Заглавный текст: “Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи” (стих 6).
Иисус покинул страну Гергесинскую по просьбе ее жителей, так как они боялись, что новые исцеления одержимых могут погубить другие стада свиней, главного промысла тех мест. Он прибыл на лодке в свой город Капернаум, где совершалось большинство Его могущественных дел. Люди толпились вокруг Него, и вскоре Он уже был занят проповедью в переполненном доме о любви и милости Бога, а также о долге и ответственности человека. Дом был обычным, одноэтажным, с большой черепицей на крыше и с наружными ступенями, ведущими к ней. Вскоре друзья принесли парализованного на носилках, чтобы Господь исцелил его. Но они не могли попасть внутрь по причине толпы, заполнившей комнату и простиравшейся дальше во двор. В своем искреннем порыве они поднялись по ступеням, сняли большую каменную плитку в центре дома и спустили человека на носилках прямо перед Спасителем. Не было необходимости объяснять или умолять. Сердце Великого Лекаря отозвалось любящим сочувствием. Он услышал молитву веры и тотчас ответил на нее, но не так, как можно было ожидать.
Чтобы преподать великий урок о связи между грехом и болезнью и показать Свою силу избавить от обоих, Он сказал больному: “Смелее, дитя! Прощаются твои грехи!” (ВоП). Возможно, парализованный и его друзья почувствовали разочарование. Как и многие в наше время, они могли больше ценить хлеб, рыбу и исцеления, совершаемые нашим Господом, чем Его труд Искупителя, Носителя греха, Того, через Кого приходит прощение грехов.
Но среди присутствующих были очень религиозные люди, сведущие в Законе, которые понимали, что нарушение Божественного Закона не может быть прощено иначе, как только через исполнение этого Закона. Когда они в своих сердцах начали роптать, Иисус знал это и сказал вслух: “Что легче: сказать: «Прощаются твои грехи», или сказать: «Встань и ходи»?”. Учитель хотел, чтобы Его критики увидели, что даже они, не имея власти, могут сказать: “Прощаются тебе грехи твои”, и никто не может знать что-либо по этому поводу. Но они не могли исцелить человека и не осмеливались сказать ему: “Встань и ходи”. Вот так Он убедил их, что воспринимаемое как более трудное, на самом деле было более легким, и тот, кто мог сказать последнее, несомненно, мог сказать и первое. Тогда, обратившись к больному, Иисус произнес: “Встань, возьми постель твою, и иди в дом твой”, что тот и сделал.
В очень похожем случае, говорит нам Писание, Господь сказал исцеленному: “Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже”. В этих словах Господь указал на связь, существующую между грехом и болезнью. Чем больше мы изучаем эту тему, тем больше убеждаемся в этом. Болезнь – это смерть, действующая в нас до конца. До вынесения смертного приговора не было болезни. После того, как Искупитель в течение Тысячелетия удалит грех, наступит время, уверены мы, когда “смерти не будет уже; ни плача, ни вопля”. Более того, разве все мы не признаем, что умирание, унаследованное нами от отца Адама, пришло к нам через века в виде умственных, моральных и физических болезней, нарушений функций? И разве все не признают, что, если в той или иной степени добровольно предаваться греху, следствием этого будет не только моральное унижение, но и развитие болезней, нездоровья – смерти, действующей в нас?
Иудеи находились под Заветом Закона “ДЕЛАЙ И ЖИВИ”, поэтому прощение грехов у них будет подразумевать соответствующее освобождение от греховных недугов под Новым Заветом в Тысячелетии (Иер. 31: 31). Когда прославленный Христос в конце этого века антитипически окропит Крышку Умилостивления достоинством Своей вторичной жертвы, это будет не за Церковь, как вначале, а за весь мир, “за весь народ” (Лев. 16: 33). В случае с Церковью этого Евангельского века Божественный способ иной. Полученное под Авраамовым Заветом прощение грехов связано с Обетом Посвящения пожертвовать земной жизнью и всеми ее интересами ради обретения небесной жизни и сонаследования с Искупителем в Его Царстве. Поэтому прощение грехов не означает для Церкви освобождение от физических недугов.
Вскоре после этого Матфей, в других местах называемый Левием, был призван стать одним из двенадцати апостолов. Он был мытарем, то есть сборщиком налогов для римской власти. Мытарей презирали по двум причинам:
Другие места Священного Писания свидетельствуют о том, что Матфей тотчас приготовил ужин для своих друзей и знакомых, чтобы они имели возможность лучше познакомиться с Господом, Который также был гостем. Но фарисеи, циничные, критически настроенные и ищущие недостатки, возразили, что если бы Иисус был праведным, то не оказался бы в таком обществе. Однако наш Господь сказал им, что не здоровые, а больные нуждаются в лекаре, и давая понять, что Он общается с грешниками, чтобы сделать им добро. Он не опускался до греха ни в какой форме, но стремился поднять грешников. Затем он процитировал им из Своей чудесной памяти слова из пророка Осии: “Ибо Я милости хочу, а не жертвы” (Ос. 6: 6). Он сказал им, что пришел призвать не праведников, а грешников.
Отметим урок для себя и для всех: “Нет праведного ни одного” (Рим. 3: 10). Все грешны. Все не достигли Божественного критерия совершенства. Поэтому тот, кто утверждает, что он праведен, и на этом основании отвергает Искупителя, является лицемером, находящимся в неправильном душевном состоянии, не готовым ни к одному из благословений, которые Бог дарует сейчас.
Бог не призывает никого к ученичеству с Иисусом, кроме признающих, что по своей природе они были детьми гнева, первыми принимающих прощение грехов через драгоценную кровь.