[OV8]
БИБЛИЯ В СВЕТЕ РАЗУМА
Установив для себя удовлетворительным образом факт, (1) что существует верховный, интеллигентный, мудрый, справедливый, могущественный и добрый Творец, и (2) что у Него были особые причины держать некоторые особенности Своего Плана в секрете (тайне) и постепенно раскрывать некоторые из них тем, кто находится в особых отношениях с Ним, мы продолжим и (3) рассмотрим, в какой степени Библия предоставляет разумные доказательства того, что она является Божественным откровением, достойным принятия теми, кто способен сердцем находиться в согласии со своим Творцом и Его великим планом веков. Библия – единственная книга в мире, которая логичным и рациональным образом излагает порядок творения земли, указывает на человека как на ее господина и правителя, а также на его Божественную власть над “полевыми зверями, птицами небесными и рыбами морскими”, и подробно описывает процессы творческих эпох. Только Библия показывает надлежащее положение человека как Божьего Сына, созданного по Божественному образу и подобию в том, что касается умственных и моральных качеств. Только Библия объясняет нам, как и почему грех и смерть господствуют среди человечества, а не среди ангелов. Мы узнаем, что “в беззаконии мы зачаты, и во грехе родили нас матери наши”, и “влечение в нас ко греху, как искры поднимаются вверх”, поэтому только Библия объясняет нам, как и почему мы оказались в таком положении, и как, когда и какое облегчение Бог предоставил нашему роду. Только Библия приводит упорядоченную запись о первом человеке и его потомках до потопа. Только Библия дает объяснение, почему случился потоп и каким целям он послужил в Божественном плане. Только Библия дает описание эпохи непосредственно после потопа, и ведет генеалогическую линию от Адама до Ноя, до Авраама и до народа Израиля. Правда, другие так называемые священные книги в какой-то мере предоставляют рассказ о сотворении, но история, которую они рассказывают, настолько откровенно абсурдна, что не стоит малейшего доверия. Китайцы, например, рассказывают, что старший Бог и его сын в лодке вместе сошли вниз, и сын, оттолкнув лодку, схватил горсть земли и ракушек, слепил их вместе в руках и бросил на воду, где они росли, пока не стали этой землей. Кто сравнит такое абсурдное утверждение с упорядоченным и логичным изложением Книги Бытия? Мы предполагаем, что повествование Книги Бытия не такое полное и завершенное, как мы бы хотели, но впоследствии, когда [OV9] мы рассмотрим эту тему творения, мы найдем совершенное соответствие между ее краткими, обобщенными утверждениями и самыми точными выводами самых старательных геологов двадцатого века. Изучая Библию, мы должны помнить, что она не была написана ни ради мира, ни для мира, ни о мире, за исключением того, что мир имеет отношение к Божественному плану. Со времен Авраама Божественный план привязан к нему и его потомству, естественному и духовному Израилю, предлагая благословения Аврааму и его семени, избавление от условий греха и смерти, и утверждая, что эти благословения через семя Авраама со временем распространятся и благословят “все племена земные”. Только с этой точки зрения Библию можно правильно рассматривать или оценивать. Хотя Библия не претендует на Божественное вдохновение относительно истории событий от сотворения мира до Моисея, несомненно подразумевается Божественный надзор над этой историей. Он объясняется как само собой разумеющийся, как необходимый по причине взаимосвязи между Божьими деяниями посредством Авраама и Моисея под Заветами и Его предыдущими деяниями с нашим родом, ведущими к этим Заветам и, соответственно, делавшими их необходимыми для восстановления человека от власти греха и смерти. Прямо сказано о Божественном вмешательстве и откровении Аврааму, отчего ясно изложено основание – что наступило Божье время для начала избавления нашего рода, и вера Авраама засвидетельствовала о его пригодности, чтобы через него стало известным благовестие (Евангелие) о Божественном милосердии: “И благословятся... в семени твоем все племена земные”. Это обетование стало основой надежды, магнитом для веры и вдохновением для праведности всех тех, кто был тенью, образом благословений, которые придут через Завет Авраама.
Пророки лишь предсказывали некоторые подробности, связанные с выполнением этого обетования, данного Аврааму и его семени, и призывали привилегированный народ, которому были даны эти обетования, твердо стоять за Господа и продолжать быть его образным народом. Именно этот Завет св. Павел упомянул как связанный клятвой Завет, как Божественное обетование будущего благословения человечества через семя Авраама, крепко связанное Божественными клятвами с целью, чтобы все верующие могли получить твердое утешение в том, чтобы избегать греха, сопротивляться его искушениям, отречься от себя, взять крест, стремиться быть с Богом и считаться достойными быть вместе с обещанным великим Мессией – семенем Авраама, – чтобы благословить мир (Евр. 6: 10-14). Апостол уверяет нас, что это давало вдохновение двенадцати коленам Израиля, которые постоянно служили Богу, держало их верными Ему и отделяло от окружающих народов. “Которого исполнение надеются увидеть наши двенадцать колен, усердно служа [Богу] день и ночь” (Деян. 26: 7). Мы излагаем это простым образом, как оно изложено в Священном Писании. Пусть эволюционисты и Высшие Критики сами объясняют свои трудности. Игнорируя библейский рассказ и утверждая, что человек происходит от первоначальной протоплазмы, они прослеживают его эволюционные процессы обратно к Адаму, первому “человеку-обезьяне”. Им трудно объяснить интеллект, проявленный Моисеем и египтянами его времени, поэтому в защиту своей теории они придумывают тысячи и миллионы лет, не учитывая факт, что за такой длительный период времени мир был бы крайне перенаселен. Более того, у них есть еще одна сложность, поскольку интеллект, проявленный Моисеем и описанный в Библии, намного превосходит интеллект масс настоящего времени и имеет даже более широкую основу, чем у наиболее интеллигентных людей сегодня; поэтому в ученых кругах и в судах слова и законы Моисея и Израиля цитируются как критерий мудрости и справедливости.
Действительно, можно с уверенностью сказать, что сегодня законы наиболее цивилизованных народов мира или построены на основе так называемых Законов Моисея или тщательно сопоставлены и пересмотрены в их свете. Остановимся на мгновение, чтобы рассмотреть некоторые черты этого Закона. Обратите внимание на то, что некоторые из его принятых положений изменили западные законы, причем во многом в их пользу, и сегодня социалисты обращаются к другим пренебрегаемым чертам Закона Моисея, а поскольку это вряд ли возымеет действие, то по мнению многих, наша нынешняя цивилизация подвержена опасности анархии. [OV10].
Мы ссылаемся, например, на Закон Моисея, когда говорим о должниках и кредиторах, – о том, что долг не мог выходить за пределы пятидесяти лет, что пятидесятый, Юбилейный год отменял всякое обязательство, личное и финансовое, и позволял каждому первоначальному владельцу вернуть себе собственность, а каждой семье избавиться от своих бедствий и финансовых затруднений. С тех пор как стало очевидным пренебрежение этим положением, его частично заменили “Законы о банкротстве”, которые в течение последних нескольких лет были приняты всеми цивилизованными странами, ограничивая продолжительность долга и препятствуя ему разрушать надежды и амбиции. В отличие от всех других правительств, правительство, установленное Моисеем, признавало Бога правителем, а народ – Его народом. “Святое” и “Святое Святых” Палатки были Божественным местом встречи, и вокруг него в порядке располагались различные племена. Во всех законах сохранялось чувство личной ответственности перед Богом. Дух Декалога сегодня считается лучшим изложением человеческих обязанностей – “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя”.
Тридцать веков не смогли улучшить это утверждение. Правительство, установленное Моисеем, во многих отношениях было образцом беспристрастности и справедливости между братьями, и даже права чужеземца, пришельца были оговорены. Израиль во многих отношениях был республикой, должностные лица которой действовали согласно Божественным Полномочиям и закону, и так продолжалось более четырехсот лет. Затем с разрешения Господа, но без Его одобрения, она, по просьбе старейшин, была заменена монархией. Господь сказал Самуилу, выступавшему в роли представителя народа: “Послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними”. Под Божественным руководством пророк объяснил людям, каким образом цари будут игнорировать их Божественные права и свободы, и что из-за этих изменений люди в значительной степени потеряют свою свободу (1 Цар. 8: 6-22).
Принимая во внимание стремление народа иметь царя, вполне очевидно, что Моисей мог бы занять это положение без малейших трудностей! Судьи были представителями разных родов и племен. О них Моисей сказал: “И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его; не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд – дело Божие” (Втор. 1: 16-17).
Законы наиболее цивилизованных народов сегодня едва ли более тщательно заботятся о том, чтобы богатые и бедные были на одном уровне ответственности перед гражданским законом. Устройство Юбилея, как мы видели, имело целью именно такой порядок; и все законы были обнародованы, что позволяло самым бедным узнавать о своих правах. Например, относительно уважения к правам чужеземца читаем: “Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь, Бог ваш” (Лев. 24: 22). “Когда поселится пришелец в земле вашей, не притесняйте его: пришелец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя” (Лев. 19: 33, 34).
Законы защищали слабых, чужеземцев, слуг. Например: “Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской. Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами” (Исх. 22: 21-24; 23: 9; Лев. 19: 33, 34). “Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих; в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха”. “Пред лицом седого вставай и почитай лице старца” (Лев. 19: 13, 14, 32). Во всем этом нет ни одного слова особой чести для священнического племени. [OV11].
Еще раз обратите внимание на беспристрастность: “Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним” (Исх. 23: 4, 5). Обратите внимание на то, как не были забыты дикие животные: волу нельзя было заграждать рот, когда он молотит, потому что трудящийся достоин пропитания. Волу и ослу нельзя было пахать вместе по причине разной силы и длины шага; это было бы жестоко. Их также нужно было обеспечить отдыхом (Втор. 25: 4; 22: 10; Исх. 23: 12).
Также упоминалось священническое племя, но оно не было эгоистически поставлено у власти, а наоборот, не получило никакой политической власти. Священники должны были учить людей и прислуживать святым вещам, но не быть правителями. Более того, они были лишены права наследования в земле вместе с другими племенами и поставлены в зависимость от добровольных пожертвований своих братьев. Их положение также не подкреплялось угрозами настоящего или будущего бедствия. Если люди пренебрегали своими учителями, то существовало простое предостережение: “И левита, который в жилищах твоих, не оставь, ибо нет ему части и удела с тобою” (Втор. 14: 27). Говорить, что этот порядок был эгоистическим или что он был заговором “священников и мошенников”, означает показать свое незнание институтов Израиля. Напротив, если бы Библию изучали более тщательно, многие могли бы спросить известного юриста, изучавшего иудейский закон: “Откуда Моисей взял этот Закон?” Ответ, несомненно, был бы в том, что это не произведение “человека-обезьяны”. Более того, он свидетельствует о Божественном авторстве, а также о высокоинтеллектуальном, скромном, патриотическом, благородном орудии. Мы должны оставить для дальнейшего рассмотрения образные черты Закона Моисея, правильное понимание которых занимает важное место в наставлениях духовному Израилю относительно духовных вещей. Об этом заявляет апостол, говоря, что Закон – “тень будущего” (Кол. 2: 17), и поскольку очищение происходило кровью тельцов и козлов, оно изображало антитипичное очищение “лучшими жертвами” (Евр. 9: 23).
Кто может трезво или обоснованно сказать, что эти законы и правила были делом хитрых, коварных людей, ведомых самолюбивыми желаниями? Тот же принцип касается исторических книг и пророчеств Священного Писания. Все проверяет искренность писателей и их верность Богу и людям. За переданные ими послания часто приходилось платить цену в виде немилости народа, а иногда и собственной жизни (Евр. 11: 30-40).
Сам факт, что грехи и слабости пророков, царей и священников обличаются в Священном Писании, но без какой-либо явной враждебности или желания приукрасить или отбелить их, указывает на беспристрастность и преданность Истине, превосходящие все, к чему мы привыкли сегодня. Действительно, хотя многие плохие влиятельные люди подвергаются критике в Священном Писании, нет никаких свидетельств каких-либо попыток подделать записи. Очевидно, что священные писания пользовались в народе огромным уважением.
Многое в том же духе можно было бы сказать и о писателях Нового Завета. Они просто вели повествование. Никакие неудобные истины не были проигнорированы. Открыто сказано, что Иисус умер между двумя разбойниками; что Его предал один из Его учеников; что все ученики оставили Его и убежали; что один из них даже отрекся от Него с проклятием. Упоминается скромное происхождение учеников, но без показности. В повествовательной форме бесхитростно сказано, что даже когда апостолы Петр и Иоанн проповедовали под властью святого Духа, их ученые слушатели могли “приметить, что они люди некнижные и простые” (Деян. 4: 13). Какие биографии или другие произведения настоящего времени демонстрируют столько же искренности, сколько мы видим, когда открываем Библию?
БИБЛИЯ САМА ПО СЕБЕ ЧУДО
Если мы примем во внимание факт, что Библия состоит из шестидесяти шести книг, написанных тридцатью восемью разными авторами в течение длительного периода почти в две тысячи лет, то, несомненно, чудом является то, что эти авторы находятся в полном согласии, рассказывая одну и ту же историю. Это нельзя объяснить иначе, как только на основании того, что уже было изложено в самом Священном Писании, а именно: что эти разные писатели были [OV12] сверхъестественным образом ведомы в своих высказываниях.
Чтобы получить представление о том, насколько велико это чудо, можем предположить, что одно и то же количество писем любых 38 людей, живущих в одно и то же время, членов одной конфессии, находящихся под влиянием одного общего видения, считалось бы весьма противоречивым и конфликтным, даже если бы они были наиболее учеными в этой конфессии и были взяты именно для такой демонстрации. Позвольте высказать еще одно предположение в этом направлении: среди тех, кто уважает Библию как Божественное откровение, мы обнаруживаем такую несхожесть взглядов, что это породило сотни конфессиональных вероучений, которые противоречат и противостоят друг другу самым откровенным образом, так что миролюбивые люди сегодня вынуждены, насколько это возможно, избегать доктрин в интересах единства. А что мы подумаем, если увидим, что все вероучения христианства не только противоречат друг другу и разуму, но и откровенно противоречат самому Священному Писанию?
Что мы скажем на это, если обнаружим, что только Священное Писание гармонирует само с собой и с разумом? Разве это не демонстрирует, что Библия – самая замечательная Книга в мире, которая, подвергшись нападкам со стороны как друзей, так и врагов, выдержала все и до сих пор остается великим Божественным монументом и свидетельством о целях, которые Бог определил в Себе прежде основания мира?
ГАРМОНИЯ ОТ БЫТИЯ ДО ОТКРОВЕНИЯ
Мы стоим на том и попытаемся разъяснить, что Библия не является, как обычно думают, собранием мудрых и неразумных правил, предписаний, утверждений и т. п., но что это – Божественная летопись, составленная таким образом, что если удается понять ее разные части и их связь друг с другом, то она раскрывает удивительные начертания Божественного замысла.
Обратите коротко внимание на то, что мы более подробно изложим и разовьем позже, а именно: от вступительного до заключительного утверждения основной темой является Божественный План:
(1) Сотворение;
(2) Грехопадение;
(3) Обетования, указания и образы восстановления падшего рода через милосердие Творца;
(4) Развитие мысли о том, что грех является нечестием и что его нужно возненавидеть, оттолкнуть и удалить, чтобы прийти к согласию со святым Творцом;
(5) Что это невозможно для нас из-за наших унаследованных слабостей;
(6) Что Бог предусмотрел и позаботился об этом, послав Своего Сына, чтобы Тот был Искупителем и Примирителем человека;
(7) Что, поскольку один грешник не мог искупить другого, Искупитель должен был быть “святым, непричастным злу, непорочным, отделенным от грешников”, и для этого Христос был зачат особым образом через чудесное перенесение Его жизни из небесного состояния в земное;
(8) Что Он “умер, Праведный за неправедных”, чтобы уплатить наказание грешника и чтобы сам грешник окончательно мог выйти на свободу;
(9) Что необходимо сотрудничество грешника, если в нем и для него должна исполниться благодать;
(10) Что призыв класса Церкви – участие с Искупителем в страданиях настоящего времени, в самоотречении и жертвах в интересах Дела Истины и праведности;
(11) Что стимул, награда предложена тем, кто теперь будет подражать своему Искупителю, кто станет “копией дорогого Сына Божьего” и “сделает твердым свое звание и избрание” к сонаследованию со своим Искупителем в его грядущем Царстве;
(12) Что Церковь испытывается и проверяется относительно любви и верности Господу и братьям, а также сострадательной любви к человечеству в целом и даже к врагам;
(13) Что с достижением этой цели выбора, этого избрания придет воскресение Церкви, ее переход от земных условий к небесным, ее вхождение в радость своего Господа “вдруг, во мгновение ока”, – в славу, честь и бессмертие;
(14) Что этот труд завершится с установлением Царства Мессии, в котором Он и Его верная Невеста, “избранная” Церковь, будут надзирать все дела [OV13] на земле с тем, чтобы сатана был связан, а все злые влияния укрощены; что знание Истины будет провозглашаться повсеместно до тех пор, пока каждое творение не оценит его в полной мере; что остановка смерти наступит для тех, кто тогда, в Тысячелетии, придет к согласию с Христом и будет повиноваться законам Царства;
(15) Что следующим будет пробуждение миллиардов умерших, возвращение “каждого в своем порядке”, чтобы они могли быть приведены к полному познанию Истины, к полной возможности стать на стороне праведности и ее награды, вечной жизни, или, наоборот, наказания Второй Смертью;
(16) Что полная реституция человека к его первоначальному совершенству и приведение земли к славному состоянию восстановленного Рая станет кульминацией этого Божественного плана, потому что к тому времени каждое колено склонится и каждый язык признает Мессию, и только умышленно непослушные будут отсечены, “истреблены из народа” (Деян. 3: 23).
(17) Затем, в конце Тысячелетия, усовершенствованный род будет передан Отцу во всей своей полноте и совершенстве, без всякого посреднического вмешательства, без прикрытия греха, без слабостей; тогда, согласно Отк. 20: 7, Отец позволит сильному искушению прийти на всю человеческую семью, чтобы убедиться в верности или неверности Богу и праведности этих привилегированных людей, для которых так много будет сделано благодаря деятельности Божественной Мудрости, Справедливости, Любви и Силы.
Книга, которая таким образом учит вопреки всевозможным и различным традициям людей, которые веками окружали ее, бесспорно, заслуживает всеобщего признания и принятия как Божественное Послание, касающееся “Божественного Плана”.
OV8