[2HG080]
ИЗБРАТЬ БЛАГУЮ ЧАСТЬ
“Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее” (Луки 10: 41-42).
Каждый день и каждый час мы сталкиваемся с противоречивыми интересами и предложениями. Мы постоянно делаем выбор между ними, либо активно выбирая, либо пассивно принимая то, что, как мы знаем, наступит, если мы воздержимся от действий. Ценность правильного выбора среди различных предложений молодые люди понимают и оценивают в недостаточной степени. С годами мы получаем уроки опыта, формируем то, что называется суждением. Иными словами, мы узнаем о важности правильного выбора – о том, что наша будущая жизнь во многом зависит от нас самих, от того, какой вид мы придадим ей, принимая или отвергая хорошие или плохие побуждения и возможности.
В значительной степени это всегда было действительно так, но в наше время это вернее, чем когда-либо прежде, потому что мы живем во времена больших возможностей, которых не было в распоряжении наших прародителей. Изобретения, машины, почта, телеграф, телефон, печатный станок многократно увеличивают наши возможности как во благо, так и во зло, так что в действительности наш опыт и возможности, можно сказать, семикратно больше, чем у наших прародителей. Какая ответственность лежит на нас – на всех людях, и особенно на тех, кто был просвещен божественной истиной, принят в Божью семью и уполномочен быть послами Бога, позволяя, чтобы их свет сиял перед людьми и прославлял Небесного Отца!
Самая ранняя иллюстрация упущенных возможностей записана в Священном Писании. Отец Адам и мать Ева, находясь в Эдемском саду, под божественной милостью, имели возможность выбрать между жизнью и смертью. Правда, дело предстало перед ними не совсем в таком виде, ведь искушения обычно принимают как можно более привлекательную форму. Для матери Евы это не казалось выбором между вечной жизнью и смертной казнью, ведь она всего лишь поверила змею, а не Богу. Бог сказал, что непослушание Его повелению съесть запретный плод приведет к смерти, а противник противоречил Господу и заставил мать Еву поверить, что у Господа были корыстные, нечестные мотивы в связи с этим повелением, что Он боялся, что она и Адам станут такими же мудрыми, как Он, если вкусят плод, и что наказание смертью за акт непослушания было лишь угрозой, чтобы удержать их от приобретения мудрости. Мать Ева сделала выбор между верой Богу и верой сатане. Она предпочла поверить последнему и, к своему несчастью, приняла его предложение.
ВЕРА В БОГА НЕОБХОДИМА
Так и к нам приходят искушения. Нас склоняют к выбору вещей, которые являются злом, путем введения в заблуждение. Поэтому наш первый урок должен быть таким: “Пусть Бог будет правдив, [2HG081], даже если при этом все остальные будут заклеймены как неправдивые”. Мать Ева сделала плохой выбор из-за недостатка веры в Бога. Давайте не будем заблуждаться подобным образом; давайте будем полностью доверять нашему Создателю – Его Слову, Его характеру, Его плану. Результат подтвердит мудрость такого поведения, потому что мы избираем Бога, а не сатану.
Затем выбор (испытание) пришел к отцу Адаму, но не через змея, а через его жену. Апостол уверяет нас, что Адам не был обманут. Он прекрасно знал, что наказание смертью, которое Господь приложил к непослушанию, непременно будет вынесено. Тем не менее, он уступил своей жене и вкусил запретный плод. Видя, что Ева ослушалась, он неразумно принял решение, что должен разделить жребий вместе с ней.
Можем сказать, что Адам, по сути, совершил самоубийство, хотя яд непослушания действовал медленно. Он совершил большую ошибку и избрал неверный путь. Он должен был сказать себе: “Моя первая ответственность – перед моим Создателем; моему Господу я буду верен”. Адам должен был верить, что Господь каким-то образом поруководит этим и направит должным образом, так что его послушание не навлечет на них вечного несчастья, а как-то благословит в свое время. Мы уверены, что на самом деле так и было бы, но он избрал не хороший удел, а плохой, когда предпочел любовь и общение своей жены любви и общению своего Творца. Он очень много потерял из-за этого плохого выбора, и последствия его ошибки все еще существуют в его роду, как говорит апостол: “Поэтому как через одного человека в мир вошел грех, а через грех – смерть, так смерть перешла на всех людей, потому что все согрешили” (Рим. 5: 12, ВоП).
Тот же выбор жизни и смерти не стоит перед всеми людьми после грехопадения, потому что, как сказал апостол в только что приведенной цитате, мы разделили наказание за непослушание отца Адама. Выбор прекратился после вынесения смертного приговора. У нас никогда не было совершенной жизни такой как в Адаме. Поэтому мир не призван выбирать между вечной жизнью и вечной смертью, потому что все рождаются под смертным приговором: “Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя”. Только благодаря ясному знанию об Искупителе и Его работе можно быть оправданным от этого приговора, но таким знанием и верой сейчас обладают немногие. Только после такого оправдания от первоначального смертного приговора человек может оказаться на испытании на вечную жизнь или смерть.
Тем не менее, перед человечеством постоянно открываются возможности выбора иного рода. Почти все знают, что хотя смертный приговор вынесен каждому члену семьи Адама, все же мы можем либо ускорить процесс умирания греховным образом жизни, либо замедлить его тщательными, воздержанными стремлениями к праведности. Поэтому мир стоит перед выбором: спешить по широкому пути, давая волю своим страстям, либо, наоборот, пытаться сдерживать их и идти вниз медленнее. Какие возможности открываются перед миром каждый день и каждый час! Мы говорим сейчас не о Церкви, но о мире, о тех, кто находится на “широком пути”, – не о тех, кто вошел тесными воротами на “узкий путь”, ведущий к жизни. Наше увещевание миру в целом, находящемуся на широком пути, ведущему вниз под смертным приговором Адаму, состоит в том, чтобы люди не спешили, были мудрее, проявляли сдержанность, обуздывали свои страсти, аппетиты, безрассудства, которые унаследовали. Мы призываем к этой умеренности в интересах нынешней жизни, в интересах того, чтобы быть примером для других, в интересах детей, которых они могут завести и которых будут в известной степени вести за собой шаг за шагом к умственной, моральной и физической деградации.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ БОГА АВРААМУ
После того как человечество прошло около 2000 лет по “широкому пути”, Господь обратился к отцу Аврааму с предложением, которое в Писании обозначено как первичное изложение Евангелия. Это было лишь смутное высказывание, малопонятное Аврааму, также как желудь определенным образом представляет дуб, свойства которого заложены в нем. Господь дал понять Аврааму, что в будущем Он намерен принести благословение миру человечества – дать некоторое облегчение, помощь детям Адама, которые в течение 2000 лет находились на “широком пути”, не имея никакой надежды. Далее Бог дал понять, что, если Авраам будет проявлять веру и послушание, Богу будет угодно использовать его и его потомков для предполагаемого благословения рода. Здесь был выбор: продолжать идти путем своего отца, Тераха, который, очевидно, был идолопоклонником, оставаться в семейном кругу, соблюдая домашние порядки и т. д., или оставить дом и друзей и, проявив веру в Божье обетование, пойти в землю Ханаанскую, которая в то время была пустынной. Таким образом, стать на стороне Бога, доверяя Его обещаниям будущего благословения, означало для Авраама практически отказаться от друзей, соседей и родственников.
Авраам избрал “благую часть”. Он проявил веру в Бога, был послушен Божественным указаниям, и апостол говорит, что таким образом он стал наследником обетований. Он мог избрать другой путь, и в этом случае он получил бы свой удел с остальным миром, а Господь нашел бы кого-то другого для исполнения Своего замысла. Авраам [2HG082] сделал поистине замечательный выбор, и его вера в Бога и Его обетования была с избытком вознаграждена. Однако вопрос о том, получил ли он или не получил хорошее вознаграждение, зависит от точки зрения наблюдателя. С мирской точки зрения он ничего не получил – жил в пустыне, не имел сына почти до ста лет, а позже был испытан в своей вере, готов ли он отдать сына, в котором были сосредоточены обетования. Писание утверждает, что он был верен во всем этом, всегда выбирал хорошую, благую часть, и все же не получил благословений, которые Бог обещал ему, – например, землю Ханаанскую. Он никогда не владел ею, как вспоминает Стефан в своей речи (Деян. 7: 5), и не смог иметь ее хотя бы на стопу ноги. Единственным наделом, которым он владел, была пещера Махпела, где он похоронил свою жену Сару, но и эта пещера не пришла в дар от Бога, а была куплена за деньги.
Господь уверяет нас, что Авраам избрал благую часть. И хотя он не получил обещанных ему благословений в Ханаане, это тоже было частью большего благословения, так как означало, что он получит эти благословения в будущем и подразумевало его воскресение из мертвых. Мы можем быть уверены, что окончательно, когда Авраам, будучи поднятым из мертвых, получит исполнение данных ему милостивых обетований, он найдет их безмерно более обильными и лучшими, чем он мог просить или думать (Евр. 11: 38-40). Хороший выбор Авраама принес ему некоторые благословения уже в этой земной жизни, ведь даже тогда он был известен как “друг Божий” и у него была привилегия иметь мир Божий, превосходящий всякое понимание, господствующий в его сердце. Он имел привилегию всегда чувствовать, что Господь был его Богом, его защитником и его проводником. Он, несомненно, имел большое преимущество во всех отношениях перед другими людьми, не находящимися в отношениях Завета с Господом.
ИАКОВ ИЗБРАЛ ЛУЧШЕЕ, ЧЕМ ЕСАВ
В свое время внуки Авраама, Исав и Иаков, сделали выбор – один – плохой, другой – хороший. Мы знакомы с этими обстоятельствами. Братья были близнецами, но Исав, родившись первым, стал, согласно божественному распоряжению по времени, наследником обетования, данного Аврааму, что в его семени благословятся все племена земные. Исав больше думал об охоте и тому подобном, и его мало заботило то, что он унаследовал долю в великом обетовании, данном его деду, Аврааму, что по рождению он принадлежал к потомству, посредством которого великое Божье благословение в конечном итоге должно прийти к миру человечества. Иаков же, напротив, очень уважал это обетование и сильно сожалел, что по чистой случайности не стал старшим сыном, первенцем Исаака, чтобы унаследовать патриархальное благословение. Здесь был случай, когда природа отдала предпочтение одному и в равной степени лишила этой привилегии другого.
Однако, по провидению Господа, обоим молодым людям предстояло испытание – испытание веры в божественное обетование и осознания привилегий, которые достались их семье. Испытанием стал аппетит. Однажды оба были голодны. У Иакова была похлебка. Исав пожелал ее, и по взаимному согласию это приняло форму испытания: выбор между похлебкой и наследством по Божьему обетованию, данному Аврааму. Исав предпочел похлебку и был готов расстаться со своей долей в обетовании, которое, как ему казалось, все равно никогда не исполнится. Иаков, напротив, предпочел обетование, в которое полностью верил и был готов, и даже рад, отдать за него похлебку. Это была честная сделка, поскольку каждый получил то, что предпочел. В оценке Господа вера Иакова, приведшая к самоотречению ради благословения и наследования обетования, была хорошим выбором, который Он мог одобрить. Это доказывало, что Иаков имел веру, послушание и самопожертвование, которые Господь мог одобрить, и именно по этой причине еще до их рождения последствия были возвещены таким образом, что Господь пожелал показать Свое предвидение относительно того, кто будет приемлем, а кто неприемлем в деле исполнения обетования. Точно так же Исав продемонстрировал, что у него не было веры, послушания и самоотречения, которые сделали бы его пригодным стать наследником обетования.
Иаков избрал “благую часть”, и она не была отнята у него. Но и здесь, как и в случае с Авраамом, хороший выбор не принес всех своих плодов при жизни Иакова. Наоборот, он принес ему лишения, испытания и трудности. Ради этого наследства по еще неисполненному обетованию, которое, следовательно, было исключительно вопросом веры, Иаков был вынужден оставить дом своего отца, расстаться не только с большой долей старшего сына в наследстве, но и оставить в руках своего брата долю младшего сына. Он отказался от всякого удела в земном имуществе своего отца, чтобы в полной мере обладать Авраамовым благословением. Иаков избрал ту благую часть, которая не была отнята у него и которой он до сих пор является наследником. Он не получил никакого благословения в то время, кроме мира, радости и перспективы, но является наследником определенных обетований о благословении в будущем, которые, как он верил, будут непреложными и которые мы тоже считаем непреложными. Когда придет время, и Авраам получит воскресение и свою долю в обетовании, мы можем с такой же [2HG083] уверенностью ожидать, что Исаак и Иаков будут совместно с ним наследовать то, что обещал Бог.
ИОСИФ И ДРУГИЕ ИЗБРАЛИ БЛАГУЮ ЧАСТЬ
Двигаясь дальше по течению времени, мы видим Иосифа в Египте и то, как по Господнему провидению ему выпали испытания – как за его веру братья возненавидели его и продали в рабство. Тем не менее, мы видим, что он не только не потерял веру в Бога, но продолжал верить и стремился угодить Господу. Мы находим его в доме Потифара, одного из видных чиновников Египта, в качестве слуги, и видим, что он был верен принципам праведности и обязанностям перед своим господином. Мы видим, как эта добродетель, очевидно, временно обернулась для него во вред, но его вера в Господа не ослабела, и в конце концов Господнее провидение возвело его на престол Египта. Мы видим, что он избрал “благую часть” и получил благословение, немаловажной частью которого было то, что он стал прообразом Господа Иисуса, Который, будучи испытанным во всех отношениях, был высоко вознесен и должен стать великим правителем на престоле мира, прообразом которого был престол Египта.
Позже мы видим, как был испытан Моисей. Перед ним встал выбор: быть на стороне правителей Египта как один из его князей, а значит, как один из угнетателей Израиля, его народа, или отказаться от своего принятия в царскую семью и стать на стороне народа Израиля, тем самым разделяя его бесчестье и преследования, теряя удовольствия египетского двора и связанные с ним почести и отличия. Уважение Моисея к Богу и к обетованию, данному Аврааму, заставило его отказаться от земных благ и возможностей, после чего он был готов стать вождем Израиля при выходе из Египта и прообразом великого Мессии, Который окончательно выведет всех пожелавших служить и поклоняться Богу из египетской тьмы и египетского рабства – из греха и смерти в свободу Божьих сынов. Моисей также избрал благую часть и, подобно другим, еще не получил настоящего благословения, обещанного Богом, – также ожидает тысячелетнего Царства, посредством которого будут дарованы все Божьи благословения и исполнятся все Божьи обетования.
Позже в истории Израиля мы видим, как делали выбор его пророки. В качестве примера мы слышим, как пророк Илия, обращаясь к народу, предавшемуся идолопоклонству, говорит: “Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте”. Илия не оставил сомнений в том, какова была его вера и служение. Это означало для Илии испытания и трудности в жизни, а также радость и благословение в Господе и уверенность в Его направляющей руке. Еще больше это будет означать для него в будущем, когда все верные Господу получат награду при введении тысячелетнего Царства.
НАШ ГОСПОДЬ ИЗБРАЛ БЛАГУЮ ЧАСТЬ
С первым пришествием нашего Господа условия изменились. Для тех немногих, кому посчастливилось принадлежать к потомкам Авраама через Иакова, возможность получить славные привилегии уже не была только в будущем. Эти привилегии пришли вместе с нашим Господом. Будучи первым, кто пошел по “узкому пути”, наш Господь, вождь, стоящий во главе всех, кто последует за Ним, сделал выбор и избрал благую часть. Он “прежде бытия мира” был в славе и чести с Отцом. Отец уже использовал Его как особое орудие при сотворении ангелов и людей, когда предложил Ему стать Искупителем человека. Ему предстояло сначала отложить в сторону Свою славу духовного существа, чтобы стать человеческим существом и таким образом быть подходящим выкупом для искупления человека – отдать совершенную человеческую жизнь за совершенную человеческую жизнь, которую Адам потерял из-за греха, таким образом искупив Адама и попутно всех, кто потерял жизнь через него. Это был выбор, и в Писании ничего не говорится о том, что наш Господь, делая его, был каким-то образом принуждаем к принятию решения.
Насколько нам известно, наш Господь мог сказать, что Он уже соблюдал Божественный Закон и будет соблюдать его всегда, и что Он решил не отказываться от духовных условий ради человеческих, чтобы затем полностью отдать жизнь в жертву за людей. Насколько мы понимаем принципы, лежащие в основе этого, такое поведение не принесло бы никакого осуждения “Единородному”. С другой стороны, к предложению Отца прилагалась награда, и эта награда была достаточным стимулом для нашего Господа Иисуса, поэтому Он с радостью и готовностью принялся за дело. Апостол говорит об этой награде, упоминая нашего Господа: “Который за лежавшую перед Ним радость вытерпел крест, презрев посрамление, и сел по правую руку от престола Божьего” (Евр. 12: 2, ВоП). Апостол не уточняет, в чем заключалась эта “радость”, но мы вполне можем себе ее представить: (1) Он радовался, наслаждался исполнением воли Отца, имел доверие, что послушание Отцу, чего бы оно ни стоило, в конечном итоге принесет приятные и счастливые результаты. (2) Будучи причастником Духа Отца, Он сочувствовал человечеству. Постигая милостивый план Отца, Он радовался и ликовал, сотрудничая с этим планом по избавлению человека от греха и смерти во время тысячелетнего Царства. [2HG084]
Выбор нашего Господа, очевидно, оставался открытым для Него и после того, как Он смирил Себя, оставил славу, которую имел у Отца, и стал человеком. В возрасте 30 лет, возрасте совершеннолетия, Ему по-прежнему предстояло выбрать, будет ли Он продолжать как совершенный человек пользоваться Своими правами и привилегиями и жить вечно защищенной жизнью, на которую имел бы право, как совершенный человек по условиям Закона – “Человек, исполнивший их, будет жить ими” (Рим. 10: 5), – или продолжит путь, который Он начал, чтобы исполнить план Отца и стать Искупителем человека, а затем вернуться к небесным условиям с преизобильной славой. Мы видим, что Он быстро принял решение. Тотчас по достижении 30-летнего возраста Он предстал перед Иоанном, чтобы креститься, свидетельствуя тем самым о Своем посвящении до смерти в согласии с планом Своего Отца. О состоянии Его сердца говорит пророк: “Я желаю исполнить волю Твою, Боже Мой, и закон Твой у Меня в сердце”. В течение трех с половиной лет Его служения мы видим, как Он постоянно и неизменно придерживался этого выбора и день за днем отдавал Свою жизнь, исполняя волю Пославшего Его, – отдавал Свою жизнь, Свою жизненную силу, постоянно приходя на помощь больным, которым сострадал как части “стонущего творения”, за которое Он умирал. Мы видим Его верность Своему выбору ценой всех земных интересов “даже до смерти, и смерти крестной”.
Сделал ли наш Господь мудрый выбор? Избрал ли Он благую часть? Или же Его возможности и жизнь были потрачены впустую, как предполагали многие, кто видел и знал Его? Мы отвечаем, что жизнь, прожитая в согласии с божественным приглашением, не может быть потрачена впустую. И результаты, конечно же, будут славными и величественными. Как свидетельствует апостол, именно так было с нашим Господом. Он получил большую личную награду: “Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени [следующее после Отца], дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено... и всякий язык исповедал... в славу Бога Отца” (Фил. 2: 9-11).
Но это личное возвышение не было всей наградой нашего Господа, а только началом. Его тысячелетнее Царство со всеми возможностями и привилегиями для возвращения человечества (искупленного Его смертью) к человеческому совершенству все еще в будущем. Именно в это Царство, как Он возвестил, Он войдет как представитель Отца с силой и великой славой, чтобы, как предвещенное “семя Авраама”, совершить предсказанное благословение “всех племен земных” – великий подъем, общественный, моральный, умственный и физический, для стонущего творения, великое испытание (возможность, проверку), которое должно прийти к каждому человеку с целью показать, будет ли он при благоприятных условиях и полном знании послушным Богу и, таким образом, достойным вечной жизни, или непослушен и, таким образом, закономерно подвергнется Второй Смерти.
Награды за то, что наш Искупитель избрал “благую часть”, простираются еще дальше – за пределы тысячелетнего Царства. Это Царство придет к концу, когда исполнит свое предназначение по поднятию человечества. Затем, как особо отмечает апостол, Христос “предаст Царство Богу и Отцу” (1 Кор. 15: 24, 28), чтобы с тех пор восстановленный род мог быть подотчетен непосредственно Отцу, как великому Царю вселенной, без каких-либо посредников или примирителей. Но слава нашего Господа, Его привилегии и служение на этом не закончатся. Священное Писание говорит, что частью Его награды была Божественная природа и общность с Отцом в Его престоле – не просто в престоле земли, тысячелетнем Царстве, которое закончится в конце тысячи лет, но общность в Царстве вселенной, честь, достоинство и т. д. которой мы не в состоянии оценить. Кто может сомневаться в том, что наш дорогой Искупитель мудро избрал благую часть, и что ее преимущества никогда не будут отняты у Него.
ЖАЛКИЙ ВЫБОР САТАНЫ
С другой стороны, как противопоставление, апостол обращает наше внимание на противоположное поведение сатаны, одного из главных ангелов, который попытался сделать выбор, не предложенный ему Небесным Отцом, что явилось бунтом – грехом. Честолюбие сатаны взыграло, когда он увидел наших первых родителей, Адама и Еву, в Эдеме. Он увидел, что они, хотя и “немного умалены пред ангелами” славой и достоинством, обладали силой, которой не было у ангелов – силой воспроизводить свой род, способностью умножать его. Считая их подобными ангелам, среди которых он никогда не видел смерти, сатана пришел к выводу, что захват этой первой пары, подчинение ее своему влиянию означает расширение его влияния, и что он сможет взять их в качестве ядра власти и царствовать как вождь, как бог над землей.
Таким было первоначальное искушение, предложенное нашим первым родителям, чтобы привести их к непослушанию Богу и заставить думать о сатане как о своем настоящем благодетеле. Хотя этот план в значительной степени потерял свою привлекательность для сатаны, когда роду был вынесен смертный приговор – когда за грехом последовало умственное, моральное и физическое вырождение, горе, боль и смерть, и когда сам сатана, за свою неверность, был отлучен от общения со святыми ангелами, – тем не менее, с тех пор он придерживается того же поведения с человечеством. Вот уже 6 000 лет он стремится показать себя ангелом [2HG085] света и представить людям Всемогущего как злое существо. И это ему в значительной степени удалось, о чем свидетельствуют неверные представления о божестве у язычников, а также в вероучениях христианства. Увы! Каким злым был замысел, выбор сатаны! Каким пагубным было его влияние на него самого и на всех, кто с ним связан! Какими ужасными, какими далеко простирающимися являются пагубные последствия греха! Священное Писание открывает нам, что дело еще не закончено – что в конце концов сатана будет уничтожен во Второй Смерти вместе со всеми, кто добровольно и сознательно станет последователями его злого поведения и кто, поэтому, называется его “ангелами”, слугами.
МНОГИЕ СЛИШКОМ СЛЕПЫ, ЧТОБЫ ДЕЛАТЬ ВЫБОР
Сегодня человечество в целом, находясь под божественным приговором смерти и будучи ослепленным невежеством, суеверием и заблуждениями, которые навел на него бог мира сего, сатана, находится, по выражению Священного Писания, под “лукавым”. Люди слишком испорчены, чтобы сделать какой-либо выбор, видят слишком нечетко. Бог не даст им великого окончательного выбора жизни или смерти в нынешних условиях, видя, что их решение может только навредить им самим. Он отложит возможности выбора для них до тех пор, пока условия не станут более благоприятными, чем сейчас, – до времени тысячелетнего Царства, когда взойдет Солнце Правды и прогонит “тьму, [которая] покрывает землю, и мрак – народы” (Ис. 60: 2). Тогда у них будет выбор добра или зла, жизни или смерти, но не потому, что Бог задолжал им такую возможность, ведь Он им ничего не должен. Весь род был справедливо осужден на смерть из-за проступка отца Адама. Основанием, на котором Бог намерен дать им будущее испытание в благоприятных условиях, является Его благодать, Его милосердие, Его любовь, явленная в Иисусе и осуществленном Им искупительном труде – “выкупе за всех, – свидетельстве, являемом в свои времена” (1 Тим. 2: 6, ВоП).
Между тем, до назначенного времени Царства и испытания мира на жизнь или смерть Небесный Отец дал Послание, для которого (хотя оно открыто для иудея и язычника, раба и свободного) не все имеют “уши, чтобы слышать”, и не все имеют “глаза, чтобы видеть”. Огромная масса человечества ослеплена и глуха, когда речь идет о Послании этого Евангельского века.
Апостол объясняет ситуацию, говоря, что “бог этого века ослепил мысли неверующих” (2 Кор. 4: 4). Пророк заверяет, что приближается время, когда “откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся”. Но сейчас тем, кто хоть немного слышит и хоть немного видит Божью благодать во Христе, для кого праведность, как они ее увидели мельком, является привлекательной, Господь предлагает в Евангельском веке особую привилегию и призыв. Это привилегия быть оправданным верой – быть признанным Господом не благодаря слабостям падшей плоти, а благодаря воле, намерению разума. Таково предложение завета, обеспеченное жертвой дорогого Искупителя за человека.
Призыв (для тех, кто слышит и верит) состоит в том, чтобы посвятить свою жизнь Господу – взирать на Иисуса, принимать Его как свой образец и ходить “узким путем” по Его стопам. Это – выбор, он не обязателен, так же как он не был обязательным для нашего дорогого Искупителя! Но выгодно ли следовать за Ним, ходить по Его стопам? Он предупреждает всех, желающих начать, что быть Его учениками означает нести крест – что мир будет презирать, ненавидеть их, как презирал и ненавидел Его; что мир будет неправильно понимать их и всячески неправедно злословить, как злословил Его; что врагами человека будут его домашние, как Иуда предал Его. Но Он также заверяет нас, что “если терпим [с Ним], то с Ним и царствовать будем”, что “если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем”. Условия этого предложения изложены настолько ясно, что для исследователя Библии истолковать их неверно и сделать вывод, что речь идет о предложении вознестись на небеса на ложе, устланном цветами, было бы непростительным. Учитель также указал на то, что мы не должны надеяться, что нашими спутниками на этом “узком пути” будут многие великие, мудрые или ученые согласно поведению и оценке этого мира; но что наследниками Царства будут в основном “бедные мира... богатые верою”, а в целом – всего лишь “малое стадо”.
ИЗБИРАЕМ ЛИ МЫ ЭТУ БЛАГУЮ ЧАСТЬ?
На протяжении всего Евангельского века слышавшие евангельскую весть более-менее отчетливо имели возможность выбирать между служением Богу и Мамоне и наградами их. Как мы выбираем в этом вопросе? Если, как дает понять апостол, эта возможность выбора была великой милостью для нашего Господа Иисуса, если великая награда досталась Ему благодаря послушанию, то насколько мудрее для нас, “по природе детей гнева”, погрязших в грехе и его бедах, принять божественную милость с ее великой славой, честью, бессмертием и привилегией сонаследования в Царстве! Что мы выбираем, дорогие братья? Я верю, что вы, как и я, решили и никогда не измените этого решения: следовать за Господом “при порицаниях и похвалах”, быть верными Ему и Его делу, Его слову и Его [2HG086] братьям до самой смерти. Это, безусловно, в высшей степени великолепный выбор. Таким образом мы избираем “благую часть”.
Отметив, что принятие евангельского призыва не является обязательным, и что уклонение от “узкого пути” не влечет за собой ни наказания вечными мучениями, ни даже наказания за умышленный грех, которым является Вторая Смерть (ни для нашего Господа, ни для нас), мы должны сказать, что принятие евангельского призыва полностью меняет дело. Отныне мы находимся на испытании, результат которого непреложен, а именно: наше посвящение ходить “узким путем” по стопам Господа подразумевает хорошую степень знаний, а принятие нас Господом, наше вхождение в Его семью сыновей – дальнейшее возрастание в знании в школе Христа. Такая благосклонность и такое знание, указывает апостол, влекут за собой ответственность и делают результаты судьбоносными для вечной жизни или смерти. Его аргументы убедительно представлены в Послании к Евреям 6: 4-8 и 10: 26-31. Однако мы должны помнить, что во Вторую Смерть таких могут ввергнуть не искушения и слабости, а только умышленный, сознательный грех против света и знания. Заблудшие получат “удары” для исправления и восстановления, тогда как умышленно злые будут причислены к “нечестивым”, которые, как говорит Господь, будут “уничтожены” во Второй Смерти.
ХОРОШИЙ, ЛУЧШИЙ И НАИЛУЧШИЙ ВЫБОР
В нашем тексте говорится о выборе между двумя хорошими вещами и подразумевается, что те, кто действительно Господние, могут выбрать хорошее или лучшее. Поэтому мысль нашего текста с особой силой относится ко всем, кто искренне стал Господним народом. Марфа избрала хорошую часть, она действительно “в усердии не ослабевала; духом пламенела; Господу служила”, и во всем этом ее поведение, далекое от порицания, было, как мы уверены, высоко оценено Господом. Противопоставление Господом двух сестер и Его особое одобрение поведения Марии, вероятно, не проявилось бы, если бы Марфа не роптала на сестру, считая ее безразличной к гостеприимству дома.
Наш Господь, Который ценил обеих сестер, воспользовался случаем, чтобы показать Марфе, что, хотя ее поведение было достойно уважения и, безусловно, весьма ценимо, поведение Марии Он все же ценил больше. Марфа так любила Господа, что хотела сделать для Него все. Мария любила Господа и то, что Господь любил и о чем с удовольствием говорил, настолько, что никак не могла насладиться Его обществом и общением с Ним, как бы ей ни хотелось присоединиться к сестре в приготовлении изысканного пира в Его честь. Мария больше Марфы ценила духовную пищу, которую раздавал Господь, о которой Он говорил Своим ученикам, когда близ Самарии у колодца они упрашивали Его: “Учитель, ешь”, а Он отвечал: “У Меня есть пища, которой вы не знаете”. “Моя пища есть творить волю Пославшего Меня”, – сказал Он.
Для тех, кто уже избрал Господа, кто избрал благодатные обетования, праведность, и кто, избрав их, отверг грех, сатану, мир и эгоизм, есть урок в словах нашего Господа, обращенных к Марфе. Избрав, таким образом, хорошее во всех отношениях, мы должны понимать, что именно может быть лучшим и наилучшим с точки зрения Господа, а что хорошим. Урок, очевидно, в том, что хотя усилия в служении Господу в насущных и духовных делах правильны, похвальны и оценены Господом, в то же время есть нечто, что Господь может оценить еще больше. Более всего Он ценит тех, кто алчет и жаждет праведности, кто “питается Его словами”, кто “сидит у Его ног”, кто восхищается Его славным планом и радуется сиянию его раскрытия.
Помимо важности выбора правильного решения во всех жизненных делах и осознания того, что малейшая ошибка может повлиять на все последующие дела нашей жизни, особый урок, который мы хотели бы преподнести, заключается в том, что хотя активность в служении Господу является признаком нашей любви к Нему, еще более высокий знак нашего уважения проявляется в общении с Ним в молитве и изучении Его Слова. Мария не проводила все свое время у ног Господа, слушая Его, но, когда ей представилась такая благоприятная возможность, она не прошла мимо нее. Она выбрала ее, она добилась ее, она получила благословение от нее и, несомненно, была лучше подготовлена к последующей деятельности.
Так должно быть и с Господним народом. Он не должен думать, что время, потраченное на общение с Господом и изучение Его Слова, потрачено впустую. Напротив, он должен осознавать, что провести некоторое время у ног Учителя, впитывая Его слово и Его дух, будет для него подготовкой к испытаниям служения и более мудрой деятельности в этом служении, что такое поведение получит Его одобрение. Давайте изберем наилучшую часть – ту, которая наиболее угодна нашему Господу.
2HG080 (1904 г.)