[3HG270]
ВОССТАНОВЛЕНИЕ СКИНИИ ДАВИДА

“Затем Я возвращусь и восстановлю павшую скинию Давида. Я восстановлю ее руины и воссоздам ее, чтобы оставшиеся из людей и все народы, которые были названы Моим Именем, стали искать Господа. Так говорит Господь” (Деяния Апостолов 15: 16, 17, МБО).

Апостол Иаков произнес слова нашего текста на общецерковном совещании в Иерусалиме. Предметом обсуждения была деятельность Павла и Варнавы в проповеди Евангелия язычникам. Многие из братьев считали, что это серьезная ошибка, нарушение социальных и религиозных приличий, установленных Господом. Более 1 800 лет природное семя Авраама имело особую милость Бога, и все обетования божественного Слова относились только к ним, как возвестил пророк Амос: “Только вас признал Я из всех племен земли” (Ам. 3: 2). Все остальные народы, как подчеркивает апостол Павел, были оставлены Господом без откровения, послания или завета, и, следовательно, “жили в этом мире без надежды и без Бога” (Еф. 2: 12, МБО).

В этих условиях не стоит удивляться тому, что иудеи стали ощущать религиозную исключительность и верить, что хотя язычники были сородичами и принадлежали к одному общему роду Адама с ними, тем не менее, Господь сделал различия, и, соответственно, только роду Израиля принадлежат главные божественные милости. Апостол ссылается на то же самое, говоря: “Итак, какое преимущество [быть] Иудеем?”. Он отвечает: “Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче [в том], что им вверено слово Божие” (Рим. 3: 2). Мы помним также наставление Господа Своим ученикам во время Своего первого пришествия: “На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева” (Матф. 10: 5, 6).

“ВО-ПЕРВЫХ, ИУДЕЮ”

При всех этих обстоятельствах мы не можем удивляться тому, что ранняя Церковь была встревожена мыслью о том, что Божий клятвенный завет с их народом, а также Его провиденциальные отношения с ними на протяжении восемнадцати веков, теперь, очевидно, должны быть отброшены, как будто особая надежда Израиля была напрасной, не более применимой к ним, чем к другим. Поэтому рассмотрение этого вопроса считалось очень важным, поскольку он лежит в самом основании всякой веры в божественное Слово, и это не должно рассматриваться как доказательство узости их мышления, но скорее как доказательство верности Господу и Его плану, ревности к Истине, опасения сойти с древних путей и, по крайней мере, отрицания основания всех их надежд.

Несколько похожий вопрос возник за несколько лет до этого, когда Петр, направляемый видением, посетил Корнилия, первого обращенного язычника, проповедовал ему и его семье Евангелие и крестил их как верующих после того, как Господь засвидетельствовал святым Духом, что они действительно приемлемы и являются подлинно израильтянами. В то время поведение Петра подверглось критике, но его полное объяснение Господних деяний удовлетворило братьев и сестер. На нынешнем совещании Петр был одним из первых, кто выступил в поддержку Павла и Варнавы и их проповеди язычникам.

Он напомнил совещанию, что за некоторое время до этого Господь указал на разрушение стоявшей посреди преграды между иудеями и язычниками в отношении милостей этого Евангельского века, и проиллюстрировал это на примере Корнилия и его семьи. После этого Павлу и Варнаве было позволено объяснить их собственный путь и ведение Господа, а также то, как благословение Господа пришло на уверовавших язычников, и чудесный труд благодати, чудеса исцеления и т. д., совершенные через возложение рук апостолов.

Затем апостол Иаков, который, по-видимому, был председателем собрания, встал и поддержал действия Павла и Варнавы, обратив внимание совещания на пророчество Амоса, которое является нашим текстом. Он указал на предыдущий опыт Симона, прозванного Петром, на то, как Господь впервые показал Свою милость к язычникам, прежде всего к Корнилию и его семье через него, и указал на божественный замысел, согласно которому не только верные иудеи, но и некоторые из язычников должны быть избраны, чтобы составить особый народ Господа. Ранняя Церковь, все иудеи по происхождению, уже понимала, что Бог минует их народ в целом и берет из него лишь остаток, “Малое Стадо” подлинно израильтян. Апостол Иаков теперь более ясно представлял (3HG271) себе божественное намерение, а именно, что это “Малое Стадо” частично должно состоять также из верных язычников, зачатых святым Духом и, таким образом, ставших духовными израильтянами, подлинно израильтянами.

“НАРОД ВО ИМЯ СВОЕ”

Святой Иаков заявил, что Бог избирает из язычников “народ во имя Свое”. Это можно понимать так: как верные израильтяне были приглашены стать Невестой Христа и, таким образом, взять имя Жениха, так и язычники теперь должны быть приняты в то же общество, чтобы и они могли разделить имя Христа, стать членами Невесты, Жены Агнца. Мы должны помнить, что эта мысль, что из людей будет избран особый избранный духовный класс, который станет Невестой и сонаследником со Христом в Его Царстве, была для иудеев, как и для нас, неожиданностью. Она действительно была включена в ветхозаветные обетования, но была настолько скрыта, настолько спрятана, что оставалась незамеченной, пока не была явлена святым Духом после Пятидесятницы.

Апостол Павел, как мы помним, говорит об этом как о “тайне Христовой [секрете Божественного плана], которая в других поколениях не была поведана сынам человеческим так, как она открыта была теперь”, потому что пришло время для избрания особого класса, класса Невесты (Еф. 3: 3-6, Кас.). Хотя факт, касающийся класса Невесты, держался в секрете в течение Иудейского века, и хотя он не очень ясно понимается большинством христиан даже сейчас, он был ясно изложен в пророчествах, а также в образах. В них, например, мы видим, как Авраам символизирует Бога, Исаак – Господа нашего Иисуса Христа, а Ревекка – Церковь, которая связана с Богом только тем, что стала Невестой Христа, так же как Ревекка была связана с Авраамом через союз с Исааком. Таким образом, как говорит апостол, “если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники” – “наследники Божии, сонаследники же Христу”, нашему Жениху (Гал. 3: 29; Рим. 8: 17).

В божественном провидении обычай жены отказываться от своего имени и принимать имя своего мужа является широко распространенным, и он был направлен провидением так, чтобы этот вопрос мог быть образом, иллюстрацией того, как Церковь теряет свою собственную индивидуальность и имя и принимает индивидуальность и имя своего мужа. Таким образом, хотя в Писании имя Христос, означающее “Помазанник”, в первую очередь дано нашему Господу Иисусу в Его собственной личности, во вторичном смысле оно применимо ко всей Церкви, Его Невесте, Его Телу. На это имелась также ссылка в ветхозаветных пророчествах. Она гласила: “Вот имя, которым Его назовут: «Господь – наша праведность»” (МБО), и еще: “Вот как Его назовут: «Господь – наша праведность»” (МБО).

СКРЫТАЯ ТАЙНА

Ранняя Церковь постепенно узнала об этой тайне класса Невесты, который будет сонаследником с Женихом в Царстве, и она также постепенно узнала, что в этот класс Невесты Господь примет язычников с правильным состоянием сердца, чтобы они стали сонаследниками и членами того же Тела. Обратив внимание совещания на этот вопрос, апостол Иаков продолжил, указав на то, что все это согласуется с пророчествами прошлого, одно из которых он процитировал, что затем (в будущем, в конце века, когда будет избран класс Невесты) наступит время восстановления израильского народа в божественной милости, после чего придет общая милость ко всем язычникам. Скиния Давида, павшая, относится к семье Давида, которая по божественному замыслу была царской семьей народа Израиля. Последним представителем Давида на престоле был Седекия, и следует помнить, что во время его свержения Господь возвестил: “И ты, недостойный, преступный вождь Израиля, которого день наступил ныне, когда нечестию его положен будет конец!.. Сними с себя диадему и сложи венец; этого уже не будет... Низложу, низложу, низложу и его не будет, доколе не придет Тот, Кому [принадлежит] он, и Я дам Ему” (Иез. 21: 25-27).

Низложение продолжалось более 600 лет, пока не пришел наш Господь Иисус. Ученики спросили Его: “Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?”. “Должны ли мы теперь ожидать, что Ты, как наследник, сразу же займешь Свой престол, возьмешь власть и восстановишь господство Израиля, которое полностью исчезло во дни Седекии?” Ответ нашего Господа заключался в том, что им не положено знать времена и сроки, что Отец сберег их в Своей власти и выполнит их в свое время. Вскоре после этого ученики получили благословение Пятидесятницы и под просвещающим влиянием святого Духа постепенно получали все больше и больше знаний о божественном замысле. Само совещание, в котором участвовали апостолы в то время, было дальнейшим проявлением божественного руководства в этом деле, показывая им, что класс “тайны” (Церковь, Невеста Иисуса) должен состоять из избранных язычников, а также избранных иудеев, и лишь когда это произойдет, будет установлено Царство и скиния Давида, павшая во дни Седекии, будет восстановлена на лучшем, более святом и прочном основании.

ПРЕТКНОВЕНИЕ ОСЛЕПЛЕННОГО ИЗРАИЛЯ

Апостол Павел приводит те же факты в своем Послании к Римлянам. В девятой и десятой главах он указывает на то, что хотя падение Израиля как народа произошло через отвержение Иисуса, их поведение не было неожиданностью для Господа. Напротив, Он предсказывал это через пророков. Апостол приводит несколько высказываний пророков о том, что стол божественных щедрот, благословений и обетований Израиля станет для них ловушкой, западней и приведет к падению из-за гордости и чувства самодостаточности, которые вынудили их отвергнуть великого Подателя жизни – путь, истину и жизнь.

В одиннадцатой главе апостол, поднимая другую сторону вопроса, заверяет Церковь, состоящую из язычников и иудеев, что народ Израиля, хотя и ослепленный в отношении божественных милостей Евангельского века, в отношении “тайны”, все еще возлюблен Господом ради отцов, и что этот народ, хотя и ослепленный и отверженный, не уничтожен и окончательно будет восстановлен, “спасен” от своего ослепления, которое случилось с ним как с народом через его отвержение Мессии. (3HG272)

Таким образом, апостол Павел в этих высказываниях полностью согласен с апостолом Иаковом в нашем тексте: скиния Давида должна быть построена заново; иудеи как народ должны вновь вернуться к божественной милости после того, как будет завершен класс “тайны”, как избранные из иудеев и избранные из язычников будут собраны в число, предначертанное в божественном плане.
Обратите внимание, как ясно апостол Павел излагает этот вопрос. Он говорит: “Ожесточение [ослепление] произошло в Израиле отчасти [до времени], пока войдет полное [число] язычников” – войдет в общение и сонаследование с верными израильтянами как члены Невесты Христа и сонаследники с Ним в Царстве, обещанном семени Авраама. Чтобы не оставить сомнений в этом вопросе, апостол уточняет: “Как и вы [язычники] некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать” (Рим. 11: 30-32).

Здесь ясно сказано, что благословение, которое придет к Израилю, будет Божьей милостью, проявленной через Церковь после того, как Церковь будет завершена и прославлена. Никакой особой милости, или божественной благосклонности, или открытия слепых глаз Израиля, или обращения их от ослепления, чтобы они взглянули на Того, Кого пронзили, не следует ожидать до завершения и прославления Церкви. Все, что они смогут иметь в промежутке, будет настолько исключительным, что подтвердит это утверждение Писания, которое действительно было полностью засвидетельствовано историей прошедших восемнадцати столетий. Поэтому, хотя мы с радостью видим, что глаза иудеев в какой-то степени открываются, мы не ожидаем, что это станет всеобщим явлением и приведет к ясности зрения до назначенного времени.

КАК БУДЕТ ВОССТАНОВЛЕН ПРЕСТОЛ ДАВИДА?

Утверждение нашего текста о восстановлении дома Давида, отстройке его развалин и т. д. следует понимать как образное. Конечно, речь не может идти о буквальном доме Давида, о буквальных руинах его древнего дворца. Несомненно, эта ссылка должна означать престол, царство Давида, руины, в которых это царство находилось на протяжении веков, и восстановление этого царства. Возвращаясь к Давиду и его божественным полномочиям как царя Израиля, мы обнаруживаем, что они, как и все другие обстоятельства Иудейского века, были типичными, поэтому, когда мы читаем, что престол Давида был престолом Господнего царства, у нас возникает мысль, что царство, установленное при Давиде, было типичным, как типичным был народ, которым он управлял, и что сам он был типом, прообразом великого царя, который будет из дома и линии Давида по плоти. Итак, мы видим, что утверждение Христа во власти Царства в начале Тысячелетнего века будет восстановлением Божьего Царства, которым Давид управлял незначительным и типичным образом. Даже в имени Давид мы видим значение, которое указывает нам на Христа, Жениха и Невесту, Главу и Тело.

Давид означает “Возлюбленный” и, конечно же, прославленная Церковь, Христос – Глава и Его верные последователи Евангельского века, Тело, – является возлюбленным Господа, антитипичным Давидом. Как мы уже видели в прошлый раз и как представляли в печати в “Millennial Dawn”, это Царство Христа должно быть исключительно духовным, невидимым для людей, измененным от плотских условий к духовным. Как заявил наш Господь фарисеям, Божье Царство будет посреди людей, но никто не скажет: вот здесь! или вот там! ибо Царство Божье не приходит приметным образом, чтобы люди увидели его (Лук. 17: 20).

Однако будет и земная часть Царства, и эта часть будет видимой людям. Теми, кто будут составлять эту земную часть Царства и будут видимыми представителями его перед людьми, будут Древние Достойные представители рода Авраама, о которых говорит апостол в Евреям 11: 39, 40. Они, как утверждает апостол, получат удел в божественном обетовании, хотя и не высшую его часть, которая была зарезервирована для духовных израильтян этого Евангельского века: “Потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее [чем для них], дабы они не без нас достигли совершенства”.

Воскресение этих Древних Достойных будет к совершенству человеческой природы, целиком отличным от того воскресения, которое должно прийти к побеждающему классу Евангельского века, которое будет к божественной природе, невидимой для человечества. Эти воскресшие совершенные древние, одобренные Богом, будут земными представителями небесного и невидимого Царства Христа. К ним мир будет приходить за наставлениями, и через них божественный закон и послания справедливости и милосердия будут переданы всем коленам земли, как написано: “От Сиона [от класса Царства, прославленной Церкви] выйдет закон, и слово Господне [послание Господа, возвещение] – из Иерусалима” (Ис. 2: 3).

ОБЕТОВАНИЕ, НЕПРЕЛОЖНОЕ ДЛЯ ОДНОГО И ДРУГОГО СЕМЕНИ

Таким образом, земные планы Божьего Царства будут в руках иудеев, и земные черты завета Авраама будут исполнены через членов природного семени Авраама. Они, как и духовное семя, будут использованы Богом для благословения сначала иудеев, природного семени Авраама, а затем каждого народа, рода, племени и языка. Таким образом, апостол заявляет, что завет Авраама будет исполнен как через естественное, так и через духовное семя (Рим. 4: 16).

Здесь мы вспоминаем пророческое высказывание о нашем Господе: “Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле” (Пс. 44: 17). Авраам, Исаак, Иаков и святые пророки постоянно упоминались иудеями как “отцы”, а о нашем Господе сказано как о сыне Авраама, а также как о сыне Давида. Но ситуация претерпела большие изменения. Тот, Кто был сыном Авраама, Давида и Марии, Своей великой жертвой не только искупил мир, но и стал наследником великого Божьего Завета, скрепленного клятвой, и подателем жизни для Адама и его рода. Тот, кто из людей будет возвращен к жизни, восстановлен, (3HG273) воскрешен в Тысячелетнем веке, получит эту жизнь от Спасителя, Подателя жизни; а поскольку всякий податель жизни является отцом, то из этого следует, что Иисус будет подателем жизни, отцом для всего человечества, которое примет Его милость обособленно от “Малого Стада” Евангельского века, призванного быть Его Невестой, и тех, кто пойдет на Вторую Смерть. Таким образом, мы видим, что Он будет отцом, подателем жизни для Авраама, Исаака, Иакова и всех пророков. Вместо того чтобы быть отцами Иисуса, они станут Его детьми, и в течение Тысячелетнего века будут земными представителями духовного, невидимого Царства, его проводниками среди людей, “князьями на всей земле”, выразителями прославленного Христа, Жениха и Невесты.

Эти князья из иудейского рода будут, согласно пророчеству, наделены большой властью. Сами они будут совершенными людьми. Их испытание на вечную жизнь было пройдено успешно, а их воскресшие тела будут во всех смыслах слова совершенны, как тело Адама вначале, по Божьему образу и подобию. Обладание человеческими свойствами в их совершенстве поставит их во всех отношениях выше остального человечества, и это превосходство будет признано всем миром – сначала иудеями, а затем язычниками. Появление их среди иудеев произойдет после того, как многие из верного еврейского народа вернутся в свою землю и будут находиться посреди большого бедствия, враждуя со своими соседями-язычниками.

Обетование в том, что в то время Господь выступит за них, как тогда, когда Он сражался за них в день битвы, в день Иисуса Навина. Проявление божественной милости будет настолько заметным, что создаст новую эру в делах Израиля; период отвержения останется в прошлом и период милости полностью начнется, и среди первых вещей, связанных с этой милостью, будет открытие глаз их понимания, чтобы они могли узреть Того, Кого пронзили. Тогда, как говорит пророк, Господь изольет на них дух молитвы и прошения, и с тех пор благословения Нового Завета станут их достоянием, а грехи и беззакония Господь больше не вспомнит (Зах. 12: 10).

МИЛОСТЬ ИЗРАИЛЯ УЖЕ РЯДОМ

Об обращении поколения Израиля, находящегося в живых, от его нынешнего состояния ослепления в Писании образно сказано пророком как о воскресении из мертвых. Об этом говорит апостол: “Что [будет] принятие [их], как не жизнь из мертвых?” (Рим. 11: 15). Это будет лишь начало откровения миру великой благости Бога и Его удивительного плана спасения, который распространит Его блага и возможности на каждого члена рода Адама. Послушайте различные пророчества. Одно, например, показывает другие народы как свидетелей процветания Израиля при новой власти в отличие от полных анархии условий, преобладающих на их собственных территориях, и говорит, что придет желание всех народов. Оно показывает народы как уставшие от войны, предательства, коррупции и анархии, говорящие: “Придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его” (Ис. 2: 3).

То же условие упоминается в нашем тексте, где после рассказа об установлении престола Давида говорится о результате: “Чтобы оставшиеся из людей и все народы, которые были названы Моим Именем, стали искать Господа”. Какое это будет великое время! Стихи описывают, что в Его день, тысячелетний день, день Христа праведники будут процветать, а делающие зло будут истреблены. Еще они говорят, что познание Господа наполнит всю землю, как воды покрывают большие глубины. Также они уверяют нас, что в то время не будет необходимости возвещать о Господе или говорить брату и ближнему: “Познай Господа, познай Господа”, потому что все будут знать Его, от мала до велика.

Уже видны признаки распускания смоковницы Израиля – не только в их растущем интересе к Иисусу, как знаменитому иудею, но и в их тоске по Палестине, их древнему дому, о чем свидетельствует их “сионистское движение”. Но их ослепление не исчезнет, и их надежды на национальную независимость не осуществятся, пока “Малое Стадо” духовного Израиля не будет завершено и прославлено, потому что так гласит вдохновенная запись (Рим. 11: 25, 33).

Высказывание “которые были названы Моим Именем” проясняется при изучении пророчества, из которого оно цитируется (Ам. 9: 11, 12) и переведено следующим образом: “И всеми народами, которые были названы Моим Именем” (МБО). Мы верим, что смысл этого выражения заключается в том, что в то славное время Господь даст благословение всем, кто искренне и от всего сердца носит Его имя, кто желает быть детьми великого Подателя жизни и кто, соответственно, слышит Его голос и повинуется Ему. Все они будут приняты обратно к согласию с Богом как члены семьи Христа, поскольку, по словам апостола, божественная цель состоит в том, чтобы в конце концов собрать под одной Главой все, что на небе и на земле. Этот Евангельский век проводит объединение Невесты и Жениха, а Тысячелетний век – развитие детей Христа на земном уровне бытия.

Все эти благословения, которые мы только что рассмотрели, были полностью объединены в коротко изложенном клятвенном завете: “И благословятся... в семени твоем все племена земные”. Еще одно утверждение о Божьей милости в этом отношении было сделано Аврааму в словах: “Я сделаю тебя отцом множества народов”. Авраам был прообразом Бога, и это выражение подразумевает, что в конечном итоге все народы получат славную привилегию стать Божьими сынами. Во-первых, духовное семя: “Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово”; во-вторых, естественное семя Авраама: сначала князья, а затем все представители иудейского народа, которые придут в гармонию с Богом; в-третьих, множество народов, все народы, племена и языки. Познавшие свои славные возможности в Тысячелетнем веке при желании и послушании будут также приняты как семя Авраама и как сыны Бога через Христа. Неудивительно, что апостол при виде таких великих вещей Божьего плана не только для спасения Церкви в этом Евангельском веке, но и для принесения, в конечном итоге, благословения всякому народу, племени и языку воскликнул: “О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его”, если только они не явлены нам через Его Слово и Дух (Рим. 11: 33; 1 Кор. 2: 10).

3HG270 (1904 г.)