[3HG289]
ГЛАВНОЕ – МУДРОСТЬ
Главное – мудрость: приобретай мудрость” (Притчи Соломона 4: 7).

Мудрость определяется (1) как способность распознавать то, что является истинным и правильным, что отвечает наивысшим интересам; (2) как соблюдение, когда речь идет о собственном поведении, способа действий, продиктованных таким умением распознавать. Всемирно известный Гоф подытожил мудрость такими словами: “Мудрость – это знание, которое мы получили и правильно применили”.

Люди с наилучшими намерениями постоянно видят, что под влиянием собственных слабостей и соблазнов, которые окружают человечество, они склонны отступать от благородных критериев и чувств своего сердца. Опыт также показывает, что всем необходимо часто осматриваться и сравнивать нынешние достижения с прошлыми, чтобы ориентироваться и видеть, идем ли мы вперед или отступаем назад. Советуем всем посвященным христианам делать такой самоанализ каждый вечер, прежде чем пойти на отдых, чтобы увидеть дневной прогресс, а вечером и утром перед престолом благодати сделать новые постановления, которые мы должны выполнять ежедневно по мере наших возможностей. Мы также советуем еженедельно особенно проверять наши счета с Господом и наше состояние.

Однако, несмотря на эти тщательные изучения и подсчеты, верим, что большинство христиан, как и мирских людей, получат благословение, перелистывая новогодний лист календаря. Это благоприятная возможность для подведения итогов прошедшего года. Как банкиры и предприниматели не только ежедневно ведут счета, но и в это время года подводят итоги, определяя, в частности, прибыли и убытки, так и Господний народ должен воспользоваться завершением одного года и началом другого, чтобы подвести итоги своих духовных счетов и точно определить сумму духовных достижений. Искренне надеюсь, что никто из тех, к кому я обращаюсь, не обнаружит, даже при самой строгой проверке, духовных потерь. Но независимо от того, будут ли результатом потери или достижения, нам будет полезно провести учет и точно узнать, где мы находимся и каковы результаты нашего пути, которого мы придерживались в течение только что закончившегося года.
КОММЕРЧЕСКИЙ УЧЕТ
Деловые люди проводят конечный учет не для того, чтобы разочароваться в бизнесе, а для того, чтобы в случае получения прибыли ободриться, а в случае убытков – выяснить слабые места и потери и исправить недостатки с тем, чтобы следующий год был более удовлетворительным. Это особенно применимо к Господнему народу. Действительно, согласно особому завету, который Господь заключил с теми, кто Его во Христе Иисусе, полное разочарование невозможно, неправильно, неоправданно, каким бы неудачным ни было прошлое, если только не окажется, что слабый прогресс или обратное движение были результатом преднамеренного или неправильного поведения, или пренебрежения привилегиями и возможностями сделать хорошие поступки и иметь рост в благодати и знании. Конечно, полное, сознательное, добровольное, преднамеренное неправильное поведение со стороны Господнего народа неизбежно принесет с собой божественное неодобрение и соответствующее наказание.

С другой стороны, я верю, что никто из нас, оглядываясь на прошедший год, не найдет преднамеренных проступков. Если он обнаружит, что его неудачи и незначительный прогресс были результатом недостатка стойкости, недостатка характера, то он вполне может расстроиться; но, решив, что отныне он будет более внимательно относиться к тому, чтобы добавить к своей вере стойкость, он может обратиться к великому Ходатаю, Чья жертва является основой нашего примирения с Отцом и прощения всех наших грехов, и, признав свою немощь, может получить милость и обрести благодать для своевременной [3HG290] помощи в будущем (Евр. 4: 16). Никто из тех, кто находится в правильном состоянии ума по этому поводу, не будет полностью удовлетворен достижениями прошлого года, ведь какими бы хорошими ни были наши намерения, какими чистыми, благородными, справедливыми, правдивыми, все же, поскольку мы являемся членами падшего рода и имеем сокровище нового ума, нового сердца в несовершенных земных сосудах, мы видим в себе многое из того, что нам не нравится, и можем быть уверены, что мы далеки от критерия совершенства, поставленного перед нами в Писании.

МУДРОСТЬ – НАШ ДЕВИЗ

Но насколько глаза нашего понимания открываются шире ежедневно и ежечасно, настолько мы видим божественный характер в более четких очертаниях и более явно видим наши собственные недостатки. При этом глаз веры с большей ясностью видит то, что наш Искупитель совершил справедливое примирение не только за нашу участь в первоначальном грехе, но и за наши непреднамеренные слабости, являющиеся следствием нашего отношения к Адаму и грехопадению. Таким образом, Господний народ способен иметь надежду, радость и доверие к Нему, которую другие не могут понять, которая их не касается и которую они могут получить только придя к Небесному Отцу назначенным путем, через веру в искупительный труд Сына.

Поэтому, дорогие друзья, в начале нового года примем Мудрость в качестве девиза и ежедневно у престола благодати будем делать новые постановления для мудрых начинаний, которые будем стараться ежедневно воплощать в жизнь во всех делах. Подумайте, какое благословение мы получим, прислушиваясь к божественному Слову, которое говорит нам: “Пути ее [мудрости] – пути приятные, и все стези ее – мирные” (Притч. 3: 17), а в нашем тексте сказано: “Главное – мудрость: приобретай мудрость”.

Но слово мудрость приобретает разные оттенки, проходя сквозь призмы разных умов, и мы, Господний народ, обязаны не ошибиться, стремясь получить соответствующий вид мудрости, найти ту мудрость, о которой идет речь в нашем тексте, и четко отличить ее от других видов мудрости, которые, как говорит нам Священное Писание, являются безумием. Апостол Павел объясняет, что мудрость мира сего – безумие перед Богом, однако светски мудрые часто считают безумием мудрость, прививаемую Богом.

МУДРОСТЬ МИРА СЕГО

Приведем иллюстрацию. Один класс этих светски мудрых взывает к нам своими поступками, говорящими громче слов: “Деньги – это главное, поэтому из всего, что можно добыть, добывай деньги, потому что с ними можно иметь все, а без них не будешь иметь ничего”. Конечно, определенная доля логики в этих рассуждениях имеется, иначе они не обращались бы к такому большому количеству людей в виде голоса мудрости, указывающей на правильный жизненный путь. Тем не менее, многие из тех, кто так учил, через несколько лет на собственном примере показали ошибочность, неразумность своего утверждения. Есть вещи, которые нельзя купить за деньги и от которых погоня за деньгами почти наверняка уведет прочь. Это и здоровье, и покой ума, и радость, и спокойная совесть, и познание Бога, и возрастание в благодати, и общение с Отцом, Господом Иисусом и братьями, и надежда на Бога относительно небесного наследия, которое Он обещал тем, кто любит Его больше, чем дома, земли, деньги или любую другую вещь или существо.

Другой класс светски мудрых (а это, как правило, богатые, хотя иногда это просто “нахлебники”, которые, как паразиты, живут за счет других) говорит нам, что настоящая мудрость – это поиски наслаждения во всевозможных играх, театральных представлениях, картах, шашках, шахматах, домино и т. д., или в умственных развлечениях за чтением романов. Они говорят, что удовольствие, которое они находят в этом, является их счастьем, их радостью, и что они не знают большей мудрости, чем ежедневное стремление удовлетворить эти вкусы и аппетиты. Мы отвечаем, что они ошибаются, обманывают себя, и если проанализируют свои собственные чувства, то поймут, что на самом деле они не наслаждаются жизнью, а их ум лишь задействован в поисках удовольствия в жизни. Они занимают свой ум выдумками, чтобы не дать мыслям заняться более важными делами; они стремятся избежать ответственности и жить, как во сне; их жизнь не приносит пользы ни им самим, ни другим. Они наверняка не являются мудрыми, потому что даже если предположить, что их забавы и развлечения абсолютно лишены дурного влияния на других, то они, безусловно, не делают ничего для улучшения своей жизни ни теперь, ни в будущем, ни для поднятия и благословения других.

Еще один класс светски мудрых говорит, что с их точки зрения мир – сцена; мужчины и женщины – актеры на ней, а жизнь – спектакль и в значительной степени фарс, выдумка. Согласно их теории мудрости, главное в жизни – щеголять одеждой, вещами, домом, везде и всюду наводить лоск, чтобы настоящее состояние сердца и настоящее финансовое положение не могли разглядеть их ближние. Эта житейская спесь, эта жизнь на показ, эта сценическая игра, в которой блестки носят как бутафорию, не является настоящей мудростью. Она не только закончится горьким разочарованием в жизни, когда все маски спадут, но и не принесет удовольствия даже тогда, когда будет самой успешной. Сердце требует чего-то большего.

Человек, созданный по Божьему образу и подобию, сохранил определенную меру этого подобия, несмотря на грехопадение и вырождение, так что обман, лицемерие и выдумки не могут принести настоящего счастья или удовлетворения сердцу.

НЕДОСТАТОК НАУЧНОЙ МУДРОСТИ

Другой класс светски мудрых говорит нам, что единственные вещи, достойные самых благородных умов и интеллектов – это наука и философия. Они говорят, что слово “наука” означает “то, что является истинным”, и что особая цель ученых – помогать своим ближним, открывая истину и избавляясь от всякого невежества и обмана, которыми сопровождаются различные вопросы и вещи, таким образом выводя ее на передний план. Они говорят, что это позволяет ученым быть настоящими учителями мира. Они говорят, что философия – это любовь к мудрости, ведущая к ее поискам, и что они, по большому счету, являются настоящими мудрецами мира, считающими своим долгом помогать другим обретать мудрость на всех [3HG291] жизненных путях, в финансовых и общественных вопросах и в том, что касается разума, морали и естествознания.

Наконец мы, кажется, находим в этом признании то, что искали, – настоящую мудрость, перед которой стоят благородные цели. Мы одобряем их любовь к истине и желание избавиться от всех предрассудков и заблуждений. Поэтому давайте остановимся здесь, чтобы рассмотреть практическую суть такой мудрости и увидеть, какие благословения она приносит ее философам.

Но наше исследование разочаровывает нас: философы не являются счастливыми людьми. Как и некоторые другие, они ищут удовлетворения, счастья в своем стремлении к мудрости. Это стремление более благородно, но они не находят в нем счастья. Им не хватает радости, покоя, приятных переживаний, которые являются сутью счастья. Эти философы движутся разными путями, но характерными для всего этого класса были бы методы геологов и биологов.

Геолог со своим молотком, пробирками, стеклышками и т. д. откалывает и исследует горные породы и философствует о том, как давно они образовались, о способе их образования, о вероятных условиях земли в то время и т. д. и т. п. Он приходит к причудливым выводам и получает немалое удовольствие от того, что представляет их коллегам-ученым. Но все они знают, что он ничего не знает, что он лишь строит догадки относительно своих находок, что они не удовлетворяют его собственное сердце и не могут доставить удовольствия его коллегам.

Биолог изучает анатомию человека и анатомию крупных животных с намерением проследить, как человек произошел от обезьяны, а обезьяна – от существа низшего порядка, а также, какие аргументы можно было бы привести, чтобы продемонстрировать, что низшая форма живого существа вначале была наивысшей формой и все остальные произошли от нее. Как дарвинист, он представляет свои аргументы и теории коллегам и остальному миру. Он гордится логикой своей теории и в течение нескольких лет занимает видное место среди своих светски мудрых коллег, чтобы затем быть признанным отсталым в свете других теорий и фактов, которые придумал и изложил другой биолог.

Слушая друг друга, эти философы недоверчивы. Прошлые неудачи, прошлые ошибки убеждают их в том, что, скорее всего, их собственные теории и теории других являются ошибочными. Они знают, что им известно мало, но им очень хочется, чтобы люди верили, что им что-то известно, что их теории научно обоснованные. Их изучение, их неуверенность приводят к сомнениям во всех направлениях, поэтому эти философы, как правило, неверующие, когда речь идет о Боге и Его откровении, Библии. Обычно они считают себя агностиками, и многие из них гордо хвастаются своим агностицизмом, что просто означает: мы не знаем, мы хотели бы знать, мы не удовлетворены, мы никогда не нашли ничего, что удовлетворило бы наш ум, наше сердце. Взаправду, это не та мудрость, которую Господне слово в нашем тексте советует нам всячески приобретать.

МУДРОСТЬ СВЫШЕ

Оставим этих светски мудрых людей с их советами и прислушаемся к голосу Господа, нашего Бога, Который говорит, что настоящая мудрость исходит свыше. А что может быть благоразумнее этого? Зная так мало, почему бы нам не ожидать, что наш Создатель сообщит нам, научит нас, наставит в истинной мудрости. Как Альфа и Омега, Первый и Последний, наш Господь должен быть основой мудрости, и мы должны ожидать, что только от этой основы придет настоящее удовлетворение и благословение, к которому стремятся все сердца.

Библия очень лаконично излагает божественные наставления на эту тему. Ее информация подается в недвусмысленных выражениях. Она утверждает, что большая часть земной мудрости – лишь горькая зависть и споры. Эта мудрость “земная, душевная, бесовская”. Если мы применим эти слова к различным видам мудрости, которые предлагает мир, то сможем понять, насколько они уместны. Например, разве мудрость, которая советует в качестве цели богатство, не втягивает своих мудрецов в горькую ревность, зависть, распри вроде коммерческих конфликтов и незаконной деятельности? И разве это, в свою очередь, не лишает того, кто гонится за деньгами, удовольствия, которого он ожидал от них, и не оказывает развращающего и деморализующего влияния на его сердце?

Возьмем второй класс мудрых людей, о которых упоминалось, что они ищут наслаждений: нет ли в их поведении чего-то, что постоянно тяготеет к зависти и распрям? Разве их мудрость не является наиболее земной и душевной, и разве она не тяготеет во многих случаях к развращению ума и сердца, а значит, к бесовству?

Возьмем третий класс – тех, кто считает мудростью превращение жизни в тщеславное представление без какой-либо конкретной цели или намерения. Разве такой путь не является деморализующим? Не приводит ли такая любовь к хвастовству, зависти, горечи и распрям, а нередко и к нечестным средствам и методам удовлетворения своей гордыни? Не потеряло ли их сердце добро и не наполняется ли оно тем или иным злом, в зависимости от обстоятельств, условий и окружения?

Возьмем четвертый класс – ученых и философов. Мы уже знаем, что упомянутый класс во многом привлекает тех, кто родился в хороших условиях и умственно хорошо подготовлен, и что его цели во многом похвальны. Применим к нему слова апостола и увидим именно то, что он описывает: горькую зависть, ревность и распри. Правда, они в значительной степени скрыты, хотя часто мы можем прочитать эти настроения между строк изысканной речи, и слова апостола о том, что их мудрость сугубо земная, подтверждаются ими самими. Как правило, любое уважение к Библии и ее Богу, которое они имели в молодости, исчезает, если они не выходят за пределы философии земных наук. Апостол Павел выражает свое уважение ко многим из этих воспитанных людей, но при этом говорит, что их изложения являются лжеименным знанием, в их философия – пустой (1 Тим. 6: 20; Кол. 2: 8).

Кто-то может усомниться, что слово апостола “бесовская” может относиться к такому классу земной мудрости, однако, по нашему мнению, эти ученые нанесли больший вред Господнему делу, чем кто-либо другой. Обычно они хорошо образованы, и их философии имеют незаслуженный вес в сознании простых людей, в том числе христиан. Их догадки принимаются в качестве научных истин, а поскольку те часто противоречат Библии, то из этого следует, что они больше, чем кто-либо другой из светски мудрых, являются противниками Господа и Его откровения, Библии. Такой [3HG292] оппозицией они не обретают истинного благословения для своего сердца, потому что подобные философские заблуждения ослепляют и вводят в заблуждение как их самих, так и других. Действительно, для нас было поводом постоянного удивления то, что даже ученые, которые обращают свое внимание на астрономию, в целом неверующие, если речь идет о Библии как Божьем откровении, и многие из них – самые откровенные атеисты, отрицающие существование живого и истинного Бога, считающие, что природа сама себя создает, развивает, сама эволюционирует и т. д. “Откровение Господа верно, умудряет простых” (Пс. 18: 8).

Исследовав мудрость мира и признав ее неудовлетворительной для нашего сердца и ума, мы задаемся вопросом, где же нам искать мудрость, которую Бог в нашем тексте называет главной вещью? Для человека Божья мудрость – безумие (1 Кор. 1: 23-25), но для нас, верующих, – это Божья сила и Божья мудрость. Эта мудрость содержится в великой Божьей книге и доступна настолько, насколько мы, по Его благодати, можем правильно ее разобрать, понять. Чем лучше мы ее понимаем, тем больше мудрости видим во всех ее предписаниях и правилах. Она свыше в том смысле, что она неземная, что она вдохновлена Господом и что ее влияние на всех, кто ее принимает, является продолжительным утешением, поддержкой, укреплением, осчастливливанием, преобразованием, прославлением.

Апостол Иаков противопоставляет мудрость мира сего и мудрость свыше. Объясняя последнюю, он говорит: “А мудрость свыше, во-первых, чиста, потом мирна, снисходительна, податлива, полна милости и добрых плодов, беспристрастна, нелицемерна” (ВоП).

Хочу предложить вам этот стих, который так многогранно описывает мудрость свыше, в качестве текста года, чтобы мы хорошо его запомнили и повторяли раз в неделю в течение этого года. И пусть Господь благословит Свое слово тем, кто честен сердцем, чтобы они оценили разницу между небесной и земной мудростью и разницу между их плодами, чтобы, становясь мудрее с каждой неделей, мы в конце года были еще больше в согласии со словами Соломона: “Главное – мудрость: приобретай мудрость”.

Рассмотрим внимательнее эту истинную мудрость свыше, о которой говорит Священное Писание. Она прежде всего чиста, выдвигает чистоту в качестве наивысшего критерия, и слово “чиста” содержит в себе мысль о честности и искренности. Какие бы вопросы ни возникали относительно наших отношений, нашего поведения, наших мыслей, нужно прежде всего удостовериться, – чисто ли это, честно ли это, правдиво ли это? Если на это нельзя ответить утвердительно, то этого достаточно, чтобы небесная мудрость сказала: “Не имей ничего общего с тем, что нечистое, неправильное, нечестное. Не трогай его, даже не присматривайся к нему и не думай о том, что с ним можно сделать, но немедленно удали его прочь”.

Если вопрос выдерживает первую проверку, то вторым вопросом будет: являются ли мои мотивы мирными? Делаю ли я все от меня зависящее, чтобы сохранить мир, гармонию, согласие в собственном сердце и в отношениях с другими, или же путь, который я выбираю, вызывает споры? Господь одобряет только мирные намерения, и эта мысль должна постоянно руководить Господним народом с желанием быть Ему угодным. Это, однако, не подразумевает недостатка твердости характера или отсутствия надлежащей воинственности противостоять злу правильным образом и тогда, когда это необходимо. Это лишь означает, что наше поведение должно быть настолько мирным, насколько позволяет верность праведности. “Ничего [не делайте] по любопрению или по тщеславию”.

Третьим признаком небесной мудрости является снисходительность. Мир в целом пришел к убеждению, что снисходительность вполне уместна. И действительно, сказать, что некоторые люди не снисходительны, было бы одним из самых верных способов возбудить в них недовольство настолько, что это вызвало бы чувства, далекие от снисходительности. Снисходительность мира в основном является внешностью, лоском, хорошим воспитанием, но снисходительность, прививаемая небесной мудростью, простирается изнутри наружу. Мысли смягчаются под влиянием различных наставлений и указаний Господнего Слова. Вся жизнь возрожденного христианина попадает в подчинение духу святости, который во всех соответствующих обстоятельствах является духом снисходительности, кротости, терпеливости и долготерпения.

Бывают случаи, когда указание Господнего Слова может делать Его народ, воспитанный Его Духом, на первый взгляд лишенным снисходительности и даже суровым, но это скорее всего от неумения правильно рассудить вещи. Например, долгом родителей может быть поддержание дисциплины в семье, но тот, на кого обращена эта дисциплина, может считать, что снисходительностью должно быть отсутствие дисциплины, тогда как Господь повелел родителям держать своих детей в надлежащем повиновении, и тот, кто жалеет розги, ненавидит своего ребенка. С точки зрения Священного Писания любое наказание, каким бы заслуженным оно ни было, должно быть умеренным, со снисхождением к провинившемуся и с наибольшим сочувствием к его наследственным слабостям и недостаткам, которые требуют столь сурового исправления. И не следует применять никакой такой дисциплины, пока ум не будет хорошо уравновешен и исполнен родительского сочувствия и любви. Снисходительность и твердость не противоречат друг другу, хотя иногда их сочетание не всегда понятно или не оценивается теми, кому не хватает мудрости свыше.

ДОБРАЯ, ЧИСТОСЕРДЕЧНАЯ

Четвертым пунктом, о котором следует помнить, когда речь идет о небесной мудрости, является то, что руководствующиеся ею способны уступить уговорам, не являются черствыми, холодными, каменными. Их можно тронуть сочувствием, и они будут проявлять свое сочувствие, даже если не всегда позволяют ему руководить ими или препятствовать им применять надлежащую дисциплину. Существует разница между теми, кого легко уговорить, и “мягкими”, вялыми, бесхарактерными. Мудрость свыше имеет четко выраженных характер, без грубости, шероховатости, невоспитанности, закостенелости.

Пятым элементом небесной мудрости является милосердие. Она полна милосердия, сердечных порывов, добрых чувств, сострадания и жалости к тем, кто находится в беде или затруднении. Это, однако, не означает милосердия без границ и условий. Милосердие может наполнять человека и при этом быть ограниченным и сдержанным в своих действиях, поскольку здравый смысл может подсказывать, что в [3HG293] некоторых случаях ограничение милосердия пойдет на пользу, поможет обидчику. Другими словами, там, где духом мира будет дух мстительности, ненависти и вражды из-за причиненного зла, мудрость свыше (Господний Дух) будет исполнена милосердия, сострадания, чуткого отношения и будет удерживаться от полного прощения и помилования только потому, что здравое суждение подсказывает, что такая доброта будет противоречить наилучшим интересам виновного.

И наконец, мудрость свыше полна добрых плодов и любит все истинное, честное, чистое, милое и достойное похвалы. Разве мы не видим философию, связанную с этой мудростью: тот, кто обладает ею, непременно будет благословен в своем сердце, обретет счастье, радость, мир и благословение сам, и непременно будет раздавать благословения везде, где бы он ни оказался. Такова небесная мудрость, мудрость свыше. Это мудрость, о которой говорится в нашем тексте: “Главное – мудрость; приобретай мудрость”, мудрость с такими характеристиками.

“ДОЛЖНО ВАМ РОДИТЬСЯ СВЫШЕ”

Заметим, однако, что есть только один способ прийти к таким отношениям с Господом, чтобы иметь возможность получить эту мудрость свыше. Этот путь – Христос через веру в Его кровь как примирение за наш грех. Более того, это означает отказ от наших грехов и стремление ходить Господним путем, что ведет к полному посвящению Ему сердца и жизни и, как следствие, к зачатию Духом. Только с этой последней точки зрения можно надеяться обрести мудрость свыше, настоящую мудрость.

Я обращаюсь главным образом, если не полностью, к тем, кто является Господним народом через веру и посвящение, а значит, принадлежит к зачатым святым Духом и ведомым им. Именно мы, дорогие братья и сестры, должны так использовать наши возможности, так практиковать уроки, которые приходят к нам через святой Дух, чтобы приспособить наши сердца к этой небесной мудрости. Чем больше усилий мы прилагаем, тем больше, будем уверены, мы сделаем прогресса под Господним руководством и милостью и большим будет благословение в этом и в каждом хорошем слове и деле в течение всего следующего года.

Благодать Господа нашего Иисуса да будет со всеми нами, когда мы с верой пытаемся согласовывать наши мысли, слова и поступки с линиями, изложенными в этой мудрости свыше.

3HG289 (1905 г.)