ЗНАЧЕНИЕ ДНЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ ДЛЯ ХРИСТИАН

“При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.. И исполнились все Духа Святого” (Деяния Апостолов 2: 1-4).

Я счастлив снова быть дома с друзьями и говорить к вам, особенно по поводу значения Пятидесятницы, годовщина которой приходится сегодня. В сущности прошлая пятница была годовщиной Пятидесятницы, но со времени Пятидесятницы отличие между иудейским методом подсчета и принятым сегодня для ведения календаря создает эту разницу. Пятидесятница на самом деле была в воскресенье, как и Господнее воскресение, припоминание которого мы называем Пасхальным воскресеньем. Христиане в целом согласны, что распятие произошло после полудня шестого дня недели, который мы именуем пятницей, что наш Господь был в гробу седьмого дня недели, в иудейский саббат, который мы именуем субботой. Слово “Пятидесятница” означает пятидесятый день. Эти 50 дней следовало считать от иудейской Пасхальной Субботы, 15-го дня Нисан. Семью семь недель вели к другой иудейской субботе, и 50-й день, который был первым днем новой недели согласно иудейскому подсчету, считался 50-м, или Юбилейным, днем. На основании такого подсчета, Пасха и 50-й день, который наступал после нее, то есть Пятидесятница, были началом “Праздничных Недель”, которые иудеи праздновали из года в год в течение своей эпохи, но не понимали глубокого значения церемоний, которые проводили. Они не имели никакого представления о противообразе, на который указывали эти церемонии.
Вряд ли стоит напоминать о произошедшем в день Пятидесятницы, наступивший после смерти, воскресения и вознесения нашего Господа. Вы, наверняка, знаете описание, частью которого является наш стих. Вспомните, что наш Господь, прежде чем оставить Своих последователей, проинформировал их о том, что открывается новая эпоха, поэтому если раньше Он запрещал им идти к язычникам или самарянам, то теперь они должны знать, что отныне их послание будет без ограничений всякому, “кто имеет уши слышать”, из любого народа, и что их миссия, их труд должен начаться от Иерусалима. Вспомните также, что наш Господь предостерегал учеников, что они еще не готовы к труду этой эпохи, и учил, говоря: “Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше” (Лук. 24: 49). По-видимому, они не знали, как долго ждать, “ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен” (Иоан. 7: 39), и не могли понимать духовное, пока не получили это благословение. Правда, некоторая мера святого духа была на апостолах во время служения нашего Господа, отчего они совершали чудеса, исцеляли больных, изгоняли бесов и т. п., но сила, благодаря которой они это делали, не была непосредственно от Отца, а была дана им нашим Господом Иисусом, представителями Которого они были в наставлении, проповедовании и совершении чудес. Однако Господь обещал им, что в свое время Отец признает их, и именно это они должны были ожидать.
Они не рассчитывали, как грешники, на силу для покаяния, потому что уже были верующими в Господа Иисуса, принятыми Им и, более того, посвященными выполнению Отцовской воли. Однако, хотя с их стороны были предприняты правильные шаги, они все еще не были признаны Отцом – еще не получили духа принятия в Его семью. Они оставили дом Моисея, дом слуг, примкнули к Иисусу, Сыну Бога, чтобы стать членами дома сынов, поскольку это право, эта привилегия была дана им (Иоан. 1: 12), но теперь они ожидали, чтобы это произошло на самом деле, в действительности.

ПРОЯВЛЕНИЯ ДУХА

Сошествие святого духа на них могло быть таким же тихим, как на нашего Господа Иисуса во время Его крещения – с таким же незаметным проявлением, как это происходит с Господним народом сегодня, когда он, приходя к единству с Господом, становится причастником Его духа и принят в семью Отца. Однако Господь, в интересах не только ранней Церкви, но и в наших интересах, дополнил это большое и важное событие замечательными внешними проявлениями – разделенными языками и огненным пламенем, почившим на головах апостолов и, возможно, на других, а также несущимся сильным ветром, наполнившим место, где они были, и принесшим определенные внешние ощущения, чудо языков и других даров духа. Мы можем радоваться всем этим свидетельствам огромного значения Пятидесятницы. Они говорят о важности больших событий, имевшим начало в том дне.
Какие это большие события? Отвечаем на основе слов Петра, что события того дня означали, во-первых: что Господь, Который вознесся от них 10 дней раньше, достиг небесных дворов, представил Отцу доказательство Своей жертвы и применил часть заслуги за Свой народ – домочадцев веры – за всех, кто уверует в Него и примет Его как своего Спасителя. Когда-то это было показано в образах Закона Моисея: первосвященник, заколов тельца, вносил его кровь в Святое Святых и обрызгивал ею Крышку Умилостивления, совершая примирение за свое тело (священников) и за своих домочадцев (дом Левии, который изображал домочадцев веры – всех верующих). Как только Крышка Умилостивления была окроплена кровью тельца, справедливость возвещала о прощении грехов конкретного класса, за который была применена кровь и который с тех пор находился в общности с Богом и в согласии с благословениями, которые Он должен был давать. Справедливость отказалась от своих претензий, и Божественная милость приняла посвященных как будущих членов тела Христа – как сынов Бога (Иоан. 1: 12). Во-вторых: посланный святой дух обозначил “принятие” их в семью Бога, к сонаследованию с Господом Иисусом Христом, или, на основе другого образа, означал их “помолвку” как членов будущей невесты Христа.
Апостол Петр, объясняя суть дела, говорит, что это свидетельствовало о возвышении Христа к деснице Бога, о том, что Он был принят к небесным дворам со славой и честью как победитель, как Тот, Кто совершил волю Отца, Кому была дарована высокая награда сесть с Отцом на Его престоле Вселенной. Посланный святой Дух Его верным последователям должен был стать для них свидетельством всего этого, а также принятия их Отцом через Него (Отк. 3: 21). Иисус “быв вознесен десницею Божьею и приняв от Отца обетование Святого Духа [приняв Святой Дух, как было обещано], излил то, что вы ныне видите и слышите” (Деян. 2: 33).

ПРОРОЧЕСТВО СЛЕДУЕТ РАССМАТРИВАТЬ В ОБРАТНОМ ПОРЯДКЕ

Петр обращает внимание на то, что это излитие духа было частичным выполнением пророчества, данного много лет тому назад пророком Иоилем о “последних днях”. Мы остановимся здесь и покажем, что высказывание “последние дни” в целом понимают неправильно. Изучающие эту тему, как правило, забывают, что у Господа один день как тысяча лет, и что весь период от сотворения до полного искоренения греха является периодом из семи дней – семи периодов по тысячу лет каждый, отвечающих семи дням недели. Иоиль пророчествовал примерно за 800 лет до н. э., а значит, перед серединой большой недели из семи тысячи лет, и высказывание “последние дни” по сути касается тысячелетних периодов, которыми должна закончиться большая неделя. Фактически, это благословение Пятидесятницы наступило в начале пятого из этих больших тысячелетних дней. Однако апостол Петр не говорит, что благословение Пятидесятницы выполнило все предвещенное Иоилем. Оно выполнило лишь часть этого предвещания. И хотя это была самая важная часть, она никоим образом не представляла преимущественную часть пророчества Иоиля. Преимущественная часть должна выполниться вскоре, утром седьмого из этих больших дней, Тысячелетним утром.
Возвращаясь к пророчеству Иоиля, мы видим, что оно имеет две разные части: одна часть касается исключительно “рабов и рабынь” Господа, а другая часть – “всякой плоти” (Иоиль 2: 28, 29). Пятидесятница обозначила излитие духа Господа на рабов и рабынь, и упомянутое благословение излития было для всех из этого класса на протяжении Евангельского века. Излитие духа Господа “на всякую плоть” касается инаугурации “Царства возлюбленного Сына”, когда сатана будет связан, а сыновья Бога воссияют как солнце в Царстве своего Отца с целью благословения, освежения и реституции всех родов земли (Матф. 13: 43; Рим. 8: 17-19; Деян. 3: 21).
Изложение этого пророчества является иллюстрацией способа, каким Господь везде в Писании изложил Свою истину в таком виде, чтобы ее сила и значение не были понятны, пока не наступит соответствующее время и Его народ не будет направлен духом к ее пониманию. Особенность этого выражения заключается в том, что благословения Тысячелетнего века упомянуты первыми, а благословения Евангельского века – последними, и этот обратный порядок событий внес неясность в весь вопрос. Однако, если правильно взглянуть на это, мы увидим, что данное выражение на самом деле касается всех, с Церковью включительно. Деятельность Божьей любви и милости посредством жертвы Христа и совместно с ней должна повлечь излитие Святого Духа на всякую плоть, но это общее излитие наступит после некоторых дней, представленных в этом Евангельском веке, то есть пятом и шестом дне (пятой и шестой тысячи лет большой недели), а значит, будет в седьмом дне. Однако благословение Господних рабов и рабынь не будет после этих дней (пятого и шестого), а “в те дни”. Весь вопрос достаточно прост, чрезвычайно очевиден, стоит только глазам нашего понимания открыться на то, чтобы понять еще большую высоту и глубину, длину и ширину любви Бога, чем мы сперва надеялись.

ДЕЛЕНИЕ ДНЯ ПРИМИРЕНИЯ

Такое же благословение представлено в образах “Дня Примирения”. Целью этого дня было совершение примирения за грехи “всего народа” – всего Израиля, изображавшего всех людей из всех народов, искупленных драгоценной кровью Христа, которые в свое время войдут в отношения завета с Богом благодаря крови примирения. После этой общей формулировки относительно дела Дня Примирения образ дальше конкретизирует и говорит, в первую очередь, о жертве тельца, показывая, как мы уже видели, что его кровь была применена в узком смысле – не за весь Израиль, не за весь народ, который окончательно станет Божьим народом завета благодаря пользе от примирения. Заслуги жертвы тельца были образно применены к тем, кто составляет священство (тело первосвященника), противообраз которого – Малое Стадо, Царственное Священство, Колено Левии, семья священника, представляющая противообразных “домочадцев веры”, развитых перед Тысячелетним веком. Эта первая часть примирения, как видно, была другой, отличаясь от последующей части, так же как благословение Пятидесятницы для Церкви является другим, отличаясь от последующего излития духа, которое должно быть общим, на всякую плоть.
Вторая часть жертвы примирения, жертва Господнего козла, совершалась тем же священником и представляла участие верных последователей Господа вместе с Ним в этом большом труде. Это Его труд, не наш, но Он принимает нас как членов Своего Тела и как таковым позволяет участвовать с Ним в Его деле жертвы. Он позволяет нам страдать с Ним, отдавать нашу жизнь за братьев, быть мертвыми с Ним и во всем этом “восполнять недостаток.. скорбей Христовых”; так что в действительности весь период от крещения Господа святым Духом до конца этого века является Днем Примирения. Важной особенностью всего этого было то, что сделал наш Искупитель лично и что закончил на Голгофе. Как следствие этой жертвы, мы, Его посвященные последователи, “облагодатствованы в Возлюбленном” и привилегированны умирать с Ним как члены Его Тела. Именно с этой целью благословение святого Духа Пятидесятницы было излито на рабов и рабынь Господа в течение Евангельского века, чтобы дать им возможность следовать за своим Господом, представлять свое тело в живую жертву, святую, благоугодную Богу и, будучи зачисленными в члены Тела Христа и страдая в настоящее время, быть прославленными, как только количество дополнится, а страдания и испытания завершатся.
Согласно образу, после завершения Церкви – когда последний член из числа избранных сделает свое звание и избрание твердым, закончив свой путь с радостью, имея общность с Христом в Его смерти, – кровь второй жертвы примирения будет представлена справедливости. Это Христово приношение, поскольку мы сами являемся ничем, но стоим перед Отцом как зачисленные в члены Тела Христа – как Царственное Священство под главенством царственного Первосвященника. Как Отец сначала принял жертву примирения, благословил нашего Господа и ниспослал Святой Дух на Церковь, так, можем быть уверены, после принесения второй жертвы остальная часть пророчества Иоиля получит полное выполнение – Святой Дух будет излит на всякую плоть.

ЭТО НЕ ПОДРАЗУМЕВАЕТ УНИВЕРСАЛИЗМ

Как Святой Дух был излит Господом на ожидавших верующих, так Господь и эти верующие, прославленные с Ним в Царстве, изольют Отцовские благословения реституции, знания о Боге и духовную помощь на все человечество. Этому полностью соответствует утверждение пророка о славном тысячелетнем периоде: “Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море”. “И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «Познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, – говорит Господь”. Это подразумевает не универсальное спасение, а универсальную возможность обеспечить “дар Божий – жизнь вечную” на условиях повиновения. Как единственным выбором за добровольный грех, который навлекают на себя “рабы и рабыни”, является Вторая Смерть, так в Тысячелетии с таким же сознательным выбором столкнется “всякая плоть” в мире, когда получит блаженное просвещение Святым Духом.
Рабы и рабыни Господа нуждались в освежении и руководстве Святого Духа в течение Евангельского века, и без этого никто из нас, наверное, не смог бы сражаться добрым сражением против мира, плоти и противника. Без этого мы не смогли бы осознать духовное и, как следствие, не смогли бы крепко ухватиться благословений, свободно данных нам Богом в настоящее время, не смогли бы оценить то, чего не видел глаз и не слышало ухо, и что на сердце человеку не приходило, что Бог приготовил любящим Его и открыл нам Своим духом (1 Кор. 2: 9-10). О, как много означает благословение Пятидесятницы, дух сыновнего принятия, печать нашего сыновства для нас, стремящихся сделать свое звание и избрание твердым ради небесных вещей, к которым мы призваны Господом – небесного Царства и его славы, чести и бессмертия!
Однако позвольте мне предостеречь вас от серьезной ошибки, в которую многие святые, вероятно, склонны впадать. Они, судя по всему, ожидают благословений Пятидесятницы лично и совместно из года в год или, по меньшей мере, каждых несколько лет, а некоторые безустанно умоляют Господа в каждой молитве о повторном излитии божественной милости Пятидесятницы – Святого Духа. Это следствие неправильного понимания. Излитие Святого Духа в Пятидесятницу было не только для ранней Церкви и на нее, но и для всех нас и на всех нас, ее преемников на протяжении этого века. Не нужно никакого повторения. Для иллюстрации, вспомните нашего Господа Иисуса, на Которого, как на первого, Святой Дух был излит Отцом во время Его крещения в Иордане в начале служения. Ему не нужно было ежегодно ходить к Иордану, чтобы получить новое крещение, и не нужно было получать его где-то еще. Крещение, которое Он получил, оставалось с Ним – Святой Дух, данный однажды, не был взят обратно. Взятие этого духа обратно означало бы смерть Господа как Нового Творения. Благословение, сошедшее на Церковь в Пятидесятницу, было частью того же благословения, которое сошло на нашего Господа Иисуса, Главу.
Весь этот порядок был образно представлен в помазании Аарона, образного первосвященника. Елей помазания был излит на голову, а голова Аарона изображала нашего Господа Иисуса, Которого Бог поставил главой над Церковью, которая есть Его Тело (Еф. 1: 22-23). Бог не дал Ему духа мерою. Написано, что дух был излит не мерою, без ограничений, но достиг Тела лишь в Пятидесятницу. Тело не могло быть принято, признано Отцом, пока за наши грехи не было совершено примирение драгоценной кровью; но когда примирение было применено и принято, был излит Святой Дух. В образе это было представлено в том, как святой елей помазания стекал с головы на тело.

ЦЕРКОВЬ – ОДНО ПОМАЗАННОЕ ТЕЛО

Заметьте, как пророк Давид обращает наше внимание на это, убеждая, что елей помазания стекал на бороду Аарона и дальше на все его тело аж до края одежды. Благословения Пятидесятницы с избытком хватает всем членам Тела Христа. Когда через веру и послушание, оправдание и освящение мы приходим к членству в Теле Христа, мы входим под то, что было представлено в образе в виде святого елея помазания, противообразом которого является Святой Дух. И если нам придется быть “отсеченными” как ветки, не приносящие плода, это будет означать наше полное отделение от Господа и Его духа, от помазания, которое мы получили от Него и которое является залогом, предвкушением нашего наследия. Это наследие достанется нам в воскресении жизни, обещанном всем верным.
Поэтому в наших обращениях нет никаких требований о новых Пятидесятницах, ведь таких просьб не найти в обращениях нашего Господа и учеников. Однако нам полагается молиться с апостолами, чтобы Святой Дух мог “больше и больше преизобиловать” (Кас.) в нас и совпадать с чувствами нашего Господа, Который сказал, что если “вы [земные родители].. умеете давать благие дары своим детям, то тем более ваш Отец.. даст блага [Святой Дух] тем, кто просит Его” (ВоП). Это предоставление Святого Духа, о котором учит Священное Писание и которое мы ценим, не нужно путать с благословениями Пятидесятницы, которые никогда не повторились, за исключением одного случая, а именно, когда Господь показал принятие Корнилия, первого обращенного язычника, и таким образом дал лекцию, что с тех пор не будет никакой разницы между иудеем и язычником относительно милостей Божественных обетований.
Что, в таком случае, мы имеем в виду, когда просим о большем наполнении Святым Духом, если не имеем в виду новые дары Пятидесятницы? Мысль в том, что когда мы приходим к единству со Христом через посвящение нашего сердца и воли, когда мы приняты как члены Его Тела, все Божьи благословения, представленные в Пятидесятнице, принадлежат нам не отдельно, а как членам помазанной Церкви. Мы, как члены помазанного Тела, имея Божественную милость и руководство, получаем привилегию возрастать в благодати, знании и во всех плодах духа, и это, соответственно, именуется наполнением духом. В начале нашего посвящения мы подчинили собственную волю, чтобы принять Господнюю волю в каждой подробности, чтобы руководствоваться Господним духом во всех жизненных делах. Но одно дело хотеть и совсем другое – получить. Подчинение нашей воли, чтобы стремиться иметь волю небесного Отца, дух, нрав, ум, которые будут обитать в нас, – минутное дело, но требуются дни, недели, месяцы и годы, чтобы полностью преобразоваться “обновлением ума” (Рим. 12: 2).
Постепенно Господняя милость к нам как членам помазанного Тела позволяет видеть длину и ширину, высоту и глубину Его любви и характера, и когда мы замечаем это, в наших мыслях и поведении продолжают действовать преобразующие влияния. Когда дух Господа входит в нашу жизнь, мы начинаем больше любить то, что когда-то не любили или не оценивали, и ненавидеть то, что казалось нам в одно время мало предосудительным или не казалось вообще. Правильные и неправильные вещи остались неизменными как прежде; но наши взгляды на них изменились, когда мы, под руководством и благословением Господа, делали шаги от благодати к благодати и от знания к знанию.

ПОМАЗАНИЕ ОТ СВЯТОГО

Сегодня, дорогие друзья, когда мы воспроизводим в памяти большие благословения Пятидесятницы в начале века и то, как ее милость распространялась с тех пор и доныне, давайте радоваться перед Господом, воздавая благодарность в имени Иисуса за это большое благословение, за единство, установленное между Богом и теми, кто принял Иисуса как своего Спасителя, кто посвятился Ему и Его службе. Всегда помним, что польза от общности с Богом (на основе Пятидесятницы) и от помазания Его духом основывается на жертве, которая закончилась на Голгофе, и что благословение и милости Пятидесятницы не могли прийти, пока Он не умер и не вознесся, чтобы явиться перед Божьим лицом за нас и там совершить символическое кропление кровью примирения, благодаря которой упразднены наши грехи.
Правильные мысли по этому поводу будут не только помогать нам очень ценить нашу общность с Отцом и Сыном, а также общность друг с другом как членов помазанного Тела Христа, но и всегда будут держать нас смиренными относительно нашего естественного состояния и будут напоминать нам, что по природе мы являемся “детьми гнева” (ВоП), как и прочие, и нуждаемся, как и мир, в прощении грехов через заслугу драгоценной крови. Однако все принявшие помазание духа будут, благодаря этому, постепенно, шаг за шагом, преобразовываться в своем уме, словах и делах. Кротость, терпение, доброта, братская доброжелательность, любовь постепенно будут становиться все ярче, невзирая на “изгибы” нашего естественного нрава. Наше блаженное утешение в том, что Господь принимает желания нашего сердца вместо действительного совершенства, которое будет невозможным до тех пор, пока мы не получим наши совершенные тела в воскресении (1 Кор. 15: 42-44).
Пусть нас воодушевляет еще одна мысль, а именно, что помазание, которое наш Господь получил, которое в свое время сошло на Его Церковь и в котором мы имеем удел благодаря Его благодати, является помазанием на служение – двойное служение. В древние времена помазывали царей и священников, поэтому о Церкви Господь говорит, что мы являемся Царственным Священством – что в этой Церкви сочетаются царская и священническая должности. Христос является Верховным Священником и Верховным Царем, а мы являемся Его сотрудниками в славных полномочиях, представленных в этих двух должностях. Он должен быть Царем мира, чтобы навести порядок среди нынешнего замешательства, чтобы уничтожить грех и все, что противоречит праведности. Но Он также должен быть Великим Священником, Великим Учителем, Великим Помощником, чтобы помогать грешникам выбраться из всех трудностей, в которые они попали через непослушание, чтобы вернуть к единству с Богом тех, кто пожелает вернуться. Мы должны быть сонаследниками в этом полномочном и славном труде будущего при условии, что мы сделаем наше звание и избрание твердым. И мы ждем, когда последний член класса царей и священников будет признан Богом, когда залог, то есть предвкушение, грядущих благословений уступит место действительным обстоятельствам Царства и его славному труду для пользы мира человечества.

3HG214 (1904 г.)