, живущем в конце Евангельского века. Он описывает современную тенденцию к объединению конфессий, говоря, что верный Господний народ не должен присоединяться к таким конфедерациям, которые игнорируют истину ради внешнего видимого союза; что Его народ не должен разделять страхи, которые преследуют церковников, что их конфессиональные ряды и численность будут нарушены, но должен бояться Господа и святить Его в своих сердцах, не уступая Его место сектантству и почитанию его.

СКАЛА СОБЛАЗНА

Именно для этого класса во время жатвы Господь будет “кровом [святилищем]”, как выражается пророк Давид, вновь описывая наш день и испытания, надвигающиеся на всех, кто назвался именем Христа. Он говорит: “Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится” – под божественной защитой и опекой. Там его не постигнет никакое зло. Напротив, он будет благословлен. Что касается других, которые не святят Господа в своих сердцах, но вместо этого почитают людей, человеческие институции и вероучения темных веков, и которые из-за страха нарушить их будут призывать и стремиться к организации, союзу, конфедерации, то о них Господь говорит, что они преткнутся, и Христос будет камнем преткновения, через который они упадут и разрушат свою веру. Затем Господь обратил внимание пророка на то, что это преткновение духовного Израиля в настоящее время, в конце Евангельского века, является параллелью, антитипом преткновения Израиля по плоти в конце Иудейского века. Он будет “камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля”.

Некоторые, возможно, скажут: мы без труда видим, как Израиль по плоти преткнулся во время жатвы, потому что отверг Иисуса как своего Спасителя и “не узнал времени посещения своего” (не осознал возможностей и привилегий, которые были у него). Но как понять, что современное христианство, номинальный духовный Израиль, претыкается о Христа как о камень преткновения и скалу соблазна? Напротив, не кажется ли вам, видя христиан с Библией в руках на каждом шагу (практически по всему цивилизованному миру, и особенно служителей церкви), что нельзя даже подумать о том, чтобы христианство сегодня преткнулось о Христа как о камень преткновения и скалу соблазна?

РАЗВИТИЕ ЦЕРКВИ

Мы отвечаем, что таково общее содержание библейских записей. Например, обратите внимание на Псалом 90 и на факт, что именно из этого Псалма сатана процитировал слова нашему Господу: “Ибо ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею”. Наш Господь отверг буквальное применение сатаной этих слов к Своим буквальным ногам. Но насколько отчетливым является их применение к символическим ногам Христа? Этот образ Тела Христа занимает видное место во всем Писании: Христос – Глава, а Церковь – Тело.

Церковь как таковая, как Невеста, как Тело Христа, находилась в процессе развития более восемнадцати веков. Апостолов и раннюю Церковь можно назвать плечами, руками и кистями, посредством которых все Тело получало благословения и опеку; остальные члены Тела представляют истинно посвященных Господу [2HG043] со времен апостолов до настоящего времени. Если наше понимание того, что мы живем в конце, при завершении Евангельского века и на заре Тысячелетия, верно, тогда мы естественным и понятным образом представляем “ноги” членов Тела Христа. Следует признать, что со времен апостолов и доныне существовало как номинальное Тело Христа, так и истинное Тело Христа; поэтому сегодня есть и номинальные члены “ног”, и истинные члены “ног”. Рассматриваемый стих указывает нам на класс “ног” в конце этого века и заверяет, что истинные “ноги” не преткнутся о камень преткновения. Намек здесь на то, что все, кроме истинных членов “ног”, преткнутся здесь.

Предыдущий стих показывает соотношение тех, кто преткнется и кто не преткнется, говоря: “Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится... Всевышнего избрал ты прибежищем твоим” (Пс. 91: 7, 9). Те, кто претыкается, очевидно, не будут иметь Господа в качестве святилища. На самом деле мы отмечаем, что очень многие сегодня, принимая имя Христа и занимая видное место в христианской работе, больше заинтересованы в своей секте и ее процветании, чем в Господе и великом плане, который Он осуществляет, – больше заинтересованы в членах своей секты и их процветании (даже если они не предоставляют доказательств освящения духа), чем в верных Господу за пределами своих сектантских оград.

БОЖЬИ СЛУЖИТЕЛИ

Этот стих Писания не только указывает на огромное количество церковников, которые падут, по сравнению с немногими истинными членами Тела Господа, которые не падут, и говорит о том, о что они преткнутся, о камень преткновения, о скалу соблазна, Христа, но вдобавок показывает, что особая сила Бога будет проявлена для Его верных, чтобы предотвратить их преткновение, иначе они падут вместе с остальными. Эта сила Бога на символическом языке Псалма называется “ангелами Его” – Его служителями, которым Он, как сказано, дает “поручение”, весть о “ногах”, и этой вестью они должны поддерживать их, защищать от преткновения и т. д.

Эти служители и сейчас трудятся в мире. С 1875 года они поддерживают класс “ног” – несут помощь всем тем, кто действительно является Господним народом. У них имеется послание от Господа – не новое откровение, а развернутое изначальное послание, данное через нашего Господа и апостолов. Сам Господь является главным слугой, служителем, чтобы помочь этим “ногам”. Также апостолы протягивают руку помощи, ведь разве все истины, которые сейчас помогают Божьему народу устоять, не являются “благой вестью” через Господа и апостолов? Наш Господь действительно пророчествовал, что в конце века Он препояшется как слуга, выйдет и послужит дому веры, членам “ног” Своего собственного “Тела” (Лук. 12: 37). Он рассказывает, как будет извлекать из хранилища истины новое и старое, посылая это членам “ног” посредством сослужителей, соработников. Действительно, каждый получает эту привилегию, чтобы снова достать и раздавать пищу, которая даст силу и способность устоять в том, что апостол именует “днем злым” (Еф. 6: 13).

ДЕНЬ ИСПЫТАНИЯ

Мы могли бы еще и еще приводить цитаты из Нового Завета, которые указывают на сегодняшний день как на время особого испытания и проверки, когда среди тех, кто считают себя верующими, “огонь испытает дело каждого, каково оно есть”, и потребуется “принять всеоружие Божие, дабы противостать в день злый”. Апостол описывает наш день Тимофею, говоря: “Но Дух явственно говорит, что в последующие времена некоторые отступят от веры, внимая обманывающим духам и учениям бесов посредством лицемерия людей, говорящих ложь” (ВоП). Затем он пишет: “Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся”. Обращаясь к Церкви в Фессалониках (2 Фесс. 2: 10, 12), апостол снова описывает серьезные времена, которые будут преобладать в конце века, особенно ссылаясь на силу сатаны, которая сейчас проявляется “со всяким неправедным обольщением погибающих [отпадающих от истины], за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду”.

Об этом отступлении в конце века наш Господь говорит в Своем послании к семи церквям. Обращаясь к последнему этапу Церкви, Лаодикии, представляющему живущую ныне номинальную систему, Господь заявляет, что, хотя она чувствует себя богатой, мудрой и великой, она не знает, что она несчастна и бедна, нага и слепа. Она живет в дне, когда Он стучит, но этот стук должен быть услышан и на него следует откликнуться каждому отдельно, чтобы [2HG044] Господь вошел и вечерял с таким в смысле предоставления ему небесной пищи и силы в испытаниях и огне этого дня, в котором мы живем. Подавляющее большинство лаодикийцев, как там показано, не услышит стука, не узнает времени своего посещения и будет “извергнуто” из уст Господа – отвергнуто от того, чтобы в дальнейшем быть Его посредниками в передаче Его вести миру (Отк. 3: 14, 18).

ПАДЕНИЕ ВАВИЛОНА

Под другим образом Господь называет эту лаодикийскую церковь Вавилоном – матерью и дочерями, – давая это имя всему семейству. Он показывает ее (Отк. 18: 1-4) как великий город, как религиозную систему из многих частей, и говорит в настоящем времени: “Пал, пал Вавилон... выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее... За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем” – уничтожена как система. Мы уже находимся в дне, в котором происходит падение Вавилона (от божественной милости), хотя день ее суровых язв и наказаний еще впереди. Осталось немного времени, и истинный народ Господа слышит Его голос, “поручение”, послание, которое Он дает Своим “ангелам”, Своим служителям относительно класса “ног”, чтобы поддержать их, придать им силы, не позволить им преткнуться, упасть, как упадут массы. Наш Господь в Своем великом пророчестве о конце века рассказал об этом падении: “Ибо восстанут лжехристы [ложные системы, выдающие себя за Тело Христа, Церковь] и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить [увести подальше от Истины, от веры], если возможно, и избранных” (Матф. 24: 24).

Только что процитированные слова нашего Господа ясно показывают, откуда возникнет большая часть этих проблем. Сектантство, выросшее до огромных масштабов, укрепилось и сделалось Вавилоном. Подавляющее большинство тех, кто составляет эти системы, являются лишь номинальными христианами того рода, о котором упоминает апостол в уже приведенной цитате. Они имеют вид благочестия, но не имеют силы, духа его; они любят сектантство, но не любят Истину, и сейчас, когда Господь посылает Истину как пищу вовремя, она становится испытанием и отличает истинных от подражателей – тех, кто любит Истину, от тех, кто любит популярность и церковность. Любящие Истину будут привлечены и притянуты к ней как магнит; соответственно, остальные не будут притянуты и будут противодействовать Истине, все больше симпатизируя заблуждению, человеческим философиям и т. д. Таким образом, брешь будет становиться все шире, и в конце концов мы можем ожидать, что только самые избранные будут удерживаться Истиной, которая для них будет Божьей силой, поддерживающей их и удерживающей от преткновения.

МНОГИЕ ЛЖЕУЧИТЕЛЯ

Вдобавок к этим ложным системам, и, очевидно, в некоторой степени вне их будут ложные учителя. Апостол Петр воспринимает это как должное и недвусмысленно умещает их в настоящем времени. Он говорит: “Были и лжепророки в народе [израильском], как и у вас [в будущем – в конце Евангельского века] будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении” (2 Пет. 2: 1, 2). Здесь мы снова имеем лжеучителей. Истина непопулярна, и большинство попадает в заблуждение. “Многие последуют их разврату”, отчего лишь немногие смогут устоять – “Малое Стадо”, не много великих, не много мудрых, не много ученых, в основном бедные мира сего, богатые верой, наследники Царства. “Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя”.

Мы видим этих лжеучителей так же отчетливо, как лжехристов (лжесистемы), претендующих на то, чтобы быть Телом Христа, Церковью, тогда как на самом деле существует только одна Церковь (одно Тело Христа – все истинно посвященные верующие под единым Главой). Таким лжеучителем является теософия, полностью находящимся вне Церкви Христа; таким лжеучителем является Христианская Наука, а также так называемые движения “Нового Мышления”. Все они находятся вне Церкви Христа, потому что ни в каком смысле не исповедуют суть христианских доктрин. Все они признают Христа великим Учителем – да и как иначе, ведь даже бесы и сатанинская сила вынуждены признать Его учения великими. Но вера в то, что Иисус жил и умер, что Он был хорошим человеком и великим Учителем, не является сутью христианской веры, которая выходит далеко за рамки всего этого и признает Его Искупителем, “ранами Которого мы исцелились”, “Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего”.

ЭВОЛЮЦИОНИСТЫ – НЕ ХРИСТИАНЕ

Во всех различных сектах христианства также появились лжеучителя, которые, подобно доктору Бриггсу и другим из школы “Высшей Критики”, в течение 25 лет отравляли различные системы церковности, вводя ловушки, вынуждающие преткнуться всех, за исключением истинных членов Тела [2HG045] Христа. Эти так называемые высшие критики, откровенно говоря, лишены веры, не верят в Библию как вдохновенное откровение божественного замысла. Они также не признают Христа как Искупителя. Ставя Его вровень с Шекспиром, Моисеем, Конфуцием и Платоном, они признают Его только потому, что Его имя популярно в цивилизованном мире.

Пагубные учения, которые эти люди распространяли через всех студентов всех этих семинарий и колледжей в течение последних 25 лет, влияли на христианство в каждой его части, в каждой конфессии. Сегодня редко можно найти служителя за любой кафедрой, который бы полностью и откровенно заявлял о своей вере в Иисуса Христа как Искупителя и в то, что Его смерть была жертвой за грехи всего мира, которую справедливость требовала, обеспечила и приняла как возмещение за первоначальный проступок Адама и как выкупную цену мира, обеспечив ему освобождение из гроба в свое время. Случайный человек, который откровенно и без обиняков заявляет, что он от всего сердца принимает смерть Иисуса как выкупную цену за грех мира, – это, как правило, сельский служитель, не получивший образования в колледже, не прошедший курс семинарии, или же прочитавший и до некоторой степени извлекший пользу из изложений Тысячелетнего Рассвета на эту тему.

СМЕРТЬ – НАКАЗАНИЕ

Некоторым может показаться странным, что учение о выкупе (о том, что Христос был заменой человека и заплатил Своей смертью наказание за весь род), которого твердо держались даже номинальные христиане и все вероучения, так быстро становится “камнем преткновения”. Тайна кроется в огромном росте знаний и стимулировании мысли в наше время. Вероучения христианства, которые говорят, что Христос умер для освобождения нас от наказания, вынесенного Адаму, находятся в согласии со Священным Писанием. Но когда в них говорится, что наказанием за первоначальный грех были вечные мучения, и что Христос искупил нас от вечных мучений, то они находятся в жестокой оппозиции к Писанию, которое заявляет, что наказанием за первоначальный грех была смерть, и что смерть Христа обеспечила Адаму и его роду освобождение от этого смертного приговора.

Церковничество, принимая утверждения своих различных вероучений и не принимая во внимание учение Священного Писания, заключило, что если наказанием для нашего рода были вечные мучения, и Христос заплатил это наказание за наш род, то Ему обязательно было отправиться в вечные мучения; а поскольку Он не отправился в вечные мучения, но вошел в славу, то, по их убеждению, Он не мог быть заменой, Искупителем. Рассуждение достаточно здравое, однако предпосылки ложные. Писание не утверждает, что наказанием являются вечные мучения. Эта теория была придумана в темные века. На самом деле Писание говорит, что наказанием является смерть, что Христос заплатил это наказание, и что его уплата стала ценой искупления за жизнь мира. Здесь кроется тайна силы воздействия заблуждения на тех, кто был обучен этому заблуждению и вероучению.

Следствием является не только отказ от выкупа. Со временем, когда у многих откроются глаза, им придется отказаться от теории вечных мучений как несовместимой с разумом. Но все еще веря в то, что убеждения их вероучений являются учением Писания, и держа в уме определенные ложные толкования некоторых притч, многие теряют веру не только в выкуп, но и в Библию. Их вера терпит крушение, и соответственно все, что раньше было заложено в их сознании в виде религиозной надежды, становится тусклым и неопределенным. Они хватаются теорий философов и оккультистов и становятся все более слепыми к истине. Как говорит апостол, Христос для одних – камень преткновения, а для других – безумие, но для нас, верующих, Он драгоценен. Для нас, верующих, свет двадцатого века приносит по милости Божьей более глубокое понимание Божьего Слова и более полное оценивание Божественных обетований, более широкие и глубокие надежды, которые являются якорем для наших душ, надежным и непоколебимым, входящим за завесу.

Видя, дорогие братья и сестры, какое большое испытание выпало на долю христианства, – что подавляющее большинство должно преткнуться об Иисуса как о скалу соблазна, отвергнув Его как Искупителя, – давайте позаботимся о том, чтобы, как предупреждает нас апостол, “принять всеоружие Божие, дабы мы могли противостать в день злый”. Давайте не будем думать, что мы можем облечься в эти доспехи лишь интеллектуальным знанием Божественного плана. Будем помнить, что лишь принимающие Истину “в любви к ней” смогут устоять, что им будет оказана необходимая помощь, что они будут поддерживаться благой вестью великой радости – вестью, разъясняющей планы Небесного Отца, которая столь необходима для нашей поддержки, силы и того, чтобы устоять в этом нынешнем злом дне.

Так будем же твердо хранить уверенность нашего ликования, основание нашей веры – факт, что Христос умер за наши грехи, что Его жертва стала умилостивлением за наши грехи, и не только за наши, но и за грехи всего мира. Любое учение, которое не согласуется с этой доктриной выкупа, может тут же считаться надуманным, не соответствующим Писанию, призванным запутать, заманить в ловушку и вынудить преткнуться. Все новые теории – эволюция, высшая критика, Христианская Наука, теософия, спиритизм, мормонизм – могут быть проверены и определены с помощью этой бесценной мерки – [2HG046] выкупа. “Если они не говорят, как это слово, то нет в них света”.

2HG039 (1904 г.)