МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА В БОЖЬЕМ ПОРЯДКЕ

[В этом номере мы отводим значительное место сфере деятельности женщины с Библейской точки зрения, и особенно в свете учений апостола Павла. Весьма распространенное ошибочное понимание слов апостола способствовало духу сомнения относительно того, действительно ли он божественно вдохновлен, и этим прокладывало путь к Неверию. Такие сомнения, раз завладев умом, склонны вести к самым крайним взглядам относительно так называемых прав женщин – вынуждая некоторых впадать в крайности относительно одной стороны вопроса, а некоторых впадать в такие же крайности относительно другой стороны: превращая женщин в самых обычных рабов, “лошадей” или игрушек для мужчин, при этом ошибочно полагая, что так учили апостолы.]
Признавая факт, что Бог воспринимает нас как духовные Новые Творения в Христе Иисусе не с учетом происхождения, положения или пола, и что в оценке того, заслуживаем ли мы быть наследниками будущего царства, “нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал. 3: 28), и что все “призваны к одной надежде вашего звания” (Еф. 4: 4), в действительности мы по-прежнему находимся в плоти и обязаны иметь дело к земными условиями. Более того, достойны ли мы божественной милости или нет определяется нашим правильным поведением в разных обстоятельствах жизни и нашим верным соблюдением учений Священного Писания по отношению к ним. Поскольку в этом “дне приготовления” (Наум. 2: 4) на первое место выходит всякий вопрос, касающийся моральных прав и обязанностей, эта тема становится предметом рассмотрения и обсуждения, так как многие неверующие и даже христиане утверждают, что Библия учит о домашнем рабстве.
Поэтому мы попытаемся представить как можно более сжато то, что, на наш взгляд, является библейским видением данной темы, будучи убежденными, что какими бы ни были человеческие предубеждения разных лиц, Божье Слово является единственным надежным проводником к Истине. Его Слово никоим образом об этом не умалчивает, поэтому изучение всех его свидетельств на данную тему, верим, полностью разоблачит в умах всех искренних христиан вышеупомянутые обвинения в адрес Библии.
Первое свидетельство Библии на данную тему (кроме утверждения, что мужчина был создан первым, а женщина – после него, как его способный помощник и надежный товарищ) находится в Божьем обращении к женщине, когда она вкусила запрещенный плод: “К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою”. Хотя право руководить естественным образом было заложено в главенстве мужчины (1 Кор. 11; 1 Тим. 2: 13), нетрудно заметить, что Господь имел в виду нечто большее, потому что упоминание об этом связано с наказанием для женщины по причине ее участия в первоначальном грехе. Смысл в том, что господство ее мужа впредь будет деспотичным, и что она при этом будет чувствовать несправедливость, которой не испытывала бы в ином случае. Так и произошло: господство (главенство) мужа, которое в совершенных условиях было бы господством с целью защитить и помочь в интересах всех членов семьи – господством любви и даже руководства, – сделалось в результате грехопадения в большинстве случаев господством самолюбия, страха и насильственного принуждения. Правда, некоторые мужчины могут употреблять этот самый стих Писания для оправдания своего поведения – самолюбивой тирании.
И хотя факты полностью подтверждают Господнее свидетельство по данному поводу, большая ошибка считать, что Божья воля осуществляется через тех, кто злоупотребляет своим естественным главенствующим положением. Напротив, в этом высказывании мы должны видеть Божье пророчество о зле, постигшем женщин вследствие грехопадения мужчины от первоначального подобия Бога. Обратите внимание на то, что чем сильнее деградирован мужчина, тем более бесчувственным будет его обращение с той, которую он обязан любить и лелеять как собственное тело.
В мире сфера деятельности мужчины определена достаточно четко – он является главным творением, главой, тогда как сферу деятельности женщины – быть подходящей для него помощницей – оспаривают в значительно большей степени. Вопрос: “В какой мере она может ему помочь?” Хотя мы верим, что, согласно учению Библии, она может помогать ему в меру умения и возможностей – в доме, в церкви и в мире, – однако мы слышим много несогласных голосов в пользу значительного ограничения ее влияния – если не в доме, то, по крайней мере, в церкви и в мире. Поэтому послушаем, во-первых, что говорит Священное Писание о том, каким является

МЕСТО ЖЕНЩИНЫ В ЦЕРКВИ.

Петр, обращаясь ко всей Церкви и не взирая при этом на пол, говорит: “Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, чтобы [все вы – лица мужского и женского пола].. возвещали совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет” (1 Пет. 2: 9). Читаем еще (Ис. 61: 1): “Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать..” и так далее. См. также Лук. 4: 18-20, где наш Господь цитирует и применяет к Себе лишь часть этого пророчества, оставляя другую часть поручения, которая в Его дни еще не была для Тела Христа (мужского и женского пола) “во время”, чтобы ее возвещать. Выражение “ибо”  указывает на то, что помазание дано с целью сделать помазанных – мужского или женского пола – отвечающими требованиям благовествования. Поэтому все помазанные – мужского и женского рода, иудеи и еллины, рабы и свободные – помазаны проповедовать.
В Евр. 5: 12 Павел упрекает Церковь, невзирая на пол, за неспособность учить – за пренебрежение возможностями стать пригодными к труду, – говоря: “Ибо, [судя] по [прожитому] времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища”. Еще читаем в 1 Пет. 4: 10: “Каждый [мужского и женского пола], как он получил дарование в себе, прислуживая им, как хорошие домоправители различного дара Божьего” (Один.) “Здесь – говорит Павел (1 Кор. 4: 2), – в домоправителях ищется, чтобы верным кто-либо обнаружился” (Один.). Итак, здесь нет разницы пола: каждый (мужского или женского пола), кто имеет талант или дар, становится его слугой; и в день, когда будет дан расчет, Господь потребует от каждого слуги отчета о его службе. Каждому вменяется в обязанность быть верным в использовании всех имеющихся талантов (Матф. 25: 14-30).
На основании того, чему учат эти стихи – что женщины, а также мужчины ответственны перед Богом за использование своих талантов в Церкви (много их или мало), – а также следуя учению Павла, что активность каждого члена Тела Христа необходима для общего здоровья всего Тела, мы имеем многочисленные примеры, представленные в Священном Писании. (1) Женщины, бывшие первыми в то утро у гроба, когда Он воскрес, были посланы Господом занести первое известие о Его воскресении апостолам. (2) Когда Господь говорил с женщиной из Самарии и пожелал открыться ей как Мессия, Он не запретил ей пойти в город и рассказать эту новость многим – что она тотчас сделала, оставив в спешке сосуды с водой. В результате многие уверовали благодаря ее свидетельству, несмотря на то, как она об этом поведала (Иоан. 4: 28-30, 30).
Видим также, что женщины, как и мужчины, имели дар пророчества, которое апостол Павел называет (1 Кор. 14: 3, 4) словами “в назидание, увещание и утешение” – то есть напутствием, или наставлением, согласно меры Божьего дара (См. также 1 Кор. 12: 31). И в 1 Кор. 11 гл. Павел признает уместность того, чтобы женщины открыто молились и пророчествовали, предполагая, что они будут это делать с надлежащей сдержанностью, особенным знаком которой в те времена было покрытие главы – прежде всего среди гречанок, к которым в данном случае было обращение. Пренебречь таким обычаем, как некоторые были склонны делать, когда они начали осознавать свободу Евангелия, означало принести упрек делу Христа, а также “ангелам”, посланникам, то есть служителям, христианской веры – апостолам и прочим.
Мы имеем несколько примеров того, как женщины пророчествовали – скажем, Анна (Лук. 2: 36-38); четыре дочери Филиппа (Деян. 21: 8, 9); Мариам (Мих. 6: 1-4); Олдана (2 Пар. 34: 21-28) и Девора (Суд. 4: 4-24). Затем, мы имеем выдающееся пророчество Иоиля 2: 28, 29, частичное исполнение которого, по словам Петра, произошло в день Пятидесятницы, когда святой Дух снизошел в силе на всех присутствующих (Деян 2: 17, 18). Павел также упоминает с откровенной похвалой деятельность некоторых женщин в первой Церкви – особенно Прискиллы, Трифены, Трифосы, матери Руфа, Юлии и сестры Нирея (Рим. 16; а также Фил. 4: 3). И в каждом случае (кроме 1 Кор. 16: 19), где упоминаются Прискилла и ее муж Акила, Прискилла упоминается первой, словно она была более известной и деятельной из них обоих (См. Рим. 16: 3; 2 Тим. 4: 19; Деян. 18: 18, 26). Она и ее муж также сопровождали Павла в одном из его путешествий из Коринфа в Ефес, где они встретили Аполлоса и точнее объяснили ему Истину (Деян. 18: 18-26). Хотя Священное Писание не обращено к миру, оно не поднимает голоса и не устанавливает никакого прецедента против деятельности лиц женского пола в разных законных формах занятости, для которых их приспособили природа и образование. И хотя в былые времена женское образование было на очень низком уровне, и женщины редко были пригодны к чему-то другому, кроме домашних дел, мы имеем достойный пример одного умелого судьи-женщины Израиля – Деворы, жены Лапидофа (Суд. 4: 4-24; 5: 1-31), которая была также пророчицей и, очевидно, женщиной больших способностей и влияния. Олдама, жена Шаллума (4 Цар. 22: 14-20), также была пророчицею, к которой был послал царь Израиля.
Из всего упомянутого мы делаем вывод, что Бог, Который не смотрит на лицо, требует верности от слуг женского и мужского пола в использовании всех талантов без каких-либо других ограничений, кроме того, что они должны это делать с благопристойностью, которая особенно подобает их полу. И если Бог дает кому-нибудь (женского пола) в Теле Христа талант или особую способность учить или пророчествовать, как он делал это в прошлом, то его привилегия и даже обязанность, как мудрого и верного слуги, настойчиво развивать и использовать такой талант. Об этом апостол Павел также ясно учит в 1 Кор. 12: 28-31, где, называя умение учить одним из лучших даров, он убеждает всех, невзирая на разницу пола, “ревновать о дарах больших”.

ОТНОШЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ К МУЖЧИНЕ

А теперь давайте обратим внимание на то, что некоторые считают прямым опровержением вышеупомянутых Библейских выводов в словах апостола Павла (1 Тим. 2: 12): “Учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии [гр. hesuchia  – быть тихим, спокойным]”. Апостол продолжает, чтобы дать свое мотивирование такому ограничению. Для этого он отсылает нас в прошлое к первоначальным отношениям между Адамом и Евой в саду Едема, говоря: “Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление”. Возвращаясь к Книге Бытия (2: 16-18), мы видим, что до того, как была создана Ева, “..заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь”.
Понятно, что Господь общался непосредственно не с Евой, а с Адамом, и что Ева получила предостережение от Бога через Адама. Таким образом, Адам (под главенством Бога) был учителем, а Ева – учеником. И это было справедливо и правильно, по крайней мере в данном случае, – то есть, что женщина должна была “в безмолвии [гр. hesuchia], со всякою покорностью”, как советует апостол в 1 Тим. 2: 11. Какое право она имела возражать? Бог научил ее мужа, а отдавая ее ему, Он возложил на него обязанности мужа (ее опекуна и кормильца). Выполняя свою обязанность, Адам сообщил Еве об этом знании, которое было обязательным, чтобы удержать ее в согласии с Богом. Вот так Бог дал знать о главенстве мужчины, и апостол хотел, чтобы Церковь в Коринфе хорошо это понимала (1 Кор. 11: 3).
Обращаясь к Еве, противник соблазнял ее пренебречь предостережением Бога, данным через ее мужа. И она поддалась, при этом даже не посоветовавшись с Адамом, стоит ли слушаться этого нового и странного советника, который, судя по всему, был в раздоре с Богом. Поступая так – проявляя независимость от Бога и своего естественного защитника, предвиденного для нее Богом, – женщина стала преступницей; а поскольку она проигнорировала Бога, то была полностью оставлена собственным суждениям и прельщена, но не в отношении несправедливости ее поведения, а в отношении последствий ее поведения, которое, как ей казалось, должно принести большее благословение (знание) вместо смерти. Этим она не только проигнорировала Адама и указание от Бога через Адама, и поступила исключительно по собственному усмотрению, но затем решила также научить Адама своей новой концепции, стремясь повести его за собой, тем самым изменяя божественный порядок главенства. Последовав за этим измененным порядком главенства, Адам, хотя и не был прельщен, также стал преступником.
Собственно, ради этого, говорит апостол, я не позволяю женщине учить, ни принимать власть над мужчиной. Но то, как согласовать это ограничение с противоречивыми, на первый взгляд, упомянутыми стихами Писания, по-прежнему остается трудным вопросам для многих. Однако это – вопрос, для которого обязательно должно быть найдено какое-то решение. Спросим прежде всего: – Присущ ли этот порядок главенства мужской части человечества как класса (отдельно от женской части), или он применим исключительно к взаимоотношениям мужа и жены? То, что первое истинно, мы полагаем, явствует из 1 Кор. 11: 3, где читаем: “Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог”.
Что, спрашивается, в таком случае подразумевается под этим положением главенства? Видим, что образ взят из той важной части человеческого тела, головы, которая является главным членом – в котором находится право лидерства и авторитета. Такая интерпретация дана на основе совершенной иллюстрации главенства в отношениях между Иеговой и Христом. В одном находится законодательная, а другому делегирована исполнительная власть. В соответствии с иллюстрацией взаимоотношения мужчины и Христа, а также женщины и мужчины – это отношения, основывающиеся на подчинении. И если бы мужчина и женщина были совершенными, тогда великолепная гармония таких взаимоотношений приносила бы совершенное удовольствие обоим. Мужчина был бы в согласии с Христом, женщина – в согласии с мужчиной, а все вместе – в согласии с Иеговой. Вот так божественный порядок главенства соединил бы всех узами взаимной любви и мира.
Но возникает вопрос: – Как это понятие главенства согласуется с понятием личной свободы – славной свободы сынов Бога? Нужно ли иллюстрацию главы и тела использовать до такой крайности? Здоровое человеческое тело никогда ничего не делает без позволения и согласия головы; и мистическое Тело Христа (Церковь), если оно здоровое, всегда желает знать и исполнять волю Христа, как Христос всегда стремился знать и исполнять волю Отца. Похоже, если бы человеческая семья не была ослаблена грехом, женщина радовалась бы своему положению, а мужчина не злоупотреблял бы своей силой, умственной и физической, властным образом. Глядя еще раз на совершенную иллюстрацию этой связи между Иеговой и Христом, мы видим, что порядок главенства, если им правильно пользоваться, полностью совместим со славной свободой Божьих сынов. Хотя Иегова является главой Христа, видим, что Он с радостью почтил Своего Сына, сделав Его Главой всякого начальства и власти (Кол. 2: 10; 1: 16; Еф. 1: 10 ), и призывает всех людей “чтить Сына, как чтут Отца” [потому что Он – представитель Отца, образ ипостаси Его]. Мы видим также, что Он передал весь суд Сыну. Сначала Он испытал Его и признал достойным доверия, а затем, ознакомив со Своими планами, поручил Ему исполнить их. Об этом мы читаем: “Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну” (Иоан. 5: 22), а также, что “дана Ему всякая власть на небе и на земле” (Матф. 28: 18).
Понятно, что в этих отношениях Христа и Иеговы нет никакого сходства с рабством. Под наивысшим главенством Иеговы существует самая полная свобода и самые широкие возможности для развития и использования всех благородных качеств христианина. Христос, со своей стороны, как подчиненный Иеговы, Своему Главе, во всех поступках подчиняется принципам деятельности и плану действий, которые установила мудрость и доброта Иеговы. Следовательно, в пределах главенства Иеговы существует славная свобода единородного Божьего Сына. Так и мужчина должен подчиняться своему Главе, Христу, надзор Которого, как и надзор Иеговы, достаточно щедр, чтобы способствовать наличию и развитию в самых широких масштабах мужских качеств. Таким же должно быть главенство мужчины над женщиной: не унижать ее или ограничивать ее достоинства под властью тирании, а возвышать и облагораживать, предоставляя под своим главенством и поддержкой самую полную свободу для законного использования всех ее примет.
Но, возвращаясь к утверждению Павла: “Учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем”, – мы видим, что нам следует, учитывая причину такого ограничения, а также факт, что жены действительно учили во многих случаях, упомянутых в Священном Писании, интерпретировать первую часть этого выражения в свете второй, то есть, что женщина не должна захватывать естественного положения мужчины как руководителя и учителя и перенимать эти обязанности на себя, пренебрегая его главенством. Такие обязанности противоречат природе, не совместимы с женской грациозностью и неодобрительны в глазах всех трезво мыслящих людей. При такой интерпретации слов апостола, его учение, изложенное в других местах, например в 1 Кор. 11: 5, полностью с этим согласно.
Идея не в том, чтобы лишить женщину ее привилегии и обязанности должным образом пользоваться всеми ее талантами как мудрого распорядителя (того, кто должен дать отчет о своем распорядительстве), или запретить ей учить Истине других, а в том, чтобы указать ей более замечательный и более эффективный путь использования ее влияния в жизни. Конечно, природа в целом указывает мужчинам и женщинам на отведенную им сферу полезности. Но, к сожалению, никто не находится в нужном состоянии; все являются падшими – умственно, физически и морально, – к тому же некоторые больше других и по-разному. Да и женственность женщины не принимает в качестве идеала шумное красноречие, напористое участие в дебатах, навязчивую публичную речь или амбициозное лидерство. Однако, при случае, когда этого требуют интересы Истины, она может, как подобает женщине, не присваивая себе в малейшей степени мужских привилегий главенства, благовествовать всем, кто ее слушает, мужчинам или женщинам. В некоторых случаях интересы Истины могут потребовать обсуждения ею вопроса, что она может эффективно делать как путем наведения на мысль, так и путем утвердительного ответа. Так оно и происходит, как правило, в чем убедились некоторые мужчины, а также женщины. Кто понимает природу человека, тому известно, что нередко можно значительно больше достичь путем обезоруживания предубежденности и утверждения истины именно первым, а не вторым путем.
Таким образом, женщина может, используя в полной мере свою свободу (как Божье дитя), представлять свои убедительные доказательства перед теми, кто желает ее слушать, и может ясно излагать собственные убеждения на предмет истины, но всегда с той умеренностью и искренностью, которые, признавая естественное главенство мужчины, будут избегать даже самой видимости диктата или посягательства на его права. И если при этом присутствует мужчина, который может освободить и освободит ее от ответственности столь видного положения, ее естественная сдержанность должна способствовать такому шагу. “Безмолвие”, то есть спокойствие, к которому призывает апостол в упомянутом стихе, нужно понимать не в абсолютном смысле, а скорее в том относительном смысле, который согласуется с предоставлением женщине права молиться, пророчествовать или объяснять истину – что женщины, очевидно, и делали во дни апостолов, когда для этого была способность и умение. В 1 Фес. 4: 10-11 апостол похожим образом наставляет братьев к спокойствию, говоря: “Умоляем же вас, братия,.. усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое [дело] и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам”. Это самое слово употребляется также в 1 Тим. 2: 2.
Слова апостола Павла в 1 Кор. 14: 34, 35, помните, были обращены к еллинам, обращенным к христианству, чьи привычки совершенно отличались от нынешнего общества, а также от привычек еврейского и римского общества тех дней. Хотя Греция была центром учености тех дней, женщины-гречанки были очень деградированы и лишены образованности, потому приходилось оказывать на некоторых из них определенное давление, которое апостол никогда не использовал в своей речи к христианским женщинам из евреев и римлян. Из этого послания мы видим, что Церковь в Коринфе имела недостаточно порядка, отчего их собрания часто приходили в замешательство и не приносили пользы. Апостол в этой главе излагает некоторые очень важные правила и наставления, чтобы все было “благопристойно и чинно” (Стих 40) и чтобы женщины, а также мужчины, творившие беспорядок (стихи 28, 30, 33; 11: 17-22, 31-34; 6: 5-11; 5: 1-13; 3: 1-3) получали за это заслуженный упрек. Для таких женщин говорить в Церкви было бы стыдом, потому что, во-первых, любое открытое шумное поведение этих женщин воспринималось в то время именно так, и, во-вторых, они не были готовы делать это разумно, поэтому для них было лучше во время собраний Церкви слушать молча и затем спрашивать своих мужей [буквально, мужчин] дома. Силой применять это указание ко всей Церкви в течение всего века было бы нарушением общего содержания учения Священного Писания относительно сферы деятельности и ответственности служения женщин как уважаемых и соответствующих помощниц мужчин, как это, по словам Господа, должно быть. В том ж смысле можно было бы обязать всю Церковь буквально мыть ноги друг другу и приветствовать друг друга святым поцелуем, к чему неоднократно существует призыв (См. Рим. 16: 15, 16; 1 Кор. 16: 20; 1 Фес. 5: 26; 1 Пет. 5: 14), что мы интуитивно осознаем в духе, но не в букве, поскольку вежливость и правила поведения нашего времени несколько отличаются от обычаев тех дней, хотя и являются одинаково радушными.
Чтобы все могли понять условия, вынудившие апостола к внешне строгим словам в адрес женщин Церкви в Коринфе, мы приведем краткие выдержки из высказываний известных авторов, описывающие состояние общества в Коринфе, Ефесе и основных городах греческой цивилизации того времени.
В Contemporary Review, 34 изд., март 1879 года, стр. 700, в статье “Положение и влияние женщин в древних Афинах”, проф. Дональдсон из Andrews University, Шотландия, говорит:
“В Афинах мы находим два класса женщин, которые не были рабами. Женщины, принадлежащие к одному из них, не могли сделать и шагу из своей комнаты; за ними присматривали и накладывали на них всевозможные ограничения. К другому классу принадлежали те, которые не подвергались ограничениям, которые могли ходить везде и делать все, что им заблагорассудится. Женщинам из числа граждан [женам] полагались комнаты, как правило на верхнем этаже. Им запрещалось присутствовать на любых пиршествах. Мужчины предпочитали кушать сами, чтобы не выставлять своих жен на обозрение соседей. Образование молодых девушек сводилось к самым простым навыкам. Даже трудно себе представить, что такая замечательная плеяда известных мужей, прославившихся в литературе и искусстве, могла быть воспитана матерями-афинянками, бывшими простыми домохозяйками. [Но они такими не были. Большое число матерей не были женами, а принадлежали к образованному, немногочисленному классу, уже упомянутому, которому полагались всевозможные свободы.] И хотя никогда в мировой истории не было такого многочисленного поколения великих мыслителей, поэтов, скульпторов, художников и архитекторов в одном городе и в одно время, как в Афинах, ни одна благородная афинская женщина никогда не достигла малейшего успеха в одном из направлений литературы, искусства или науки.”
“Перейдем от обычных граждан [жен] Афин к другому классу свободных женщин – к любовницам, куртизанкам. Эти женщины не могли выходить замуж. Они могли делать все иное, что им нравилось. Женщины-граждане были привязаны к дому и не обедали вместе с мужчинами; однако мужчины не хотели, чтобы их взаимоотношения з женщинами ограничивались только домом. Соответственно они выбирали себе любовниц в качестве спутниц. Этот класс именовался “гетерами”, подругами. Женщины-гражданки вынуждены были оставаться матерями и женами и не более. Любовницам приходилось выполнять роль подруг, но они не могли выйти замуж. Они и были единственными образованными женщинами Афин. Почти все известные люди в Афинах имели таких спутниц, и эти женщины, очевидно, стремились разделять их чувства во время их возвышенных творческих фантазий  и глубоких размышлений.”
“Но женщины Афин, даже граждане, не имели никакого политического веса. Они всегда находились на вторых ролях. Однако сильный характер “гетер”, их связь с влиятельными мужчинами нередко приводили к тому, что их сыновья признавались (особым декретом) гражданами. Имена добродетельных жен не встречаются в истории, а вот влияние “гетер” обнаруживается все больше. Они воспитывали в себе привлекательные качества, одевались с большой изысканностью, были остроумны. Но при этом не следует забывать, что сотни и тысячи этих беззащитных женщин использовались как орудия самых низменных страстей, стремясь под видом любовных сопереживаний довести мужчин до разорения и скоропостижной смерти в нищете.”
Каждое высказывание, процитированное здесь из проф. Дональдсона, подробно сопровождается цитатами из греческих авторов, приведенными проф. Беккером, Германия, которого все современные писатели считают бесспорным авторитетом в области знаний о жизни греков и римлян древности. В своем труде “Charicles”, стр. 463 он говорит:
“В то время, к тому же в самом центре цивилизации, женщины считались существами низшего порядка, предрасположенными по своей природе ко злу и пригодными только для продолжения рода и удовлетворения плотских желаний мужчин. Не существовало никаких образовательных заведений для девушек и не было возможности приглашать частных учителей на дом. Они были лишены общения не только с посторонними, но даже со своими ближайшими родственниками и редко виделись даже с отцом и мужем. Девушки находились в полной изоляции вплоть до замужества, так сказать под замком.”
“В Афинах считалось неслыханным, чтобы незамужняя женщина делала покупки на рынке” (стр. 287).
В своем труде под названием “Образование в древней Греции” (“Old Greek Education”), проф. Дж.П. Махатти из Trinity College, Дублин, упоминает о том, как часто дети голодали или были брошены умирать от недоедания и отсутствия заботы. Он говорит:
“На самом деле не приходится сомневаться в том, что оставление новорожденных младенцев не только являлось позволительным в глазах общественности, но и действительно практиковалось во всей Греции. Платон в своем видении идеального общества считал, что в некоторых случаях детоубийство может быть оправданным. Нигде страдания материнского сердца не явлены так красноречиво посредством литературы того времени, как у Сократа, сравнившего гнев своих учеников, когда он впервые опроверг их доводы, с яростью молодой матери, у которой отняли ее первенца. Поистине ужасно осознавать, что позже древние гречанки так ожесточились к подобному обращению. Оставление маленьких девочек на произвол судьбы не было чем-то необычным.”
Если сравнить известное положение женщин в греческом обществе с высказываниями апостола Павла в адрес некоторых из них, то это становится еще более заметным, если принять во внимание, что Коринф был одним из худших греческих городов. Проф. Беккер говорит:
“Коринф, кажется, превзошел все другие города числом своих гетер, которым богатство и великолепие здешних мест, а также толпы богатых купцов, давали шанс на богатый урожай.”
Из этих наблюдений понятно, что когда мужчины Коринфа стали христианами, они, пренебрегая господствующим общественным мнением, начали брать своих жен на собрания Церкви. Эти женщины были, как правило, невежественными, лишенными положенного приличия и склонными нарушать ход собраний, задавая ненужные вопросы. Ответами на эти вопросы апостол посоветовал им интересоваться дома у своих мужей, которые могли дать им простое объяснение, в котором они нуждались. Таким женщинам говорить в Церкви не полагалось, чтобы не нарушать должного, упорядоченного служения и т.д. Мы обязаны помнить также о том, что христианство в то время, как и ныне, обычно находило обращенных не среди знатных и философов, а среди более бедных классов – среди простого народа.
Такое положение женщин в Коринфе делает понятным наставление апостола в 1 Кор. 11 гл. относительно покрытия головы, которое в народе считалось свидетельством благопристойности. Если бы они отказались от такого обычая тотчас, когда начали осознавать свободу Евангелия, это было бы неправильно истолковано и, возможно, способствовало бы появлению у них (в их невежестве) желания игнорировать главенство мужчины, становясь при этом самоуверенными и самонадеянными.
Когда мы замечаем совершенно иные условия римских и еврейских женщин, мы можем объяснить отсутствие подобного наставления в посланиях к римским и еврейским христианам.
Др. Смит в своей книге “Greek and Roman Antiquities” (“Обычаи Греции и Рима”) говорит:
“Положение римской женщины после замужества было совершенно другим, чем греческой. Жена римлянка была хозяйкой дома, разделяя почести и уважение своего мужа.”
Проф. Беккер говорит по этому поводу:
“Римская домохозяйка всегда была госпожой, заведовавшей домашними делами, воспитывавшей детей, заботившейся о репутации дома, и была ценима наравне с мужем как в самом доме, так и за его пределами. Женщины, как и мужчины, часто посещали публичные театры и занимали места рядом с ними на публичных банкетах.”
Свобода женщин в еврейском обществе настолько очевидна из Писаний, что не требует дальнейших доказательств. Они свободно общались с Господом и апостолами, а также с учениками мужского пола, посещающими собрания Церкви и синагоги, и ходили везде, имея при этом полную свободу. Затем, когда христианство обрело над ними влияние, оказалось, что они готовы к христианскому труду, не будучи стесненными ограничениями наследственных обычаев, которых вынуждены были держаться другие народы, пока постепенно не наступила перемена общественного мнения. В противном случае это навлекло бы упрек на дело Христа.

ЖЕНЩИНА, ПОДХОДЯЩИЙ ПОМОЩНИК ДЛЯ МУЖЧИНЫ

“И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою [ishah], ибо взята от мужа [ish].” (Быт. 2: 18, 20, 22, 23).
Двигаясь дальше в нашем исследовании относительно места, какое определено женщине в божественной организации творения, мы обратимся к уже приведенному краткому изложению ее появления на земле и перед мужчиной. Апостол говорит, что “жена [создана] для мужа” (1 Кор. 11: 9). Как свидетельствует запись, цель сотворения женщины – быть подходящей помощницей для мужчины. То, что мужчина нуждался именно в такой помощи, видно не только из Господних слов, что “не хорошо” ему быть “одному”, но также из высказывания, что среди всех животных не оказалось “помощника, соответственного ему”. Действительно, все находились в совершенном подчинении ему, как хозяину и господину, повинуясь совершенным образом в исполнении всякого требуемого служения. Многие из них были достаточно сильны, чтобы переносить его ношу, некоторые летали, исполняя его поручения; некоторые удовлетворяли его любовь к прекрасным формам и пропорциям, а некоторые красовались своим оперением; некоторые ублажали его слух музыкальными мелодиями, и все так или иначе проявляли ум и чувства. Но во всем этом был один недостаток. Совершенный человек не искал того, кто тянул бы лямку или находился на побегушках, кто порхал бы бабочкой, радующей глаз, или прелестно музицировал, но искал мудрого, сочувствующего друга. Именно этот недостаток был восполнен, именно этого “соответствующего помощника” Бог ему впоследствии дал, то есть, в буквальном смысле, предоставил.
Когда Бог создал ее и привел к мужчине, Адам назвал ее женщиной. То, что это слово не указывало особо на свойство материнства, видно из факта, что когда Бог сказал, что она должна стать матерью, Адам изменил ее имя на Ева, так как она должна была стать матерью всех живущих (Быт. 3: 20). Читаем также (Быт. 5: 2), что Бог “нарек им имя: человек [Адам], в день сотворения их”. Вот так Бог и мужчина признали, что это новое творение имеет ту же природу, что и мужчина, однако отличается от него физически и интеллектуально. Женщина не была другим мужчиной, а другим человеческим существом, дополнением мужчины, то есть соответствующей помощницей ему.
Она была помощью в том смысле, что была его спутницей. До ее появления Адам, окруженный множеством низших животных, был “одинок” и нуждался в помощи друга, которого они не могли ему дать. То, что эта помощь была нужна не только для продолжения рода, очевидно из факта, что она была признана и принята как подходящий и желанный помощник с самого начала – еще до того, как было сказано о размножении рода, которое началось после грехопадения. Это был предусмотрительный шаг, чтобы, как показывает Павел, каждый член человеческого рода мог иметь удел в благословении искупления через Христа (Рим. 5: 12; 11: 32, 33).
Итак, мужчина нашел в женщине мыслящего спутника, способного оценить и разделить все его радости (у него еще не было печалей) и участвовать с ним во всем, в чем он находил интерес. Если бы ей это не удалось, она не была бы соответствующей спутницей, помощью, и Адам по-прежнему был в той или иной мере одинок. Когда сыновья и дочери человеческие умножились, те же качества, которые были вначале, продолжали отличать оба пола, за исключением того, что оба они пострадали от грехопадения. Следовательно, между обоими полами существует прежняя взаимосвязь – мужчина является “главой” земного творения, а женщина – “соответственной помощью” для него. И это, как показывает апостол (1 Кор. 11: 3) не зависит от супружеских отношений. Мужчина, олицетворяющий образ и славу Бога, был создан владыкой земли, тогда как женщина, “слава мужа” во всех житейских делах, и прежде всего в материнстве, является достойной спутницей и сонаследницей, царицей. В этом смысле Бог первоначально дал им обоим господство над землей – над рыбами, птицами, полевыми животными и т.д. (Быт. 1: 27, 28; Пс. 8: 7-9).
Поэтому всегда стоит соблюдать естественные отношения между полами: женщина обязана помнить, что она не должна быть главой, ведущей, лидером в мирских делах, хотя существуют достаточно широкие пределы использования всех ее качеств под правильным и великодушным главенством мужчины. Столь же важно, чтобы мужчина полностью осознавал, оценивал и принимал помощь, какую женщина способна предложить во всех делах жизни, где такая возможность существует. Если Бог дал ей таланты, то они были даны для их развития и употребления, чтобы ей быть более умелой помощью для мужчины. И было бы неправильно, да и мужчина не может себе такого позволить, чтобы отвергать такую помощь и препятствовать развитию таких талантов. Пусть “помощница” помогает сколько может, даже если в нынешнем несовершенном состоянии она может, как нередко бывает, превосходить главу способностями, естественными или приобретенными. Пока женщина делает свою работу скромно, проявляя женские качества – не стремясь господствовать над божественно назначенным главой, царем земли, – пусть она делает по возможности то, что находят ее руки.
Однако особая полезность женщины заметна, как правило, в той сфере, к которой поневоле ограничен ее особый труд как жены, матери, сестры, друга – в доме, в школе и при выполнении тех обязанностей, которые естественным образом выпадают ей в религиозной, общественной и иногда в деловой жизни. Пусть женщина привносит во все эти отношения свои наивысшие моральные и интеллектуальные навыки, тончайшие художественные вкусы и самую благородную внешность, какую природа и совершенствование могут ей дать, и тогда она действительно сможет оправдать цель своего существования как достойной и подходящей помощницы своего нареченного земного царя – мужчины. Известно, что мужчина и женщина потеряли господство над землей, первоначально переданное им как царю и сонаследнику, но женщина, по-прежнему находящаяся под тяжестью проклятия, все еще способна быть соответственной помощью для мужчины в стремлении к совершенству, и ни один настоящий мужчина не откажется от такой помощи, если та будет предложена ему в духе сестринской заинтересованности.

ЖЕНЩИНА – ЖЕНА

Увидев, что естественное положение женщин относительно мужчин это, как правило, положение соответственной помощи, а не главы, давайте посмотрим, как Священное Писание воспринимает положение женщины в качестве жены. Увы, есть слишком много случаев, когда эти самые нежные на земле отношения превращаются в домашнее рабство. Тираны, удерживающие таких рабов, очень часто искажают или ложно истолковывают учения апостолов с целью поддержать свое поведение, при этом некоторые делают это неосознанно. Поэтому наша цель – рассмотреть стихи Писания, которые часто выдвигаются в защиту домашней тирании, препятствующей росту и деградирующей женщину в ее самом благородном качестве на земном уровне – верной жены.
С самого начала мы имеем право утверждать, что Священного Писание, правильно интерпретированное, ничему такому не учит. Одно из лучших доказательств, что это действительно так, вытекает из факта, что Господь избрал эти взаимоотношения как образ отношений между Собой и прославленной Церковью. Этот брачный договор столь величествен, что представлен в качестве награды верным детям Бога на протяжении всего Евангельского века – награды, которая стоит того, чтобы пожертвовать всякую земную выгоду, да еще до самой смерти. Поэтому образ таких взаимоотношений обязан, хотя бы до некоторой степени, показывать подобную грядущую славу.
Мы увидели, что во взаимоотношениях главы и тела, которые апостол приравнивает к взаимоотношениям мужа и жены и которые славным образом проиллюстрированы во взаимоотношениях Иеговы и Христа Иисуса, а также нашего Господа Иисуса и Церкви, нет ничего несовместимого со “свободой славы детей Божиих”. Следовательно, главенство мужчины над женщиной, правильно проводимое, в такой же мере совместимо с упомянутой славной свободой.
Мы также увидели, что главенство мужчины не имеет целью лишить женщину привилегии и долга использовать в самой полной мере свои таланты как мудрой распорядительницы в служении Господу. Это главенство, скорее, должно увеличить ее полезность путем использования ее качеств и усилий совместно с силой, которая по-прежнему ее превосходит.
Как на иллюстрацию апостольского учения, которое, как считают, предполагает рабское подчинение жены мужу, нам нередко указывают на Еф. 5: 22-24: “Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.”
Если обязанности главы присущи мужчинам в целом и должны восприниматься женщинами в целом, то этот аргумент набирает силу в особых отношениях мужа и жены, так как уважение, которое женщина естественным образом чувствует к противоположному полу, должно, естественно, только усилиться в случае мужчины, принятом ею в качестве мужа. Способ, которым жене дан совет подчиняться своему мужу, ясно изложен апостолом: “..как Церковь повинуется Христу”. Следовательно, мы обязаны обратить внимание на то, как Церковь это делает. Известно, что подчинение Церкви Христу – это добровольное подчинение, и оно вдохновлено любовью, почтением, благодарностью и откровенным доверием и верой в Господнюю любовь и заботу о нас, а также в Его превосходящую мудрость сделать для нас все значительно мудрее, чем мы способны сделать сами для себя. Апостол настолько совершенно стремился выработать в себе такое отношение к Христу, что его усилием, как он сказал, было привести всякую мысль в подчинение Христу (2 Кор. 10: 5). То, что подобное отношение со стороны жены к ее земному главе не всегда возможно, апостол вынужден был признать, говоря мужьям (Еф. 5: 33): “Так пусть каждый из вас, каждый от себя жену так любит как себя; и жена чтобы [hina, см. Еф. 3: 10] могла уважать мужа” (Diaglott).
Только настоящая любовь и настоящее благородство характера могут вселить такое уважение; в противном случае жене невозможно подчиниться своему мужу так, как Церковь подчинена Христу. Было бы неправильным уважать и слушаться того, кто низок и нечестив. Но уважение и подчинение возможно и даже естественно там, где, несмотря на погрешимость земного главы, существует благородство характера, проявляемое мужчиной, который, покорно признавая свою подверженность ошибкам, послушен голосу Бога (из Священного Писания) и разуму.
Затем, в апостольском совете мужьям (стихи 25-29) следует обратить внимание на то, что установленная цель присмотра Христа над Церковью, а также ее подчинения Христу, не заключается в ограничении ее духовного и интеллектуального мышления, не заключается в препятствовании росту или деградации ее качеств, не заключается в достижении каких-либо низменных или самолюбивых целей, а, наоборот, в более полном освящении и очищении Церкви путем омовения ее водою Слова, чтобы она была святой, непорочной, без пятна, или порока, или чего-либо подобного. Такое отношение Христа к Церкви становится очевидным для нее благодаря духу самопожертвования Того, Кто возлюбил Церковь и отдал за нее Себя. Поэтому, говорит апостол, “так должны мужья любить своих жен, как свои тела”, чтобы добиваться уважения и полного любви подчинения со стороны жен “во всем” – понятно, не во всем низменном, нечестивом и самолюбивом, а во всем, что ведет к святости, чистоте и тому искреннему благородству характера, принципы которого изложены в Слове Бога. Мы имеем весьма знаменательный пример Господнего недовольства неподобающим подчинением жены своему мужу в случае Сапфиры, жены Анании (Деян. 5: 7-10).
Каким было бы благословение и счастье, если бы все мужья и все жены изучали пример Христа и Церкви. Однако с горечью следует признать, что лишь немногие обращаются сердцем к изложенному здесь наставлению. Многие мужья, забывая повиноваться наставлениям Павла следовать данному образцу, полагают, что у них есть право на властное и самолюбивое поведение, по отношению к которому жены чувствуют справедливое негодование и возмущение, даже отдаленно не напоминающее подчинение. Не будучи способными понять стихи Писания на данную тему, они думают и считают, что Библия учит домашней тирании и рабству. Тем самым прокладывается путь к сомнению и неверию.
А что мне делать? – спрашивает христианская жена, чей муж не руководствуется христианскими принципами, при этом утверждая, что у него будто бы есть право властвовать самолюбиво. Все зависит от обстоятельств: было бы лучше, если бы ты в молодости помнила совет апостола выходить замуж только в Господе. Сейчас тебе придется понести наказание за свою ошибку. Однако в первую очередь ты должна не нарушать свою совесть, чтобы угодить кому-либо. Петр говорит: “Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам” (Деян. 5: 29; 4: 19, 20). Но там, где совесть не выдвигает своих требований, апостол предлагает таким женам тот же совет, который он дает слугам, имеющим неразумных господ (1 Пет. 2: 18-23; 3: 1, 2). Таким слугам он говорит: “Слуги, со всяким страхом [т.е. осторожностью, чтобы не раздражать] повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым” – потому что лучше пострадать несправедливо, чем ссориться, даже если вы правы. “Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу.” Затем он обращает внимание на пример Христа, Который следовал тому же принципу, и говорит: “Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его”, и “слуга не выше господина своего” (Матф. 10: 24). После этого он добавляет: “Также и вы, жены [имеющие своенравных мужей], повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие [стремление избегать обид]”, – свидетельствующее о полном любви духе сдержанности, а не препирательстве.
И если жена имеет здесь особый совет наследовать Христа в смирении, то мужу подобает наследовать Христа в великодушии: “Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно [мудро и великодушно] с женами, как с немощнейшим сосудом [используя свою силу для их подкрепления и ободрения, а не для гнета], оказывая им честь [испытывая удовольствие от того, что они делают успехи, а также обретают благородные навыки и достижения], как сонаследницам благодатной жизни [ее милостей и благословений]”.
Тот же дух подчинения, а не разногласия, похоже предписан всей Церкви в ее отношениях с гражданской властью. Петр говорит: “Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа” – то есть, пусть Его дух, нрав будет виден в вас, “ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей” (1 Пет. 2: 13-17). А Павел советует: “Всякая душа да будет покорна высшим властям” и т.д. (Рим. 13: 1, 5). Также он пишет Титу (3: 1): “Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело”.
Эта обязанность подчиняться (как особый совет жене в домашних делах) также предписана всей Церкви (каждому отдельно) в поведении друг с другом. Итак, апостол Петр говорит: “Пастырей ваших умоляю я, сопастырь.. пасите Божие стадо,.. не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду [пример смирения, братней любви, терпения и верности].. Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время.” (1 Пет. 5: 1-6; Еф. 5: 21).
Несомненно, если бы в Церкви был хоть один совершенный человек, наставление остальным членам повелевало бы подчиниться его руководству и указанию. Но, вместо непогрешимого человека в Церкви, мы имеем непогрешимое Слово в письменной форме, дающее совет всем и каждому подвергать все испытанию. Поэтому первая обязанность – подчиниться писанному Слову, а также друг другу в том вторичном значении, которое подразумевает прежде испытание всего с помощью Слова, и, наконец, в том смысле, что наше поведение и слова должны отличаться умеренностью, братской и сестринской доброжелательностью и искренностью, чтобы этот дух подчинения (повиновения) мог проявляться всегда и во всех. В похожем, однако более решительном смысле, апостол показывает обязанность жены подчиняться в домашних делах. Это подчинение имеет аромат любви, уважения, доверия и смиренности, и оно совместимо со “свободой славы детей Божиих” (Рим. 8: 21), которая всегда существует там, где есть дух Господа (2 Кор. 3: 17), и в которой апостол Павел убеждает нас “стоять” (Гал. 5: 1).
Петр упоминает Сарру, жену Авраама, как достойный пример супружеского повиновения. Кроме того, что она уважала Авраама, называя его господином (Быт. 18: 12), и, наверное, охотно оставила родную землю и друзей, повинуясь Божьему повелению, данному ее мужу, и сопровождала его во время пребывания в земле обетованной, когда ей следовало ходить с ним верою, мы видим, что ее подчинение не было слепым, не позволявшим высказывать собственное суждение, другое чем суждение Авраама. Также в поведении Авраама с ней не было ничего, что свидетельствовало бы о подобном требовании с его стороны. Она, судя по всему, была умной женщиной: верила в Божье обещание, что у них родится сын, через которого должны прийти благословения для мира; и когда ее плоть показалась непригодной, она предложила способ, чтобы данное обещание могло исполниться. И когда Агарь сделалась хвастливой и пренебрежительной к своей госпоже, она пожаловалась на нее Аврааму и сказала, что в этом есть и его вина. Она не хотела, чтобы он делил свое сердце с служанкой. Ответ Авраама убедил ее, что никакого такого деления не существует, что ее служанка по-прежнему находится в ее подчинении. А последующее поведение с Агарь было желанием избавить ее от хвастливости и неправильного поведения со своей госпожой. И когда Агарь убежала от нее, ангел Господень явился ей и приказал вернуться обратно и подчиниться госпоже, что она и сделала, отчего была принята Саррой и восстановлена в милости (Быт. 16).
В другом случае, когда родился Исаак и оба мальчика росли вместе, соперничество Агари проявилось снова, но теперь в случае с Измаилом, преследовавшим Исаака, сына Сарры (Быт. 21: 9; Гал. 4: 29). И снова Сарра опечалилась и обратилась к Аврааму, чтобы он изгнал рабыню и ее сына, так как боялась, что Авраам сделает его наследником со своим сыном, что не соответствовало бы Божьему обещанию (Быт. 21: 10-12; 15: 4; 17: 17-19). Авраам не собирался делать этого, и когда Сарра начала настойчиво требовать, то, как мы читаем, “показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его”, Измаила, пока Бог не засвидетельствовал Свою волю.
Затем это показано в случае, который Петр приводит в качестве примера, говоря (к тем, кто подобным образом подчиняется своим мужьям): “Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха” (1 Пет. 3: 6). Подчинение, которое советовали апостолы, это разумное подчинение, совместимое с умеренным, сдержанным выражением чувств жены и правильным восприятием их мужем, как в случае с верным Авраамом, который никоим образом не последовал бы прихотям безрассудной женщины, а мудро учел проявления чувств своей жены и ее трудности, стремясь познать волю Господа, до того как исполнить ее желания.
Из этих выводов очевидно, что человеческие отношения между мужем и женой, которые Господь приводит в качестве иллюстрации прекрасных отношений между Собой и Церковью, вовсе не являются предлогом для проявления тирании или рабской подчиненности с той или иной стороны. Там, где существует такое, оно не соответствует божественному порядку.
Господь запечатлел Свое согласие с браком, когда установил такие отношения и благословил союз первой пары в Едеме – когда Он сделал царя и царицу, главу и помощницу, сонаследниками земного господства (Быт. 1: 27, 28), и позже, когда велел детям чтить обоих родителей и повиноваться им (Исх. 20: 12; Еф. 6: 1, 2).
Проклятие греха тяжелым бременем легло на женщину, а также на мужчину, однако христианин, стремящийся свалить это проклятие на свою жену, вместо усилий облегчить его и помочь вынести, откровенно демонстрирует отсутствие духа небесного Жениха. То же самое с христианской женой: если она самолюбиво требует от мужа излишне усердствовать в поте лица, который является наследием проклятия, вместо того, чтобы облегчить его томительный труд и разделить его заботы, тогда ей явно недостает того духа, который отличает истинную невесту Христа. Грех навлек проклятие на наш род, но если мы боремся с грехом и стремимся к праведности и Богоподобию, мы смягчаем злые стороны проклятия друг для друга. Спасибо Богу, что сегодня быстро приближается время, когда “ничего уже не будет проклятого”, когда (после того, как “престол Бога и Агнца” будет установлен на земле) дух любви, так прекрасно показанный на примере Христа и возвышенной Церкви, будет славным образом воспроизведен также на земном уровне. Когда проклятие будет полностью удалено, женщина займет свое естественное и достойное место рядом з благородным мужем, как его настоящая спутница и помощница (“слава мужа”, как описывает ее Павел), как “сонаследница благодатной жизни”, по его определению, – как это было красиво показано заранее в образной реституции Иова (Иов. 42: 15), когда он дал своим дочерям наследие между их братьями.
В завершение скажем, что брачный союз является почетным и блаженным, если смотреть на него в свете Священного Писания. Одновременно это одно из тех земных благословений, от которого святые, по словам апостола, во многих случаях имеют право отказаться ради более возвышенной привилегии служения интересам грядущего Божьего Царства без “развлечения” (без “отвлечения внимания” – Rotherham) (1 Кор. 7: 32-35). И когда жертвующая Церковь узрит Царя в Его красе и будет признана Его достойной невестой и сонаследницей, их блаженный союз не будет иметь никакого привкуса тирании или раболепия, а вместо этот будет, к неописуемой радости, наполнен блаженным единством любви и признания.

R1548 (1893 г.)