[OV26]
БОЖЕСТВЕННЫЙ ПЛАН – ЕГО ЭПОХИ И ПЕРИОДЫ

Порядок – первый небесный закон, и тот, кто хочет понять божественный план, должен изучать его упорядоченно. Непостоянный и беспорядочный ум находится в невыгодном положении при изучении Библии. Зато упорядоченный ум страдает от искажения Библии многими ее друзьями с неупорядоченным умом. Как следствие, ум, которому не хватает упорядоченности, запутывается и неправильно понимает Священное Писание. С другой стороны, люди, чей ум любит порядок, обескуражены различными искажениями и несоответствиями и даже не пытаются исследовать Библейское Откровение.

Тот, кто открывает Библию в надежде увидеть в ней начертание эпох и периодов, как мы попытаемся здесь их обрисовать, будет разочарован. Господь говорит, что Его План окутан тайной и понятен лишь при одном условии – посвящении и просвещении святым Духом. Это, конечно, касается преимущественно “глубин Божьих”. Существуют также вполне очевидные истины большой ценности, связанные с Божественным Откровением. Степень нашей способности к пониманию зависит от веры, послушания и соблюдения порядка. Насколько в нас присутствует или отсутствует это умение, настолько мы можем понимать или не понимать Библию.

ТРИ МИРА И ТРИ ПЕРИОДА

Английский читатель находится в несколько невыгодном положении из-за того, что в нашем переводе слово “мир” заменяет три разных греческих слова. Так, например, когда наш Господь упоминает о конце века, или эпохи, наш общий перевод Библии передает это как “конец света”. Для рядового читателя это подразумевает общий крах земли – ее уничтожение как таковой или как жилья для человека. Однако греческое слово “aеоn” не связано с такой мыслью. “Aeon” – это эпоха или век. Господь сказал, что нынешний “aeon”, или век, закончится, открывая новый век, “будущую вселенную”. На самом деле в Библии нашему вниманию представлены три разных мира – и Тысячелетие будет в начале третьего. Писание говорит, что “земля пребывает во веки” – “сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся” (Еккл. 1: 4; Быт. 8: 22).

Эти три “мира”, три эпохи, упомянутые в Библии, настолько разные и настолько точно описаны, что никто не может их перепутать. Первая эпоха, или мир, длилась от Едема до потопа. Она обозначилась как период оказания помощи ангелами, и в ней, как мы уже видели, некоторые из них отпали от своего первоначального состояния верности и послушания, еще больше испортив мир людей. После потопа началась новая эпоха, отмеченная тем, что падшим ангелам Господь больше не давал полной свободы общения с людьми. Человеку было позволено контролировать землю, и Божественное провидение мало вмешивалось, за исключением того, чтобы не позволить греху дойти до таких крайностей, какие бы расстроили Божественные планы на будущее. Период от потопа до Второго пришествия Христа по-библейски назван “настоящим веком”, но не потому, что в течение сорока четырех сотен лет не было ничего хорошего, а потому, что Бог позволил злу господствовать на земле в течение этого периода. Как мы уже видели, Бог [OV27] не является автором путаницы, греха и беспорядка, а дал человечеству свободу в определенных пределах. Он позволил сатане противостоять праведности, а человечеству – стать рабами греха и сатаны.

Сатана в Писании назван “князем мира сего”, который действует ныне в сердцах детей непослушания. Однако мы не должны понимать, что сатана осуществляет делегированную Богом власть управлять человечеством. Нет, он узурпировал свое положение, воспользовавшись человеческим невежеством, падшими склонностями и суевериями. Мы также не должны думать, что человечество сознательно и намеренно служит “князю мира сего”. Наоборот, оно обманывается его хитроумными выдумками. Полагая, что оно угождает себе, служит собственным наилучшим интересам, обретает счастье, оно на самом деле введено в заблуждение греха, печали и смерти стезями невежества и суеверий. То, что св. Павел именует “настоящим веком”, св. Петр называет нынешним миром, “нынешними небесами и землей”, и обращает взор в будущее на Новый Мир, Новую Эпоху, в которой будет господствовать праведность, и св. Павел называет эту эпоху “будущей вселенной”.

Все три “мира” (эпохи) связаны с нашей планетой, землей. Следуя этому образу, апостол делит эти “миры” (эпохи) на небо и землю, причем под небом подразумеваются духовные существа и влияния, а под землей – человечество, подпадающее под эти духовные влияния. Таким образом, в “мире” (эпохе), который закончился в потопе, ангелы, подвергшиеся и не подвергшиеся грехопадению, составляли небо, а человечество – землю той эпохи. Во время “настоящего века [мира]”, от потопа до Второго пришествия Христа, небо представляет сатану, “князя, господствующего в воздухе”, а также религиозные системы, существующие среди людей, так или иначе испорченные, которые в той или иной степени являются представителями сатаны и его организации, или, говоря другими словами, человеческими организациями, так или иначе находящимися под сатанинским влиянием. “Будущая вселенная” также представлена как разделяющаяся на небо и землю. Небом новой эпохи будет прославленный Иисус и Его Церковь в Тысячелетнем Царстве.

В первом “мире” (эпохе) испорченность небес, то есть ангельского класса, привела к деградации и бедственному состоянию класса земли, человечества. В “настоящем веке [мире]” власть сатаны и развращающие духовные влияния, которыми ему удалось манипулировать, препятствовали благословению человечества, несмотря на Божью благосклонность к Израилю под Заветом Закона и еще большие Его благословения иудею и язычнику через Христа. Следующий “мир” (эпоха), который должен быть введен во Втором пришествии Христа, в Писании назван “новым небом и новой землей, на которых обитает правда” (2 Пет. 3: 13). Новое небо будет совершенным и будет состоять из Христа и Его прославленной “избранной” Церкви, “Невесты” – “званной, избранной и верной” (Отк. 17: 14). Новая земля будет представлять человечество в новых условиях Нового Завета, запечатанного драгоценной кровью. Не только на новом небе, но и на новой земле будет господствовать праведность, даже если на последней понадобится тысяча лет правления Христа, чтобы полностью победить грех и смерть и поднять человечество в целом к согласию с Богом.

“В ГРЯДУЩИХ ВЕКАХ”

Св. Павел упоминает о “грядущих веках”, хотя в Священном Писании особо упоминается лишь один из них – Тысячелетний век. Другие века за пределами Тысячелетия уже не будут иметь осквернений, ловушек и скорбей, связанных с грехом, и заслуженно названы поэтом “Веками славы”. Однако, оглядываясь в прошлое, мы можем увидеть четко обозначенные века (эпохи), на которые делится “настоящий век [мир]”. Сначала был Век патриархов, в котором Бог имел дело с Ноем, Авраамом, Исааком и Иаковом. Затем наступила другая, совершенно отличительная эпоха, в которой Бог уже не имел дела с отдельными патриархами, а принял весь народ Израиля как Свой особый народ и обращался с ним соответственно. Он заключил с ними Завет Закона и дал им образного посредника, образных священников, судей и пророков, так что, по словам апостола Павла, израильский народ имел “великое преимущество во всех отношениях, а наипаче [в том], что им [OV28] было вверено слово Божие”. Этот Иудейский век начался со смерти Иакова, двенадцать сыновей которого были назначены главами двенадцати колен, составляя один народ Израиля. Конец века четко обозначился смертью Христа, о чем свидетельствуют слова Иисуса: “Се, оставляется вам дом ваш пуст” (Матф. 23: 38). Затем последовал третий век, а именно, Евангельский век, который начался в Пятидесятницу и должен завершиться во Втором пришествии Христа и собрать к Нему укомплектованную Церковь, Невесту Агнца и сонаследницу в Тысячелетнем Царстве.

Нынешний Евангельский век, который должен завершиться установлением Царства, Церкви в славе, является особым и очень важным веком “настоящего лукавого века [мира]”. Ни один из предшествующих ему веков не развил плоды до полного совершенства. Патриархи получили благословение, но не смогли достичь привилегий Царства. Израильский народ имел благословение посредством Завета Закона, но его наивысшим служением было создание прообразов славных последующих условий. Некоторые из этих антитипов принадлежат к Евангельскому веку, а некоторые – к Тысячелетию. Апостол говорит об упомянутом веке, что его Завет Закона “ничего не довел до совершенства”. Тем не менее, тот же апостол указывает в Послании к Евреям 11, что все, кто был верен Богу от Еноха и до конца Иудейского века, получат особое благословение согласно их вере и усердию, даже если они жили до времени призвания и испытания духовного семени Авраама – Евангельской Церкви, Главой которой является Христос. “Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники” (Гал. 3: 29). Об этих верных св. Павел говорит: “И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства” (Евр. 11: 39, 40).

Словом, Божественный План предусматривал, что мир должен быть благословлен Мессией – посредством Его смерти, а затем посредством Его правления в Тысячелетнем Царстве. Но вместо того, чтобы считать этот труд выполненным после смерти Искупителя, Божественный План выделил весь Евангельский век для выбора Невесты Христа, показанной в другом образе как “Тело Христово, а порознь – члены” (1 Кор. 12: 27). Сказано, что они восполняют скорби Христа, страдают с Ним, умирают с Ним, и, соответственно, им обещан удел с Ним в Его славе, чести и бессмертии.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ХАРАКТЕР ЭТОГО ВЕКА

Возможно, некоторым ситуация станет более понятной, если они рассмотрят Евангельский век от Пятидесятницы до Второго пришествия Христа как промежуточный, и в своем уме свяжут вместе Иудейский и Тысячелетний века. Иудеи, вполне справедливо, ожидали, что Мессия придет к их народу, утвердит их как Свой “особый народ”, освятит и использует для распространения Своего господства по всему миру согласно обетованию, данному Аврааму, что “благословятся... в семени твоем все племена земные”. Они были правы в этом ожидании, и оно исполнится во время Второго пришествия Христа. Чего они не видели и чего Бог не желал, чтобы они видели, но держал в “тайне”, так это то, что Божественный План включал в себя Христа из многих членов, а Иисус Искупитель был Главой над всеми, “Бог, благословенный во веки” (Рим. 9: 5). “Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви” (Еф. 5: 32). “Тайна, сокрытая от веков и родов, ныне же открытая святым Его, которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы” (Кол. 1: 26, 27). Бог сделает для естественного Израиля не меньше, чем об этом говорит Его первоначальное обетование, потому что, как утверждает св. Павел, “дары и призвание Божие непреложны” – неизменны.

Принесение библейской надежды этого Евангельского века – избрание “Малого Стада” для сонаследования с Искупителем на духовном уровне – было чем-то гораздо большим, чем Бог открыл Израилю через Закон и пророков. Некоторые из естественного Израиля воспользовались этим – те, кто в начале Евангельского века имел правильное состояние сердца, “подлинно израильтяне, в которых нет лукавства”. Они были приняты к членству в духовном [OV29] Израиле в Пятидесятницу. А затем началось пополнение остального установленного числа “избранных” из язычников; и этот век был посвящен собиранию этих “членов” Христа, Мессии, из всех земель, народов, племен и языков.

ЗАВЕТ ЗАКОНА – СТАРЫЙ И НОВЫЙ

Продолжая мысль о том, что этот Евангельский век имеет промежуточный характер относительно внешних черт Божественного Плана, обратим внимание на факт, что Завет Закона, данный иудеям, не смог обеспечить им вечную жизнь, потому что они не смогли придерживаться столь возвышенного Закона, который предписывал любовь к Богу всем сердцем, умом, душой и крепостью, а также любовь к ближнему, как самому себе. Моисей, Посредник этого Завета Закона, не смог восполнить недостатки людей, поэтому вечная жизнь не была обеспечена этим Заветом Закона. Однако через пророка Иеремию (31: 31) Бог послал Израилю весть о Своей любви и заверил их в будущем освобождении под Новым Заветом, который в некоторых отношениях будет лучше того, который они имели. Он сказал: “Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской [Завет Закона]; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь” (Иер. 31: 31, 32).

Христос и Его Невеста, Его члены, Духовный Израиль, отказываются от своих земных жизненных прав и земного наследия в пользу естественного Израиля, чтобы быть посредниками и окончательно запечатать для Израиля Новый Завет Закона, который будет намного лучше старого. Однако это не означает, что Божий Закон как-то изменится, ведь Бог не может дать более легкого Закона, чем тот, который был дан Израилю. Он не может дать несовершенного Закона; соответственно, Он не может требовать меньшего, чем любовь и послушание от всего сердца. В чем же тогда Новый Завет Закона будет для Израиля лучше старого? Мы отвечаем: он будет лучше в том, что будет иметь “лучшего Посредника”, более умелого. Иисус является Посредником Нового Завета, и все призванные Богом и принятые как Его “члены” в этом Евангельском веке будут членами Посредника. Этому Посреднику, благодаря заслуге Главы и Его жертве, Бог дал “всю власть”, поэтому Он способен из полноты Своей благодати восполнить невольные, непреднамеренные недостатки народа, для которого Он будет служить Посредником в течение тысячи лет своего Тысячелетнего царствования. Именно благодаря этой заслуге Посредника все прошлые грехи и беззакония Израиля будут забыты и больше не вспомнятся. Более того, этот Великий Посредник будет иметь полную ответственность относительно вышеупомянутого в отношениях со всеми, кто примет этот Завет, потому что ценности, заслуги жертвы Христа вполне достаточно, чтобы удовлетворить, покрыть, отменить грехи всего мира, не являющиеся преднамеренными и сознательными. Так Израиль станет Божьим народом, а все язычники получат привилегию присоединиться к нему через “обрезание сердца”. Окончательно кроме духовного Израиля будет естественный Израиль, который будет включать в себя желающих и послушных из каждого народа и языка, как написано: “Я поставил тебя отцом многих народов”.

Следовательно, в Тысячелетии Иисус, Посредник Нового Завета, и “Церковь, Его Тело”, не только будут применять заслуги Его жертвы для возмещения греха и слабостей Адама, но и будут иметь право, силу и власть наказывать за каждый проступок и вознаграждать за каждое доброе старание, чтобы под этим Новым Заветом весь Израиль мог подняться из мертвых – подняться из состояния греха и смерти к полному совершенству человеческой природы и совершенному окружению. Относительно других, которые не воспользовались этими благоприятными провидениями, св. Петр заявляет, что они “истребятся из народа” (Деян. 3: 23).

ИЗ БРАТЬЕВ ВАШИХ

Св. Петр объясняет природу выбора членов этого Посредника: “Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам [перед этим Пророком должно склониться всякое [OV30] колено и признать всякий язык.]; и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа” Второй Смертью (Деян. 3: 22, 23).

Обратите внимание на то, что Пророка предстояло воздвигнуть из братьев. Во исполнение этого наш Господь Иисус был призван, принят и зачат святым Духом, и, наконец, в Своем воскресении стал Первенцем из мертвых, Первенцем из многих братьев. Между тем, от Пятидесятницы другие члены Церкви под этим славным Главой находятся в процессе поднятия из греха, из смерти, из мира, от человеческой природы к славе, чести и бессмертию. Они имеют обетование, что в Первом Воскресении их поднятие завершится – что они преобразятся вдруг, во мгновение ока. Поднятие и изменение начинается в настоящей жизни. Апостол говорит: “Вы и воздвигнуты были с Ним” (Кас.). Мы преображаемся от славы в славу как от Господня Духа. Но мы по-прежнему ожидаем грандиозного кульминационного изменения к славе, чести и бессмертию в Воскресении.

Учитывая вышесказанное, все смогут легко понять ценность упорядоченного изучения Библии – ценность определения особенностей ее эпох, а также цель, которой служат разные “миры”, то есть периоды времени, и их различные века, их эпохи. Библия, если изучать ее в свете Плана Веков, становится новой Книгой. Ее различные утверждения, пророческие и прочие, незаметно становятся на свои места, так что изучение Слова оказывается не только интересным, но и полезным, о чем постоянно свидетельствуют тысячи людей, многие из которых спаслись от неверия.

OV26