ПРОЩЕНИЕ И ЗЛОБА

“Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас” (Ефесянам 4: 32).

Дух прощения – часть духа любви, часть Божьего Духа, святого Духа, нрава – духа истины, привитого Божьим Словом. Он противоположен духу злобы, который является частью злого духа, нрава, привычного для людей в их падшем состоянии, – духа, нрава мира.

Дух прощения родственен духу любви, радости, мира, кротости, терпения, братской доброты, благочестия. Дух злобы связан с гневом, злословием, клеветой, яростью, завистью, ненавистью и всеми делами (падшей) плоти и дьявола.

Признавая эти два духа в свете Божьего Слова, Его народ, несомненно, должен иметь желание и стремление все больше культивировать прощающий нрав – дух готовности, желания прощать, предпочитающий, чтобы нарушитель покаянно обратился от своего злого пути на путь праведности, и готовый при таких условиях с радостью принять его снова в общение.

Однако в этом вопросе, как и в любом другом, иногда встречаются крайние и небиблейские взгляды. Некоторые полагают, что самый крайний из всех мыслимых взглядов обязан быть правильным, поскольку они стремятся как можно больше удалиться от духа, не способного прощать, то есть от духа злобы. В результате некоторые постоянно укоряют себя за то, что не могут простить нераскаявшихся, не попросивших прощения и не принесших плодов (свидетельств), указывающих на покаяние.

Это следствие грехопадения. Человеческие суждения стали ущербными, так что иногда нам доставляет трудность узнать, как и где провести границу для своего сердца и поведения. Но здесь нам на помощь приходит Бог. Он знает, Его ум или суждения, а не наши собственные несовершенные суждения, должны быть нашим руководством, нашим критерием. Его Слово выражает Его ум (дух, нрав) в этом и любом другом вопросе. Если мы принимаем и используем его вместо наших собственных несовершенных суждений, мы, сказано, имеем “дух здравомыслия” (ВоП).

Давайте изучим и примем в качестве нашего собственного дух здравого Божьего ума относительно прощения, отбросив как ошибочное все, что наши собственные развращенные суждения могли принимать раньше. Следуя указаниям текста, приведенного в начале этой статьи, мы научимся прощать так же, как прощает Бог.

(1) Наш дух, наш нрав прощать кого-либо должен быть от всего сердца, продиктованным духом любви и братской доброты. Это не должно быть прощение, добытое от нас настойчивостью, призывами многих, жалостью к страданиям и печали совершивших зло. Оно должно храниться в наших сердцах, готовое излиться на обидчика, как только он раскается и даст разумное доказательство своей искренности. Бог ждет, чтобы проявить снисходительность, желает помиловать грешников, и таким должно быть наше отношение к тем, кто согрешил против нас. Но Бог всегда ждет покаяния и никогда не дарует Своего прощения тем, кто не раскаивается, и не принимает их в общение как друзей.

Правда, Он возлюбил нас, когда мы были еще грешниками (Иоан. 3: 16; Рим. 5: 8), и Он делает добро даже неблагодарным, давая всем солнечный свет, дождь и пищу; но это любовь из жалости, а не любовь дружеских взаимоотношений, не любовь общения: это сочувственная любовь благотворителя. И мы должны иметь эту любовь, полную жалости, даже к нашим врагам. Мы должны любить наших врагов и делать добро гонящим нас. Но для нас, как и для Бога, это может быть не более чем любовь, полная жалости: это не может быть любовь общения, “ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?”. Тем не менее, хотя мы не можем иметь никакого общения с неплодными делами тьмы, но должны обличать их (Еф. 5: 11), мы по-прежнему можем иметь ту доброжелательность сердца, которая не позволит даже врагу погибнуть от голода. “Итак, если враг твой голоден, накорми его” и т. д. Поступая так, мы подражаем нашему Небесному Отцу, Который милостив даже к неблагодарным и жестоким.

(2) Готовность, быстрота Бога простить и принять в общение зависит от того света и благосклонности, против которых совершен грех. К невежественным, не знающим Его характера, Он посылает Своих детей в качестве послов – евангелистов, распространителей и т. д., чтобы рассказать им о Своей любви и готовности простить их грехи через Христа. Но в какой мере кто-то вкусил благого Божьего Слова, стал причастником святого Духа и т. д., но умышленно согрешил против света и знания (Евр. 6: 4-6; 10: 26-31), в той же мере Бог медлит с прощением и не примет таких обратно в общение, пока они не покажут дела, доказывающие искренность их покаяния. И Бог заверяет нас, что есть степень умышленного греха против полного света и способностей, которую Он никогда не простит: “Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился” (1 Иоан. 5: 16).

В этом мы также должны копировать нашего Небесного Отца. Мы должны быть готовы простить промахи и ошибки как буквального, так и духовного детского состояния, и ко всем слабым и неопытным, прежде чем они попросят, мы должны проявлять свою готовность прощать. А в отношении всех, кто согрешил против нас, наша готовность прощать должна быть пропорциональна невежеству и отсутствию умысла и злобы со стороны согрешившего. Если злонамеренность, преднамеренность и знание были факторами проступка, наш долг – быть в той же мере медлительными в прощении и требовать соответствующих более длительных и убедительных доказательств раскаяния.

Это все, на что мы можем пойти. Хотя мы можем установить, каков грех является грехом к смерти против Бога (1 Иоан. 5: 16), мы не можем решить, что любой проступок против нас непростителен; против нас не должно быть непростительных грехов. Наше несовершенное знание, как и наши несовершенные суждения не позволяют принять такое решение. Поэтому наш Господь сказал: “Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему”. Петр сказал: “Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз” (Лук. 17: 3, 4; Матф. 18: 21, 22).

Из этих стихов видно, что некоторые из Божьего народа совершают ошибку, прощая провинившихся до того, как они раскаются. Господь повелевает нам обличать провинившегося и не прощать, пока он не обратится и не покается, и также повелевает нам прощать от всего сердца, когда он обратится и покается. И если он преступит семьдесят раз по семь раз, его следует обличить столько же раз (либо словом, либо поступком, либо и тем, и другим), и так же часто ему следует каяться словами и обращаться в поступках.

Требовать меньшего, чем это, значит проявлять непослушание наставлениям Учителя и причинять вред нарушителю, давая ему неясные представления о его обязанности. Отсутствие строгой справедливости в этом отношении со стороны Божьего народа часто вредило их детям, в то время как правильное проявление справедливости с прощением на правильном основании помогло бы этим детям лучше понять Божьи деяния, не позволяя им надеяться на Его благосклонность, разве что после полного раскаяния, а также не позволяя искушать Божью милость грехом против знания.

Но если некоторые нуждаются в исправлении своего сердца и поведения, как указано выше, то еще большее число, вероятно, нуждается в защите от духа, не желающего прощать. Такие должны помнить, что Иисус Христос по Божьей благодати вкусил смерть за каждого человека (заплатил цену за естественное или унаследованное несовершенство каждого человека) и понимать, что если Бог может принять эту выкупную цену как полное удовлетворение за все грехи, кроме умышленных или умышленную часть грехов, то и мы можем и должны сделать так. И все, кто имеет Божий дух, или нрав, будут считать совершающих плохое ответственными только за их умышленную долю в грехах и будут готовы простить и быстро пропустить все, что относится к Адамовой порочности, все, в чем они искренне раскаялись и чего впоследствии избегали.

Пусть такие помнят слова: “Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды”. Учтите, что мы, принимающие жертву нашего Господа Иисуса как жертву за грехи всего мира, должны также, если нам предстоит быть верными и справедливыми, прощать тех, кто согрешил против нас, если они признаются и показывают раскаяние как перед нами, так и перед Богом, потому что Иисус заплатил все их долги. [R4560]

Поэтому справедливость требует от всех, кто уповает на заслугу жертвы Христа как на основание своего прощения, чтобы они признали ту же драгоценную кровь как покрытие всех Адамовых невежеств и слабостей. И Господь заверяет нас, что если мы не простим согрешивших против нас (когда они раскаиваются), то и Он не простит нас, когда мы раскаемся.

Более того, наше прощение должно быть от всего сердца (Матф. 18: 35), а не прощение только устами и с ненавистью в сердце. Того, кто подлежит прощению, можно некоторое время держать на расстоянии, чтобы убедиться в искренности его раскаяния. Но как только у нас появятся веские основания верить его искренности, мы должны тотчас и от всего сердца простить его, и сердце, имеющее дух или желание прощать, всегда будет радо сделать это. Продолжительность времени, в течение которого мы можем держаться в стороне от заблуждающегося, должна измеряться нашей готовностью к тому, чтобы наш Небесный Отец держался в стороне от нас, когда мы согрешаем против Него. Таково Божественное правило Господней молитвы. Но даже тогда, несмотря на полное и искреннее прощение, мы не можем вернуть такого к бывшему ответственному положению, которого он лишился, пока не увидим в нем развития более сильного и верного характера. Это не означает отсутствия полного прощения, но лишь должную осторожность – не только для нашей собственной защиты, но и для блага провинившегося и его защиты от слишком большого искушения того же рода.

Мы не находим в Священном Писании упоминания о прощении со стороны Бога без требования покаяния. Отрывок, который гласит: “Отче! прости им, ибо не знают, что делают” (Лук. 23: 34), можно было бы считать относящимся к прощению без покаяния, но эти слова не встречаются в древнейших греческих рукописях – Синайской и Ватиканской.

Отрывок, который часто понимают неправильно, звучит следующим образом: “Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим [возмести убытки], и тогда приди и принеси дар твой” (Матф. 5: 23, 24).

Следует отметить, что речь идет не о брате, против которого совершено прегрешение, а о брате, совершившем прегрешение. Он должен оставить приношение своего дара или молитву, пока не загладит перед братом свою вину, которую, как он сознает, причинил ему словом или делом. Только тогда его приношение будет приемлемо для Бога.

R4560 (1910 г.)