ГОСПОДЬ, КОГО ЛЮБИТ, ТОГО НАКАЗЫВАЕТ
“Сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает!” (Евреям 12: 5-8).
Содержание мысли апостола, представленной в нашем стихе, мы находим не раз в объяснении Богом Его отношений с израильтянами, Его образным народом: во Второзаконии (8: 5), в Псалме (93: 12) и в Притчах (8: 11). Идентичная мысль представлена в нашем стихе, к тому же почти в одинаковых словах. Однако для некоторых может показаться странным, что божественная любовь проявлялась в наказаниях, взысканиях, позволяя и даже наводя страдания на тех, кто особо считается Его детьми через посвящение сердца и благодаря сыновнему принятию посредством Святого Духа. Понятно, мы бы сказали: “Если злоумышленники и беспечные получают наказания, упреки, розги, суровые взыскания, то почему не освободить от наказаний благонамеренных и не излить на них обильно всевозможные благословения”? Хотя мы склонны надеяться, что именно так должно говорить Священное Писание, однако божественное поведение будет таким лишь в Тысячелетии. Когда Христос будет царствовать и сатана будет связан на эту тысячу лет, каждый добродетельный человек будет иметь благословение, ободрение, помощь, а каждый делающий зло получит розги, наказания для своего исправления, и окончательно “всякая душа, которая не послушает Пророка того [Великого Учителя], истребится из народа” (Деян. 3: 23). Значит должен быть повод, почему божественное провидение в настоящее время не следует такому, на первый взгляд общепринятому, правилу.
Сегодня кроткие еще не унаследовали землю. Освященные во Христе сегодня еще не являются царями и священниками на земле. Напротив, как говорит пророчески псалмопевец, действительно “я позавидовал надменным, увидев процветание нечестивых.. Они свободны от тягот человеческих.. Вылезли от тучности глаза их; их тщеславие не знает границ.. Они говорят: «Как узнает Бог? Есть ли знание у Всевышнего?» Таковы нечестивые: они всегда беззаботны и умножают свое богатство. Так не напрасно ли я хранил сердце свое в чистоте и омывал руки свои в невинности? Целый день я подвергался мучениям и был наказан каждое утро”. (Пс. 72: 3, 7, 14, МБО). Наше удивление выражает Малахия (3: 14, 15): “Вы говорите: «Тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицом Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы”. Однако не будем делать известную ошибку, философствуя об этих жизненных трудностях с точки зрения нашего несовершенного знания, а под руководством мудрости свыше давайте поищем в божественном слове объяснения такого божественного поведения, которое кажется несовместимым с логикой. Не будем повторять с другими, что времена изменились и что Господние святые уже не подлежат особым наказаниям больше, чем мир. Не будем делать с другими вывод, что поскольку уважаемые люди сегодня часто занимают в жизни высокое положение, имеют политическое влияние, земное богатство, финансовое могущество, общественный почет, то это свидетельствует о диаметральных изменениях по сравнению с временами и условиями, о которых писал апостол.
Обратим, скорее, внимание на то, что Господние “малые сии”, Его святые, считались во дни пророков и апостолов особенными людьми. Кроме того, наш стих не обращен к книжникам, фарисеям, первосвященникам и законоучителям, а также к вождям и правителям апостольских дней, а к святым, верным в Иисусе Христе. Если мы правильно посмотрим на наш предмет, мы увидим, что слова нашего Господа по-прежнему правдивы: кто хочет быть Его учеником, “пусть отречется от себя, и каждый день берет свой крест, и следует за Ним” (ВоП); “все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы”. Следовательно, слова нашего Учителя полностью согласны с нашим стихом и свидетельствуют о том, что это правило не имеет исключений, что каждый сын, которого Отец принимает, будет иметь дисциплинарные наказания.
Еще заметьте слова Христа: “Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас.. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое”. “Будут вас.. всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах”. Наград за возможность быть учеником Христа не следовало надеяться в нынешней жизни. Все, что мы можем иметь сегодня взамен, это – мир и благословение от Господа в своем сердце и блаженную надежду на будущее.
ОБЪЯСНЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Причина, почему Бог обращается со Своими святыми таким необычным образом, столь противоположным методам, которые Он применит в Тысячелетии, состоит в том, что Он сейчас выбирает из мира особенный класс, “Малое Стадо”, класс “Невесты”, класс “сонаследников” Его Сына, их Искупителя, в Его Тысячелетнем Царстве, которое принесет благословения всему остальному человечеству, а также вспомогательные возможности для достижения совершенства и вечной жизни. Прошло 6 000 лет с тех пор, как наш род потерял первоначальное совершенство, представленное в отце Адаме, и Бог определил период в 1 000 лет, в котором процесс поднятия с греха и смерти будет величественным образом продвигаться вперед. Что касается Церкви сегодня, то Он вовсе не планирует ее физического поднятия из немощей и несовершенств, физических, умственных и моральных, а лишь предлагает иметь дело с Новыми Творениями, зачатыми духовно, следуя их воле, намерениям, а не реальным достижениям. В настоящее время верующие проявляют веру в Бога и в искупление, о котором Он позаботился через смерть Христа, оставляют грех, чтобы держаться праведности, и, вдобавок, полностью посвящаются Господу, чтобы выполнять не собственную волю, а волю Отца, до самой смерти.
Вот причины, почему Господь особенным образом принимает этот класс как Своих сыновей и отдает их в Школу Христа, чтобы они учились у Того, Кто был кротким и смиренным сердцем, чтобы им найти покой своим душам сейчас и вечную славу потом. От них – верных, охотных, повинующихся сердцем и волей – ожидается, что они будут испытаны, исправлены, научены дисциплины и в течение несколько коротких лет нынешней жизни продемонстрируют совершенство воли (а не тела), совершенство намерений (а не поступков).
Словом, все охотные, послушные и верные должны получить суровые уроки и испытания в течение нескольких лет нынешней жизни, чтобы быстро усвоить урок полного повиновения Богу, которому весь мир будет учиться 1 000 лет. Более того, они будут иметь еще более суровые уроки, чем мир когда-нибудь, потому что они призваны к высшему положению славы, чести и бессмертия, которое верные получат путем участия в “изменении” в “Первом Воскресении”, которое имеет отношение только к блаженным и святым (Отк. 20: 6).
Это не относится к нынешнему миру, потому что сердца людей не находятся в состоянии, чтобы на них повлияли уроки Школы Христа, данные классу Царственного Священства, о котором апостол сказал: “Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем [какую получим благодать и славу]. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть”, на духовном уровне.
Даже этот класс подвержен просеиванию и испытанию, и не все посвятившиеся и пошедшие в Школу Христа закончат ее с наивысшими отличиями как “более чем побеждающие” (ВоП). Некоторые, говорит нам апостол, вернутся, чтобы валяться в грязи. Избавившись от рабства греха, они могут опять запутаться в нем и участвовать в нечестивых делах, а также могут наполниться в своем сердце самолюбивыми амбициями и участвовать в делах плоти и дьявола, которыми, по словам апостола, является гнев, злоба, ненависть, склоки, горечь, злоречие, злые догадки – дух убийства, непримиримости, дух, который противоречит святому Духу Отца и Сына.
Другой класс, объясняет нам апостол, по-видимому, не сумеет закончить Школу с наивысшими отличиями, не сумеет стать классом Невесты и сонаследниками Царства, однако может стать классом, именуемым “Великим Множеством”, который вместо венцов получит пальмовые ветви как символ победы на низшем уровне. Вместо того чтобы сидеть с Христом на Его престоле славы, он будет служить Ему и Невесте перед престолом. Их неудача состоит не в том, будто они отвергли Христа и отказались от выкупа, а в недостатке усердия – неспособности быть правильно развитыми наставлениями в Школе Христа. Они закончат школу, но с второстепенными отличиями. Опасение потерять уважение и благосклонность мира не только не защитит их от огненных испытаний, но в действительности приведет на них еще более суровые испытания, как написано: “Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровью Агнца” – “преданы сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа”.
СТРАДАНИЕ ХРИСТА
Священное Писание четко различает между страданиями, которые могут прийти на Господней народ по причине греха, и страданий, которые необходимы им, как сыновьям Бога, в приготовлении к Тысячелетней службе и славе. Апостол говорит: “Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь” (1 Пет. 4: 15, 16). Другой апостол высказывается: “Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божья излилась в сердца наши” (Рим. 5: 3-5). Обратите пристальное внимание на этот пункт: Если мы, как Божьи дети, пренебрегаем воспитывать в себе Его дух справедливости и любви к братьям и ко всем людям, начиная делать плохо, говорить плохо и выдвигать плохие догадки, после чего попадем в трудности, то мы страдаем не как христиане, а как делающие плохое, как те, которые ходят по плоти и заслуживают плетей наказания, которые никогда не достались нашему Господу (всегда послушному) и которые никогда не придут на нас, Его последователей, если мы будем внимать Его Слову, следуя его духу.
Вмешательство в дела других людей, на которое обращает внимание апостол, является обильным источником проблем Господнего народа, и каждому, кто страдает от такого поведения, должно быть стыдно, потому что наш Учитель никогда не учил нас вмешиваться в чужие дела и не давал такого примера.
Напротив, Он советовал вместо придирчивого стремления видеть сучок в глазу своего брата, заботиться о том, чтобы таких сучков и бревен не было в наших глазах. Возможно, половина неурядиц, испытываемых христианами, вытекает из этого обильного источника желания навести порядок с другими, вместо того чтобы уделять надлежащее внимание собственному исправлению, чтобы как пылающие и сияющие светильники быть примером для стада, для братьев и для мира.
Страдания Христа, следовательно, не были страданиями за грехи или вмешательство в чужие дела, а были страданиями за праведность – за то, что люди, ослепленные невежеством и суевериями, ложно истолковывали Его добрые поступки. О тех, кто распял Иисуса, апостол говорит: “Впрочем я знаю, братья, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению”. Совсем по-другому написано об Иуде, близкое знакомство которого с Господом сделало его чрезвычайно ответственным и о котором написано: “Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться” (Мар. 14: 21).
А поскольку наш Господь был святым, непричастным злу, непорочным, отделенным от грешников, “Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его”. Поэтому страдания Христа не были страданиями за грех, а уроками, обучением, испытаниями, благодаря которым Он показал Свою преданность Отцу, праведности и Своим братьям. Так должно быть и с нами, потому что мы берем у Него уроки для нашего развития по подобию Его характера, чтобы сделать наше звание и избрание твердым для сонаследования с Ним в Его Царстве.
ПРАВЕДНЫЙ ПОСТРАДАЛ ЗА НЕПРАВЕДНЫХ
“Потому что и Христос.. однажды пострадал,. Праведник за неправедных”, – пишет апостол. Именно в таких страданиях приглашены участвовать Его последователи – страданиях за праведность, за преданность Господу, Его Слову, Его братьям. А каково обетование? Вот оно: “Если терпим, то с Ним и царствовать будем”. Наверное, если бы Господние посвященные понимали силу учения Священного Писания по этому поводу, они бы не уклонялись от долга, привилегии и ответственности, и не избегали бы немилости мира, глумления и разного рода страданий, а, наоборот, с готовностью страдали бы и, как говорит апостол, радовались бы в скорби и своим духовным благословениям. Не надо думать, что эти скорби придут от язычников, с которыми мы имеем мало общего, или как-то особо от откровенно плохих и аморальных соседей или друзей.
Когда наш Господь сказал: “Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел”, – то под выражением “мир” имел в виду книжников, фарисеев и законоучителей тех дней и всевозможную оппозицию, которую они прямо или косвенно создавали против Него. Так и Господние посвященные должны надеяться, что свои испытания, страдания, трудности и уроки терпения, кротости, доброты, долготерпения и любви они получат преимущественно от именующих себя Божьим народом, имеющих светский дух.
ПОЛИРОВАНИЕ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ
Господь в самых замечательных словах высказывается об этом классе, который Он особенным образом выбирает сейчас из мира – об учениках Школы Христа, названных в другом месте “некоторым начатком Его созданий” (Иак. 1: 18). Чтобы показать значимость выбранного класса в оценке Господом, употреблен символ золота, наиболее драгоценного из металлов. Господь говорит, что как золото очищается огнем, так и эти должны быть очищены для Его особого употребления, и как за золотом надо пристально следить, чтобы огонь его не повредил, так и Великий Очиститель смотрим за Своими верными, чтобы никакое испытание не оказалось для них слишком суровым, чтобы их не наказывать больше, чем они способны вынести, и не давать таких наказаний, которые бы им навредили. Когда он говорит о них как о Своих драгоценностях, нуждающихся в полировании, Он обращает нас к мысли, представленной в нашем стихе, а именно: мы, сыновья, нуждаемся в наставлениях, именуемых наказаниями и дисциплинарными взысканиями, чтобы приготовить нас к Его службе. Известно, что не всякий камень подходит для огранки и шлифования. Похоже, не каждый член нашего рода заслуживает того, чтобы Господь искал его в настоящее время, звал, привлекал и отдавал в Школу Христа для обтески, исправления и полирования.
Поэтому, понимая, что мы находимся среди оправданных верой в драгоценную кровь и, более того, принятых через посвящение и зачатие святым Духом в качестве сыновей Бога на наивысшем духовном уровне, стоит ли удивляться, что нам нужна обтеска и полирование, чтобы стать достойными “участия в наследии святых во свете” (Кол. 1: 12). Апостол Павел настаивает, чтобы мы как можно скорее забывали испытания, трудности и жертвы прошлого и настойчиво стремились изо дня в день к новым лекциям от нашего Великого Наставника. Он заметил, что легкие страдания, обтески, наказания, которые являются лишь мигом по сравнению с вечностью, “производят в безмерном преизбытке вечную славу” (2 Кор. 4: 17). Вот его меткое замечание: “Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас” (Рим. 8: 18).
ПРИРОДА НАШИХ ИСПЫТАНИЙ, ПОЛИРОВАНИЯ И Т. П.
Новое Творение – новая воля, зачатая Господним духом, – это драгоценность, которая должна быть отполирована. Сверла, долота, резцы для грубой и тонкой обработки этих драгоценностей, находятся вокруг нас и, следует полагать, являются самыми разными средствами. Важнейшим из них, всегда присутствующим рядом, вместе с соблазнами, лестью, уговорами и угрозами, является старая природа, представленная безудержными желаниями нашего смертного тела. Сопротивление ей приносит полирование, развитие, украшение Нового Творения. Разве по природе мы не испорчены в вожделениях нашего тела и ума? Новое Творение обязано не только противостоять всему этому, но и пытаться быть мертвым для такого рода влияний, не потворствовать им, двигаясь дальше и настаивая на том, чтобы смертное тело непременно было слугой Нового Творения в духовных делах согласно Слову и духу Господа. Если по природе наше смертное тело стремится к светским почестям, похвале и амбициям, то новая природа (новый ум) обязана дать этому отпор и настоятельно потребовать, чтобы повиновение, как высказался Господь, заняло ведущее место, и нашей наибольшей амбицией было желание учиться исполнять волю нашего Отца на небесах.
Разве воинственность, диктаторство и стремление спорить не является естественной тенденцией нашей плоти? Новое Творение должно потребовать, чтобы эти влияния не проявляли себя, но чтобы господствовал дух повиновения, доброты, долготерпения и братской доброжелательности. Во всех этих направлениях придется ежедневно вести сражения, поэтому трение – по мере того как Новое Творение оказывает сопротивление старому – постепенно проводит полирование. В этом и заключаются страдания для праведности, ведь если новый ум торжествует и радуется, наша плоть тотчас съеживается, скулит, протестует и страдает. Но и это еще не все. Священное Писание говорит, что вокруг нас много врагов, и некоторые из них невидимы нам. Оно говорит, что наша брать не только против плоти и крови, но и против начальств и властей, и духов злобы поднебесной.
Они пытаются оживить нашу смертную плоть, тогда как мы – умерщвлять ее. Они пытаются поработить нас и сделать борьбу с нашим старым “я” непрерывной. В действительности же они только вращают полировочным кругом, который, наталкиваясь на наше сопротивление, полирует нас и делает пригодными к славе Царства. Но и это еще не все. Везде в мире нас окружают те, кто видит вещи по-другому. Они смотрят на вещи с буквальной, земной точки зрения, считая, что дом, земля, имя, слава, семья – боги, которым надо служить всем сердцем, умом и силой.
Они считают, что мы ведем себя глупо, когда не гонимся с ними за теми же идолами земных вещей; они злословят нас, безумных ради Христа, за нашу преданность принципам и учениям Христа. Кроме того, они выступают против нас, потому что понимают, что если бы критерии, которым мы служим, оказались правдивыми, они в той или иной мере подверглись бы осуждению. Наш Господь описывает такое состояние ума, называя Своих последователей сынами света, а всех других – сынами тьмы. Он говорит: “Так да светит свет ваш пред людьми”, и предостерегает, что тьма будет ненавидеть свет.
Мы должны это делать если не словом, то хотя бы примером. Поэтому, учитывая то, что нас осаждает мир, земные амбиции, стремления к славе и людским почестям, а также искушения противника, который готов обольщать нас и прельщать, как змей обольстил матерь Еву, а также принимая во внимание наш конфликт с собственной плотью, не сомневаемся, что все это представляет страдания, испытания и наказания, необходимые для нас. Но мы имеем уверение Учителя, что Он сделает так, что все это будет нам во благо, чтобы испытание нашей веры, нашего терпения и стойкости, а также испытание развития благодатей духа оказалась ценным для нас – чтобы мы развили плоды, которые Господь хочет видеть, плоды виноградной лозы, плоды духа. Тому, кто устоит в этом верно до конца, обещан венец жизни и участие в Царстве Славы.
Так будем из тех, кто верен, и поможем другим всяческим доступным образом, чтобы и они достигли этого! Скоро избранные будут собраны и посажены славным образом на престоле. Тогда начнется благословение всего мира!
2HG602