“ЕГО НЕТ ЗДЕСЬ: ОН ВОСКРЕС”
“А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.. вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли!” (1 Коринфянам 15: 14-18).
“Его нет здесь: Он воскрес” (Луки 24: 6 и 1 Коринфянам 15: 14-18).
Воскресение Христа и даже сама тема воскресения мертвых получает слишком мало внимания со стороны верующих, чем на то заслуживает. Свое значение для христианства в целом она потеряла в значительной степени потому, что почти повсеместно была принята языческая теория, что смерть не является смертью, а лишь переходом от низшего состояния жизни к более высокому, с прихожей в дом, с чего-то временного до постоянного. Но Священное Писание излагает воскресение совершенно в другом свете. Оно говорит, что смерть является действительностью, что мертвые не ведают ничего, что смерть влияет не только на тело, но и на душу – “Душа согрешающая, та умрет” (Иез. 18: 4). В случае нашего Господа выразительно сказано, что Его душа умерла и что Его душа была поднята из мертвых. Процитируем пророка: “предал душу Свою на смерть”, “душа Его принесла Себя в жертву за грехи” (Левинсон) (Ис. 53: 10, 12), а также: “не оставлена душа Его в аде [шеоле, гадес, состоянии смерти, могиле], и плоть Его не видела тления”, “воскрес [Он] в третий день” (Деян. 2: 31).
ВАЖНОСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ
С этой точки зрения воскресение Господа, которое сегодня всеми считается праздником, было и остается важнейшим событием в истории мира, потому что на этом событии покоится каждый элемент христианской веры. Апостол многозначительно подчеркивает это в нашем стихе, говоря, что если Христос не поднят, то мы еще во грехах наших, что в таком случае мертвые погибли, а христиане, которые это проповедуют, дают ложное свидетельство. Очевидно, апостол придавал учению о воскресении самый большой вес. На нем он основывал все и наставлял всех верующих воспринимать его именно так. Его слова содержат многое из того, что противоречит общепринятому: например, что воскресение вовсе не обязательно и что смерть является лишь изменением с низшего уровня жизни до более высокого. Как тогда понимать слова апостола, что всякая проповедь напрасна, если Христос не встал из мертвых? Если держаться общепринятой мысли, то что он имел в виду, когда говорил, что умершие во Христе погибли? Как они могли погибнуть, если они перешли к небесной славе? Что с такой точки зрения могло измениться, если Иисус не воскрес? Каким образом всякая вера и надежда христиан была быть проигнорирована, аннулирована, если Христос на встал из мертвых? Бесспорно, слова апостола не могут иметь разумного, обоснованного значения, если их рассматривать в свете распространенного заблуждения, что смерть – это только переход к высшей форме жизни.
Но когда мы рассматриваем смерть с библейской точки зрения, то видим смысл, видим силу слов апостола. Весь мир человечества мертв или умирает в результате первоначального греха, а смерть является наказанием, возмездием за этот поступок, в который вовлечено все потомство Адама, а также он сам. Под этим наказанием почти 20 миллиардов людей родилось, просуществовало тот или иной отрезок времени и погрузилось в смерть, а те, которые сегодня называются живыми, на девяносто девять процентов мертвы и умирают в количестве 90 000 человек в день.
Для этого огромного числа нет никакой надежды будущей жизни, за исключением воскресения, а этого воскресения не было бы, если бы сперва не была заплачена цена искупления за его грехи, за грех Адама. Наш Искупитель явился во плоти, чтобы уничтожить смерть и того, кто имеет власть смерти, – дьявола (Евр. 2: 14). Понятно, что смерть не была уничтожена, и власть противника не была подавлена во время пришествия нашего Искупителя, спустя 4 000 с лишним лет после сотворения. С тех пор миновало почти 2 000 лет, и мы видим, что смерть еще не уничтожена. Напротив, она дальше удерживает человеческую семью в большой темнице смерти, в могиле, шеоле, гадес, и сатана, который имеет власть смерти, еще не связан.
Мы часто говорим, что смерть Иисуса была самим центром, средоточием божественного плана, от которого зависит и вокруг которого сосредоточена всякая другая черта божественной благодати. Мы дальше держимся этой мысли, но обращаем внимание на факт, что во многих отношениях воскресение нашего Господа было не менее важным. Его смерть действительно была нужной как цена нашего искупления – как “умилостивление за грехи.. всего мира” (1 Иоан. 2: 2). Но даже если бы все грехи мира были упразднены, этого было бы недостаточно, и потребовалось бы значительно больше. Тот, Кто купил мир Своей драгоценной кровью, должен жить снова, чтобы в полной мере восстановить, оживить, поднять из состояния греха и смерти, потому что Спаситель, который умер бы посредине дела искупления, не смог бы помочь человечеству. Первой частью дела Искупителя было удовлетворение требований Справедливости, выдвинутых против человеческого рода, чтобы Бог мог быть справедливым и в то же время мог оправдать того, кто верит в Иисуса. Вторая часть этого дела является такой же важной: употребление для человечества пользы, добытой Его жертвой.
“ПРИДУ ОПЯТЬ”
Как мы уже заметили, мертвый мир ничего не знает о благословении, которое Бог сохранил для него. Лишь сравнительно небольшое количество людей до сих пор слышало о Божьей благодати во Христе: что искупительная цена заплачена, что в свое время великий Искупитель придет опять, чтобы завершить дело – разбудить, оживить, восстановить и, при желании, привести к полному совершенству все племена земные – всех, за кого была дана эта драгоценная жертва.
Мы спрашиваем: “Почему такое долгое промедление?” Уже свыше восемнадцати веков мир ждет с тех пор, как родился Спаситель, Который может сострадать нам в немощах наших и вкусил смерть за каждого человека. Почему Он не пришел уже давно, чтобы наделить благословениями, гарантированными Своей жертвой, чтобы оживить спящих, чтобы дать вместо пепла украшение, а вместо плача – елей радости? Почему Он дальше позволяет миру стонать и переносить мучения в болях, печали и смерти? Постигла ли план Бога неудача? А может он изменился, или натолкнулся на препятствия, или нуждается в поправках? На счет чего отнести это долгое промедление?
Лишь Священное Писание дает ответ на этот вопрос и говорит нам, что прежде, чем начнется дело благословения и оживления мира, чем начнется дело Тысячелетнего Царства – реституция всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века, – Господь выбирает особенный народ, малое стадо, избранных. Оно рассказывает нам, что их выбор окончательно будет способствовать благословению неизбранных, всего мира, всех племен земли (Деян. 15: 14; Гал. 3: 8, 9). Оно рассказывает нам, что эти избранные избираются особым образом и названы в Священном Писании семенем Авраама, для которого Иисус является Главой, а все Его верные последователи – членами Его тела. Этому семени принадлежит обещание, данное Аврааму: “Благословятся.. в семени твоем все племена земные”. Следовательно, задержка во времени между искуплением мира нашим Господом и поднятием людей из состояния греха и смерти выше и выше к полному совершенству, потерянному в Адаме через непослушание, является следствием дела выбора семени Авраама, и Господь через апостола говорит верным верующим и последователям Иисуса: “Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники”, – по обетованию благословить все племена земные через это семя (Гал. 3: 29).
НО ХРИСТОС ВОСКРЕС ИЗ МЕРТВЫХ”
С этой точки зрения, дороге друзья, то есть с библейской точки зрения, насколько важным делом было воскресение Иисуса! Без него все эти надежды были бы напрасными; с мертвым Главой не было бы никакого избрания Церкви; не было бы никакого собрания к Нему; не было бы никакого второго пришествия в славе; не было бы никакого Тысячелетнего царствования для благословения всего мира.
Без воскресения Иисуса не существовало бы семени Авраама, через которое должно прийти благословение, а связанное клятвой обещание Бога постигла бы полная неудача. Что странного в том, что Священное Писание везде делает такое ударение на этом большом историческом факте, что оно дает подробное описание того, как Господа сначала видели женщины, о которых вспоминает наш стих, а затем другие из апостолов и пятисот братьев из дома веры, и, наконец, также апостол Павел, к тому же чудесным образом? Как сказал один из апостолов, Он показался Своим апостолам после воскресения посредством многочисленных неопровержимых доказательств, которые невозможно было поставить под сомнение.
Все повествование о служении нашего Господа, о Его смерти и воскресении полностью подтверждается событиями истории. Те, которые записывали эти события, называли себя некнижными и безграмотными. Понятно, они не стремились к самовозвеличиванию, а лишь говорили слова истины и рассудительности, рассказывая неприукрашенную историю, в которую сами полностью верили. Их преданность Господнему делу не принесла им ни почестей людей, ни богатства, ни общественного положения, а наоборот – насмешки, издевательства, различные суровые испытания. “Да, – пишет один из них, – и все почитаю тщетою.. и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа” (Фил. 3: 7-9). Избрав знамя Назарянина, они должны были потерять все и не получить ничего. И хотя, надо признать, они не были научены светской мудрости, но при этом нельзя сказать, что они были неотесанными. Написанное ими выглядит очень выразительным, сжатым, логичным, метким и дает доказательство того, что они не были ни слишком доверчивыми, ни примитивными, а их естественный ум намного превосходил средний уровень, даже если они казались неприметными в своей земной образованности.
В РАЗНОМ ВИДЕ
Подробности их детального описания достойны всевозможного внимания. Они записали, что Учитель назвал их несмысленными и медлительными сердцем, чтобы веровать всему, что Он раньше рассказывал им о Своем воскресении. Они поведали, как были обеспокоены удивительными событиями того первого пасхального воскресенья, и совсем забыли слова Учителя, что Он встанет из мертвых третьего дня. Как только миновала суббота, женщины, набрав ароматов, пришли бальзамировать тело. Ученики, когда женщины пересказали им, что ангел-посланник возвестил о Господнем воскресении, вместо поверить, проявили недоверчивость. Забыв полностью слова Учителя, они, очевидно, вовсе не надеялись воскресения, а убедиться в этом их заставили лишь произошедшие с ними события.
Воскресший Господь путешествовал с двумя учениками в близлежащее селение, однако одежда, манеры и речь скрывали Господа и не позволяли узнать Его, хотя ученики удивлялись тому, как пылали их сердца, когда в дороге Он напомнил им о том, что Ему следовало умереть, что все это было предсказано пророками, что Он должен был на основе сказанного пророками воскреснуть третьего дня. Тогда, явившись им, Он мгновенно исчез с глаз, дав им доказательство Своего воскресения и Своего “изменения”. Позже Он появился в горнице, где ученики собрались, чтобы обсудить события того дня и трех предыдущих, спрашивая друг друга, не перейдет ли гнев священников и фарисеев на них, при этом закрыв двери и заперев их на засов из боязни перед иудеями.
Неожиданно посреди них стал Иисус и сказал: “Мир вам”, – успокоив их опасения, предоставив доказательство Своего воскресения и убедив, что перед ними не призрак, не плод их воображения; что Он явился в физическом, материальном виде, как появлялся прежде, хотя вошел не открытыми дверями, так как “двери были заперты”, и при этом имел тело из плоти и костей. В этом Он удостоверил их, когда ел печеную рыбу и сотовый мед. Когда их опасения немного развеялись, Он изложил им божественный план дальше, а затем исчез так же неожиданно, как пришел, хотя двери оставались запертыми.
СОРОК ДНЕЙ С НИМИ
Священное Писание утверждает, что Господь оставался со Своими последователями сорок дней: Он видел их, но сам по большей части был для них невидимым. Они Его не видели, разве что Он время от времени “являлся сам”. Этих появлений, как свидетельствует описание, было где-то восемь – возможно меньше, поскольку разные евангелисты могли записать те же события несколько по-другому. Половина этих появлений была, очевидно, в день воскресения нашего Господа. Хотя всю следующую неделю они ждали, надеясь увидеть Его снова, надеясь на какое-то дополнительное проявление, их ожидало разочарование. Но следующего первого дня в неделе, когда они собрались вместе, а Фома был с ними, Иисус появился снова (как раньше в горнице), когда двери были заперты, и представил Фоме именно те доказательства, которые он требовал, – позволил ему прикоснуться пальцами к знакам от гвоздей и приложить руку к раненному боку. Плоть, раны – все было здесь, хотя двери были заперты.
Нам невозможно понять силу, которая могла создать и растворить человеческое тело, но у нас достаточно доказательств в этом направлении. Разве ангелы в древности не появлялись и не исчезали? Разве наш Господь и два ангела не явились Аврааму, прежде чем пойти в Содом? Так было и с нашим Господом. Как сказал апостол, Он был умерщвлен по плоти, но ожил духом – “сеется тело душевное, восстает тело духовное.. сеется в немощи, восстает в силе” (1 Кор. 15: 44). Воскресший Иисус – теперь как духовное существо, невидимое для людей, – появлялся Своим последователям в разном виде с целью убедить их, во-первых, что Он уже не мертвый, а живой, и, во-вторых, что Он уже не плоть, а дух, способный принимать разный вид, какой пожелает, – так же, как “ангел Господень” появлялся в предыдущие эпохи как человек или как пылающий куст в зависимости от необходимости.
Миновало лишь восемь дней из сорока, еще одна неделя ожидания и надежды увидеть Учителя, еще один первый день недели и почти полное убеждение, что Господь явится снова в первый день недели, как было в предыдущие разы. Но на третье воскресенье они Его не увидели и разочаровались больше прежнего. Что бы это значило? Почему бы Тот, Кто до сих пор бывал с ними ежедневно, так изменился, что почти избегает их? Они не знали что делать. Может ждать еще, пока Он появится снова; может в следующее воскресенье Он придет и скажет, что делать дальше. Но нет, еще одна неделя миновала и Он не появился, а потом четвертое воскресенье и опять ничего!
Дело становилось безнадежным. Ученики были из Галилеи, далеко от дома. Их труду миссионеров Божьего Царства наступил конец, так как Царь умер; и даже если они верили, что Он встал из мертвых, то как воспользоваться этим большим событием, на что надеяться, что делать, что говорить? Наконец Симон Петр говорит другим: “Иду ловить рыбу” – вернусь к рыболовству, а вы решите сами, что будете делать; какая польза, что вы будете стоять здесь без цели и без дела. Иаков и Иоанн, которые когда-то трудились вместе с ним, сказали, что они думают так же и тоже возвращаются к рыболовству. Что предложили другие, не сказано. Миновала еще неделя. Трое пошли рыбачить, кое-кто из остальных, по-видимому, тоже присоединился к ним, хотя вполне возможно, что они разошлись по домам с намерением заняться домашними делами, как перед тем, когда их позвали стать особыми посланниками и апостолами Иисуса.
“ПАСТЫРЬ ЗАБОТИЛСЯ О НИХ”
Все эти дни и недели Учитель часто бывал с ними невидимый. Он слышал их разговоры, знал их планы и сознательно позволил им попасть в крайнее разочарование и растерянность. Этим Он хотел запечатлеть в них более полно и более прочно, чем любым другим образом, урок, которому хотел их научить. Наиболее инициативные из апостолов, как мы увидели, пошли заниматься рыболовством, поэтому Иисус ждал удобного случая дать им знать о Своем присутствии, что было особенно важно для тех, через кого требовалось убедительно передать об этом другим. Он был с ними, когда они рыбачили всю ночь и не поймали ничего, когда они разговаривали между собой об откровенной неудаче и удивлялись, не изменились ли дела настолько, что даже рыба не идет в их сети, и почему Бог позволил испытать такие большие переживания, такие большие разочарования относительно Мессии и их надежд восседать с Ним на Его престоле в Его Царстве и иметь с Ним удел в благословении всех племен земли.
Тогда Иисус опять принял человеческий вид, взял одежду путешественника и, стоя на берегу, спросил их, не имеют ли они рыбы, словно хотел купить у них. Они ответили, что ничего не поймали. Тогда путешественник посоветовал им забросить свои сети с другой стороны лодки. В отчаянии они послушались его совета, по-видимому, даже не подумав о том, что лодка с брошенным якорем всю ночь поворачивалась то одной стороной, то другой. Сеть еще не опустилась, как уже была полна рыбы, вес которой был слишком большим для нее.
Петр сразу пришел к выводу, что путешественником должен быть Господь, Который показался теперь в другом виде: раз Он был как садовник, в другой раз – как путник, еще в другой раз в теле, в котором они знали Его раньше, и вот теперь как путешественник на берегу. Это должен быть Иисус и никто другой, потому что кто еще имеет такую власть? Разве не такое чудо Он сделал для них, когда вначале позвал быть Его учениками? Убежденный, что это Господь – не по ранам, не по чертам лица, не по голосу или одежде, но по чуду, – Петр не мог ждать пока лодка пристанет к берегу. Он прыгнул в воду и поплыл, чтобы как можно скорее найтись возле своего Господа. Другие быстро прибыли, но не спрашивали Его ничего. Они знали, что это Господь – так же как во время видения узнали Моисея и Илию. Читаем: “Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь”. Никто из них даже не подумал спрашивать Его, так как доказательство было убедительным и однозначным.
ДЛЯ СВОЕВРЕМЕННОЙ ПОМОЩИ
Теперь они получили урок, который Учитель хотел им дать: что без Его благословения они ничего не поймают, а с Его благословением могут иметь большой улов. Более того, когда они присоединились к Нему на берегу, у Него уже была не только рыба, но и огонь, и рыба была испечена, но теперь они были Его гостями. УРОК был в том, что Он имеет для них все, что нужно в ежедневной жизни и даже больше: Он может обеспечить их всем, в чем они нуждались, и действительно обеспечит. Когда этот урок был молча усвоен всеми, Господь обратился к Петру и через него к другим, напомнив им, как они когда-то стали Его учениками и оставили рыболовство, чтобы Он мог сделать из них рыбаков людей.
Господь хотел показать, что эти полномочия ни в коем смысле не закончились, что они по-прежнему являются Его послами и словесными орудиями для выполнения большого дела в Его имени, что этот труд не закончился с Его смертью, а, по сути, только начинается. Его слова к Петру еще больше убедили их в том, кто Он такой: “Симон, сын Иоанна, любишь ли ты меня больше их?” (Нов. мир) – больше этих лодок, сетей и рыб? Симон ответил: “Да, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя”. Иисус ответил: “Тогда паси Моих ягнят”. Опять Иисус поставил тот же вопрос и опять Петр ответил похожим образом, поэтому наш Господь сказал: “Заботься о Моих овцах”.
Когда Господь в третий раз задал тот же вопрос, Петр, загрустив, наверное, вспомнил, что он трижды отрекся своего Учителя. Вот так деликатным образом Господь упрекнул того, кто в своей слабости и большом искушении отрекся от Него, поклявшись. Какой урок величия и снисходительности нашего Учителя, какой урок для нас в наших отношениях с другими, совершившими ошибку! Не удивительно, что Петр загрустил, когда вспомнил об этом, и, почти убитый горем, воскликнул: “Ты знаешь все, Ты знаешь, что я люблю Тебя!”. Когда ученики усвоили урок, Учитель опять исчез, но сообщил им о точном времени и месте, где Он встретится с ними снова и где должны собраться все верующие. Об этой последней назначенной встрече апостол Павел пишет, что в то время Он виделся больше чем с пятьюстами братьями. Через несколько дней одиннадцать Его избранных (по-видимому, за предыдущей договоренностью) встретились с ним на Елеонской горе, и после короткого разговора с ними Он оставил их и вознесся на небо, а облако заслонило Его от их глаз. Это было завершением важного дела обучения тех, которых Он уже уполномочил быть свидетелями Его воскресения и изменения. Почему при восхождении на небо Он предстал в плотском теле? На это мы ответим, что когда Он присутствовал с ними без плотского тела, они Его не видели вообще, и если бы Он дальше избегал показываться, они были бы в замешательстве и не знали бы о Его восхождении на небо. Следовательно, Его явление в плотском теле в данном случае и восхождение на небо в таком теле, пока облако не скрыло Его, было уроком для последователей – наилучшим из всех уроков, которые Он мог дать им при таких обстоятельствах. Он не мог рассказать им о духовном, потому что они еще не были зачаты Духом и не могли быть зачаты, пока Он не взошел на высоту и не явился за них в присутствии Бога, совершая примирение за их грехи, чтобы Бог мог быть справедливым и мог оправдать верующих, а также дать им дух принятия.
То, чего наш Господь не мог сделать словами, объяснением, Он осуществил видимым явлением и уроками, сопровождавшими Его исчезновение. К этому добавим слова ангелов, явившимся им: “Галилеяне, – сказали они, – что вы стоите и смотрите в небо? Этот Иисус, который был взят от вас в небеса, придет точно так, как, вы видели, Он ушел” (Деян. 1: 11). Не с громким голосом трубы, не при большом смятении, не видимым образом для всего мира, а так, как Он ушел, – тихо, скрытно, незаметно для мира, чтобы об этом знали только Его верные последователи.
То же самое будет в Его втором пришествии – с той разницей, что Его верные последователи будут знать о Его присутствии. Для мира же Он придет как тать, тихо, крадучись, незаметный для людей.
“НЕ БУДЬ НЕВЕРУЮЩИМ, НО ВЕРУЮЩИМ”
Фома, который сомневался в воскресении нашего Господа, представлял класс Господних последователей, которые на протяжении века мысленно настроены так, что нуждаются в большем числе доказательств, чем другие последователи. Но Господь пожалел Фому и дал ему нужные доказательства ради его искренности. Собственно, эти доказательства были помощью для Господних последователей весь век. Его слова к Фоме касаются всех: “Не будь неверующим, но верующим”. Нужно, чтобы мы верили в обещание воскресения, данное нашим Господом, ведь, как мы увидели из образов, все основывается на этом великом событии.
Хочу обратить ваше внимание на искренность апостолов, на простоту повествования и на рассудительность произошедшего, как на логическое претворение в жизнь божественного плана. Все это подтверждается и дополняется Законом и пророками, которые не только предсказывали первое пришествие нашего Господа, его цель, его жертву, но и обращали внимание на Его воскресение как начатка из тех, которые уснули; обращали внимание на то, что в свое время Он примет контроль над миром как Мессия и во время Своего Тысячелетнего царствования будет благословить всех людей славными возможностями возвращения к божественной милости и Богоподобию в результате Своего большого искупительного дела. А нам, имеющим глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать об этой замечательной благодати Бога, “какими должно быть в святой жизни и благочестии”?! Имея милостивые обещания находиться вместе с нашим Искупителем в Его Царстве, как охотно мы должны принимать трудности и испытания, всяческие пробы и происшествия, которые Господь считает нужными для нас!
“В СВОЕ ВРЕМЯ”
В свое время, блаженный Иисус, Ты на подвиг души Своей будешь смотреть с довольством. Твоя агония на Голгофе – цена, которую Ты дал, – позволит мертвым жить снова!
2HG320