КТО МОЖЕТ МОЛИТЬСЯ, И ЧЬИ МОЛИТВЫ ПОЛУЧАЮТ ОТВЕТ
“Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам” (Иоанна 15: 7).
Человек устроен так, что почтительность является одной из наивысших его примет, и можно сказать, что воздавать почет своему Творцу для большинства людей является естественным – особенно, если в них не слишком развито чувство самоуважения. Однако в наши дни толкотни и суматохи, телеграфа и курьерской почты, существует столько вещей, которые занимают внимание и мысли большинства, что люди не используют правильно эту наивысшую тенденцию своей природы. Через недостаточное употребление она становится во многих бездеятельной, мертвой, пока ее не разбудит какая-нибудь беда или трудности. Высказывание псалмопевца “прежде страдания моего я заблуждал” вполне можно применить ко многим.
Немало самых искренних Божьих детей видит провиденциальную опеку над своими делами в том, что Он позволяет для них трудности как часть их испытания. Когда тьма несчастья окутывает душу, и человеческая помощь медлит или напрасна, сердце поневоле обращается к высшей силе и взывает к своему Творцу. Это и есть молитва. Большинство ставших развитыми христианами так высоко оценивает привилегию молитвы (как пути получения благословения), что та становится устоявшейся чертой их ежедневной жизни и одним из наиболее приятных и полезных впечатлений в их религиозной жизни.
Им приятно, проснувшись утром и осознав благословение от отдыха и сна, поблагодарить за них и попросить божественного провиденциального присмотра и руководства в делах и интересах нового дня. Этому классу также доставляет удовольствие быть участником семейного прославления Бога каждое утро, как на это позволяют обстоятельства; этот класс имеет привилегию перед каждой едой воздать благодарность в признании, что Бог дает всякий добрый дар, полученный прямо или косвенно. Для них еда смакует лучше благодаря словам благодарности и тому, что сердце (ум) обращено в правильном направлении, чтобы с благодарностью принять Божьи милости. Для тех, чей ум имеет покой, отдых, пища принесет больше освежения.
При окончании дня этот класс получает удовольствие от размышлений над его благословениями и привилегиями, от познания собственного совершенствования в любви и служении Творцу, от благодарения за все это, даже если оно сопровождается мольбами о божественном милосердии по причине изъянов и недостатков в уме, слове или поступке, которые не были приняты, потому что не были одобрены Господом. Его молитвы возносятся к Господу с просьбой о дальнейшем укреплении и помощи на пути, о развитии совершенного характера, который особенно угоден пред Его лицом.
БОГ НЕ СЛУШАЕТ ГРЕШНИКОВ
Так вот, должны ли мы везде убеждать людей молиться? Отвечаем, нет. Бог повелел всем людям везде каяться, но не повелевал всем людям молиться. Более того, Он отвергает молитвы тех, кто не Его, говоря: “Грешнику же говорит Бог: `Что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?” (Пс. 49: 16, 17). Этот взгляд сильно отличается от общепринятого. Для большинства христиан является привычным побуждать каждого молиться, но они это делают от недостатка знания, от недостатка оценивания высказываний Божьего Слова. Наш Господь говорит нам, что Отец ищет таких, которые бы поклонялись Ему в духе и истине (Иоан. 4: 23). Из этого мы делаем вывод, что Он не ищет поклонения от других. Кажется весьма странным, что некто – мужчина или женщина, – живущий практически без Бога, может для себя допускать, что он немедленно, в минуту скорби или боязни, сможет тотчас найтись в божественном присутствии и умолять о божественной помощи для высвобождения.
Такое ошибочное представление – что грешники могут прийти к Богу в молитве не будучи обращенными, не отдавшись во власть Господу Иисусу, не приняв Его, – получает все большее распространение. Так называемое “новое мышление” наших дней, которое обретает разностороннюю поддержку, способствует этому обману, убеждая всех людей, что они являются детьми Бога, тогда как наш Господь Иисус сказал некоторым: “Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего” (Иоан. 8: 44). Учителя такого “нового мышления”, а также многие другие игнорируют библейское утверждение, что вера в Христа – единственные врата, чтобы достичь божественной милости, что “никто не приходит к Отцу, как только через Меня [Иисуса]”, что “нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись”, кроме имени Иисус. Все, что не построено на этой библейской основе, неминуемо ложно, а, значит, губительно. Губительно не дать грешнику понять, что он виноват, что он недостоин божественной милости; губительно вести его к мысли, что обращение является излишним, пережитком прошлого, что каждый должен думать, что Он – Божье дитя, наследник небес, что он должен чувствовать гордость от всего этого и обходиться без молитвы к Богу и без веры, что Бог слышит, а хвататься выдумки, крепкой заблуждением, завернутой в обман, которая сдерживает и не позволяет прийти к Богу единственно правильным, истинным, приемлемым путем – через крест, через веру в Иисуса.
ВОРЫ И РАЗБОЙНИКИ
Наш Господь не только говорит: “Никто не приходит к Отцу, как только через Меня”, – но говорит также, что Он – дверь во двор овчий, единственная дверь. Поэтому тот, кто пытается прийти к Богу по-другому, а не через веру в драгоценную кровь Христа, есть вор и разбойник, стремящийся незаконно завладеть благословением и привилегией. А тот факт, что он этого не понимает, еще ничего не значит, потому что его намерением является обман, зло.
Мы можем разделить человечество на три общих класса: (1) Тех (таких большинство), которые не знают Бога, включая не только язычников, но и тех, которые живут в грехе, глаза понимания которых закрыты к святым вещам и которые смотрят в противоположном направлении за самолюбивыми удовольствиями. (2) Класс верующих, которые поняли нежелательность греха, признали Иисуса как дверь, как путь к Богу, и которые верят, что окончательно они так или иначе изберут этот путь, который еще не избрали, потому что он узок и в настоящем времени предусматривает жертву. (3) Относительно малое число класса верующих, которые услышали об Иисусе, приняли Его, полностью отвергли грех и полностью посвятили свое сердце и жизнь для божественной службы, давая полное согласие следовать за Иисусом и желая этого.
ПРИБЛИЗИМСЯ К БОГУ
Из этих трех классов лишь о последнем сказано (а он в целом сравнительно мал), что он имеет божественное обещание, что его молитвы будут выслушаны. Первый класс вообще не имеет никакого обещания. Принадлежащие к нему, как мы увидели, не имеют никакой возможности быть выслушанными Богом; они, как говорит апостол, “не имеют надежды и безбожники в мире” (Еф. 2: 12). Но Священное Писание показывает будущую надежду для этого класса в Тысячелетнем веке, когда они будут приведены к знанию Истины и получат возможность полностью помириться с Господом. Но их время еще не наступило. Если они не слышат о Господней благодати, не отвечают на нее и не приходят по приглашению Господа Иисуса, то они не имеют никакого “доступа к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией” (Рим. 5: 2). Действительно, наш Господь сказал, что “должно всегда молиться и не унывать”, не обескураживаться. Мы должны помнить, что Он не говорил о всем человечестве, а об иудейском народе, избранном, отделенном от мира – особенном Божьем народе, верующем в Него, образе духовного Израиля. Среди этого класса Господь особенно обращался к тем, кого Он в другом месте называл подлинно израильтянами, в которых нет лукавства.
Принадлежащие ко второму классу, упомянутому выше, действительно имели некоторую свободу в молитве, особенно в начале своего пути, когда они впервые оставили грех, чтобы служить живому Богу, когда впервые начали показывать веру в Христа и пытались познавать Божью волю. Их вера, как сказано, была вменена им в праведность; они считались оправданными от греха, и уже находились в мире с Богом, а не во вражде по причине злых поступков или превратного ума. Апостол говорит о таких, что они имеют радость и покой от того, что уверовали. Этот класс содержит не только тех, которые раскаялись в грехе и приблизились к Богу через врата веры, но и детей верующих, которые считаются как бы оправданными и в той же общности с Богом. Понятно, милость Бога распространяется на этот класс настолько, что позволяет им приходить к Богу в молитве как тем, которые уверовали в Него, которые стремятся знать Божью волю и выполнять ее. Но они не могут бесконечно оставаться в таком состоянии, потому что их молитва о знании и божественном наставлении, если она выслушана, приносит ответственность, и Господь обращается к этому классу словами: “Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?” (Лук. 6: 46).
Если они и дальше будут находиться в состоянии неспособности слушаться слов Господа, то постепенно потеряют свое положение перед Ним, потеряют свое оправдание и станут такими как остальной мир – без особенной божественной милости. Почему? Потому что Бог в настоящее время, в этом Евангельском веке, не стремится привести всех людей к знанию о Себе, не исчерпывает Свои милости, благословения и наставления, а ищет особенный избранный класс (малое стадо), который рад не только привилегии оставить грех, но и привилегии следовать за Господом наперекор греху, возлагая свою жизнь с Ним в служении праведности. Таким является третий класс, упомянутый как избранные.
Этому классу особенным образом предложены благословения, привилегии и милости от престола небесной благодати. К этому классу апостол обращался словами: “Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа,. да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою”. В этом смысле они были очищены, то есть оправданы, через веру в Искупителя. Вдобавок к такому кроплению и омытию они сделались членами царственного священства путем посвящения, путем завета жертвы до самой смерти, и как священники получили право войти в состояние, представленное символически первой частью Святого Палатки и Храма, где был подсвечник, стол с хлебами предложения и золотой жертвенник курения. Этот последний символизировал особым образом привилегию молитвы, потому что, как объясняет Священное Писание, благовонное курение с жертвенника представляет молитвы святых (Отк. 8: 3, 4).
“ЕСЛИ ПРЕБУДЕТЕ ВО МНЕ”
В этом, собственно, и заключается мысль нашего стиха. Он не адресован каждому, и даже не адресован всем верующим, а только тем верующим, которые вошли в Христа, получили членство в Его теле, Его Церкви, имена которой записаны на небесах. Наше вхождение в тело Христа не происходит в тот миг, когда мы обращаемся от греха к праведности, не в миг принятия нами верой Христа как нашего искупителя, и не в миг появления радости и покоя в Нем через веру. Нет, оно наступает после всего этого в тот миг, когда мы представили наши тела живой жертвой и получили зачатие Святым Духом к новой природе. Такие названы новыми творениями в Иисусе Христе, и о них сказано: “Они не от мира, как и Я не от мира”, “но Я избрал вас от мира”. Еще нам сказано: “Так что если кто-нибудь в Христе, он новое творение. Старое ушло; вот, оно стало новым” (Жив. Поток). Мало того, что мы так начинаем новую жизнь, которая в одном месте образно показана в зачатии к духовной природе, которая станет доступной в первом воскресении при рождении из мертвых, а в другой иллюстрации показана в рождении в настоящем времени, апостол затем говорит: “Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам”. После того, как мы стали духовно зачатыми, новыми творениями, новорожденными младенцами, членами царственного священства, которого Иисус является великим Первосвященником, членами помазанного тела, для которого Он – славный Глава, нам нужно пребывать в Нем. Но нам не сказано, сколько времени пройдет, прежде чем мы сможем применить к себе благодатное обещание нашего стиха. Однако мы замечаем еще одно условие, а именно:
“И СЛОВА МОИ В ВАС ПРЕБУДУТ”
Первая оговорка относительно привилегий, о которых говорит наш стих, вероятно ограничивает этот стих к очень малому числу – к обретшим членство во Христе и пребывающим в Нем. Но вторая оговорка накладывает еще большее ограничение, так как мы, став постоянными членами, преданными, должны стремиться, чтобы Господнее Слово пребывало в нас обильно, прежде чем мы сможем применить это обещание к себе. Что это значит? Это наверняка значит, что мы должны оставить детское состояние “младенцев во Христе”, которые хотят чистого молока Слова, и начать потреблять твердую пищу, прежде чем получим полное право применить этот стих к себе. Апостол Павел убеждает нас, что молоко полагается младенцам, твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены.
Здесь мы видим часть трудностей, позволяющих понять почему столько христиан молится зря. Например, когда президент Гарфилд лежал при смерти, миллионы людей бесполезно объединили свои молитвы для его выздоровления; когда умирал президент МакКинли, миллионы людей опять соединились в молитве и опять безрезультатно. В чем причина того, что эти молитвы не были услышаны и не получили ответа? По-видимому, это соответствует высказыванию апостола: “Просите, и не получаете, потому что просите не на добро” (Иак. 4: 3), – а так, как вам заблагорассудится. Разве ежедневно сотни тысяч молитв не обращены без пользы по той причине, что произносящие такие молитвы не находятся во Христе, не пребывают в Нем, и Его Слово не пребывает в них. Мы не сомневаемся, что к этим молитвам присоединились некоторые настоящие христиане; мы не сомневаемся, что к ним присоединились те, которые пребывают во Христе, но мы задаемся вопросом: Действительно ли к этим мольбам за Гарфилда и МакКинли в большинстве присоединились те, в чьем сердце пребывало Господнее Слово?
Проблема большинства тех, кто в Христе, вероятно в том, что они еще “младенцы”, имеют мало понятия о “твердой пище” божественного Слова, получают мало наслаждения от нее и почти не в состоянии ее переварить. Что касается “словесного молока”, то большинство так развело его традициями людей и загрязнениями ложного учения, что они слабы в познании Бога и Его плана. Его Слово не пребывает в них обильно и щедро (Кол. 3: 16), как, по нашему убеждению, должно быть в случае всех, кто Господний и надлежащим образом двигается в правильном направлении, следуя за Иисусом. Как ни странно, но мы вынуждены говорить так именно сегодня, когда Библия издана миллионами экземпляров и находится почти в каждом доме! Но в эти дни Воскресных школ, международных лекций и т.п. это действительно так, о чем предсказывал наш Господь через пророка: “Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения”. На земле есть голод не хлеба, не воды, но голод слышать Господнее Слово. Служители Христа, которые присягали проповедовать Его Евангелие, заняты другим: некоторые проповедуют капитализм, некоторые – социализм, некоторые проповедуют науку, некоторые проповедуют бессмыслицы и вздор, некоторые проповедуют эволюцию, некоторые проповедуют высшую критику и совсем немногие проповедуют Христа, единственную дверь в овчий двор, единственный путь к Богу, единственный способ молитвы и получения божественного благословения.
Описывая правильное состояние истинных Господних овечек в то время, пророк говорит: “Обретены слова Твои, и я съел их” (Иер. 15: 16). Доброго Слова Господа действительно имеется вдоволь, но ложные учения, традиции “средневековья”, так скрыли, так спрятали драгоценное послание божественной любви и благодати, что последнее обесславлено, а воспринимающие Божье Слово серьезно считаются неразумными ради Него. Но сейчас народ, который знает Бога, как всегда усилится и будет действовать (Дан. 11: 32). Сегодня, как никогда прежде, те, которых глаза начали видеть, а уши – слышать, и которые по Божьей благодати вошли в отношения завета с Ним через веру в Искупителя, накормлены и укреплены посланием благодати и истины. “Учебники” и “Ключи к Библии” готовы для тех, кто может вникнуть полностью в божественно данные драгоценные вещи, питаться ими и становиться крепкими в Господе и в силе Его могущества. Именно к таким особо применимы слова нашего стиха.
“ПРОСИТЕ, И БУДЕТ ВАМ”
Найдя класс, которому адресованы слова нашего Спасителя, мы радуемся с ним грандиозному размаху этого обещания, на основе которого упомянутый класс может иметь то, что пожелает. Гарантией является Божье Слово! Можно ли дать более богатое обещание? Посмотрим, о чем они будут просить и как обогатятся от данной им привилегии.
Будут ли они просить о земных богатствах и о том, чтобы стать миллионерами? Нет, они помнят, что обменяли земные благословения на небесные, дав обет посвящения, когда представили свои тела жертвой живой, святой, приемлемой для Бога как разумное служение. Значит они не могут просить земных богатств и благословений, не могут молить о том, чтобы стать миллионерами.
А могут ли они добиваться почестей и власти для себя? Нет, потому что Учитель сам сказал, что если кто хочет стать Его учеником, он должен взять свой крест и следовать за Ним; что ученик не может быть больше от своего Господа, и если Хозяина дома называли Веельзевулом, то можно надеяться, что еще больше будут говорить так о Его подчиненных слугах. Поэтому они не могут молиться о земной репутации или популярности. Но разве им не следует молиться о земном успехе Господнего дела, о строительстве церквей, об отмене долговых обязательств и тому подобное? Отвечаем, нет, потому что слова Господа для них не содержат полномочий молиться так или влезать в долги в Его имени.
Могут ли они молиться о физическом здоровье, чтобы исцелиться от болезни, и, прежде всего, чтобы стать сильными физически и выполнять много служения для Господа и Его дела? Нет, потому что в словах Учителя нет ничего, что дало бы им полномочия так молиться или право надеяться на такое. Учитель не исцелял ни Себя, ни кого-нибудь из Своих учеников от физических болезней. Дары духа, переданные некоторым в ранней Церкви – насколько имеется запись – не применялись к апостолам, ни к кому бы то ни было в Церкви, а только к миру, и то как знак, как доказательство божественной силы, как пророчество о грядущем благословении реституции всего в течение Тысячелетия (Деян. 3: 19). Но кто-то может спросить: Если Иисус специально не говорил молиться о физическом здоровье и не исцелял никого из Своих учеников, если апостолы не исцелили никого из братьев, а только советовали в случае болезни соблюдать диету (1 Тим. 5: 23), то может ли что-нибудь запретить нам сегодня занимать положение, препятствующее молиться о физическом исцелении? Разве Господь обмолвился хоть словом о том, что Его ученики не должны молиться? На это отвечаем, что хотя Он особенно не упоминал, чтобы мы не молились, да еще и многими словами, Его общее учение свидетельствовало наоборот: тот, кто думает, как бы жить, как бы сохранить свою жизнь, потеряет ее, а тот, кто желает ее потерять, пожертвовать в качестве Его ученика, следуя за Ним, найдет ее, получит вечную жизнь.
Это и есть суть завета, к которому все Господние ученики приглашены, чтобы стать членами Его тела. Вот слова нашего Господа: Если кто-то хочет быть Моим учеником, пусть он возьмет свой крест, отречется от себя и следует за Мной, отдавая свое тело живой жертвой. Если же наше тело, по завету, пожертвовано, то откуда привилегия молить о божественном вмешательстве, чтобы препятствовать принятию жертвы? Не следует забывать слов нашего Господа о труде, который должен быть выполнен в Его втором пришествии: “Соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве” – не только тех, которые заключили завет жертвовать собой, но, прежде всего, тех, которые в меру своих возможностей держались этого завета путем жертвования. Именно об этом классе наш Господь говорит: “И станут они для Меня избранной частью, сказал Господь Ц-ваот, в день тот, который определю” (Мал. 3: 17, Иосиф.).
МОЛИТВЫ ИЗБРАННЫХ
Апостол говорит, что много может усиленная, усердная молитва праведного (Иак. 5: 16). Единственные праведные с божественной точки – это те, кто упомянут в нашем стихе, а именно: пребывающие во Христе. Они считаются праведными, как бы совершенными, потому что все их изъяны закрыты одеждой Христовой заслуги. Их усиленные, усердные молитвы должны отвечать ограничениям, упомянутым в нашем стихе, то есть должны отвечать словам нашего Господа, иначе они много не сделают. Поэтому, спрашивается: “О чем те, которые из малого стада, могут просить Отца, имея полное уверение веры, что они это получат?”
О, достигшие этого славного положения понимают, как мало у них доверия к собственному представлению о том, что лучше всего для их наивысшего благополучия и наивысшего благополучия их друзей, как лучше всего служить Господнему делу. В своей кротости и своем признании, что им недостает мудрости, они отдают предпочтению тому, чтобы исполнилась божественная воля, и не препятствуют ей. Кто пребывает во Христе, а Его слово обильно пребывает в нем, тот, бесспорно, имеет более ясное представление, чем другие, о том, что Бог сделал в прошлом, что Он делает сейчас и что намеревается осуществить в свое время. И когда они созерцают долготу, широту, высоту и глубину любви и милосердия Бога к ним, к их семьям, к их ближним и даже ко всем родам земли, они наполняются восхищением и благоговением, и, вместо того, чтобы чувствовать желание поучать Господа о своих предпочтениях, чувствуют себя такими покорными и полными почтительности к Нему, что могут лишь возносить Ему хвалу за полную любви доброту и с благодарностью принимать все, о чем Он позаботился, и не просят ни о чем больше. Они уже получили больше, чем могли просить или думать, и поняли, что божественный план настолько всеобъемлющий, что им не по силам его улучшить. Что касается их самих, то они учатся поручать себя Господу, чтобы Он избрал для них наследство и путь, которым они должны следовать наиболее безопасно, наиболее надежно и быстро, чтобы получить все богатства Его благодати и славный удел, уготованный для их вечного будущего, а также для нынешней жизни, обещающий на будущее больше, чем они могли бы просить согласно богатству Его благодати и полной любви доброты к нам в Иисусе Христе.
Однако обретение этого идеального для христианина состояния, начертанного Учителем в нашем стихе, вовсе не значит, что они больше не будут нуждаться в престоле небесной благодати или не будут иметь желания пользоваться им. У них будет такая потребность, но они будут использовать его преимущественно как место принесения благовонного курения благодарности Господу за то, что Он уже сделал для них, – место, где можно хранить свои большие и малые цели, понимая, что “сам Отец любит их”, заботится об их интересах и позволяет, чтобы согласно Его благодатному обещанию любящим Его все содействовало ко благу. Их песни и молитвы все больше будут приобретать вид благодарности, хвалы, веры, надежды, доверия, а сами они все меньше будут стремиться просить о земных вещах или в какой-то мере направлять божественную десницу, которая уже активно занята в освобождении Его народа и всех племен земли от рабства греха и смерти. Преисполненные восхищения и благоговения, благодарности и возвеличения, мы боимся касаться того, что затрагивает так много.
НЕПРЕСТАННО МОЛИТЕСЬ; ЗА ВСЕ БЛАГОДАРИТЕ
Апостол выражает чувства, дух, настроение класса, к которому обращен наш стих. Вся их жизнь сделалась псалмом благодарности Господу; каждое слово, каждый поступок жизни так тесно связан с Господом и Его волей, и так полностью подчинен божественной воле, что частью общей молитвы, которая постоянно возносится от них, является желание, чтобы Господняя воля совершилась в их сердцах и, чтобы Его царство могло наступить во всем мире.
3HG381