НАСТОЯЩИЕ БОГАТСТВА – БОЛЬШОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ И ПЕЧАЛИ НЕ ПРИНОСЯТ С СОБОЙ
“Благословение Господне – оно обогащает и печали с собою не приносит” (Притчи Соломона 10: 22).
Суматоха, спешка и погоня за богатствами никогда не были такими заметными, как в настоящее время, и причины этого вполне очевидны. Рост знаний, который стал достоянием масс в течение последней половины века, повсеместно пробудил мысли и стремления, которые никогда прежде не побуждали никого из людей, за исключением немногих. Кроме того, появился пример Вандербильтов, Асторов, Карнеги и Швабов, которые за невероятно короткое время поднялись из скромного положения к вершине богатства, славы и роскоши. То, что обычный перевозчик с помощью маленькой лодки, толкаемой веслами, стал мультимиллионером и владельцем одной из самых больших железных дорог в мире, не могло не повлиять на всех, кто слышал о его успехе. То, что мелкий торговец енотовыми и медвежьими шкурами стал мультимиллионером, и сегодня его представители в мире являются наибольшими владельцами недвижимости в самом большом городе Соединенных Штатов, не могло не произвести впечатления на подрастающее поколение. То, что парнишка, разносивший телеграммы, поднялся к положению, в котором контролирует сотни миллионов долларов и щедро раздает пожертвования на общественные цели в достойном похвалы стремлении не умереть сказочно богатым, неминуемо производит впечатление везде, где об этом узнают в мире. То, что сельский парень, гоняя почтовую карету, за несколько лет стал всемирно известной знаменитостью-миллионером, перехватывает дыхание от удивления. Понятно, что все эти проявления богатства или, как говорят некоторые, удачи вызывают не только желание у богатых стать еще богаче, но и у бедных стать богатыми. Поэтому на наших глазах миллионы людей в цивилизованных странах, усердно напрягая каждый нерв и используя каждую возможность, ищут, не представится ли им счастливая случайность, при этом ободряемые многочисленными примерами, менее известными, чем приведенные нами.
Что странного в том, что мир буквально сошел с ума в своей погоне за богатством! Мамоне кланяются и служат всевозможным образом и на всяком месте в надежде получить имя, должность, почести и привилегии. Что странного в том, что лица, которые ежедневно поклоняются в святилище Мамоны, оглядываясь вокруг и видя, что другие более привилегированны и занимают высшие ступени, начинают чувствовать, что получение богатства означает получение всяческих благословений, выгод и удовольствий, которые только можно себе пожелать в сердце? Ничего странного! Было бы странным, если бы все было наоборот! Было бы странным, если бы человеческий ум не пришел именно к такому выводу!
СТРЕМЛЕНИЕ ПРИОБРЕТАТЬ – КАЧЕСТВО, ДАННОЕ БОГОМ
С точки зрения некоторых все это можно назвать жадностью и самолюбием. Но это неверный взгляд. Следует помнить, что зона мозга, ответственная за стремление приобретать, имеется в каждом черепе, и если мы держимся библейского утверждения, что человек был создан по моральному образу и подобию Бога, то следует признать, что стремление приобретать, существовавшее с самого начала, было элементом умственного подобия Божеству. Стремление что-то приобрести не является злом само по себе, а благословением. Без его влияния человечество лишилось бы целеустремленности, становясь расточительным, малоцивилизованным.
В чем же тогда заключается трудность, если умение приобретать само по себе является хорошей чертой, правильным элементом нашей природы? Почему некоторые его плоды плохие, а некоторые – даже дьявольские? Отвечаем, что этот зона у большинства людей сегодня слишком активна. С другой стороны, активность по сравнению с ее противоположностью – сонливостью, праздностью, – замечательное качество. Когда мы представляем себе совершенного человека, Адама, то представляем его полным активности, энергии – “в усердии не ослабевающим; духом пламенеющим”. Поэтому не следует осуждать ни стремление приобретать, ни стремление быть деятельным, потому что оба эти качества являются хорошими при условии правильного регулирования и правильных ограничений. Проблему следует искать в другом.
ПЛОХОЕ СОЧЕТАНИЕ
Суть дела в том, что мы, как человеческие существа, не находимся под контролем какой-то одной или двух составляющих нашего организма, а так или иначе находимся под влиянием всех. Например, стремление приобретать, как одна из черт человеческого ума, окружено другими чертами и подвержено их влиянию. Иллюстрацией может быть инстинкт, то есть удовольствие от еды и питья, которое заставляет добывать еду для его поддержания. Он говорит: “Мне нужны деньги, иначе и меня не будет любимой еды”. Зоны, отвечающие за восприятие музыки и ощущение удовольствия, также связаны с ним, убеждая, что наслаждение невозможно без денег для развлечений и т. д.
Фантазия, то есть любовь к прекрасному, громко добивается новых приобретений, говоря: “Что бы вы не имели – одежду или мебель, дом или лужайку, – все должно быть со вкусом, а на это нужны деньги”. Супружество, любовь к близкому человеку, забота о семейном очаге требуют приобретений, говоря: “Шевелись, потому что без денег и вещей мы лишимся удовольствий”. Следовательно, свойство приобретать, находясь под давлением со всех сторон – в нынешних условиях даже больше, чем в начальном состоянии, – ищет поддержки и находит ее в воинственности и напористости, готовых помочь в удовлетворении упомянутых требований.
Воинственность и напористость являются артиллерией и кавалерией человеческого характера, перенацеливая все ресурсы человеческой энергии на службу себе, ведя борьбу за выживание – борьбу против всех и вся, не согласных с их господином, стремлением приобретать, а также с различными чертами, тесно связанными с ним. Таково в целом умственное состояние всего мира человечества, и эта борьба усиливается изо дня в день.
Священное Писание информирует нас о том, что окончательно это приведет к наибольшему времени скорби, когда-либо известному миру; что это время скорби придет именно в результате эгоистичной борьбы, в которой, как говорит Господь через пророка, “меч каждого человека будет против брата его”. Светская поговорка, которая все более становится жизненным правилом в мире, происходит от древней пословицы: “Каждый сам за себя, а слабым поделом”. Слабый, павший в жизненной битве, нередко умирает в приюте или госпитале, или совершает самоубийство. Недвусмысленные слова Священного Писания говорят надеяться в будущем на еще более радикальные вещи, чем известные в прошлом (за исключением большого времени анархии, поглотившей иудейский народ в 69 году н. э., и великой Французской революции в конце восемнадцатого века).
ПАРОХОД С ГРЕБНЫМ КОЛЕСОМ
Если верить френологии, часть мозга, которая отвечает за стремление приобретать, находится над самим ухом, и все другие свойства ума, видим, так или иначе воздают должное этому стремлению, завися от него ради собственного присутствия и удовольствия. Они в той или иной мере прислуживают ему и выполняют его распоряжения в случае разного рода необходимости. Если так, то человеческая голова очень похожа на пароход, где гребное колесо, которое толкает его вперед, представляет стремление приобретать. Общеизвестно, что каждый человек, который оставил свой след в мире денег или общественных дел, обладал этим свойством приобретать в большой мере и, возможно, даже больше, чем другими свойствами, которые его окружают. В определенном смысле это хорошее соотношение. Если бы, например, зона воображения была наибольшей и доминирующей, а зона приобретения малой, следствием была бы любовь к прекрасному без энергичности и амбиции создавать или приобретать красивое. Поэтому в целом трудность нашего рода не в том, что мы имеем зону, отвечающую за приобретения, или что она слишком большая, а в том, что нам не хватает других качеств, что они слишком малы, непропорциональны, неуравновешенны.
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ, ПОЧТИТЕЛЬНОСТЬ, СОВЕСТЬ
На наибольшем удалении от зоны, отвечающей за приобретение, расположены высшие рефлекторные зоны, отвечающие за доброжелательность, почтительность, духовность, добросовестность, непоколебимость. Последние расположены с лицевой стороны головы и вдоль макушки. Из того, как они расположены, можно сделать предположение, что они более независимы, чем другие черты, от стремления приобретать, однако часто уступают ему. Например, почтительность проявляется в милостыне и может обращаться к стремлению приобретать, говоря: “Я не могу дать денег, которых не имею; мне нужна твоя помощь”.
Почтительность также может до некоторой степени преклоняться перед стремлением приобретать, говоря: “Мое почтение к Богу ведет к желанию положить часть добытого к Его ногам, а это означает, что мне нужны деньги”. Духовность также может обратиться к стремлению приобретать за помощью, а добросовестность может поддержать требования обоих и громко взывать к стремлению приобретать, утверждая, что его обязанность – добывать, чтобы затем подать из доброжелательности, почтительности и духовности. Когда мы видим, как качества, представленные этими высшими зонами, сильно проявляются в характере, мы говорим о таком человеке, что у него благородный ум, что он стремится к богатству и к тому, чтобы использовать его на высшем уровне, чем другие, заметно уступающие в этих отношениях.
Все, о чем мы здесь написали, касается естественного человека. При такой организации ума даже самые благородные характеры не являются теми, кого Писание называет духовными. Это ведет нас к другой стороне вопроса, к одному из важнейших факторов в человеческих отношениях – к роли, которую играет воля.
Кто внимательно следил за приведенными аргументами, тот без трудностей воспримет то, что я хочу сказать. Мне нравится сравнивать эти разные зоны, то есть качества ума, с разными членами законодательного органа, такого как Конгресс или Парламент. В каждом таком собрании есть лица, которые доминируют и в большой степени контролируют других, которые, хотя и имеют свои функции, практически становятся зависимыми от своего лидера. Обычно имеется два лидера, две партии (иногда больше), пытающиеся контролировать законодательный орган, и самая влиятельная партия доминирует над другими, выдвигая своего лидера на ведущую роль спикера палаты и принимая законы и постановления, регулирующие состояние дел под ее руководством. Так, например, покойный Томас Б. Рид не только принадлежал к ведущей партии конгресса, но и был избран этой партией как ее лидер, и вместе они приняли “Устав Палаты” о порядке ее работы и о правах и свободах ее членов.
Применяя все это к человеческому уму, мы замечаем, что в некоторых умах отношение к некоторым делам получает полное согласие всех его зон, как в случае, когда они в целом готовы последовать за стремлением приобрести и поддержать его. В свою очередь, стремление приобретать признает требования этих разных сторон, удовлетворяя их интересы. Но когда добросовестность или почтительность, или доброжелательность достаточно сильны и влиятельны в уме, можно в той или иной степени ожидать конфликта.
Добросовестность может не дать согласия на методы, которые воинственность и стремление приобретать готовы использовать. Может также возникнуть вопрос, который для поддержки добросовестности привлечет зоны почтительности и духовности, как более религиозные составляющие ума. Те могут запротестовать, поэтому в уме часто возникает спор по некоторым вопросам, сопровождающийся длинными переговорами и убедительными аргументами с обеих сторон. К счастью, таковым является поведение большинства людей в цивилизованных землях. Если бы добросовестность и прочие не выступили против, а стремление приобретать, оказавшись под давлением всевозможных оправданий со стороны существующих способностей, не встретило никаких сопротивлений или ограничений, то последствия для мира были бы поистине ужасными: везде господствовала бы преступность и множились грабежи. Поэтому мы рады, что “грехопадение”, которое так расстроило умственное равновесие человеческого рода, по большей части не разрушило и не уничтожило добросовестности и вспомогательных ей примет высших сфер мышления.
Такое состояние ума, такой постоянный конфликт так или иначе делает жизнь рядового человека жалкой, потому что не только желает многих вещей, которых не может получить, но и пребывает в постоянном конфликте со своей совестью и своим высшим существом относительно методов, задействованных в приобретении доступного. Результатом преимущественно является решение не уступать, решение не делать ни того, ни другого – не прислушиваться к совести и возвышенным чувствам и не давать волю стремлению приобретать и низшим чувствам. Такое состояние мы могли бы назвать вооруженным перемирием между двумя воюющими сторонами, где ни одна из них не соглашается полностью с правами другой. Апостол, говоря о таком уме, называет его двоедушным: “Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих”. Такой человек всегда недоволен, ему недостает умственного спокойствия и мира. Соответственно, в своем большинстве люди – бедные и богатые – недовольны, раздражены, лишены счастья.
ПОКОЙ НОВОГО УМА
Если мы убеждены в правдивости того, о чем говорили только что, перед нами справедливо появляются вопросы: Есть ли от этого средство? Что это за средство? Отвечаем, что такое средство существует, но сравнительно немногие знают он нем хотя бы частично, а многие еще и медлят и никогда не получают благословения. Первым шагом в любой реформе, общественной или личной, умственной или физической, должна быть попытка понять ситуацию и осознать необходимость в изменениях. Отсюда наше стремление обрисовать эту необходимость путем пересмотра условий, существующих в естественном уме. Кто доволен воинствующим состоянием, кто не ищет мира и спокойствия, к тому мы не обращаемся, так как это было бы лишним усилием. Для тех же, кто ищет, мы цитируем слова великого Учителя: “Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас”. Весь мир изможден и обременен. Для тех, кто искал спокойствия в других направлениях и не нашел, мы имеем послание божественного Слова, возвещающее мир через кровь Христа.
Наша умственная неуравновешенность, не меньше чем наши физические недостатки, а также умственные и моральные слабости, полностью подтверждает библейское повествование о грехопадении – о потере божественной милости и обо всем, что это означает в виде болезни и физических изъянов, ведущих в могилу; о грехопадении и его наказании – смерти. Возвращение невозможно, разве что с божественной помощью, и эта помощь пришла к нам (человечеству) в виде великой жертвы, законченной на Голгофе. Знание об этом факте и понимание наших собственных потребностей являются нитями одной бечевки надежды, которая притягивает нас к Всемогущему (Творцу) за прощением, чтобы нам получить милость и найти (назначенным Им путем) благодать для своевременной помощи.
Милостивое послание Бога к нам таково: насколько мы готовы оставить грех в меру наших сил и проявить веру в Христа как нашего Искупителя, настолько Господь начнет труд превращения в нашем сердце и жизни. Он это сделает через наставления Его Слова, распространяющие “великие и драгоценные обетования” на тех, кто приходит к Нему в единственном “Имени под небом, данном людям, которым надлежало бы нам спастись”. Если нам предложена такая реформа, мы, естественно, стремимся провести ее в себе, говоря, что если наши прежние грехи получили прощение, мы попытаемся на будущее не грешить. Достойная похвалы решительность! Благородное стремление!
Но еще до того как мы пройдем немного этим новым путем – путем праведности, путем повиновения Господу, – мы увидим, как мы ужасно обременены, хотя понять, в чем дело, сразу невозможно. Наша воля хочет исполнять волю Господа, которую мы считаем абсолютно правильной и полагающейся, но в наших членах, в нашем уме мы видим разные зоны, создающие разные комбинации, которые восстают против наших хороших намерений. Стремление приобретать настаивает, чтобы при любом изменении намерений не делать ничего, что могло бы ограничить его влияние в жизни. Другие наши члены присоединяются к этому протесту и убеждают, что наши новые постановления являются откровенно крайними, потому что они приносят те или иные земные неудобства. Почти все зоны нашего ума в один голос утверждают, что мы не должны быть экстремистами, потому что в глазах мира мы будем выглядеть безумными, а это лишит нас жизненных удовольствий.
Реформированная воля требует немного времени, чтобы опомниться от шока, полученного от такой атаки со всех сторон. Для нас это нечто совершенно новое и, пожалуй, неожиданное. Мы, очевидно, рассчитывали на то, что как только реформа станет нашим лозунгом в жизни, Господь так поруководит делами, что все пойдет гладко, а в сердце воцарится радость и мир. Но в действительности это не так. Господь требует еще более углубленного труда благодати, поэтому, если позволить, то самолюбивые зоны естественным образом начнут борьбу в волей Бога. Апостол говорит об этом: “Потому что разум, обращенный к плоти, есть вражда против Бога; ибо он не подчиняется закону Божьему, ибо он и не может” (Рим. 8: 7, ВоП). Он не может быть в согласии, потому что испорчен через грехопадение. Если бы все зоны ума удерживали свое первоначальное равновесие и влияние, все было бы по-другому, а реформированное состояние ума получило бы похвалу как путь мудрости в результате взаимного согласия всех зон, то есть качеств ума. Именно эта потеря умственного равновесия (уравновешенности) в результате грехопадения и многих столетий наследственного вырождения составляет “светский ум”, или, как Священное Писание называет его, “телесный”, “плотской” ум, то есть преобладание интересов плоти, неуравновешенность относительно высших интересов.
“ИЗМЕНИТЬ” НАЧАЛО НА КОНЕЦ
Какие шаги следует предпринять, чтобы избавиться от этого конфликта между реформированной волей и естественным умом? Каким является путь к миру, упомянутый нашим Господом, когда Он говорил: “Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас”? Указанный Господом шаг, необходимый для обретения полного мира с Ним, чрезвычайно радикальный, но если его сделать, то о нем никогда не придется сожалеть. Это шаг полного посвящения, полного подчинения ума, воли Господней воле. Это означает то же самое, что голосование в Конгрессе. Члены выстраиваются в ряд, давая присягу быть ответственными за свое волеизъявление перед Господом.
Все это еще более четко представлено нам в Писании, а именно, что каждое чувство, эмоция и принцип нашего сердца и ума переданы в подчинение Господу, чтобы в полной мере воспринимать Его как властелина, держащего под контролем наши интересы и дела. Это – обещание перед Господом, что мы приведем (в меру наших возможностей) всякий талант и примету ума и тела в подчинение Его воле, что любая другая склонность будет “умерщвлена”, предана смерти. Апостол, обращаясь с этой мыслью к посвященным, говорит: “Итак, умертвите земные члены ваши”. Другими словами, ваши земные члены, то есть зоны вашего ума, которые чрезмерно заинтересованы земными делами и не желают подчиниться небесным, будут или должны быть проигнорированы, отвергнуты, уничтожены. Их надо лишить всякого права голосовать, осуществлять влияние на совет нашего ума, потому что они считаются мятежными против Создателя, против Искупителя и всех законов праведности и истины, которые они представляют.
Полное отречение от ветхого человека, ветхой природы, ветхого ума является завершающим шагом в обращении, которое начинается принятием Христа как нашего Искупителя и постановлениями реформироваться и вести праведную жизнь. Такое посвящение, такое подчинение воли Господу апостол именует “жертвой”. Он объясняет, что воля представляет всего человека, и что жертва воли, то есть решительность следовать не за нашей волей, а следовать полностью за Господом, считается Господом жертвой до самой смерти, жертвой воли до конца – до смерти тела. Он говорит, что это благоугодно перед Господом, и мы больше не должны приносить жертвы всесожжения и мирные жертвы: “Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим [прощением ваших грехов], представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего” (Рим. 12: 1).
Это все, что можно сделать. У нас нет ничего заслуживающего Господнего принятия. Заслуга Христа, ставшая нашей через веру, сделала нас достойными и приемлемыми. Господнее принятие означает зачисление нас в семью сыновей Бога, чтобы мы могли стать “наследниками Божьими, сонаследниками же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться” (Рим. 8: 17). Следующий шаг – предоставление Святого Духа – не является чудесной вещью, не сопровождается и не дополняется “дарами” и “знамениями”, как вначале, ведь они больше не нужны, а состоит в развитии теми, кто принят, ума Христа, Его нрава, подобия Его характера, плодов и благодатей духа – повиновения, доброты, терпеливости, долготерпения, братской доброжелательности, любви. Зачатие духом как сыновей Бога к обновлению природы является, как нам сказано, первым плодом нашего наследства, задатком, вступительным взносом благословений, которые Господь предлагает даровать. Остальное благословение должно прийти к нам в первом воскресении, когда мы, оказавшись верными, будем подняты из мертвых, “изменимся”, станем подобными нашему Искупителю, духовными существами, участниками Его славы, Его чести, Его бессмертия (Рим. 2: 7; 1 Кор. 15: 51).
ФИЛОСОФИЯ ЭТОГО ИЗМЕНЕНИЯ
В чем же заключается философия этого изменения, этого обновления ума? Как это так, что при таком же мозге, при такой же структуре его зон, при таком же дисбалансе и преобладании низших, плотских элементов ума, возможен новый ум, который любит то, что в свое время ненавидел, и пренебрегает тем, что в свое время любил?
Отвечаем, что тайна заключается в воле. После того как воля (общее расположение ума), раз поведшись трезво, рассудительно, на стороне Господа и праведности, но при этом имея характеристики, такие как самолюбие, стремление приобретать, воинственность и т. п., избавилась от этих участков, подающих голос (поднимающих мятеж и не подчиняющихся закону Бога), путь стал свободнее, поскольку только более возвышенным участкам позволено голосовать на совете ума. Но даже им не разрешается высказывать собственные предпочтения, а выражать только те мысли, слова и показывать такое поведение, какое на их взгляд совместимо с полной преданностью и верностью Господу и Его принципам праведности. С тех пор в таком уме господствует мир, потому что неуемные склонности лишены голоса в принятии жизненно важных решений. Теперь правилом жизни является исключительно божественная воля, а божественные обетования питают, укрепляют и поддерживают такой ум.
Например, духовность находит для себя удовольствие в том, чтобы думать о небесном; добросовестность одобряет это и считает нашим разумным служением выполнение божественной воли; почтительность благоговеет перед Господом и получает от поклонения Ему удовольствие, которого не извлечь даже от поклонения Мамоне; великодушие радуется в стремлении копировать образец божественной любви, которую сама в свое время получила. Постепенно все зоны все больше приходят к согласию с новым правителем, новой волей, Господним умом, волей Господа. Фантазия с удовольствием думает о небесных идеалах и славных вещах, обещанных на будущее. И хотя она по-прежнему оценивает земное, все же она ценит небесное превыше всего. Любовь к семье, любовь к своему дому теряет свои самолюбивые черты и приобретает новое содержание применительно к Божьей семье и небесному дому.
Стремление приобретать, будучи ограниченным в земных вещах (за исключением необходимого и полезного для духовных дел), начинает получать удовольствие от желания получить небесные вещи, которые Бог обещал любящим Его. Даже воинственность и разрушительность, которые в свое время были слугами жадности, теперь, в такой же степени изолированные от земных вещей, становятся живыми для всех небесных стремлений и любви, чтобы уничтожать жадность и грех в любом виде и помогать Новому Творению вести добрый бой веры с миром, плотью и противником. С такой точки зрения все зоны ума способны прийти к полному согласию, как прежде не могли прийти к согласию с противоположной точки зрения. Когда самолюбие находилось у власти, пытаясь подчинить себе каждый талант, то приходилось вести постоянную борьбу с совестью и высшими умственными свойствами. Но сейчас – с тех пор как совесть и высшие умственные способности признали главенство Господа, возвели Его в правителя сердца, а низшие элементы нрава, вначале мало изолированные от греха, постепенно втянулись в активное служение праведности – мир, радость, покой и духовный уют в такой же степени возросли.
НЕБЕСНЫЕ И ЗЕМНЫЕ БОГАТСТВА
Перед нами полное применение нашего стиха. Мы видим сердце, в которое пожаловало благословение от Господа, хотя и не полное благословение, потому что его удастся достичь лишь в совершенстве первого воскресения. Тем не менее, это – большое благословение. Надо ли говорить, каким образом это благословение от Господа делает сердца Его посвященного народа богатыми? Нет, не надо, однако было бы хорошо разбудить наш чистый ум напоминанием. Какие еще богатства может иметь кто-то в жизни, кроме любви, радости и мира Святого Духа, являющихся уделом всех, кто полностью и всем сердцем предпринял упомянутые шаги. Ничего удивительного, что апостол сказал: “Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о] [себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения” (1 Тим. 6: 17).
Кому пришлось перейти через трудности, описанные нами, тот может понять слова апостола о том, как богатеть у Бога. Это означает быть богатым признательностью за Его милость; быть богатым пониманием того, что Он является Отцом, потому что он услышал Его голос и принял привилегию войти в Его семью. Он богат тем, что уже получил первые плоды Его Духа; богат тем, что уже имеет Божий мир, превосходящий всякое понимание; богат тем, что ему принадлежат необычайно великие и ценные обетования Божественного Слова как для этой жизни, так и на будущее; богат в том значении, о котором апостол сказал: “Ибо все ваше,. вы же – Христовы, а Христос – Божий”.
“Печали с собой не приносит”. В этих словах нашего стиха есть скрытый намек, предположение, что все другие богатства, кроме тех, которые приходят от Господа, прячут в себе жало печали, разочарования. Разве это не так? Разве не факт, что те, кого влечет сердцем к земным богатствам (а так происходит сегодня со многими), склонны, как говорит апостол, к тому, чтобы “пронзить себя” (ВоП) многими мучениями – независимо от того, удалось ли им обрести богатство, или нет. Тот, кто думает, что за богатство можно купить мир, радость, облегчение от сердечной и головной боли, еще не выучил как следует соответствующих уроков из того, что вокруг него в мире. “Бедные богатые”, как кто-то назвал состоятельных, заслуживают нашего сочувствия, потому что, как утверждает Писание, таких немного между святыми: “Не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных”, “не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царства?”. Бог, как правило, не искал богатых, потому что богатые, занятые своими амбициями и меньше чувствуя собственные потребности, меньше готовы принять славные возможности веры и повиновения на условиях полного посвящения сердца и головы, ума и тела Господу, Его воле, Его службе.
С другой стороны, как мы уже обратили внимание, благословение Господа, которое обогащает сердце посвященного, не приносит печали, не лишает радости. Не подумайте, что Господние посвященные не должны иметь никаких испытаний или трудностей в жизни, что у них все будет гладко. Нет! Совсем наоборот. Как свидетельствуют слова Учителя, “в мире будете иметь скорбь,. [но] сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир”. Именно этот Божий мир, этот отдых под Его опекой, это удовлетворение Его планом, это осознание наших богатств во Христе Иисусе является нашим удовлетворительным уделом и защищает нас, как “Новые Творения”, от печали, боли, беспокойства и трудностей других. Учитывая наши духовные отношения, благословения, обетования и надежды, все другое является “кратковременным легким страданием нашим, производящим в безмерном преизбытке вечную славу”.
3HG266