ПРОСНИСЬ, ДУША, ВСТАНЬ, СПЯЩИЙ!
“Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос” (Ефесянам 5: 14).
Весь мир спит. В определенном смысле слова он мертв. Как нам известно, приговор смерти перешел на всех людей в результате греха Адама (Рим. 5: 12). С тех пор весь человеческий род сходит в могилу; и даже о тех, в которых еще имеется некоторая мера жизни, в Священном Писании говорится как о “мертвых по преступлениям и грехам вашим” (Еф. 2: 1). Но этот приговор смерти, который лежит на всем человечестве, Господь превратил в приговор длительного сна, после которого должно прийти пробуждение. В Своем славном плане Бог имел этот замысел с самого начала – еще прежде существования человечества. В Божественном Плане наш Господь Иисус был Агнцем, закланным от создания мира. Бог предусмотрел искупление и реституцию человечества. Именно поэтому Библия относится к смерти как ко “сну”.
Когда Бог говорил к Моисею у пылающего куста, Он назвал Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова, хотя они уже долгое время были мертвыми. Наш Господь Иисус вспомнил эти слова, говоря, что сам факт, что Бог говорил о них, когда они были мертвыми, засвидетельствовал, что должно быть Воскресение Мертвых (Лук. 20: 37, 38: Исх. 3: 6). Он не говорил будто бы Авраам, Исаак и Иаков не являются мертвыми, находясь в живых в каком-то другом мире. Его слова свидетельствуют о том, что они должны быть подняты из мертвых, “ибо у Него [Бога] все живы”. Другими словами, Божье намерение состоит в том, чтобы все жили (Иоан. 5: 28, 29), и Он может говорить с точки зрения Своего принятого заранее замысла. В Ветхом и Новом Завете о смерти говорится как о сне в результате искупления и освобождения от наказания смерти (в Адаме), предвиденными через жертвенную смерть Христа на кресте.
Знание Плана Веков, представленного в Священном Писании, являет факт, что все человечество будет пробуждено от Адамовой смерти, чтобы люди “достигли познания истины”, которая станет для всех понятной во время Мессианского Царствования нашего Господа (1 Тим. 2: 3-6). В этом, собственно, и будет заключаться личное просвещение, данное в то время всему человечеству. А решать, будет ли такой человек иметь вечную жизнь или опять будет брошен в объятия смерти, будет отношение каждого к представленному всем Божьему указу. Такая смерть будет Второй Смертью – вечным уничтожением. В Библии о Второй Смерти никогда не говорится как о “сне”. Выражение “сон” касается только смерти Адама.
ВСТАНЬ, СПЯЩИЙ
Наш стих, собственно говоря, касается тех, кто хотя и существует, но является мертвым в своих преступлениях и грехах, усыпительных для наивысших интересов души, существа, парализующих под влиянием средства, назначенного великим противником (2 Кор. 4: 4). Со времени смерти нашего Господа как великой жертвы за грех, ко всем, услышавшим Послание Евангелия, обращен призыв оставить грех, подняться из своего состояния бездеятельности и жить согласно замыслу, для которого они созданы. К тем, кто обратил свой слух к этому посланию, приходит особенный Призыв Евангельского века.
Большинство человечества странствует по жизни чем-то наподобие лабиринта. Люди еще не проснулись и выглядят так, словно они дремлют. Как правило, они думают не о более важных вещах в жизни, а исключительно о мелочах – что им есть, что пить, во что одеться, где получить наслаждение или развлечение, каким образом приумножить свои деньги. Эти вещи действительно ничтожны по сравнению с важными вопросами: “Почему я живу? С какой целью я создан? Какова моя ответственность перед моим Богом и моими ближними? Что для меня уготовано в будущем?” (Матф. 6: 31-33).
Опыт почти всех, пришедших к Господу, свидетельствует о том, что сначала для них наступило пробуждение души. Их приходу к Господу предшествовало пробуждение их внутреннего существа – их благородного “я”, их недовольство тем, что в мире, и желание чего-то, что принесет отраду, успокоит голод и жажду Бога. На тех, которые только начинает чувствовать это беспокойство души, слова нашего стиха должны возыметь особенное влияние: “Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос!” Прежде всего должно прийти пробуждение, осознание своих потребностей и голод Бога. Свет придет только тогда, когда сердце будет в должном состоянии, чтобы принять его.
ВАЖНЫЙ КРИЗИС В ЖИЗНИ
Мысль о необходимости в пробуждении должна вызывать нашу симпатию к тем, кто еще никогда не слышал голоса Господа. Они нуждаются в нашей симпатии. “Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат”, – сказал наш Господь Своим ученикам (Матф. 13: 16, 17). Таково благословение для учеников Иисуса сегодня и таким оно было для тех, кого эти слова касались непосредственно. Их душа пробудилась: они видели и слышали до сих пор неизведанное – вещи невиданного достоинства. Подавляющее большинство человечества погрязло в грехе и деградации. Люди живут только для вещей, которые зависят от времени и ощущений. У них очень мало полезного мышления. Хотя они уже слышали о Боге небес, однако услышанное произвело на них малое впечатление.
Для тех, которые жили таким образом много лет, приходит пора пробуждения. Неожиданно, через жизненные испытания, они подняты от своей апатии к осознанию, что кроме всего того, что они знали до сих пор, существует еще что-то, ради чего стоит жить. Они приходят к пониманию своей греховности, которая нуждается в Спасителе, своей беспомощности и потребности в помощнике. Возможно у них правильное представление о том, что приговором для человека является смерть (Быт. 3: 19). Но еще более возможно, что их представления ошибочны, и они думают, что есть вечные мучения. Как бы то ни было, с момента своего пробуждения они столкнулись с кризисом в своей жизни. Как им ответить? Приходить ли им к Богу и получить благословение? Отвернуться ли от Него и от голоса собственной совести и удалиться в еще большую тьму, больший грех, чтобы впоследствии иметь еще больше трудностей вернуться?
В случае некоторых не было такого пробуждения к осознанию греха, потому что с детства они были Господними детьми, привыкшими к Библии, к молитвам и пению песен. Они были христианами, однако их душа в действительности еще не проснулась. Они спали, находились в своего рода состоянии лунатизма, ходили везде с притупленным взглядом, имея вид набожности, но часто без наименьшего ее проявления.
Наконец, под Божественным провидением, они неожиданно оказались в безвыходном положении. Их ум получил встряску и это вывело их из состояния онемения. Они столкнулись лицом к лицу с жизненным кризисом и увидели, в каком состоянии находятся. Они услышали Призыв к более возвышенной, более благородной жизни. Мы хорошо помним, когда к нам пришло такое пробуждение души. Тогда нам было лет пятнадцать.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ
Такая пора пробуждения души является важным периодом в жизни молодого человека. Приблизительно в это время наступают большие изменения в его организме. Это пора глубоких размышлений, когда факторы, формирующие духовный мир, имеют наиболее благотворное влияние на ум юноши или девушки. Было бы хорошо, если бы родители, опекуны и учителя всегда им об этом напоминали. Однако мы не говорим, что не нужны никакие особые усилия, чтобы привести ребенка к Господу еще до этого. Напротив, с самого рождения ребенка надо приучать к воспитанию и напоминанию со стороны Господа. По сути, воспитание ребенка должно начинаться даже раньше: родительское влияние на ум младенца до его рождения имеет огромное значение и играет решающую роль в формировании характера в последующих годах жизни.
Говоря о важности этого периода – в пределах пятнадцати лет, – ум ребенка, на наш взгляд, в это время достаточно развит, чтобы начать проявлять, как никогда раньше, желание познавать, спрашивать, видеть вещи в новом свете, смотреть за пределы пустяковых безделушек настоящего, терять интерес к прошлым детским развлечениям. Родители и учителя должны прилагать много мудрости в своем обращении с детьми в этом критическом для них возрасте. Они не должны ни упрекать, ни сдерживать эти первые порывы ума к высшим, более важным вещам.
Довольно примечательно, что в этом возрасте дети так трезво рассуждают – возможно даже более трезво, чем когда-либо впоследствии. И опыт подтверждает, что это именно так. Уже потом их ум бывает испорчен ложной аргументацией, а здравый смысл попадает в такую путаницу, что теряется, не зная как и о чем думать. От взрослых они учатся обманывать и получают неправильные взгляды на жизнь и связанную с этим ответственность. При этом они усваивают ошибочные учения, от которых часто невозможно избавиться.
ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ
Как ни странно, но есть родители – а среди них некоторые откровенно считающие себя христианами, – которые говорят: “Дети сами должны учиться уму-разуму”. Поражает, что некоторые родители еще могут так думать! Кто сеет дикие зерна, тот будет их пожинать. “Что посеет человек, то и пожнет” (Гал. 6: 7). Невозможно обойти этот неумолимый закон природы.
От первых проблесков сознательного восприятия ребенок должен держаться очень близко Божественного образца. Родители должны уметь объяснить ребенку приметы благородства и справедливости доступными словами, чтобы открытый ум мог их принять – как губка всасывает воду. Детский ум всегда готов без остатка вобрать мысли, искренне представленные ему родителями или кем-то другим, кому он доверяет. Но дети быстро теряют доверие к тому, кого видят лживым, кто говорит им неправду.
Дети очень быстро замечают, когда родители говорят неправду или несправедливы. Это уничтожает их доверие, и со временем они также учатся обманывать, делать фальшь и несправедливость. Грустно сознаться, но есть родители, которым кажется разумным и правильным учить своих детей быть изворотливыми и “практичными”, то есть использовать других и беззастенчиво лгать. Мы убеждены, что все приходящие к действительному познанию Божественной Истины и проникшиеся ее духом не будут иметь таких мыслей. Познав правильный путь, они будут стремиться, чтобы их дети и все, на кого они могут иметь влияние, избрали такой же взгляд Божьего Слова, как и они.
ПОСЛЕ ПРОБУЖДЕНИЯ НЕ СПИТЕ
Те, которые испытали пробуждение души, должны быть очень внимательными, чтобы опять не уснуть – не уйти на былые светские дороги. Если кто-то утром проснулся своими чувствами, для него возможно повернуться на другую сторону и уснуть еще раз. Однако, после повторного пробуждения энергичность уже не та, а ум в той или иной мере притуплен и вяловат. При первом пробуждении – после сна отдыха – ум свежий, хотя все это может быть потеряно, если позволить себе вздремнуть снова. После второго пробуждения человека в течение всего дня одолевает сонливость и апатия чувств.
Так и с теми, которые после своего пробуждения к осознанию высших и более благородных стремлений и порывов засыпают снова. Они могут пробудиться второй раз, но тогда восприятие души, по-видимому, будет менее обостренным, а совесть – менее чувствительной. Поэтому следует подбадривать тех, кто проснулся, подняться сразу из мертвого мира и отделиться от тех, кто по-прежнему спит.
Если кто пробудился и начал подниматься из мертвого мира, его душа способна принять свет небес. “И осветит тебя Христос!” “Свет сияет на праведника, и на правых сердцем – веселие” (Пс. 96: 11). Кто поднимается из мертвого мира, тот постигает это состояние радости. Мертвые же пребывают в бессилии (1 Иоан. 5: 19). Поднятие к определенному продолжительному состоянию означает полное изменение чувств.
Пробужденный должен сразу попытаться узнать, что Господь хочет от него. Он должен начать изучение Божьего Слова. В нем он находит, что путь, единственный путь, к Богу лежит во Христе; что стезя, ведущая к Богу, пролегает через Голгофский Крест. Душа должна полагаться на Иисуса через принятие заслуги Его жертвенной смерти и полное подчинение себя Богу через Иисуса Христа как великого Ходатая. На того, кто сделал такой шаг, начинает сиять свет свыше. Душа впервые может понять небесные вещи. Его уделом становится свет, усиливающийся свет, так как каждый шаг повиновения приносит больше знаний. “Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня” (Прит. 4: 18).
В прошлом многие из нас совершали большую ошибку считая, что мы стали христианами тогда, когда первый раз пробудились, когда первый раз поднялись из мертвого мира, который вокруг нас. Однако в то время мы только смотрели в сторону настоящего христианства, только пробудились к осознанию факта, что существует единство с Богом и возможность избежать осуждения, которому мир подлежит через грех.
Этому осуждению по-прежнему подвержены все, кроме находящихся в Христе. Апостол верно замечает: “Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу” (Рим 8: 1). С той минуты, когда мы вошли в Христа, мы считаемся членами Его тела и лишены всякого осуждения смерти Адама. Его жертвенная заслуга, приписанная нам, покрыла все наши несовершенства, а также грехи прошлого. Выражение “воскресни из мертвых” означает, что мы живем воскресшей жизнью, что в нас положено начало новой жизни во Христе (Рим. 6: 4). Эта жизнь, если будет продолжаться должным образом, будет завершена тогда, когда мы получим наши славные тела в Первом Воскресении.
НА ИСПЫТАНИИ ЖИЗНИ И СМЕРТИ
С тех пор, как через веру у Иисуса, нашего Искупителя, и через полное посвящение Богу мы избавились от осуждения смерти, которое пришло на человечество в результате непослушания Адама, мы опять поставлены на испытание жизни. Первое испытание жизни было для праотца Адама, и когда он не устоял, на все его потомство пришло осуждение. Но никто не может испытываться во второй раз относительно уголовного преступления, если перед этим он не оправдан от предыдущего осуждения. Следовательно, никто не может иметь повторного испытания, пока он не выберется из-под осуждения, которое пришло через Адама.
Лишь Церковь Христа сегодня находится на испытании относительно вечной жизни. Считается, что все из ее числа перешли от смерти к жизни, но это спасение есть только благодаря надежде. Они еще должны быть засвидетельствованы, то есть развиты как Новые Творения во Христе. Находясь сегодня на испытании, они поступили в Школу Христа, чтобы быть усовершенствованными в характере и сделаться копией дорогого Божьего Сына, Который является их великим наставником. Они должны приготовиться к будущему труду в Царстве, ведь если будет засвидетельствована их верность до смерти, они станут учителями следующего Века – доводя до сведения, поднимая, поощряя и благословляя весь мир человечества, который умер в Адаме и должен быть пробужден, чтобы Господь мог иметь с ним дело в наступающей Эпохе.
3HG870