Некоторые говорят о “Ходатае Нового Завета”. Верно ли такое выражение по отношению к нашему Господу Иисусу? Является ли Он Ходатаем Нового Завета? Мы отвечаем: нет. Наш Господь является Посредником Нового Завета, но не его Ходатаем. Он является его Посредником в том смысле, в каком Он упоминается в пророчествах как тот, Кто займет Свою должность. Он начал Свой труд при посвящении и продолжал его верно до Голгофы. Этим посвящением и верностью до смерти Он стал поручителем Нового Завета – заверением, гарантией для нас, что этот Завет в конечном итоге вступит в силу, и что Он будет тем, через Кого он станет деятельным. Он является Посредником Нового Завета с тех пор, как взошел на высоту и сотрудничает с Отцом в осуществлении Божественной цели избрания Церкви как членов Его Тела, участников страданий Христа и последующей славы. Вскоре Посредник примет к Себе всех членов Своего Тела, всех, чьи имена записаны в Книге Жизни Агнца. Тогда полный Посредник начнет свой труд официально. Затем заслугу жертвы Посредника, теперь одолженной, приписанной нам, Церкви, для нашего оправдания и освящения, Он, как Посредник между Богом и людьми, применит за Израиль и за всех, сумевших стать израильтянами под требованиями Нового Завета, который немедленно вступит в силу. В течение тысячи лет великий Посредник будет стоять между Богом и человеком, потому что Бог не может принять греховности сердца или иметь с ней дело. Во время Посреднического Царства они получат полное просвещение, наставления и помощь с тем, чтобы быть поднятыми из состояния греха и смерти к совершенству и вечной жизни. Только после того, как они достигнут действительного совершенства в конце Тысячелетия, Посредник оставит Свою должность и сведет воедино Бога и восстановленное человечество – всех детей Адама, за исключением Церкви, “Великого Множества” и умерших Второй Смертью. Как только Посредник перестанет находиться между Богом и людьми, человечество станет ответственным непосредственно перед Богом, и тогда воцарится справедливость без милосердия. Никто не будет нуждаться в милосердии или заслуживать его, потому что, насладившись Божьей милостью в течение тысячи лет и усовершенствовавшись под ней, они будут полностью способны поддерживать свое положение на уровне Справедливости, если их сердца будут преданными и истинными.
Легко заметить, что мир, находящийся под Посредником в Тысячелетии, не будет нуждаться в Ходатае, потому что не будет иметь дела с Отцом, а только с Христом, Посредником.
Обратите внимание на разницу между вышесказанным и отношением Церкви к Отцу и Сыну в этом Евангельском веке. Мы тотчас представлены Отцу, потому что наши сердца находятся в правильном состоянии – желают знать и исполнять Божью волю в меру наших способностей и доверяют заслуге жертвы Христа, уже примененной за нас. Когда мы посвящаем свою жизнь по примеру нашего Искупителя – желая “страдать с Ним”, “умереть с Ним”, чтобы мы могли жить и царствовать с Ним, – Искупитель, согласно плану Отца, становится нашим Ходатаем, поддерживает наши прошения, применяет Свою заслугу за нас и становится гарантом для нас, чтобы мы были верны Богу или умерли Второй Смертью. Как наш Ходатай, наш Господь не стоит между Отцом и нами, а стоит рядом с нами как наш Старший Брат, как Первосвященник над Своим Домом Священников. “Ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братьями, говоря: Возвещу имя Твое братьям Моим, посреди церкви воспою Тебя” (Евр. 2: 11, 12).
Искупитель не планирует никакой посреднической работы для Церкви. Он называется не нашим Посредником, а нашим Ходатаем: “Мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника” (1 Иоан. 2: 1). Вместо того чтобы стоять между Отцом и нами, как Он будет стоять между Отцом и миром в Тысячелетии, Он тотчас представляет нас Отцу, и Отец, принимая [R4585] нас, тотчас дает нам зачатие святым Духом. Вот слова нашего Господа: “Никто не приходит к Отцу, как только через Меня”, Ходатая Церкви.
Будучи грешниками, мы не имели никаких отношений с Богом. Когда мы уверовали и оставили грех, мы получили оправдание верою, условно приписанное нам, что позволило нам приблизиться к Богу и услышать Его послание через Христа, говорящее нам мир, информирующее нас о Вышнем Звании и заверяющее, что ныне – “время благоприятное”, что в этом Евангельском веке Он готов принять нас как живую жертву через заслугу Иисуса и дать нам зачатие святым Духом к божественной природе. В момент, когда мы приняли эти условия, наш Искупитель стал нашим Ходатаем, тотчас весь договор был заключен, и мы были зачаты святым Духом. Мы больше не были во плоти, но в духе, – не во Дворе, но в Святом.
Новое Творение, будучи без греха, не нуждалось в Посреднике между ним и Богом. Напротив, Новое Творение поет:
Но Новое Творение нуждается в Ходатае, даже если оно находится в полноценных отношениях с Отцом и, как Новое Творение, не имеет греха, поскольку грехи, аннулированные на Голгофе, были грехами только ветхого творения. Спрашивается, почему Новое Творение, зачатое Богом, безгрешное, нуждается в Ходатае? Потому что оно имеет сокровище нового ума в земном сосуде, весьма несовершенном из-за грехопадения. Все грехи его смертного тела были аннулированы через приписку заслуги Ходатая, и в этот момент ветхая природа умерла и перестала нести ответственность. Тот, кто умер, “перестает грешить” (1 Пет. 4: 1). Новое Творение, которое в тот момент было зачато и (как новый ум, как новая воля) вошло в обладание смертным телом, считающимся мертвым, несет ответственность за его поведение точно так же, как хозяин собаки несет ответственность за нее. Какое бы насилие ни совершила собака, ответственность несет хозяин, потому что он должен был посадить ее на цепь. Так и мы, как Новые Творения, ответственны за свои руки, ноги, глаза, язык и за то, что они могут делать. Если язык клевещет на другого по слабости, по привычке и т. д., Новое Творение несет ответственность и должно дать отчет. Если совершаются другие плохие поступки, то в каждом случае есть похожая ответственность.
Новое Творение не может утверждать, что заслуга Христа заранее упразднила эти несовершенства его плоти. Оно может лишь утверждать словами апостола, “что в Своей снисходительности Бог проходил мимо грехов, которые были прежде” (Рим. 3: 25, ВоП). Что же ему делать с этими ежедневными отклонениями – провинностями и нарушениями, вызванными несовершенствами его плоти? Апостол отвечает: “Если бы кто [в Церкви] согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника” (1 Иоан. 2: 1). “И [имея] великого Священника [R4585] над домом Божиим [антитипичными священниками и левитами]”, “посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи”. Мы молимся: “Отче наш, сущий на небесах... прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему”. Если наш Господь и Ходатай видит, что мы, Новые Творения, культивируем Его Дух милосердия по отношению к другим, Он тотчас выступит в нашу защиту и добьется для нас Божественной отмены ошибок нашей плоти, к которым мы, как Новые Творения, не были причастны и на которые не давали согласия. Если мы, как Новые Творения, дали частичное согласие на неправильное поведение, то в такой же мере мы подвергнемся определенного рода розгам, наказанию. А если кто-то грешит преднамеренно, в сердце соглашаясь на грех сознательно, намеренно и без протеста, то это доказывает, что он больше не является Новым Творением, но “дважды умершим, исторгнутым”.
Наш Господь будет оставаться Ходатаем Церкви перед Отцом до того момента, когда последний член Его Тела и Великого Множества завершит свой путь и перейдет за завесу, чтобы стать членом “Церкви первенцев, написанных на небесах”. Тогда они больше не будут нуждаться в Ходатае, потому что их изменение в воскресении сделает их совершенными, и добрые намерения их воли как Новых Творений не будут иметь препятствий в их новом теле. Они будут подобны своему Господу, причастниками божественной природы и участниками Его славы и Его дела. Тогда, как члены великого Пророка, Священника, Посредника, Судьи и Царя, они будут помогать раздавать Божественные благословения миру человечества в течение тысячи лет. Тогда с прославлением Церкви прекратится служение нашего Господа как Ходатая, и будет готово начаться Его служение как Посредника между Богом и миром.
Те, кто вышел от нас, потому что они “не были наши”, постепенно погружаются во тьму во всех вопросах. Этого следовало ожидать. Корень горечи, прорастающий в сердце, влияет на зрение. Свет становится тьмой, а тьма – светом. Новое проходит. Все вещи снова становятся старыми, обретают неверный смысл.
Эти друзья, не довольствуясь безосновательными утверждениями, что им нужен Посредник между ними и Богом, очень сердятся на нас за то, что мы указываем им на истину в этом вопросе – что Посредник находится между Богом и людьми, а не между Богом и Новым Творением. Похоже, они хотят иметь другое мнение, и, конечно, находят для этого массу возможностей. Люди обычно находят то, что ищут. Неверующие, находящиеся в неправильном расположении ума и желающие найти недостатки в Библии, успешно убеждают себя в ее несоответствиях, противоречиях и т. д. Иногда им удается обмануть других, имеющих добрые намерения, но которым не хватает духовной проницательности. Мы считаем, что наше правильное отношение к этим бывшим друзьям – оставить их в покое и позволить Богу иметь с ними дело. Тех из них, кого Он сочтет честными сердцем и правыми духом, Он наставит в суждении и приведет обратно к Истине; тех же, кого Он не может одобрить для какой-либо части Своей работы, Он имеет полное право удалить. Мы должны не роптать, а радоваться, что наши глаза открыты, чтобы видеть мудрость и справедливость Божественного декрета: “Возмездие за грех – смерть”. Если же те, которые однажды были с нами и “были нашими”, не поддались влиянию всех наставлений Господа в прошлом и представлений в настоящем, то что мы можем сделать для них, кроме как оставить в руках Того, Кто слишком мудр, чтобы ошибаться, и слишком справедлив, чтобы плохо относиться?
Эти бывшие друзья, занятые поиском того, чему они могут возразить, шаг за шагом идут во тьму. Одно из их недавних заявлений о нахождении нового света и доказательства ошибочности учений THE WATCH TOWER заключается в том, что никакого Авраамова Завета вообще не было; что то, что Бог сказал Аврааму, было простым предложением заключить Завет, и что обещанным Заветом является Новый Завет. Они считают, что он начался где-то во время Первого пришествия нашего Господа, но не знают, когда именно, не могут найти стиха Писания на эту тему и боятся делать предположение, чтобы не показать его ошибочность. Причина такого стремления отбросить первоначальный Завет с Авраамом и заявить, что это было лишь обещание, что Новый Завет будет заключен в свое время, очевидна. Они понимают, что Церковь никак не может быть под двумя Заветами, двумя “матерями”, и уверены, что они – дети Нового Завета; поэтому они пытаются показать, что до прихода Христа не было никакого Завета, кроме Завета Закона. Они попадают в большое недоумение, когда кто-то цитирует слова апостола, что Закон “был добавлен из-за преступления [добавлен, понятно, к Авраамову Завету], до тех пор, пока не придет... семя [определенное Авраамовым Заветом]” (Гал. 3: 19). Еще одно место Писания, которое не дает им покоя, – это высказывание св. Павла о том, что Завет Закона был заключен через 430 лет после Авраамова Завета. Они не знают, как объяснить это в согласии с их теорией, что Завет Закона был заключен за 1600 лет до того времени, когда, как они утверждают, начался Новый Завет.
Озадачив себя вышеизложенным, некоторые из них избрали для себя новое направление – что угодно, лишь бы отличаться от других, лишь бы доказать, что ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ – ошибочные, слепые путеводители. Вот их последнее утверждение: “Да, с Авраамом следовало заключить своего рода Завет, но он был заключен на пятьдесят лет позже, чем говорится в ИССЛЕДОВАНИЯХ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ. Он был заключен после того, как Авраам образно принес Исаака в жертву”. Там, говорят нам, Бог сказал Аврааму: “Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего” (Быт. 22: 16-18).`
“Смотрите, – говорят они, – THE WATCH TOWER и ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ ошиблись, утверждая, что Бог заключил завет с Авраамом, когда тот впервые вошел в землю Ханаанскую, тогда как на самом деле Он лишь обещал это в то время, а фактически заключил завет только спустя пятьдесят лет, когда Исааку было двадцать пять лет, и когда Авраам принес его в жертву в образе”.
Мы отвечаем, что наши критики заблуждаются. Бог призвал Авраама, когда тот еще находился в Харане, выйти в землю Ханаанскую и там Он заключит с ним Завет. Авраам поверил и после смерти своего отца Тераха отправился в Ханаан. За это [R4586] Господь благословил его и этот Завет с ним вступил в силу. Этот завет повторялся в различной форме время от времени и был подтвержден Исааку и Иакову спустя много времени после этого. Даже если бы время принесения клятвы относительно Завета было предметом спора, это не изменило бы факт, что сам Завет был заключен непосредственно после того, как Авраам послушался и отправился в Ханаан. Различные высказывания по этому поводу звучат так: “Вот завет Мой с тобою”, “Мною клянусь” и т. д. Полагать, что эти подтверждения Божественного замысла являются либо Новыми Заветами, либо намеками на то, что Завет не был заключен, означает полагать ошибочно.
Посмотрите, куда аргумент наших друзей приведет их хронологически. Если Авраамов Завет был [R4586] заключен только после образного жертвоприношения Исаака, то это добавит пятьдесят лет к хронологии в этом пункте. Мы основываем наш подсчет на словах св. Павла: “Завет, ранее утвержденный Богом, Закон, придя четыреста тридцать лет спустя, не лишает силы” (Гал. 3: 17, ВоП). Поэтому, если вместо того, чтобы считать 430 лет с того момента, как Авраам вошел в Ханаан, мы будем считать их от даты, наступившей пятьдесят лет спустя, когда он принес в жертву Исаака, мы добавим пятьдесят лет к нашей хронологии. Что это будет означать? Это выведет все из строя – и саму хронологию, и основанную на ней гармонию. Например, если добавить эти пятьдесят лет, то шесть тысяч лет закончатся на пятьдесят лет раньше, чем в 1872 году, а именно в 1822 году, что означает, что Тысячелетие, седьмой тысячелетний период, начнется в 1823 году. Абсурдность этого не требует обсуждения. Таким образом, будет нарушена еще одна прекрасная временная особенность, предложенная братом Эдгаром, – что предоставление Завета находится хронологически ровно посредине между временем грехопадения и предоставлением Евангелия язычникам, первым из которых его принял Корнилий. Однако, как уже указывалось ранее, мы можем ожидать от этих бывших друзей всего, что угодно – непонимания и искажения, горечи и личных нападок. “Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?” Тьма, похоже, задевает людей не только интеллектуально, но и морально, притупляя их чувство различать правильное и неправильное, истину и ложь, соблюдение приличий и честь. Давайте остерегаться воздавать злом за зло, клеветой за клевету, то есть культивировать в себе хоть малейшие корни горечи, ненависти, зависти, раздоров – дела плоти и противника.