ПОЧЕМУ НУЖНО БЫЛО, ЧТОБЫ ХРИСТОС ВОСКРЕС

“Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших” (1 Коринфянам 15: 20).
Название Easter (Истер) имеет языческое происхождение. Истер было именем божества древности. Похоже дни недели названы в честь языческих богов, однако под христианским влиянием они постепенно потеряли свое языческое содержание и приобрели новое значение. Сегодня везде во всех цивилизованных землях Easter Sunday (Воскресенье Истер, Пасхальное Воскресенье) является припоминанием воскресения из мертвых нашего Господа Иисуса на третий день после Его смерти. Для тех, кто признает Его как великий Свет, посланный в мир для освобождения человека, как Солнце Правды, которое окончательно будет светить для благословения всех родов земли, вряд ли может быть лучший день, чем воскресенье (англ. sunday – солнечный день), для обозначения дня, в котором Он встал из мертвых и через воскресение вошел в новую жизнь, которая еще должна принести благословение всему человечеству. Что касается слова Истер (Easter – производное от англ. east, восток), то разве это не совпадение, ведь восток, восход солнца духовно указывает на большое Солнце Правды и Его Царство, начало которому положили смерть и воскресение Иисуса?
Учитывая факт, что христиане в целом празднуют этот день в память о воскресении Иисуса, давайте рассмотрим вопрос воскресения и выясним, почему событие, которое занимает такое важное место в Священном Писании, сегодня считается подавляющим большинством христиан таким малозначительным. Сложность, по-видимому, в том, что изменение теологических верований лишило библейские учения о воскресении влияния и значимости. В днях нашего Господа и апостолов иудеи и христиане из числа обращенных в целом верили, что смерть людей является такой же реальной, как смерть животных, и что надежда человека на будущую жизнь заключается не в наличии некоторой неразрушимой жизни, а в обещании воскресения.
Было понятно, что смерть повлияла не только на тело человека, но и на него всего; что наказанием за первоначальный грех была смерть в полном и окончательном смысле слова на основе приговора: “Душа согрешающая, та умрет”. Поэтому, видим, что между иудеями существовали два основных класса: один – саддукеи и агностики, которые отрицали воскресение и будущую жизнь, и второй – фарисеи, которые верили Священному Писанию и верили в будущую жизнь через надежду воскресения по Божьей благодати.
Наш Господь опроверг аргументы саддукеев, что мертвые являются безнадежно мертвыми и не будут иметь никакого воскресения, приводя Господние слова, сказанные Моисею из куста, что для Господа было бы непоследовательным говорить, что Он является Богом Авраама, Исаака и Иакова, если они безнадежно мертвы наподобие гибнущих животных. Наш Господь говорит, что эти слова показывали и подтверждали воскресение мертвых; что с божественной точки зрения Авраам, Исаак и Иаков не были мертвыми в том значении, что они погибли навеки. Затем Господь сказал, что наступает час, в котором эти древние достойные, а также “все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут” (Иоан. 5: 28, 29).

ВОСКРЕСЕНИЕ НЕПРЕЛОЖНО ДЛЯ БУДУЩЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

Вспомните, как однажды св. Павел, попав в руки толпы иудеев и увидев, что они состоят частично из фарисеев и частично из саддукеев, вызвал разделение толпы и получил поддержку части из них, воскликнув: “За чаяние воскресения мертвых меня судят” (Деян. 23: 6). Фарисеи, которые верили в воскресение, сразу начали настаивать, чтобы св. Павла не преследовали те, кто отрицает воскресение – саддукеи и агностики. Тот же св. Павел представил в главе, из которой взят наш стих, наиболее убедительные аргументы в доказательство воскресения, показывая, что оно наступит непременно. Св. Павел представил дело однозначно и сказал, что никто не может быть христианином, если он отрицает воскресение, если он не верит в него полностью.
Глава открывается утверждением, что основа Евангелия заключается в факте, что Христос умер за наши грехи и встал третьего дня. Он напоминает факт, что это твердо засвидетельствовано словами надежных свидетелей, и говорит: “Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если мертвые не воскресают” (стихи 12-15).
Какой ясный и выразительный аргумент! Апостол многочисленными словами свидетельствует о том, что каждый, кто отрицает возможность воскресения мертвых, вынужден отрицать также воскресение Христа из мертвых, и если он это отрицает, то теряет саму основу христианской веры. Если мы признаем, что Христос встал из мертвых, и этим признаем силу Бога воскрешать мертвых, тогда мы имеем основу, на которой можем строить свою надежду на собственное воскресение в свое время и на воскресение всех других, которые, услышав в своих гробах голос Сына Божьего, выйдут.

ИНАЧЕ ВЕРА ХРИСТИАН БЫЛА БЫ БЕСПОЛЕЗНОЙ

Св. Павел был не из тех, кто уклонялся от прямого ответа или хитрил, видя, что у некоторых его слушателей мало веры. Посмотрите на убедительность его аргумента в словах, завершающих наш стих. Он говорит: “Ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли” (стихи 16-18).
Смотрите, христианская вера напрасна без воскресения Христа. “Почему?” – спросим мы. Если это правда, что хорошие люди сразу идут на небо в миг смерти, то как может вера в воскресение Христа повлиять тем или иным образом на их интересы? Как мог апостол сказать: “Поэтому и умершие во Христе погибли”, – если Христос не встал из мертвых? Знаете, дорогие друзья, трудность в том, что в “средневековье” Господний народ серьезно отступился от Священного Писания и фактов, вняв ложным учениям, языческому верованию, что когда человек умирает, он не мертв, а еще более жив, чем прежде, и, следовательно, не нуждается в каком бы то ни было воскресении из мертвых. Эта языческая ложь уже давно проникла в христианскую теологию и настолько переплелась с самой христианской верой и надеждой, что постепенно исказила ее и свела на нет библейское учение о необходимости в смерти Христа, необходимости в Его воскресении, необходимости в Его пришествии снова и необходимости в воскресении праведных и неправедных.
Мы только начинаем пробуждаться к осознанию путаницы, которая пришла к нам через такое пренебрежение Божьим Словом и принятие философии Платона. Бесспорно, никто не может трезво воспринимать этот аргумент апостола из пятнадцатой главы Первого Послания к Коринфянам, если он не убежден, что автор верил, что все, идущие в могилу, должны спать до утра воскресения. Более того, они должны понимать, что сказанное об этом сне является образной речью и означает, что в действительности мертвые мертвы, но считаются спящими на основании обещания о воскресении.
Заметьте слова апостола, что если Христос не встал из мертвых, тогда уснувшие во Христе погибли – тогда те, о ком мы думаем, что они спят в Христе и ожидают тысячелетнего утра, когда Учитель позовет их выйти из могилы, по сути не спят, а действительно мертвы – словно не было никакого искупления их, словно Тот, Кто умер на Голгофе, остался мертвый и не встал из мертвых на третий день, как Он предсказывал и как говорили о Нем апостолы, что Он встанет, и были свидетелями этого.

НО ХРИСТОС ВОСКРЕС ИЗ МЕРТВЫХ

Наш стих подытоживает аргумент апостола: он считает, что сумел убедить каждого христианина, склонного сомневаться в ценности и необходимости воскресения Христа, а также в самом факте Его воскресения. Он как бы говорит: “Мы, христиане, признаем факт, что Христос действительно встал из мертвых, потому что это основа нашей веры. Более того, мы верим, что Он был начатком плодов из тех, которые уснули”. Хорошо заметьте выраженную здесь мысль, что воскресение Христа было своего рода начатком плодов, образцом воскресения, которое будет касаться других.
Обратите внимание на выражение, что Он является начатком плодов из тех, которые уснули. Значение этого понятно: когда апостол писал эти слова, мир человечества уже умирал более 4000 лет. Адам и его потомки, находившиеся в смерти, были бы безнадежно мертвы, погибли бы как бессловесные животные, если бы не искупление от греха и смерти.
Намек на будущее искупление был дан еще в Эдеме, когда Господь сказал, что окончательно семя жены поразит голову змея, имея в виду, что победа греха и смерти над Адамом и его родом не будет бесконечной. Та же божественная благодать была еще яснее изложена отцу Аврааму словами: “Благословятся в.. семени твоем все племена земные”. Собственно, учитывая эти слова, которые позже были повторены и подтверждены пророками, народ Израиля начал обретать надежду на воскресение мертвых, основывая свои надежды на власти Мессии. Аргумент апостола заключается в том, что Иисус – Мессия, что Он Своей смертью заплатил выкупную цену за отца Адама и искупил его от приговора смерти, а также искупил весь его род, поскольку все были осуждены в Адаме (находясь в его чреслах).

“ОТНОСИТЕЛЬНО СПЯЩИХ” (Жив. Поток)

Другой перевод делает этот стих более выразительным. Слова “относительно спящих” (Жив. Поток) не должны оставлять никаких сомнений в уме относительно того, что имел на мысли апостол. Когда он писал эти слова, спящие, мертвые, дальше были мертвыми, дальше спали, хотя после того, как Иисус умер за наши грехи и встал из мертвых, прошли годы. Затем в этой замечательной главе о воскресении апостол показывает четко как и когда все спящие будут призваны из могилы. Он говорит о первом воскресении блаженных и святых, которые выйдут в воскресении духовными, небесными существами. Это будет класс первого воскресения – его участники, как излагает апостол, будут иметь удел в “Его воскресении”, потому что они имели удел в Его страданиях и смерти.
Перед нами еще одно подтверждение того, что наш Господь не был поднят из мертвых как человек, но, как говорит апостол, был “умерщвлен по плоти, но ожив духом”, как духовное существо. Он говорит также: “Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени”. О Нем апостол говорит, что Он – второй Адам, второй, дающий жизнь, и глава рода, добавляя: “Господь есть Дух”. Апостол утверждает, что наш Господь был явлен в плоти в Своем первом пришествии, чтобы понести смерть за нас, чтобы заплатить цену выкупа за Адама и его род, умирая праведный за неправедных – пожертвовав Себя как человек Иисус Христос. Его воскресение, следовательно, было своего рода наградой за послушность до самой смерти и вернуло Его на духовный уровень, превыше ангелов, всякого начальства и власти и всякого имени, именуемого образом ипостаси Его Отца. (Еф. 1: 21; Евр. 1: 3).

ХРИСТОС – НАЧАТОК ПЛОДОВ

В некотором особенном смысле Христос был начатком плодов из всех, кто когда-либо умер: Он первый встал из мертвых, как об этом ясно говорит Священное Писание. Кое-кто попадает в замешательство по этому поводу, когда напоминает о трех случаях в Ветхом Завете и, по меньшей мере, стольких же в Новом Завете, в которых мертвые были возвращены к жизни еще до смерти и воскресения нашего Господа.
Объяснение, каким образом Христос мог быть первым, кто встал из мертвых, одновременно не игнорируя этих библейских событий, очень простое. Исходя из Священного Писания, жизнь и смерть противоположны; следовательно, с самого начала действие смерти и несовершенства в каждом существе до такой же степени искажает его жизнь. Оно больше не является живым существом, оно умирает. С этой точки зрения Адам начал умирать в тот самый миг, когда ему был вынесен приговор смерти, хотя в полной мере он уступил власти смерти приблизительно через 930 лет.
Иисус Христос был первым, кто оказался во власти смерти и был полностью освобожден от этой власти к полному совершенству жизни и существованию. Как “первенец из мертвых”, “восстав первый из мертвых” (Деян. 26: 23), Он в наивысшем и самом полном смысле слова стал, как говорит наш стих, начатком плодов “из спящих”. Это выражение “первенец” (начаток плодов) однозначно заключает в себе мысль о последующих плодах – о том, что Иисус был первым, кто полностью освободился от власти смерти, и что окончательно будут полностью освобождены также другие. Апостол Иаков (1: 18) говорит о Церкви, “теле Христа”, что в Божьем плане мы должны стать “некоторым начатком Его созданий”. Перед нами как бы развитие той же мысли: Иисус был начатком плодов из всех, и Церковь, принятая и зачатая Святым Духом как члены тела прославленного Христа, должна быть “некоторым начатком” вместе со своим Главой. Это показывает самым убедительным образом, что кроме Церкви есть еще другие, для кого приберегается благословение быть спасенными от власти греха и смерти через воскресение. Апостол Павел немного позже в своем аргументировании упоминает об этом участии Церкви с ее Господом.
Показав, что благословение Господа должно распространиться на два класса: небесный и земной, один из которых должен быть как звезды небесные, а другой – как песок на берегу моря, и что этим небесным классом первого воскресения (стихи 40-44) должна быть Церковь, “избранные”, апостол объясняет, что воскресение Церкви приведет избранных к образу и подобию их Господа и Искупителя (в качестве духовных существ), тогда как воскресение мира приведет людей к критерию человеческого совершенства, представленного в отце Адаме. Он говорит: “Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные”. Рассказывая дальше об этом небесном классе, избранной Церкви, он говорит: “И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного”. Затем он обращает внимание на некоторую тайну, убеждая, что в воскресении Господь завершит труд “изменения”, который Он уже начал в нас и который заключается в том, что наш ум, наша воля прошли обновление, были “зачаты снова”.
Продолжая, апостол показывает, что после того как Церковь испытает изменение от смертных к бессмертным, от земных к небесным условиям, исполнится обещание Бога через пророка, а именно: “Поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? Ад [гадес, могила]! где твоя победа?” (стихи 54, 55). Вот так окончательно смерть Христа, которая сначала способствует освобождению избранных к небесному состоянию, станет доступной для мира человечества в Тысячелетнем веке ради земных условий, чтобы смерть была поглощена победой и чтобы сила гроба больше не брала верх над человеческим родом, “искупленным драгоценною кровию”, но чтобы все, кто примет божественную милость, которая в то время распространится на них, могли через Христа одержать полную победу над грехом и смертью и иметь вечную жизнь. Все другие умрут второй смертью, из которой не будет ни искупления, ни воскресения.

ПОТОМ ХРИСТОВЫ

Апостол при этом дважды упоминает Христа как начаток плодов, однако делает это, очевидно, по-разному. В нашем стихе он говорит об Иисусе Христе, употребляя выражение “относительно спящих” (Жив. Поток), зато в 22 и 23 стихах приводит другой образ, в котором снова говорит о Христе как о начатке плодов, имея, однако же, в виду всего Христа, где Иисус является Главой, а Церковь – Его телом. Он говорит: “Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке”. Затем он разделяет очередь воскресения и сначала упоминает первую, то есть очередь Церкви (Христа, Главы, и Его избранного тела), называя ее начатками плодов (первенцами), собранными во время этого Евангельского века.
Вместе с укомплектованием этих начатков плодов в полной мере наступит второе пришествие Христа и придет большая жатва мира – большой сбор из всех племен земли, большое время благословения для всех, кто был проклят в Адаме и искуплен кровью Христа. Спасшиеся в Тысячелетнем веке коротко упомянуты здесь как “Христовые в пришествии Его”, как те, которые станут Его во время Его второго присутствия, Его парусии в Тысячелетнем веке под властью посреднического царства Тысячелетнего века. Доказательство того, что именно таким является аргумент апостола, мы видим в следующем стихе, который гласит, что тогда наступит завершение плана спасения – когда царство под всеми небесами будет возвращено Отцу, а всякая преступная власть и сила будут низложены и приведены в подчинение Богу.

НАСТОЯЩАЯ РАДОСТЬ ПАСХИ

Насколько мы имеем знание о чем-то, настолько можем этим радоваться и получать благословение. Каждый из Господнего народа, кто имеет самое ясное понимание Его слова, имеет самую большую радость и благословение от каждой черты Его истины, одна из которых – драгоценные вещи, представленные Пасхальным Воскресеньем. Для него важность этого дня является духовным вдохновением и отдыхом; его вера способна осознать факт, что для нашего рода, осужденного на смерть по причине греха, небесный Отец позаботился о Спасителе, великом Спасителе; что этот Спаситель уже отдал Свою жизнь как цену нашего искупления, был поднят из мертвых силой Бога к тому славному положению, в котором мы признаем Его как Царя царей и Господина господ, владеющего славой, честью и бессмертием. Мы приветствуем Его как Господа всех в Его грядущем царстве и как Господа наших сердец уже сегодня, а также Господа всех, кто уже услышал и верой вкусил Божью благодать раньше мира.
Пасхальное воскресенье значит что-то большее. Оно говорит о нашем принятии через веру, чтобы быть “наследниками Божиими, сонаследниками же Христу” в Его небесном наследстве, славе и труде Тысячелетнего царства. Это вынуждает нас ожидать с терпеливостью нашего удела в воскресении, которое завершит большое Пасхальное утро и после которого “Солнце Правды” будет сиять с исцелением в своих лучах, чтобы благословить порабощенный грехом мир человечества, чтобы дать ему “украшение, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа”, чтобы заставить людей поднять глаза, чтобы помочь им подняться во время славной реституции, которая, как Господь обещал, будет для всех “племен земных” (Деян. 3: 19, 21).
Не только Пасхальное воскресенье, но и каждое воскресенье является празднованием воскресения нашего Господа и Главы и напоминает нам, что мы также были подняты, чтобы “ходить в обновленной жизни”. Оно заверяет нас, что когда все “избранные” члены будут укомплектованы, когда все испытания, трудности, проверки, засвидетельствования, отесывания и полирования завершатся в нас, тогда достойные будут собраны Господом как Его “драгоценности” и явлены с Ним в славе Его царства. Будем ждать с терпеливостью, с надеждой, будем отважны и будем радоваться любым нынешним привилегиям страдать с Христом, будучи верными Ему и учениям Его Слова. Пусть слова апостола добавляют нам уверенности: “Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым” (Евр. 6: 10). Будем уверены, каждая жертва, сделанная в интересах Господнего имени, чести и дела, а также для братьев и в пользу Его дела избрания Церкви сегодня, будет признана Тем, Кто читает сердца и знает тех, кто Его, и Кто дает нам “великие и драгоценные обетования, дабы мы через них соделались причастниками Божеского естества” (2 Пет. 1: 4).

3HG361