ТРИ ПУТИ
Матфея 7: 13, 14, а также Исаии 35: 8

Эти два стиха говорят нам о трех путям, которыми люди могут ходить: о “широком пути”, о “узком пути” и о “большой дороге”. Рассмотрим их по порядку. Наши первые родители в своем совершенстве наверное не были на ни одном из этих путей. Они были в полном согласии с Богом, полностью совершенными по образу и подобию Бога, имели Его благосклонность. Священное Писание объясняет, что по причине неповиновения они скатились со своего возвышенного положения в грех, попали в божественную немилость и осуждение, названное “проклятием”, и вошли на “пространный путь, ведущий в погибель”.
Следует заметить, что этот широкий путь не ведет к вечным мучениям, как кое-кто ошибочно допускает. Священное Писание достаточно выразительно говорит нам, что наказанием отца Адама и всей его семьи было “смертью умрешь”, и Господь в нашем стихе говорит о широком пути, на который они вошли и который ведет к погибели. Как не истолковывать это однозначное слово, его невозможно переиначить и изменить так, чтобы оно означало противоположное, то есть “сохранение”, а также неправдоподобное представление о содержании в огне, муках и т. п.

СКОЛЬЗКИЙ ШИРОКИЙ ПУТЬ

Когда наши первые родители отправились путем вниз к уничтожению, их менее ослабленные физические и умственные способности позволили им прожить значительно дольше, поэтому читаем, что отец Адам дошел до конца этого пути (уничтожения смертью) лишь спустя 930 лет. Проходили столетия за столетиями, и его дети все больше наследовали умственное, моральное и физическое несовершенство. Широкий путь к уничтожению становился, скажем так, более скользким, и сегодня продолжительность человеческой жизни составляет в среднем 35 лет. В цивилизованных землях умственные способности людей настолько ослабели, что приблизительно один из трехсот нуждается в содержании в приюте для умалишенных. Приблизительно столько же морально деградирует и попадает в тюрьму. Физически все человечество наполнено болью и недугами, отчего ежедневно умирает около 90 000 людей.

СПАСЕНИЕ ОТ БОГА

Пророк говорит, что когда еще не было ока, способного сжалиться, и мышцы, способной освободить наш род из этого ужасного пребывания на широком пути, на который люди вошли через непослушание, Бог пожалел их, и Его мышца принесла спасение (Ис. 59: 16). В течение 4128 лет Бог ждал, чтобы предпринять первый шаг для облегчения, обещанный пророку, и послал Своего Сына в подобии греховной плоти, чтобы искупить мир, искупить Адама и всех из его рода от широкого пути и погибели, к которой ведет этот путь и на который уже ступили миллионы людей. Священное Писание детально рассказывает нам о том, что Христос сделал для нас: “Христос умер за грехи наши, по Писанию” (1 Кор. 15: 3). Вот так, объясняет апостол, Бог мог остаться справедливым и мог оправдать того, кто верит у Иисуса (Рим. 3: 26).
Наш Господь поступил справедливо, когда прогнал первых родителей из их эдемского дома на широкий путь к погибели. Он оставался справедливым все эти века, позволяя человечеству погибать, и Он по-прежнему справедлив, позволяя Искупителю заплатить за человеческое наказание, чтобы окончательно широкий путь мог закончиться, и те, которые пошли на уничтожение, а также еще находящиеся в пути к нему, могли от него спастись. Фундамент, заложенный смертью Иисуса, настолько широк и крепок, что гарантирует Адаму и всем из его рода возвращение с широкого пути и погибели, которая находится в его конце. Одним словом, смерть Иисуса гарантирует окончательное освобождение всей человеческой семьи от приговора уничтожения. Священное Писание заверяет нас в том, что будет пробуждение из этой смерти, из этого уничтожения, и что наступит воскресение из мертвых для праведных и неправедных. Иначе говоря, если бы не дело искупления, осуществленное нашим Искупителем на Голгофе, Адам и весь его род остались бы без единой надежды вернуться из смерти. Но Бог сжалился над нашим родом, имея план, с этим связанный, который окончательно покажет славным образом не только Его справедливость в осуждении нас и Его любовь в искуплении нас, но и Его мудрость и Его силу во всем этом.
В то же время в результате смерти нашего Искупителя для всех верующих (и ни для кого другого) уничтожение превратилось в сон. Именно так в былые времена верующие в Божьи обещания говорили о своих мертвых, хороших или плохих: не как об уничтоженных, а как о тех, которые уснули. Авраам, Исаак и Иаков уснули со своими отцами, хотя их отцы были язычниками, а не наследниками Божьих обещаний с ними. Заметьте также, что в то время, когда Иисус сказал эти слова, Он еще не завершил Свою жертву примирения, поэтому не упоминал о переходе от погибели, к которой направлялось человечество, к состоянию сна, из которого на утро воскресения Он разбудит всех и выведет.

УЗКИЙ ПУТЬ К ЖИЗНИ

Вместо того, чтобы сразу остановить движение человечества на широком пути и начать дело умственного, морального и физического обновления и реституции (Деян. 3: 19-21), наш Господь на основе постановления Отца позволил миру в целом продолжать опускаться вниз еще почти 2000 лет. Но все это время Он не бездействовал. Он обращался к бесчисленным миллионам на земле, к своим апостолам и всем, ставшим Его учениками, чтобы они рассказывали всем труждающимся, обремененным и ищущим жизни, что сейчас открыт узкий путь, на котором все послушные этому голосу могут отделиться от остального человечества и, пойдя по нему по следам Иисуса, окончательно достичь с Ним славы, чести и бессмертия Божественной природы.
Однако голос, который зовет, напоминает об узости этого пути, о трудностях путешествия, о неудобстве его для наших ног, о терниях и волчцах на нем и о его крутизне. Поэтому даже из тех, кто имеет уши, чтобы слушать, относительно немногие пытаются искать эту тропу перед собой и охотно переносить трудности, как добрые воины Господа Иисуса, и следовать за Ним Его следами.
Поэтому не надо удивляться, что эти последователи Иисуса являются малым стадом, или полагать, что Бог огорчен этим. Напротив, написано, что “не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира.. и немощное мира” “быть богатыми верою и наследниками Царствия” (1 Кор. 1: 25-28; Иак. 2: 5). Вот еще Господние слова: “Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение” (Матф. 11: 25, 26). А также: “Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство” (Лук. 12: 32). Видим, что это малое стадо, которое Господь призывает сейчас из мира человечества и спасает особенным спасением в особенных условиях и на основе особенных требований узкого пути и трудной стези, должно составлять класс Царства. Многочисленные стихи Писания заверяют нас, что этот класс царства вместе со своим Господом Иисусом должен быть Божественным орудием, через которое, как только широкий путь будет упразднен, Адам и его род будут спасены от уничтожения смертью, в которую они попали через грех и из которой были искуплены драгоценной кровью Христа.
Кто понимает божественный план, начерченный в Священном Писании, тот имеет достаточное объяснение, почему трудности и испытания Церкви, малого стада, должны быть такими решающими, почему от нее требуется показать свою преданность таким особенным образом.

БОЛЬШАЯ ДОРОГА СВЯТОСТИ

Большая дорога святости, упомянутая пророком, во многих отношениях сильно отличается не только от широкого пути, который ведет к погибели, но и от узкого пути настоящего времени, ведущего вверх к славе, чести и бессмертию. Предпочтительный перевод слов пророка следующий: “И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему” (Ис. 35: 8). Слово “там” связывает наш стих с контекстом, который однозначно является описанием Тысячелетнего века, когда возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс. В контексте также сказано: “Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него; его не найдется там, а будут ходить искупленные”. Читаем дальше: “Идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся”. Все эти описания свидетельствует о том, что большая дорога будущего Тысячелетнего века во многих отношениях будет заметно отличаться от узкого пути Евангельского века. Узкий путь с тесными вратами – это нечто совершенно другое, чем широкая, доступная для всех дорога.
Мы рады, что наш удел находится на узком пути с его перспективами славы с Господом, но мы рады также за весь мир человечества. Когда малое стадо, которое сегодня охотно следует узким путем, будет собрано в небесную кошару, к славе Царства со своим Господом, остальное человечество не будет ввергнуто в вечные мучения и не пойдет на вечную смерть, на погибель. Благодаря Божьей милости и любви следующим шагом в великом Божественном Плане веков будет его спасение.

“ДА ПРИИДЕТ ЦАРСТВИЕ ТВОЕ”

Но, спросит кто-то, если Бог не спасет грешников от их грехов, и если грешники не услышат приглашения на узкий путь, или услышат неясно, или, услышав, откажутся от узкого пути самопожертвования, какая надежда может быть для них? Что может сделать Бог для мира еще, кроме того, что Он делает сейчас для Церкви? Может ли Он принудить человеческую волю? Угодно ли Богу создавать рай, заселенный теми, чьи сердца и воля будут опираться Ему, хотя и будут вынуждены подчиниться? Нет, отвечаем мы! Наш Господь говорит, что Отец ищет таких, которые поклонялись бы Ему в духе и истине, всем сердцем. Дальше: хотя в нынешних условиях Бог предлагает возможности только для узкого пути самопожертвования, Он предлагает создание новых условий, когда узкий путь закончится и придет время открыть большую дорогу святости и уничтожить широкий путь. Об этих новых условиях везде упоминает Священное Писание – в Ветхом и Новом Завете – и всегда как об обещании, о славной надежде для мира – для иудея и язычника. Упоминание о будущей большой дороге и возможности спастись было дано еще отцу Аврааму, когда Иегова сказал ему: “И благословятся в.. семени твоем все племена земные”. Это подразумевает не только благословение семени Авраама и возвышение его к власти, влиятельному положению и царскому величию, чтобы получить возможность благословить мир, но и дает понять, что окончательно благословение придет через него к миру. Как видим, узкий путь Евангельского века предназначен, по словам апостола, для избрания семени Авраама, чтобы через этих избранных все племена земные получили благословение от Всевышнего.
Следовательно, видим, что Царство дорогого Божьего Сына, которое возвещали пророки, которое возвещал наш Господь в Своих притчах и через апостолов, все еще принадлежит к будущему; что перед его установлением следует выбрать и приготовить класс Царства, класс Невесты; что небесный Царь и Его прославленная Невеста смогут в положенное временя, после брачной вечери Агнца, получить и применить большие полномочия, полученные над миром, добытые драгоценной кровью Христа. С этой точки зрения мы видим, насколько все будет зависеть от характера этого Царства, от власти и полномочий, которые оно будет осуществлять между людьми.

АВТОКРАТИЧЕСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ

Если бы мы имели время рассмотреть эту тему детально и показать из разных пророчеств характер грядущего Царства, тогда всем стало бы понятным, что оно не будет республикой, даже если мы согласны, что республика является наивысшей формой человеческого правления, наиболее подходящей для блага и счастья интеллигентных людей. Царство дорогого Божьего Сына будет абсолютной монархией. Людей не будут спрашивать, будут ли они голосовать за Иисуса как Царя и Президента мира. Он “примет силу Свою великую и воцарится”, “ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои" – пока не покорит все Своему праведному правлению (Отк. 11: 17; 1 Кор. 15: 25).
Царствование Христа, как изложено в Священном Писании, будет длиться тысячу лет, и во время этого царствования Он исправит ужасные последствия царствования греха и смерти предыдущих 6000 лет. Невежество и суеверие исчезнут от солнечного света Правды, когда Солнце Правды взойдет с исцелением в его лучах, наполняя весь мир человечества светом знания славы Бога. Насколько по-другому люди будут воспринимать своего Творца, когда узрят этот свет! Насколько иначе видят Его раньше остального мира те, которые находятся на узком пути. Насколько открыты глаза их понимания, настолько они могут через телескоп Божественного Слова видеть верой величие Божественного характера! Мы также имеем уверение, что в то славное время Господь будет судить мир в праведности, то есть наградит или накажет всякого из человечества в зависимости от его добровольных поступков, хороших или плохих. Всякий фаворитизм уйдет в прошлое в том смысле, что благословение от Господа будет доступным для всего мира, для “всякого создания”. Иудеи, имеющие обрезание (естественное семя Авраама), издавна привыкшие уважать Господа, по причине этого факта первыми получат в то время благосклонность, потому что смогут раньше других подчиниться законам Царства, когда Господь поставит суд мерилом и правду весами.
Но не надо делать вывод, будто Божественная справедливость перестанет пылать против всевозможной неправды, против всякого греха. Дело в том, что Иисус, Глава, и Церковь, Его Тело, – великий Посредник, Пророк, Священник и Царь того времени – получит полный контроль над человеческим родом, чтобы благодаря выкупной крови, пролитой за всех, никто не страдал за унаследованные изъяны, а только за свое добровольное, сознательное поведение. Даже тогда наказание будет, как говорит Священное Писание, чем-то наподобие порки для исправления, чтобы помочь избавиться от унаследованных недостатков и посодействовать на дороге святости, на которую можно будет войти через полное подчинение своей воли Божественному закону. Действительно, Священное Писание говорит о неисправимости тех, которые сегодня, ступив на узкий путь, возвращаются назад, чтобы валяться в грязи греха, умышленно, обдумано, и, оказывая сопротивление Божьей благодати, умирают Второй Смертью. Это значит, что в грядущем веке тот, кто не послушается, кто не будет внимательным и не покорится великому Пророку (Христу, Главе и Телу), окончательно будет истреблен из народа.

“НЕЧИСТЫЙ НЕ БУДЕТ ХОДИТЬ ПО НЕМУ”

Пророк говорит, что нечистый не будет ходить по нему. Прежде чем войти на эту дорогу святости, каждый должен отказаться от греха – “нечистоты”. Иисус, великий первосвященник, совершил полное примирение (что касается справедливости) за каждого; и как только человек оставит грех, обратится к праведности и повиновению Божественной воле, его нечистота (с Божественной точки зрения его Судьи и Господа) минует, хотя слабости и изъяны плоти будут дальше сопровождать его некоторое время на пути дорогой святости, пока он постепенно не окрепнет умственно, морально и физически, делая шаг за шагом все выше к величественной вершине человеческого совершенства, представленного в начале в отце Адаме, который был по образу и подобию Бога во плоти. Заметьте, что эта дорога ведет вверх, а не вниз, поэтому никто не сможет двигаться вперед к совершенству против собственной воли. Нужна будет сила воли, чтобы добиться послушности и вечной жизни, обещанной в конце этой дороги. В таком значении будущая дорога будет очень отличаться от широкого пути сейчас, который ведет вниз и которым человечество часто идет вопреки своим желаниям. В этом отношении будущая дорога больше будет напоминать узкий путь настоящего времени, потому что она будет вести вверх, но на ней не будет камней преткновения, как на узком пути, на что обратил внимание Господь, когда говорил через пророка: “Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов!” (Ис. 62: 10).
Принимая во внимание то, что открытие большой святой дороги для мира и поворот пути человечества от восхождения вниз к движению вверх начнется во втором пришествии Христа – когда Церковь (малое стадо, класс Царства) будет избрана, приготовлена и прославлена, – мы можем видеть всю мощь высказывания апостола, что человечество бессознательно ожидает второго пришествия Христа, чтобы получить большие благословения, которые спасут его от нынешнего стона и умирания. Послушаем: “Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне”. Не удивительно, что это великое царствование Князя Мира, Князя Праведности, небесного Судьи, чтобы благословить и поднять мир, занимает такое выдающееся место в божественном откровении. И хотя сегодня пренебрегают истинной целью и деятельностью Спасителя по выбору Церкви к высшей, чем человеческая, природе, к божественной природе, для нас это самая важная и самая ценная привилегия и благословение.

“ВРЕМЯ СКОРБИ”

Ни один рассудительный ум не удивится, увидев, что Священное Писание очень выразительно показывает, что время установления Господнего Царства и его вмешательства в дела человечества с целью провести большое изменение от господства греха и смерти к господству праведности, к вечной жизни, будет подразумевать серьезный переворот во многих делах и институциях настоящего времени.
Через пророка Господь говорит: “Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю” (Ис. 65: 17-25). Контекст показывает, что здесь упомянуты не условия настоящего времени, а условия Тысячелетнего Царства. Откровитель упоминает Тысячелетнее Царство с использованием того же образа, говоря: “И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали” (Отк. 21: 1).
Всегда существовал конфликт между грехом и праведностью, между князем мира сего (века) и князем, правителем будущего мира (века). Князь мира сего будет связан князем славы, когда последний возьмет для Себя Свою великую силу и начнет Свое царствование. Это будет означать ограничение не только сатаны, но и всех злых орудий и сил, представителем которых он является. Господь дает понять, что сильный нынешних институций не покорится молча; что это будет означать большое столкновение между князем тьмы и князем жизни, и что во время этого столкновения сильный нынешних институций будет надежно связан, ограничен, чтобы больше не прельщать людей (Отк. 20: 3). Хотя институции настоящего времени не совсем плохие, все же они достаточно плохие в том смысле, что господствующими, руководящими принципами в них являются спесь и самолюбие. Поскольку они связаны с церковничеством и нынешним общественным строем, можно ожидать, что вместе они будут оказывать сопротивление своему свержению, что сделает их падение еще более разрушительным. Священное Писание пророчествует, и весь Господний народ, по-видимому, в этом достаточно убежден, что великий Вавилон упадет неожиданно, как большой жерновой камень, в море анархии.
Мы не добиваемся анархии и не отстаиваем ее. Напротив, мы отстаиваем противоположное: подчиненность великому Царю и, соответственно, подчиненность тогдашней власти, убежденные, что это принесет мир и порядок, как четко показано в божественном Слове. Когда мы видим в этом Слове, что нынешние институции, падая, готовят мир к большому переходу, чтобы установить Господнее царствование праведности, открыть большую дорогу святости и полностью перегородить тропу, которая ведет вниз к погибели, оставив ее только для сознательных, добровольных и решительных упрямцев, наши сердца радуются, поскольку во всем этом мы видим серебряное окаймление большой тучи скорби, которая вырисовывается перед миром. При этом слова Учителя к нам звучат так: “Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше”, – освобождение Церкви и ее прославление в знак приготовления к благословению человечества, когда короткий период скорби разбудит мир и обратит его внимание на “глаголющего с небес”. Приходят на мысль слова Господа через пророка Давида, которые (обрисовав время скорби) обращены к миру: “Остановитесь и познайте, что Я – Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле” (Пс. 45: 11).

3HG328