Заглавный текст: “И живый; и был мертв, и се, жив во веки веков” (Откровение 1: 18).
Не оставляя изучения нами учений великого пророка из Галилеи, мы не должны позволить пройти мимо пасхального воскресенья, не отметив при этом его особый урок – воскресение Спасителя из мертвых. Наш текст приходит к нам таким же свежим, будто только вчера он прозвучал из уст поднятого Искупителя, и является Его особым посланием к Своему народу. Как много всего в этих нескольких словах! Они утверждают со всей ясностью, что Иисус действительно умер, Праведник за неправедных, чтобы вернуть человечество из греха и осуждения к согласию с Богом. С такой же убедительностью они говорят, что Он больше не мертв, что наша вера может признавать факт, хотя и невидимый для наших естественных глаз, что Он воскрес из мертвых и взошел на высоту, чтобы “предстать за нас перед лице Божие” (Евр. 9: 24).
Что было достигнуто Его смертью; какова ценность Его жизни для человечества?
Его смерть была необходима, потому что смерть была приговором Адаму и всему его роду вследствие первоначального греха – непослушания. Св. Павел говорит: “Поэтому, как одним человеком грех вошел в мир и грехом – смерть, так и смерть перешла во всех людей, [потому что] в нем все согрешили”. Согрешил не ангел, поэтому ангел не мог быть Искупителем. Божественный Закон гласил: око за око, зуб за зуб, вол за вола, человек за человека. Следовательно, ничто, кроме жертвенной смерти совершенного человека, не могло искупить род от смертного приговора. Любой совершенный человек мог стать заменой, но во всем мире такового не было; отсюда необходимость, чтобы наш Господь “стал плотию”, чтобы искупить нас. (Иоан. 1: 14). Поэтому, как объясняет Писание, “Он, будучи богат, обнищал ради вас”, оставив совершенство небесной природы и снизойдя к совершенной человеческой природе. Он был “святым, непричастным злу, непорочным, отделенным от грешников” (Евр. 7: 26).
Смерть Иисуса не искупила мир, но составила выкупную цену за мир, независимо от времени [R4588] ее применения. Наш Спаситель положил Свою жизнь, подчинил ее Отцу, повинуясь Божественному предложению. В награду за это Он был высоко превознесен и Ему было дано имя превыше всякого имени на духовном уровне. Не лишившись Своих человеческих прав по причине греха, а только положив их в послушании желанию Отца, Он может распоряжаться ими, передать их в качестве наследства, как завещание человечеству.
Если мы способны столь ясно видеть бесценную важность жертвы нашего Искупителя, то беглый взгляд покажет, что Его воскресение было не менее важным. Если бы Отец не поднял Его из мертвых, это подразумевало бы частичную неверность, частичную неудачу со стороны нашего Господа. А если бы Он не был поднят, то как Он мог бы применить Свои человеческие права за нас? Неудивительно, что св. Павел твердо заявляет: “А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... Вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли... Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших” (1 Кор. 15: 14-20).
Итак, на смерти Иисуса и Его воскресении основывается надежда на воскресение Церкви и мира. Мы должны различать их, как это делает Священное Писание. Церковь должна иметь участие в “первом”, “главном воскресении”, называемом также “воскресением Христа”, “Его воскресением” (Фил. 3: 10). Воскресение Христа и Его Церкви происходит к духовной природе славы и совершенства. На этом славном уровне Небесный Жених вскоре примет Свою обрученную Церковь как Свою Невесту и сонаследницу в Своем Царстве.
Тогда придет время начаться воскресению мира – не воскресению “изменения” к духовной природе и т. п., и не мгновенному труду вообще. Это будет воскресение к человеческой природе, человеческому совершенству, но оно будет постепенным процессом – сначала пробуждением, “каждый в своем порядке”, а затем постепенным поднятием из состояния греха и смерти к совершенству жизни тех, кто будет повиноваться великому Царю Тысячелетнего Царства. Отказавшиеся повиноваться будут отсечены – уничтожены Второй Смертью.
К большому сожалению, очень многие христиане, включая многих священнослужителей, не поняли огромной важности воскресения в связи с учениями Божьего Слова. Это серьезное упущение в значительной степени способствовало путанице, которая привела многих к отвержению Божьего Слова под влиянием учений высшей критики и эволюции. Будем чтить Небесного Отца и Искупителя, внимая свидетельству Библии о важности доктрины о воскресении мертвых. В той мере, в какой мы это делаем, мы будем точно следовать примеру Великого Учителя и всех апостолов. И разве мы мудрее их, чтобы оставить их учения или пренебречь ими? Нет, мы будем “особенно внимательными к слышанному, чтобы не унесло нас течением” (Кас.) и мы не оказались связанными, как многие, вследствие пренебрежения учениями этой доктрины.