ВАВИЛОН: БУКВАЛЬНЫЙ И СИМВОЛИЧЕСКИЙ
В течение веков исследователи Библии замечали, что многие убедительные высказывания Ветхого Завета о Вавилоне нашли свою параллель в Новом Завете, получив применение к мистическому Вавилону. Многие из этих выражений Ветхого Завета слишком ярки и убедительны, чтобы их применять к буквальному Вавилону. Следовательно, сделан вывод, что речь идет скорее о мистическом Вавилоне, чем о буквальном. Обращено внимание также на то, что поскольку Израиль и Иуда пошли в плен в буквальный Вавилон, то, по-видимому, книга Откровения учит, что духовный Израиль должен был иметь суровые испытания в плену мистического, то есть символического, “Вавилона великого, матери блудницам и мерзостям земным” (Отк. 17: 5).
В течение последних пятидесяти лет под ослепляющим влиянием теории эволюции и сокрушительной высшей критики Библии эти параллели потерялись из виду. Мы можем поздравить друг друга, дорогие друзья, что под Божьим провидением нам удалось избежать разрушительного для веры влияния высшей критики и эволюции. Мы можем поздравить себя также с той мерой свободы, которую мы получили в изучении Божьего Слова, – свободы от путаницы вероучений, вымышленных для нас в средневековье, свободы от известных суеверий и ложных теорий, которые некоторое время сковывали наш ум и придавали божественному плану позорный вид, не достойный справедливого и любящего человека и, тем более, мудрого, справедливого и любящего Создателя.
ДРЕВНИЙ ВАВИЛОН ПРОШЛОГО
Коротко напомним, что древний Вавилон был построен на реке Евфрат, что он имел неприступные стены, что река протекала серединой города, а большие врата из меди перекрывали реку, защищая от нападения врагов с этой стороны. Названием города именовалась также обширная территория за его пределами, для которой он считался столицей. Действительно, в своем зените Вавилон был госпожой тогдашнего цивилизованного мира – первой универсальной империи.
Помните, что сначала был плен десяти колен Израиля, а затем остальных двух колен – царства, называемого Иудой. Политика Вавилона состояла в том, чтобы расселить израильтян среди вавилонян и через занятость земными делами поглотить их, сделав частью Вавилонии. Такое положение дел длилось вплоть до падения Вавилона под натиском его завоевателя Кира.
Этот полководец одержал свою победу знаменательным образом. Вавилоняне, убежденные в своей безопасности, веселились на пиру. Хотя захват произошел неожиданно, приготовления к нему проводились долго. Воины Кира под его началом прорыли канал значительной глубины, способный отвести воду реки, как только он будет соединен с ней. Когда канал был готов, его быстро соединили с рекой и вода хлынула в новое русло, освобождая дно реки под большими медными воротами с обеих сторон города и делая его дорогой, по которой строем вошло войско Кира. Вот так внезапно, неожиданно хвастливый город, надменный Вавилон, был пленен.
Затем Кир, полководец-победитель, издал приказ, дающий свободу каждому израильтянину, взятому в плен, вернуться в свою землю. Кроме того, была предоставлена помощь всем, кто хотел вернуться, а также отданы золотые сосуды, использовавшиеся для служения Богу в храме. Как ни странно, но из тех миллионов, что их насчитывал Израиль и Иуда накануне плена, лишь около пятидесяти трех тысяч из всех колен изъявило желание воспользоваться привилегией вернуться в землю обетования.
МИСТИЧЕСКИЙ ВАВИЛОН, ИСПОЛНИВШИЙ ОБРАЗ
Книга Откровения, книга символов, последнее послание нашего превозвышенного Искупителя к Своей Церкви через апостола Иоанна, была написана много веков спустя после гибели буквального Вавилона. Поэтому ее ссылки на Вавилон можно рассматривать лишь в свете символического исполнения. Как уже была приведена мысль, многочисленные пророческие высказывания кажутся слишком многозначительными, чтобы их применять к буквальному Вавилону и его падению.
Действительно, хотя пророчества говорили непосредственно о Вавилоне и его падении от рук Медов и Персов под руководством Кира, они говорили о конце этого века и о всемирных бедах, сопутствующим свержению каждой институции, перечащей божественной воле, – как приготовлению к провозглашению Царства Мессии.
Для удобства попрошу вас прочитать Исаии 13: 1-19 в подтверждение сказанного мною. Затем рекомендую вам сравнить Иеремии 1: 15-29 с Откровением 18: 6; Иеремии 1: 38 с Откровением 16: 12, а также сорок шестой стих с Откровением 18: 9. Сравните также Иеремии 51: 6-9 с Откровением 18: 4; тринадцатый стих Иеремии 51 с Откровением 17: 1-5, и стихи тридцать седьмой, шестьдесят третий и шестьдесят четвертый с Откровением 18: 2-4-21.
Вряд ли кто-то, сделав такие сравнения, не почувствует в себе убеждения, что Святой Дух, диктовавший через Исаию и Иеремию, был тем же Святым Духом, который руководил св. Иоанном посредством апокалиптического видения. Такие исследователи не преминут сделать вывод, что эти пророчества имеют отношение в большей степени к мистическому Вавилону, чем к буквальному городу и стране. Как одна часть буквального Вавилона пала за другой, так (по предсказанию Откровения) будет и с мистическим Вавилоном. Как буквальный Вавилон управлял всем миром, так и мистический Вавилон показан господствующим над цивилизованным миром, над всем миром.
Как правители Вавилона обезумели от вина, которое они пили из золотых сосудов, захваченных в храме в Иерусалиме, так, сказано, что мистический Вавилон, представленный как жена, напоил все народы вином, то есть учением, которое она дает им из золотой чаши, которую держит в своей руке. Буквальный Вавилон пал оттого, что высохли воды Евфрата. Откровение говорит нам, что мистический Вавилон сидит над символическим Евфратом, и путь для царей с востока будет приготовлен через осушение этих вод. (Отк. 16: 12).
Также мы имеем утверждение, что конец мистического Вавилона придет внезапно, “в один час”. Словно камень, подобный большому жернову, он будет брошен в море, чтобы больше не подняться. Как буквальным израильтянам было предложено оставить буквальный Вавилон и была оказана для этого помощь, но лишь немногие ответили, так и духовным израильтянам велено оставить мистический Вавилон, в котором они находились в плену, но лишь относительно малое число имеет достаточно отваги, любви и усердия ответить его немедленно. Другие освободятся лишь после его полного краха. Ныне раздается призыв: “Пал, пал Вавилон, великая [блудница], [осужденный на падение]!.. Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее” (Отк. 18: 2-5).
ГДЕ НАХОДИТСЯ МИСТИЧЕСКИЙ ВАВИЛОН?
Ни один исследователь, изучив записи, не сможет сдержаться от удивления и осознания того, что мистический Вавилон обязан быть какой-то огромной, влиятельной системой с большой властью в мире в этом Евангельском веке и, прежде всего, в его конце. Знаменательное место, отведенное Вавилону в пророчестве и откровении, предостерегает Божий народ, что если он еще не обнаружил Вавилона, то должен его искать. Такая большая институция, которая напоила все народы ложным учением, должна быть очень важной для тех, кто оказался под воздействием одурманивающего напитка ее чаши.
Действительно, намек дан на то, что весь цивилизованный мир будет так напоен ложным учением Вавилона, что окажется полностью под его влиянием. И когда он упадет, то, как подробно объяснено, все знатные, богатые, могущественные и влиятельные земли будут оплакивать катастрофу его падения, как сказано: “Горе, горе [тебе], великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом, ибо в один час погибло такое богатство!.. Какой город подобен городу великому! И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая: горе, горе [тебе], город великий” (Отк. 18: 16-19).
Но другой класс, наоборот, будет радоваться, говоря: “Веселись о сем, небо и святые апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над ним.. После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее” (Отк. 18: 20; 19: 1, 2).
Вполне очевидно, дорогие братья, что многие из нас в свое время были составной частью этого великого Вавилона – этой великой системы замешательства, которая оклеветала божественный характер своими ложными толкованиями божественного Слова. Понятно, что католики называют протестантов этой системой Вавилона, а протестанты утверждают, что католики являются ею. Как я понимаю божественное Слово, те и другие правы! Вавилон является системой-матерью, а различные секты протестантизма являются ее дочерьми, поэтому название “Вавилон” является семейным названием. Оно применимо прежде всего к материнской системе, а также ко всем дочерним системам нынешнего времени. Противоправные отношения с миром, его правительствами и системами являются преступлением, которого они являются участниками. “Дочери” последовали примеру “матери” и так или иначе приходят к согласию с ней во всех подробностях. Никто из них не сохранил должным образом своей девственности и отделенности от мира.
“Я НЕ ГОВОРЮ ОБИДЧИВО”
Поймите меня правильно. Я верю, что истинные святые Бога находятся во всех различных частях Христианства (матери и дочерей). Я не верю, что те, кто поддерживал и поддерживает разные части Вавилона, имеют злые намерения, и не упрекаю их. Я верю, что они находятся в состоянии полного “опьянения”, одурманены своими ошибочными теориями. Падение их нынешних институций будет для них сильным ударом, потому что они действительно верят, что те являются Христовым царством, и, соответственно, называют их Христианством.
Падение Вавилона повергнет весь мир в изумление, настолько полна иллюзия, что христианство представляет трон и правительство Мессии между людьми. Помните, что подавляющее большинство во всех сектах и вероисповеданиях христианства – это светские люди, не имеющие никакого представления о настоящей Церкви и ее пути. Их стремление – приблизиться к праведности и некой форме набожности. Больше этого им, по-видимому, не нужно, поскольку они не были зачаты Святым Духом и, понятно, не могут оценивать вещи с божественной точки зрения.
Для них падение Вавилона станет, прежде всего, неожиданностью, растерянностью, но оно не причинит им какого-то значительного вреда, потому что царствование Вавилона над землей будет заменено царствованием Нового Иерусалима – Царством дорогого Божьего Сына. Святейшие из Божьего народа услышат голос божественного повеления: “Выйди от нее, народ Мой”, – и повинуются ему, прежде чем он упадет, но большое число (даже из Господнего народа), не имея отваги, будет иметь удел с Вавилоном в скорбях того часа.
Впоследствии они будут радоваться и веселиться, когда поймут справедливость божественного приговора на Вавилон, и к ним, как к менее почетному обществу, придет приглашение прийти на “брачную вечерю Агнца”. Их почетным положением будет положение подруг еще более верного и смелого “малого стада”, признанного достойным быть классом невесты и восседать с Женихом на Его престоле. Затем быстро последуют долго обещанные времена восстановления мира человечества, о которых мы молимся: “Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе”.
“ДА ПРИИДЕТ ЦАРСТВИЕ ТВОЕ”"
Как Бог, а также слава для Него и честь должны быть первостепенными в уме Его детей, так следующей мыслью должна быть мысль о славном царстве, которое, по Его обещанию, будет благословить мир. Какое бы давление не оказывали на нас наши личные интересы и дела и как бы нам не хотелось иметь Господнее благословение и руководство за то, что мы оцениваем Его милостивые замыслы, столь ясно обещанные в Его Слове, мы должны помнить, что лишь Царство, когда оно придет, будет панацеей от всякой немощи и всяких хлопот – не только наших, но и всего человечества. Следовательно, мы не должны позволить, чтобы наши личные требования занимали слишком видное место, но должны помнить, что все творение стонет и мучается в болях вместе, ожидая этого славного царства и благословения для всех родов земли, которое, как пообещал наш небесный Отец, придет через семя Авраама.
Эта мысль по поводу царства, необходимости в нем и благословения, которое оно принесет, знаменательным образом будет держать перед нашими глазами наш высокий призыв к сонаследованию с нашим Господом в этом царстве. И насколько эта надежда осязаема для нашего ума, настолько она, как объясняет апостол, будет “как бы якорь безопасный и крепкий, и [будет] входить во внутреннейшее за завесу”. Этот якорь надежды на будущее, на царство позволит нам безопасно и в меру спокойно перейти испытание, бури и трудности этого нынешнего злого мира. Более того, наши мысли о царстве будут напоминать нам о том, что если нам предстоит быть наследниками царства, то нам необходимо подвергнуться взысканиям и испытаниям.
“ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ И НА ЗЕМЛЕ, КАК НА НЕБЕ”
Такая просьба от всего сердца подразумевает, что тот, кто с ней обращается, полностью посвятил свою волю, свое сердце Господу. И если он возлагает надежду на царство, что оно вскоре придет, покорит всякую несправедливость и установит божественную волю от моря до моря, от полюса до полюса, то он, находясь в единстве с Господней волей и желая, чтобы она господствовала везде, будет следить, чтобы эта воля господствовала в его собственном сердце – чтобы в его собственных делах Божья воля исполнилась как можно лучше в его земном состоянии, так же как он надеется, что она будет усовершенствована в царстве. Никто не может разумно и искренне обращаться с этой просьбой, если он не желает и не прилагает усилий, чтобы Господняя воля исполнялась в нем еще здесь на земле. Вот так благословение приходит к тому, кто обращается с такой просьбой, еще до того, как он попросит о каком-то особенном благословении для себя или для других. Сама мысль о божественном устройстве приносит благословение, мир, покой и освящение сердца.
CR164