[3HG548]
БИБЛЕЙСКОЕ ТРИЕДИНСТВО

Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. Но не у всех [такое] знание” (1 Коринфянам 8: 6, 7).

На протяжении долгих веков Божий народ исповедовал Божественное триединство, которому учили вероучения и которое не поддавалась объяснению. Одновременно он пренебрегал триединством, которому учит Библия и которое более разумно. Когда вопрос о триединстве в вероучениях ставился под сомнение, святые руки поднимались в ужасе, и тогда вопрошающему говорили, что это тайна, которую он, очевидно, не может понять, а сомнение в ней означает его осуждение! Поэтому он должен исповедовать веру в то, чего не понимает, а значит, во что не может верить.

Таинственное предложение иногда облекалось в одну форму, иногда в другую. Некоторые утверждали, что 3x1 равно одному. Но другие говорили иначе, что 1x3 равно одному. Неудивительно, что некоторые более разумные представители нашего рода [3HG549] признали себя неспособными понять такую математику и слишком честными, чтобы признать и исповедовать то, во что они не могут поверить. Многие из этих честных душ были вынуждены из-за своей откровенности остаться вне различных конфессий христианства.

Под таким давлением нас не должно удивлять, что возникла столь же небиблейская теория, именуемая универсализмом, стремящаяся поклоняться Богу, но слишком честная и совестливая, чтобы делать ложные притязания на веру. Ее сторонники противопоставили себя популярной теории триединства до такой степени, что начали игнорировать божественность Господа нашего Иисуса Христа и учения Библии по этому поводу. Одним словом, великий противник в Средневековье сумел раскачать маятник сначала в одну, а затем в другую крайность, в то время как сама Истина, которую представляет Библия, находится посередине. Как изучающие Библию, давайте стремиться узнать мысли Господа по этому вопросу, а также по другим вопросам, будучи уверенными, что только Мудрость, приходящая свыше, способна дать нам правильное наставление и руководство, а также разрешить наши рукотворные тайны.

РАССМОТРИМ ТЕПЕРЬ НАШ ТЕКСТ

Обратите внимание на простоту изложения Библии, примером которой является наш текст. Ни разу от Бытия до Откровения не встречается слово “триединство”. Ни разу нет намека на такое триединство, которое описывают вероучения, за исключением одного текста в 1 Иоанна 5: 7, который все ученые, включая тринитариев, согласны считать поддельным – не находящимся в греческих рукописях более ранней даты, чем седьмой век, и, очевидно, “подправленным” каким-то тринитарианским доктором богословия, чтобы удовлетворить свое давнее желание. Наша Пересмотренная английская версия Библии опускает интерполированные части этого текста, введенные около седьмого века для поддержки тринитарной теории, хотя все редакторы считают себя тринитариями. Когда внимание обращается на этот поддельный отрывок, быстро становится понятным неуклюжий характер добавления к словам апостола. Св. Иоанна будто бы заставляют говорить, что Отец, Сын и Святой Дух ходят по небу и свидетельствуют ангелам, что Иисус – Сын Божий. Даже детский ум может понять абсурдность этого утверждения, ведь ангелы, конечно же, знали, что Иисус – Сын Божий и до того, как Он пришел в мир, и во время Его земного служения и после него, безо всякой необходимости иметь свидетельство об этом со стороны Отца, Сына и Святого Духа.

СВИДЕТЕЛЬСТВО БИБЛИИ

Библия утверждает, что Иегова – Всемогущий Бог, а наш Господь Иисус – Его Сын, Его потомок, славно возвышенный одесную Отца в силе, владычестве и славе как Его Главный Представитель и Посланник во всех делах. Отец и Сын, хотя и являются разными личностями, едины в том смысле, в котором наш Господь Иисус выразил единство – в уме, в цели, в плане, в действии, во всем, кроме личности. Как ясно сказал нам об этом Учитель, и как странно, что мы упустили из виду силу Его слов, когда Он молился о Церкви: “...Да будут едино, как Мы едино!”. Единство Церкви – это, конечно, не единство личности, но единство веры, надежды, гармонии, общения, как и единство Отца и Сына. Прочитайте эти слова Учителя дома в удобное для вас время.

Они находятся в 17-й главе Евангелия от св. Иоанна. Что касается святого Духа, Духа Истины, Духа Бога, Духа Христа, Духа святости, Духа здравого ума, то он является антитезой, противоположностью духа заблуждения, духа колебания, духа сатаны, то есть духа противления Богу, духа неправедности, то есть нечестия. Это не разные духовные существа, но исходят от духовных существ. Как дух сатаны – это дух зла, или злое влияние, ум или расположение, сила, исходящая от сатаны, так, напротив, дух Бога – это дух святости, праведности, истины, порождение и проявление Божественной воли, цели, энергии и силы. И этот святой Дух исходит от Бога Отца.

А поскольку наш Господь Иисус Христос находится в полной гармонии с Отцом, то Его Дух – это тот же Дух святости и истины. И весь посвященный Богу народ в той мере, в какой он обладает умом Христа, Духом Христа, имеет святой Дух и излучает это святое влияние на всех, с кем ему приходится общаться. Таким образом мы видим, что существует триединство Писания, прекрасное триединство, очень отличающееся от триединства вероучений. Прежде чем мы перейдем к демонстрации библейского триединства и приведем ряд текстов Писания, доказывающих его существование, давайте посмотрим в прошлое и обратим внимание на условия и обстоятельства, которые привели к возникновению ошибочной теории триединства, изложенной в наших вероучениях, а именно, что существуют, как утверждают некоторые, три Бога в одном лице – Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух, или, как утверждают некоторые другие, есть один Бог в трех лицах, или троица Богов, имеющая одну цель и задачу.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОШИБКИ

Никто не будет оспаривать, что на протяжении более четырех тысяч лет среди израильтян не существовало никакого представления о триединстве Богов или о более чем одном Боге. Языческие народы признавали многобожие, политеизм, и, по крайней мере, один из них – триединство. Но Божий народ должен был остерегаться всего этого, получив наставление такими словами: “Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть”, “Да не будет у тебя других богов [могущественных, владык] перед лицом Моим” (Втор. 6: 4). Следует отметить, что наша Библия признает земных богов, правителей, но ни один из них никогда не мог сравниться с великим Вечным, чье Слово и власть должны быть главными для тех, кто будет Его народом. Действительно, слово “elohim”, используемое в Библии и переведенное как “боги”, означает “могущественные”.

Иегова, будучи самым могущественным из всех, часто упоминается этим словом “elohim”. А иногда, чтобы показать Его превосходство над другими могущественными (“elohim”), Его именуют Всемогущим. Слово “elohim” также используется в Библии по отношению к ангелам, потому что они могущественнее людей, особенно когда они приходили к людям как Божественные посланники, несущие Божественное послание. В одном случае термин “elohim”, или “боги”, используется в отношении людей, поставленных в положение силы, или власти, – семидесяти старейшин Израиля (Исх. 21: 6; 22: 8, 9, 28; Пс. 81: 6).

Как мы вскоре покажем, слова Иисуса и апостолов полностью подтверждают учение Ветхого Завета, добавляя, что Иисус – Сын Божий, и что призыв этого Евангельского века имеет целью собрать Церковь, чтобы та была [3HG550] подначальными и сопричастными сынами, “причастниками Божественной природы” (2 Пет. 1: 4, ВоП).

Именно после смерти двенадцати апостолов епископы Церкви, без Божественных полномочий, были провозглашены преемниками апостолов, обладающими апостольскими полномочиями, учителями Церкви, чьи слова должны были приниматься как безоговорочно вдохновенные. Именно эти епископы на соборе провозгласили доктрину “3x1 равно один”, согласно которой Бог – единое существо, имеющее три личности, три проявления, причем все три равны в силе и славе. Вопрос в том, почему они сделали такое утверждение? Почему они придумали такое небиблейское и неразумное предложение? Ответ – это было сделано для борьбы с определенными заблуждениями, распространенными в те дни. Они бросались из одной крайности в другую.

Как только христианство стало достаточно заметным в мире, чтобы привлечь внимание греческих философов, те признали некоторые из его учений как великие и благородные, но подвергли нападкам мысль о том, что Иисус был больше, чем человек, и что Его смерть в том или ином смысле слова была необходима как искупительная цена за грехи мира. В той мере, в какой они старались дискредитировать Искупителя и отрицать Его дочеловеческое существование, в той же мере другая сторона возвеличивала и превозносила Его, пока не заявила о Нем то, на что ни Он, ни апостолы никогда не претендовали, а именно, что Он был Отцом и Сыном, что Он не только равен Отцу по силе и славе, но и является тем же самым по личности и т. д. и т. п.

ПРИСЛУШАЙТЕСЬ К СЛОВАМ ИИСУСА

Немного Писания стоит гораздо больше, чем множество рассуждений, гораздо больше, чем все утверждения всех вероучений, потому что Слово Божье есть Истина, а свидетельства наших вероучений уже давно доказали свою несостоятельность во многих вопросах. Сначала мы возьмем слова Иисуса, о Котором Отец сказал: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение”; “Его слушайте!” (Матф. 3: 17; Лук. 9: 35).

Иисус заявил: “Отец Мой более Меня” (Иоан. 14: 28).
“Отец Мой... больше всех” (Иоан. 10: 29).
“Я ничего не могу творить Сам от Себя” (Иоан. 5: 30).
“Как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас” (Иоан. 20: 21).
“Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца” (Иоан. 6: 38).

Здесь проявляется единство, абсолютное единство ума и цели, потому что Искупитель стремился исполнить не Свою собственную волю, а волю Отца. Поэтому Они были едины, как и мы будем едины друг с другом, если, как ученики, будем в гармонии с волей и Словом Отца и в гармонии с советами нашего Искупителя.

Послушайте снова Иисуса. После Своей смерти, после Своего воскресения, обращаясь к Марии, Он сказал: “Я еще не восшел к Отцу Моему... восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему” (Иоан. 20: 17). “Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?” (Иоан. 10: 36).

Возможно, самым сильным свидетельством Писания о возвышенном положении, занимаемом Искупителем, являются слова Самого Господа нашего Иисуса: “Дабы все люди чтили Сына, как чтут Отца” (Иоан. 5: 23). Это согласуется с мыслью о том, что Отец и Сын имеют один ум, одну волю, одну цель. Но это также ясно показывает, что они являются отдельными личностями, иначе мы не могли бы почитать одного из них так, как почитаем другого.

Наш текст как раз об этом. Он провозглашает веру, однажды переданную святым, и ничего не говорит о триединстве – трех Богах в одном лице. “Но у нас один Бог Отец”. Контекст показывает, что апостол противопоставляет нашу веру вере других, которые признают множество богов и множество господ. Мы, христиане, говорит апостол, признаем только одного верховного Бога всех богов – “Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа”, как называет Его св. Петр (1 Пет. 1: 3).

В нашем тексте говорится, что все вещи происходят от Отца, то есть исходят от Него. Он – Начало и Источник, Отец милостей, от Которого нисходит “всякое даяние доброе и всякий дар”. Его великим даром человечеству был дар Его Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Которого Он послал в мир стать Искупителем человека. Нельзя сказать, что три Бога, равные по силе и славе, посылали друг друга; они также не молились друг другу, как Иисус молился Отцу: “Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение” (Евр. 5: 7). Ангел был послан утешить Его и заверить в любви Отца, в том, что Отец не оставил Его, что Он угоден Ему, и что Он должен иметь славное воскресение силой Отца в свое время.

Далее в нашем тексте идет признание нашего Господа Иисуса и сказано: “И один Господь Иисус Христос”, только один. “Сын Всевышнего”, наш милостивый Искупитель, “лучше десяти тысяч других” “и все в нем желанно” (МБО), Тот, Кто должен стать Женихом и Царем будущего; Тот, Кто вскоре примет Церковь к Себе как Невесту и Сонаследницу в Своем Царстве; Тот, Кто, как Царь мира и как Господь мира, будет царствовать тысячу лет и, опираясь на Божественную силу, приведет все в подчинение Божественной воле. Именно Он передаст Царство Богу Отцу, чтобы Иегова был Всем и во всем, и чтобы прославленный Христос мог находиться одесную Отца, а мы, Его прославленная Невеста, рядом с Ним, одесную Его.

ЛОГОС – “ПЕРВЫЙ И ПОСЛЕДНИЙ”

Писание ясно говорит нам, что Небесный Отец – от века и до века Бог. Но не таковы Его творения. Время от времени Он проявлял Свою всемогущую Силу и Мудрость в разнообразии творений. Однако у них обязательно было начало, и Библия ясно, многократно и четко говорит нам, что этим первым, “Началом создания Божьего”, был Логос.

Библия объясняет, что Первородный Сын Иеговы был высоко почитаем, так как Отец использовал Его как Путь и Орудие, через которое осуществлялись все последующие творения. Именно Ему было дано почетное поручение и привилегия стать Искупителем человека и [3HG551] тем самым доказать Свою преданность Иегове и быть возвышенным до Божественной природы, превыше “ангелов, начал и сил”. С самого начала Он был выше всех других творений, совершенных через Него; но этим последним возвышением Он достиг в Своем воскресении из мертвых места превыше всех других, рядом с Отцом, одесную Бога, где всегда будет оставаться, не имея Себе равных.

Какая замечательная мысль! Призыв этого Евангельского века дан для того, чтобы стать наследниками Бога и сонаследниками с Иисусом Христом, нашим Искупителем, проявив Его дух послушания Отцу, испив чашу, которую налил Отец, и тем самым подтвердив нашу верность Иегове и Его совершенной воле во всем до самой смерти.

“ЛОГОС БЫЛ БОГОМ”

В начале Евангелия от св. Иоанна мы имеем запись о величии Логоса. И это гораздо более ясно и четко выражено в греческом языке, чем в нашем английском. Слово “logos”, напоминаю вам, означает “слово”, “послание” и, следовательно, является подходящим термином для обозначения особого посланника. В давние времена цари обращались к народу не напрямую, а через такого посланника, логоса, который стоял перед царем, тогда как последний скрывался за решетчатой перегородкой. Получив послание от царя, логос, вестник произносил, то есть оглашал его народу, поэтому его называли логосом, Словом.

Это один из самых величественных титулов, данных нашему Искупителю. Он был Логосом, Посланником, Глашатаем Отца. Он был Представителем Всевышнего во всех Его отношениях с ангелами и в Его творческом деле, а позже для людей стал Голосом Того, Кто говорит свыше, потому что Бог возвестил человечеству мир через кровь креста Христова.

Давайте вместе прочтем вдохновенную запись св. Иоанна (1: 1-3, 14, 10, 11): “В начале был Логос, и Логос был у Бога, и Логос был бог. Он был в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть... И Логос стал плотью и обитал с нами, и мы видели славу Его, как славу Единородного от Отца, полного благодати и истины”. “В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим [иудейскому народу], и свои Его не приняли, а тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть [привилегию] быть детьми Божьими” [причастниками Божественной природы (2 Пет. 1: 4)], даже тем, кто верует в Его Имя, которые не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога зачаты” в Пятидесятницу и впоследствии.

Как прекрасно, просто, непосредственно и незамысловато Божественное повествование об Отце, Сыне и святом Духе и об их абсолютном единстве, их гармонии! Как это отличается от той бессмыслицы, в которую мы так долго пытались верить, считая, что она подтверждается Библией! Хороший брат Уэсли был одной из тех честных душ, которые серьезно переживали по этому поводу. Он заметил, что только один текст, 1 Иоанна 5: 7, может быть использован в качестве основания для этой доктрины. Он не знал, что трудность заключается во внесении дополнения к словам апостола. Только сравнительно недавно были явлены на свет три оригинальные греческие рукописи: Синайская, Ватиканская № 1209 и Александрийская...

НАЧАЛО БОЖЬЕГО ТВОРЕНИЯ

Давайте прислушаемся к высказываниям апостола Павла о нашем дорогом Искупителе и о Его славном положении. Он не сказал ни слова в пользу нелепой теории о том, что наш Искупитель был Своим собственным Отцом и своим собственным Сыном в одном лице. Он высказался в согласии с утверждением св. Иоанна, что наш Господь Иисус был “Началом создания Божьего” (Отк. 3: 14). Св. Павел сказал, что Иисус был “рожденным прежде всякого творения... дабы иметь Ему во всем первенство” (Кол. 1: 15, 18). И когда в одном из своих высказываний он говорил о нашем Господе Иисусе, как будто Тот был Отцом, апостол тотчас после этого высказывания привел следующее, говоря, что Отец является исключением (1 Кор. 15: 27) во всех сравнениях, так как, по словам Иисуса, Отец превыше всего.

Сам Господь Иисус свидетельствует, что Он – Первый и Последний, “Альфа и Омега, начало и конец” Божественного творения. Другими словами, когда Отец создал Сына, Он никогда после этого непосредственно не создавал никакого другого существа или вещи. Логос был Первым и Последним, и Им было создано все, что было создано.

Так давайте чтить Сына как Сына и как славного Посланника и Представителя Отца во всем, через Которого (посредством Которого) происходит все в Божественном плане; и давайте чтить также Отца как “Отца светил” (МБО) и Отца милостей, благодати и истины, “от Которого все”. Свидетельство Библии прекрасно, оно воздает честь Отцу, Сыну и Духу святости. Как сказано в Писании, “Откровение Господа верно, умудряет простых”, способных учиться.

3HG548 (1912 г.)