Заглавный текст: “Он Сам взял наши немощи и понес наши недуги” (стих 17, ВоП).
Хотя Великий Учитель исцелял всевозможные болезни, ошибочно полагать, что это составляло Его миссию в целом или одну из ее важнейших особенностей. Его исцеления совершались с тройной целью:
Проказа, очень распространенная на Востоке, используется в Священном Писании символически, чтобы представлять грех, а очищение от нее – чтобы обозначать очищение от греха. Она считалась неизлечимой, поэтому исцеление ее нашим Господом демонстрировало Его сверхъестественную силу. В рассматриваемом случае, как и в других случаях, Иисус велел особо не разглашать это чудо в народе, так как это сделало бы Его слишком популярным, и в некоторых случаях это привело к требованию признать Его царем. Но он повелел, чтобы о чуде сообщили, как это полагалось, первосвященнику. Таково было требование Закона. Кроме того, Иисус хотел, чтобы Его чудеса были “во свидетельство им” – тем, кто сидел на седалище Моисевом как правители народа и кто в конечном счете вынес Ему приговор. Они, по крайней мере, должны были знать о Его чудесах.
От римских воинов вряд ли можно было ожидать особой религиозности, однако наш Господь свидетельствовал об одном из них, слугу которого Он исцелил, что его вера была больше той, какую Он нашел среди израильтян. Римлянин просил милости для своего слуги, и когда наш Господь пообещал пойти к нему домой, чтобы исцелить слугу, сотник ответил Господу, что идти совершенно излишне, что для него будет довольно, если Господь произнесет слово для исцеления. Иисус отпустил сотника со словами: “Иди, и, как ты веровал, да будет тебе”. Его слуга был исцелен.
В этих словах есть урок для нас: способности нашего Господа были безграничны. И Его благословения для нас пропорциональны нашей готовности принять их верой, потому что “без веры угодить Богу невозможно”. А неспособные проявить веру не могут разделить благословений, предложенных евангельским призывом, и должны ждать проявлений Тысячелетнего Царства.
Это обстоятельство послужило поводом для текста, и Господь пророчески возвестил то, что, должно быть, показалось необычным для Его слушателей – что многие придут с востока и запада – язычники – и будут вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве, тогда как израильтяне будут изгнаны из Божьей милости во внешнюю тьму и там пострадают. “Внешняя тьма” Божьей немилости пришла на них особенно после разрушения Иерусалима.
Иудеи оправданно ожидали установления Тысячелетнего Царства, но предполагали, что никто, кроме иудеев, не будет в нем или от него. Ядро класса Царства было [R4577] иудейским – со дня Пятидесятницы в течение трех с половиной лет до времени, когда Корнилий был принят как первый язычник. С тех пор “стоявшая посреди стена разделения” (ВоП) между иудеем и язычником, которая прежде препятствовала последнему в полной мере пользоваться Божьими милостями, была разрушена. В течение восемнадцати веков Господь собирал, “призывал” учеников из всех народов. Верные из них будут составлять класс Царства. Рядом с ними Авраам, Исаак и Иаков займут почетное место, чтобы благословить вновь собранный Израиль и через него все племена земли во время Тысячелетия, которое, верим, вскоре станет видимым.
В то время как верные иудеи разделят это Царство, народ в целом был отвергнут от Божественной милости и брошен во “тьму внешнюю” – ту самую тьму, которая покрывала язычников, весь мир. Они плакали и скрежетали зубами восемнадцать столетий и, согласно Писанию, будут страдать еще, прежде чем наступит время, когда Бог милостиво простит им грех, спасет от национального ослепления и сделает в Тысячелетнем Царстве Своими орудиями для благословения всех племен земли.
Спаситель никогда не совершал чудес исцеления над кем-то из Своих учеников. То же самое можно сказать и об апостольском исцелении: все благословения исцеления были совершены над теми, кто не принадлежал к ученикам. Это произошло потому, что “призыв” учеников был не к человеческому совершенству, реституции и здоровью, а к самоотречению, самопожертвованию до самой смерти. Их благословения и привилегии, превосходящие благословения и привилегии мира, были духовными. Пробуждение Лазаря и Тавифы не было нарушением этого правила, как и исцеление тещи Петра, ведь у нас нет доказательств того, что она была верующей и ученицей.