[2HG188]
МУЖ СТРАДАНИЙ И БОЛИ
“Он был презираем, отвергнут всеми – человек, познавший страданья, изведавший боль” (Исаии 53: 3, РБО).
Доброта и боль не ассоциируются в нашем сознании естественным образом. Также не вызывает у нас доверия утверждение: “Кто грешит, тот будет страдать”. Мы не можем предположить, что наш великий Творец и святые ангелы небесного воинства печальны, скорбны, убиты горем. Напротив, мы естественно и правильно связываем с небесной чистотой мысль о том, что там нет ни ночи, ни облаков, ни теней, ни боли, ни печали, ни плача, ни смерти. И все же, те же стихи Писания, которые уверяют нас, что наш Господь Иисус был святым, непричастным злу, непорочным, отделенным от грешников, представляют нам Его как человека скорбей, изведавшего боль. Почему так? Почему переживания нашего Господа так отличались от того, что мы должны были ожидать от Того, Кто был совершенным?
В Писании ясно сказано, что грех является причиной всех наших печалей и бед. Послушайте апостола: “Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили (Рим. 5: 12). Итак, наши скорби – это часть наказания за грех, свидетельство смертного приговора, действующего в нас как в нарушителях божественного закона. Правда, этот приговор обрушился не на нас непосредственно, а на наших первых родителей, но, унаследовав от них все, что они могли нам дать, мы находим это наследство несовершенным состоянием, состоянием проклятия. “Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя”. “Нет праведного ни одного”. Таким образом, мы легко объясняем наши печали, наши боли, наши проблемы тем, что мы грешники. Однако наш вопрос заключается в том, как и почему наш Искупитель был человеком, познавшим страданья, изведавшим боль, ведь Он не был грешником, не унаследовал слабости и недостатки, присущие человеческой семье, а Его жизнь была непосредственно от Отца, перенесенная из небесного состояния?
ЧТО И ПОЧЕМУ ОН ВЫНЕС?
Небольшое размышление показывает, что наш Искупитель, не ведавший греха, находившийся до сих пор с Отцом и святыми на небесах, перенесенный из небесного в земное состояние, из небесного окружения в греховное окружение падшего человечества, должен был почувствовать мрак и ужас греха и смерти гораздо больше, чем любой из рода Адама, чем любой из тех, среди кого Он оказался. Они родились среди мрака греха, слабости и испорченности, проистекавших из него, а также сопровождавшей их печали и смерти. Никогда не зная других условий, они вполне свыклись с этим окружением, как и человечество сегодня. Однако, несмотря на утверждение апостола, что “все творение вместе стонет и вместе мучится родами до сих пор” (ВоП), многие из нашего рода не осознают своего состояния настолько, чтобы стонать о себе. Ослабленные физически, морально и умственно, медлительные и оцепеневшие, они не в состоянии постичь всю глубину своего жалкого падшего состояния, и в какой-то степени их невежество и оцепенение для них в удовольствие. Говоря же о нашем Господе Иисусе, мы должны понимать, что для Него было невозможно быть кем-то иным, как только человеком, познавшим страданья и изведавшим боль, помня, насколько благородным, чистым, истинным и любящим было Его сердце, и как внезапно Он попал в столь непривлекательное окружение.
Приведем иллюстрацию из нашего собственного опыта. Пусть тот, кто был воспитан в условиях, общественно и физически благоприятных, с утонченными чувствами и эстетическими вкусами, посетит языческие страны и станет свидетелем их деградации или же посетит трущобы своей собственной страны и соприкоснется с деградировавшими, развращенными, “опустившимися”. Его чувство будет крайне отвратительным, а виды, звуки и запахи будут вызывать у него тошноту во всех смыслах этого слова, и, в той мере, в какой его сердце нежно и полно сочувствия к другим, он будет чувствовать состраданье и боль к несчастным – больше, чем они сами. Приученные к такому окружению, [2HG189] они постепенно свыклись с ним и даже научились получать некоторое удовольствие от тех видов и звуков, которые так раздражают и огорчают более утонченных людей. С этой точки зрения мы можем увидеть, что нет ничего удивительного в том, что наш Господь, привыкший ранее к полноте радости, теперь, будучи перенесенным в человеческие условия, оказался прежде всего человеком скорбей, более других изведавшим боль.
НАША БОЛЬ, НАШИ СТРАДАНЬЯ
Контекст подтверждает эту мысль: “Но это нашу боль на Себя Он принял, на Себя страданья наши взял” (РБО). Именно наше состояние подвигло нашего дорогого Искупителя на боль и печаль в сочувственном сострадании; именно наше беспомощное и жалкое состояние осужденных грешников вызвало Его слезы, и “Иисус плакал”. В Писании нет ни слова о том, чтобы Иисус смеялся. С Его точки зрения все было слишком серьезно. Человеческий род был приговорен к смерти; умственные, моральные и физические болезни преследовали его и доводили до могилы.
Этой картины достаточно, чтобы вызвать всеобщее сочувствие: род, созданный по образу и подобию Бога, на основании Его благодетельного распорядка ради мира, процветания и вечной жизни, дошел до жалкого состояния. И вот в этом окружении оказался Спаситель. И хотя иудейский народ обладал большим преимуществом в том, что Божья благосклонность проявлялась к нему через Закон, свидетельства пророков и т. п., так что он находился на более высоком моральном уровне, чем остальное человечество, тем не менее, Учителю казалось ужасным, что даже среди тех, с кем Он был связан, Он, вместо любви, сострадания, сочувствия, братской доброты, кротости, терпения и всех милостей Духа, к которым привык, должен был встретить совершенно противоположный дух – дух эгоизма, ненависти, гнева, злобы, раздоров, идолопоклонничества имени, славе и богатству, почти полное ослепление к той любви и верности Богу, которая должна была наполнять все их сердца, и к Золотому Правилу, которое должно было руководить их поведением по отношению друг к другу. Неудивительно, что наш Искупитель был человеком, познавшим страданья, изведавшим боль – страданья за нас, боль о нашем положении.
“ПРАВЕДНИК ЗА НЕПРАВЕДНЫХ”
Но если бы Он просто скорбел о нас и печалился о нашем плачевном состоянии, нам это немногим бы помогло. Необходимо было нечто большее, и наш Господь сделал это для нас. Адаму был вынесен приговор, который по наследству разделили все его потомки. Это был смертный приговор (а не приговор пойти в вечные мучения). Он гласил: “Смертью умрешь”; “Ибо прах ты и в прах возвратишься”; “Душа согрешающая, она умрет”. А поскольку все души произошли из чресл отца Адама, каждая душа человека находилась под этим приговором, поскольку была несовершенна, неспособна получить похвалу перед Богом. Сначала необходимо было нечто большее, чем скорбь, печаль и сочувствие, и это необходимое Господь сделал для нас как человеческого рода – Он умер, как говорит апостол: “Христос умер за грехи наши, по Писанию”, а также: “Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных”. Это действительно были страданья, боль и сочувствие, принявшие самую практическую форму, когда Он платил выкупную цену за грехи всего мира.
Мы не соглашаемся с теми, кто считает себя мудрее написанного, утверждая, что смерть Христа не была необходима как умилостивление, как удовлетворение за наши грехи. Мы не соглашаемся с мыслью, что Бог не требовал жертвы. Все в Священном Писании, а также все факты истории показывают, что без пролития крови нет прощения грехов. Наказание за грех – смерть, и положение мира было безнадежным, пока Искупитель не занял место первого преступника, через которого весь род попал под проклятие, смертный приговор. До тех пор, пока этот смертный приговор не был возмещен одним святым, непричастным злу, непорочным, отделенным от грешников, не могло быть воскресения из мертвых, не могло быть возвращения от власти могилы, власти шеола, власти гадес. Пока первоначальный приговор оставался на человеческом роде не могло быть речи о Тысячелетнем веке, “временах реституции”.
“КУПЛЕННЫЕ ДРАГОЦЕННОЙ КРОВЬЮ”
В соответствии с этим Священное Писание везде поддерживает мысль, что наш род был куплен Искупителем, что мы куплены ценой, драгоценной кровью Христа – искуплены от приговора Справедливости, и цена жертвы нашего Господа уплачена справедливости на основании божественного плана, в котором проявились и любовь, и справедливость Бога. В этом вся суть Евангелия – что Иисус умер, что есть прощение “заслугой Его жертвы”, что грехи и несовершенства нашего рода божественная справедливость может пройти, и те, кто однажды был осужден на смерть, могут иметь возможность обрести вечную жизнь через Того, Кто возлюбил нас и купил Своей драгоценной кровью.
Каждый, кто слышит эту весть, имеет возможность принять Подателя жизни и стать Его последователем. Правда, в настоящее время немногие слышат эту благую весть ясно и отчетливо, но есть уверенность, что в свое время все ослепленные глаза откроются и все глухие уши отворятся – что все узнают о Божьей милости, [2HG190] благости, любви и обеспечении. Именно с учетом конечных результатов этого великого искупительного труда ангел говорил при рождении нашего Искупителя: “Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам... Спаситель, Который есть Христос Господь”.
ИЗБАВЛЕНИЕ ОТКЛАДЫВАЕТСЯ
Возникает резонный вопрос: почему проклятие смерти не было снято с человечества, если известно, что Иисус заплатил выкупную цену – искупил нас жертвой Своей жизни? Мы отвечаем, что Божьи пути выше человеческих путей, Божьи планы выше человеческих планов. Бог задумал более высокое, более величественное и более основательное спасение, чем когда-либо мечтал человек. Он предлагает спасение до конца для всех, кто придет к Отцу через Иисуса.
Дело спасения разделено на две большие части, одна из которых уже действует, а другая начнется там, где закончится нынешняя. Первая часть божественного плана спасения относится к Церкви, “Малому Стаду” и дому веры. Те и другие стоят отдельно и отличаются от мира в целом, который сейчас не принимается особо во внимание. Весть о Божьей справедливости, о падшем состоянии человека и о средстве, представленном в Иисусе, оглашается сейчас, чтобы имеющие уши могли быть привлечены и получить благословение. Это благословение, которое от веры, не способно достичь всех сейчас, да и божественный план не предусматривает, чтобы оно достигло всех в настоящее время. Оно предназначено только для избрания из народов народа для Его имени – “Малого Стада” (Деян. 15: 14; Лук. 12: 32).
Благословение незамедлительно приходит к тем, кто сейчас хоть немного слышит и видит, если только они повинуются, и мы вполне правильно говорим о них как о спасенных с тех пор, как они принимают Господа и посвящают Ему свое сердце. Но когда мы высказываемся, что они спасены, мы говорим на основании веры в Божье обетование, говорим о “Господе и Спасителе Иисусе Христе”. Мы говорим о спасении в том смысле, что грех больше не властен над нами. Мы говорим о том, что мы спасены от смерти, потому что верим Богу относительно воскресения мертвых, однако действительное спасение Церковь и дом веры должны получить во втором пришествии Господа. Апостол говорит, что “мы спасены в надежде” – не спасены на самом деле и не будем спасены, пока не осуществится наше изменение в воскресении, завершающее то, что мы уже предвкушаем в наших сердцах благодаря вере.
МЫ РАЗДЕЛЯЕМ ЕГО СТРАДАНЬЯ И БОЛЬ
Получающие в настоящее время спасение, которое зависит от получения святого Духа, святого ума Господа, поднимаются, тем самым, к новым высотам и призваны смотреть на вещи с той же точки зрения, что и Иисус. Эти ученики Иисуса получают возможность стать на Его точку зрения при взгляде на грех, на падшее состояние мира в целом, на его подлость, эгоизм, и к ним в значительной степени приходят те же чувства, которые наполняли сердце нашего Учителя. Соответственно, они начинают более глубоко чувствовать страданья мира и его боль.
Не подумайте, что они способны так же глубоко воспринимать эти вещи, как Учитель, но в той мере, в какой они имеют Его ум, Его нрав, Его дух, они смотрят на вещи с Его точки зрения. Так Он говорит нам: “Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими”. Тому же классу Он говорит: “Блаженны плачущие, ибо они утешатся”, а также: “Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет” (Матф. 5: 4; Иоан. 16: 20; Рим. 12: 15).
“НА УТРО РАДОСТЬ”
Пророк произнес: “Вечером водворяется плач, а на утро радость” – утро воскресения, утро Божьей милости, утро снятия проклятия, утро сияния Солнца Правды, чтобы благословить мир и исцелить его греховную болезнь, рассеять его смертельные условия для всех, кто примет божественные милости, даруемые так свободно. Это также будет время особой радости и ликования Церкви, дома веры. Тогда мы войдем в радость нашего Господа в самом полном смысле, в действительную радость, в вечную радость, в радость и ликование, вызванные славными условиями, которые тогда возобладают, и тогда нам будут принадлежать славные привилегии благословлять мир человечества. А пока мы имеем радость веры, надежды и упования, которая не постыжает, потому что Божья любовь изливается в наши сердца.
ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ – СТРАДАНЬЯ И РАДОСТЬ
Было бы ошибкой с нашей стороны полагать, что у нашего дорогого Искупителя не было радостей. Такой же ошибкой было бы полагать, что и у Его последователей нет радостей. Мы утверждаем обратное: их радости – настоящие, какие мир не способен оценить. Об Учителе читаем: “В тот час возрадовался духом Иисус”. С точки зрения плоти Он находился в очень неблагоприятном и некомфортном окружении, но с точки зрения Его ума, Его сердца, Он был в очень благоприятном состоянии. Он наслаждался исполнением воли Отца; Он имел радость от осознания того, что осуществление божественного плана не только исполнит [2HG191] величественную божественную волю, но и приведет к благословению всех племен земли, а также к Его собственному прославлению с Отцом и славе большей, чем та, которую Он имел с Ним прежде бытия мира.
Наш Учитель, обращаясь ко всем нам, Его ученикам, заверяет, что наша привилегия – не только понять Его страданья и боль, но и одобрительно принять Его радость, Его ликование – верой осознать победу, которая была Ему дарована и которую, как Он утверждает, все Его последователи разделят с Ним. Даже если нам выпала честь страдать за праведность, за послушание Господу, мы все равно можем опираться на заверение: “Печаль ваша в радость будет”, “да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна”. В гармонии с этим мы находим в Писании свидетельства, что последователи Иисуса всегда радовались, во всем воздавая благодарение.
Даже в испытаниях, трудностях и гонениях, в темнице и с кровоточащими спинами от полученных ударов апостолы могли петь хвалу Богу и благодарить за привилегию быть вместе с Христом в страданиях настоящего времени, в предвкушении радости быть вместе с Ним в будущей славе. Такую радость мир не может ни дать, ни отнять. Такая радость не для тех, кто в настоящее время поглощен земными радостями, а скорее для тех, кто из верности принципам праведности, Слову свидетельства Господа в какой-то степени находится в пренебрежении у людей, подвергается остракизму, кого мир не знает, потому что не знал их Учителя, поскольку мир по-прежнему слеп к своему падшему состоянию и отчуждению от Бога и праведности, и глаза его понимания еще не открыты, чтобы видеть свое истинное состояние и потребности, а также божественное обеспечение для них.
ПРЕЗИРАЕМ И ОТВЕРГНУТ
Некоторым может показаться, что Иисус больше не презираем и отвергнут людьми, что Его последователей больше не презирают и не отвергают. Как это так? Неужели все так изменилось? Неужели слова Господа перестали быть правдивыми? “Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас”; “Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел”. Разве мир перестал презирать и отвергать Иисуса и Его последователей?
Мы отвечаем, что в первом пришествии народ говорил: “Никогда человек не говорил так, как Этот Человек”. Они не презирали Его послание во всех его проявлениях. Мы помним, что огромные толпы следовали за Ним, потому что видели чудеса, которые Он творил, потому что ели хлеб и рыбу, которую Он им давал. Так и сегодня есть те, кто следует за Господом как ученики, но мало тех, кто готов взять свой крест и следовать за Ним. Есть множество готовых заявить, что Нагорная проповедь представляет собой самые высокие идеалы, когда-либо представленные человечеству, но очень немногие из превозносящих идеалы Нагорной проповеди признают себя последователями Агнца или признаются, что они живут или стараются жить в меру своих возможностей в согласии со святыми заповедями, которые в какой-то степени превозносят.
Есть много людей, которые принимают хлеб и рыбу цивилизации и понимают, что имя Иисуса каким-то образом связано с многочисленными благословениями, общими сегодня для цивилизованных народов. Тем не менее, они далеки от того, чтобы быть последователями кроткого и смиренного Иисуса. Толпы, которые следовали за Иисусом, восклицая “Осанна!”, которые свидетельствовали о благодатных словах, исходивших из Его уст, которые, по Его словам, следовали за Ним из-за хлеба и рыб, вдруг куда-то подевались, когда первосвященник, книжники и фарисеи, движимые ревностью, искали жизни Господа. Так и сегодня люди, высоко оценивающие некоторые учения Иисуса, не будут склонны беспокоиться, если доктора богословия, первосвященники, книжники и фарисеи по каким-то политическим причинам будут стремиться подавить тех, кто наиболее преданно стремится ходить в согласии с учением Учителя.
“НЕ ХОТИМ, ЧТОБЫ ОН ЦАРСТВОВАЛ НАД НАМИ”
Иудеи были готовы признать, что учения нашего Учителя во многих отношениях было великими, но сами они не хотели, чтобы на них налагали такие ограничения, – не хотели, чтобы Он был их Учителем, их царем, их законодателем. “Не хотим, чтобы он царствовал над нами”, – описывает Господь их отношение, и в этом мир отличается от истинных последователей Иисуса, которые хотят, чтобы Христос был их Царем, чтобы Его воля исполнилась в их сердцах и они могли быть угодными Ему все больше и больше день ото дня. Они “желают исполнить волю Его”. Не таков мир и номинальные христиане, которые одобряют некоторые из замечательных изречений Господа, но не почитают Его как правителя, предпочитая держать бразды правления над своими сердцами в собственных руках – предпочитая свой план Его плану даже в том, что касается установления Его Царства и способа, каким мир получит благословение. У них свои планы, свои схемы. Их молитва звучит так: “Да будет воля наша на земле, а Твоя, Господи, на небесах”.
Истинные ученики Иисуса принимают Его волю, Его план и молятся: “Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе”. Очень скоро молитвы этого класса будут выслушаны: очень скоро они вместе со Христом, как Его прославленная Церковь, будут вместе в Его Царстве, будут сидеть на Его троне, измененные силой воскресения к славе, чести и бессмертию божественной [2HG192] природы, и будут связаны с Иисусом в управлении и благословении всех колен земли, искупленных Его драгоценной кровью.
Затем наступит время их особого ликования, и, слава Богу, это не будет означать постоянное время печали, мучений и пыток для всего мира. Священное Писание говорит о том, что мир в настоящее время настолько не в ладах с Господом, что для правильного введения Тысячелетнего Царства потребуется великое время скорби, чтобы орало бедствий глубоко прошлось по душам человеческим, чтобы залежная земля была взрыхлена и подготовлена для благой вести спасения, какую Господь и Его прославленная в то время Церковь донесут до каждого творения. Мы можем благодарить Бога за то, что в Своей мудрости и любви Он не избавит мир от тех трудностей, которые будут полезны для него, и что Он обещал, что, когда суды Господни будут на земле, жители мира будут учиться праведности.
Тем временем пусть те из нас, кто вкусил, что благ Господь, кто обещал по Завету быть Его последователями, позаботятся о том, чтобы не отказываться от участия в страданиях Христа, чтобы мы могли быть достойными участия в грядущей славе. Страдания длятся только до завершения Евангельского века. Слава последует сразу после этого – слава и благословения для верных и возможности благословить все человечество. Давайте же не только ценить страдания нашего Спасителя, но и следить за тем, чтобы Он не был презираем и отвергнут нами как Царь, как Владыка наших сердец, чтобы, напротив, мы приобщали наши души и все силы к тому, чтобы славить, хвалить и превозносить Его имя и возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет.
2HG188 (1905 г.)