“ВОЗДЕРЖИВАЯСЬ ОТ ВСЕГО”
Притчи Соломона 23: 15-25
“Потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют” (Притчи 23: 21).
Увидев в жизни Соломона и в его отчуждении от Бога в пожилом возрасте лекцию для тех, кто постарше, мы в данной лекции перейдем к словам мудрого наставления для молодых.
(15, 16) Совет состоит в том, что родитель или учитель, имеющий опыт в жизни и готовый им поделиться, будет помощью, если даст совет начинающему жизненный путь. Знание добра и зла может прийти к нам через наставление теми, кто уже воспользовался одним или обоими из них. Умение пользоваться наставлением действительно является доказательством мудрости. “Благоразумный [умный] видит беду, и укрывается; а неопытные [безрассудные] идут вперед, и наказываются” (Пр. 22: 3). Безумие в этом отношении мы видим ежедневно. Тех, кто пользуется опытом других – то ли через наставление, то ли через наблюдение – значительно меньше, но они являются мудрыми. Большинство обязано добывать свою мудрость суровыми испытаниями – наказанием за ошибки, за опрометчивость, за недостаточное соблюдение естественных законов причины и следствия. Поскольку они не в состоянии усвоить урок через наставление (что каждый человек пожнет посеянное), им приходится усваивать его на горьком опыте. Усвоенные лекции мудрости, независимо, в какой школе преподнесенные – наставления или опыта, – являются ценными и, в конечном счете, верим, окажутся полезными для большинства нашего рода. Окончательно все усвоят, что мир, радость, божественную милость, включая вечную жизнь, можно обрести лишь на дороге истины, честности, праведности – на дороге набожности.
ХОРОШИЙ ПУТЬ
Эта лекция, по-видимому, предлагает нашему взору юношу, который начинает свое жизненное путешествие на перепутье: одна дорога ведет вверх – благородный путь нравственности, рассудительности, самоконтроля, терпения, стойкости, праведности; другая стезя ведет вниз – путь потакания развращенным вкусам и пристрастиям падшей человеческой природы, путь откровенной легкомысленности, поверхностного отношения к истине, к честности и самоограничению, путь неуправляемой вольности, ведущей к несдержанности в речи, мысли, поведении, еде и питью – к дальнейшей деградации и бесчестию.
Голос мудрости слышен почти каждому юноше и девушке, начинающим жизнь, направляя их на восходящую и благородную стезю: он доходит до них через родителей, учителей, друзей, через наблюдение. Однако немногие настолько мудры, чтобы искренне принять наставление и этим полностью избежать нисходящего пути. Значительное большинство желает греховных наслаждений – по крайней мере, на некоторое время. Они, правда, не думают идти вперед по пути греха, а только хотят оставаться вблизи благородного пути нравственности, честности и правды. Но они не осознают, что каждый шаг по нисходящей дороге прочь от пути праведности будет вынуждать их сердца терять оценивание праведности и приучаться к греху. Поэтому очень немногие быстро и искренне принимает уроки мудрости и следуют им. Конечно, позже на дороге жизни еще будут возможности оставить нисходящий путь и искать восходящую стезю, но им будет намного тяжелее, чем вначале, когда они в юности находились на перепутье, – тяжелее, потому что нисходящая стезя увела их характеры и чувства все дальше от пути нравственности и честности.
(17, 18, 19) Могут быть периоды, когда идущим дорогой мудрости может показаться, что они наконец разглядели ее недостатки и у них есть возможность свернуть на путь похотливости с его наслаждениями. Но голос мудрости подсказывает им заглянуть вперед и увидеть сам конец нисходящего пути, подсказывает уважать Господа и стремиться ходить честно и порядочно, будучи уверенным, что конец восходящего пути несравненно лучше. “Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой [хороший] путь”.
(20, 21) Статистика показывает, что сотни миллионов долларов ежегодно тратятся на спиртные напитки, которые не только не способны принести пользу тем, кто их употребляет, но и наносят серьезный вред как одним, так и другим – умственный, моральный и физический. А сколько попало в нищету через пьянство! К нашему стыду следует сказать, что этот грех против себя и людей наиболее распространен в цивилизованных, в так называемых христианских народах.
Грех прожорливости обычно ведет к другому роду убожества. Бедные могут стать горькими пьяницами, но они нечасто могут позволить себе быть прожорливыми. Поэтому прожорливость – грех преимущественно богатых, состоятельных. Она толкает к истощению умственных и физических сил. Хотя она не столь далеко идущая в своем плохом влиянии, тем не менее, она – такая же настоящая несдержанность, как пьянство.
Эта лекция говорит о несдержанности и неприличии лени, праздности, отсутствия усердия. Наблюдения каждого мудрого человека доказывают, что настоящее счастье связано с энергичностью – умственной и физической активностью. “В усердии не ослабевайте”. Это, как установил апостол, одна из характеристик христианина. Однако мы живем в днях, когда во многих преобладает иная, направленная в другую сторону, форма несдержанности: необузданность энергии и амбиций, всепоглощающее стремление к почестям или богатству, лишающее многих не только полагающихся светских увлечений, но и более важных духовных привилегий и источников радости.
(22, 23) Настоящая мудрость никогда не будет гнушаться советом пожилого человека, и особенно родителей, чью заинтересованность благополучием детей редко можно поставить под сомнение. Одна из особенностей и трудностей наших дней заключается в том, что по причине стремительного роста знаний и средств образования молодежь во многих сферах знания опередила тех, кто старше их. В результате появляется неуважение к опыту и советам родителей и тех, кто постарше, склонность к своеволию, высокомерию, неблагодарности, нечестию, неповиновению родителям и другим похожим позорным делам, предсказанным апостолом как особенности наших дней (См. 2 Тим. 3: 4). По этой причине необходима дополнительная мудрость и большее терпение со стороны родителей и наставников молодежи. Понимая влияния, которые противодействуют родительским наставлениям, и понимая факт, что в некоторых вопросах дети могут опережать взрослых, мудрый родитель сам должен пытаться подавать хороший пример детской непосредственности и быть готовым учиться у детей и с детьми тому, что они знают лучше, объясняя, что нынешний рост возможностей получить знания является феноменом и происходит не от человека, а от Бога, как предсказал пророк о “последнем времени” (Дан. 12: 4). Таким способом честный и мудрый родитель будет поддерживать доверие своего ребенка, который будет лучше приготовлен учиться из жизненного опыта родителя принципам нравственности, а также узнавать о злых тенденциях аморальности. Таким образом, мудрость родителей имеет очень много общего с обретением мудрости ребенком. Одна из главных лекций, которую нужно прививать, это то, что правда ценнее всего – в будничных жизненных делах, в отношениях между людьми, в духовных вещах, в отношениях с Богом, в божественном плане. Правду следует поощрять, а тех, кто любит правду и пользуется ею, нужно уважать, и никого больше. Неправду, ложь, какой бы яркой, впечатляющей или привлекательной она не была, следует презирать и отвергать. Это полностью соответствует молитве нашего Господа: “Освяти их [т.е. отдели их от зла и посвяти их добру] истиною Твоею; слово Твое есть истина”.
(24, 25) Эти стихи наводят на мысль, и это верно, что мудрость у молодых не зависит целиком от того, что им прививают, чему их учат. По-видимому, большинство умных детей родились умными. “Родивший мудрого радуется о нем”. Если бы родители в целом могли осознавать важность своего положения как родителей, влияния их характеров и чувств на их потомков в то время, когда они закладывают основы хорошего и мудрого характера еще до того, как дети родились, то ответственность их положения и взаимоотношений, верим, не только повлияла бы благоприятно на их детей, но и помогла бы развить положительный характер в них самих.
Родители, которые не смогли разглядеть законы природы, под руководством которых они привели на свет детей, и дети которых, вследствие этого, олицетворяют родительское бездумье и неуравновешенность характера, имеют, в результате, двойной повод для развития в себе терпения к неблагоразумию своих отпрысков и двойной повод для настойчивости в своих запоздалых усилиях исправить то, что лишено благоразумия, и наставить их на пути праведности.
ПУТЬ ЕЩЕ ПРЕВОСХОДНЕЙШИЙ
Следует внимательно обратить внимание на то, что хотя путь нравственности, сдержанности, умеренности и мудрости, представленный выше, достоин похвалы, он не является тем путем, которым христианин в Евангельском веке приглашен следовать за своим Господом, чтобы достичь славы, чести, бессмертия и участия в небесном Царстве как один из царей и священников (Лук. 13: 24; 12: 32; Отк. 5: 10; 20: 6; Рим. 8: 17). Сказанное является мудрым советом для всех, и никто не будет более энергичным, чтобы следовать ему, чем посвященные, “новые творения во Христе Иисусе”. Но “узкий путь” самоотречения и самопожертвования, начертанный в Новом Завете, – это стезя для тех, кому предстоит получить награду высокого призыва к сонаследованию с Христом как Его Церковь, Его невеста.
Все здравомыслящие люди одобряют путь сдержанности и нравственности, представленный выше, но лишь немногие оценивает или одобряют “узкий путь”, по которому Церковь призвана, как невеста, следовать за Господом, ее Женихом. Узкий путь является безрассудством для мира, и не может быть оценен по-светски, так как его достоинства следует понимать духовно (1 Кор. 2: 7-16). Мудрость, которая обращает внимание на узкий путь самопожертвования и одобряет его, является вдохновленной, зачатой мудростью, приходящей свыше лишь к посвященным, духовно зачатым. Она вдохновлена не земными надеждами, целями, обещаниями или устремлениями, а “великими и драгоценными обещаниями”, “небесными обещаниями” нетленного наследства, чистого, неувядаемого, которого земной глаз не видел, о котором земное ухо не слышало, и которое не было оценено сердцем самых мудрых из людей. Это до такой степени верно, что для светских людей путь полностью посвященных кажется безрассудством. Учитывая это, апостол говорит, что как мир не познал Господа и не понял Его план, который выше светского понимания – как небо выше земли (Ис. 55: 9), – так светские люди не понимают истинную Церковь; и, как сказал апостол: “Нас [ступающих “узким путем”] считают безумными” – безобидными, но “народом особенным”. Движущие стимулы, которые помогают нам на этом “узком пути”, были получены после того, как мы поверили в Господа Иисуса Христа, полностью посвятились Господу и получили дух принятия в Его семью. Затем, как дети Бога, мы приняли Его дух и были привилегированны познавать глубже “тайну Его воли”, тайну “сокровенную” (Еф. 3: 9, 1: 9), оценивать божественный план, на основании которого (и согласно нашему посвящению) мы имеем радость отдавать нашу жизнь, “полагать нашу жизнь” в верном служении Господу, в призыве и усовершенствовании Его святых, чтобы быть начатком спасения, купленным Искупителем.
Получившие эту особенную печать небесной мудрости и идущие “узким путем” полного посвящения Господу, хотя и считаются “безумными”, на самом деле являются мудрыми, о которых Священное Писание говорит: “мудрые девы”, “мудрые уразумеют”, “разумные будут сиять, как светила на тверди”. Достигающие этой мудрости и родства с Христом обретают это ценой земной репутации, как говорит апостол: “Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным [согласно земному критерию], чтобы быть мудрым” (1 Кор. 3: 18).
Когда-то мы ошибочно понимали божественное устройство и не видели, что “малое стадо” должно быть “некоторым начатком Его созданий” (Иак. 1: 18), полагая, что лишь “малое стадо”, идущее “узким путем” самопожертвования, будет единственным, кто получит ту или иную меру божественной милости, что все другие получат какое-то ужасное наказание, потому что они не следовали “узким путем”, который немногие видели и еще меньше из них могли оценить. Это нас очень смущало, как до сих пор смущает большинство христианского народа. Благодарность Богу, что мы теперь видим в Его Слове ясное учение, что когда это “малое стадо” будет выбрано и награждено сонаследованием с Христом в Тысячелетнем царстве, “узкий путь” прекратится, а другой путь, “большая дорога”, будет открыт – на котором весь человеческий род будет приглашен вернуться к гармонии с Богом и праведностью через Великого Посредника под условиями Нового Завета, запечатанного Его драгоценной кровью. Это не будет дорога вниз, подобно дороге греха в настоящем времени, а дорога вверх: “будут ходить [ею] искупленные”. Это не будет узкий путь, который способны найти немногие, а “большая дорога”, с которой будут убраны камни преткновения, на которую не взойдет хищный зверь, и не найдется там искушения (Ис. 35: 8, 9).
Так вот, хотя честная и моральная жизнь не удовлетворяет полностью требования “высокого призыва” Евангельского века к сонаследованию в качестве невесты, жены Агнца, однако те, которые в течение настоящего времени стремятся жить благоразумно, справедливо, правдиво, морально и этим развивают характер, будут значительно впереди потерявших голову и деградированных людей (которые потакают падшим склонностям своей природы, вместо того, чтобы укрощать их), когда будет открыт новый век, в котором все племена земные получат благословение через великое “семя Авраама” – Христа и Его Церковь, невесту (Гал. 3: 16, 29).
Призыву мудрости ходить путем честности, нравственности и т.п. вняли и до некоторой степени последовали языческие и цивилизованные народы, неверующие и те, кто слышал о Христе. Они частично воспользовались Его учениями, и всякий, кто ходит этим путем мудрости, получает благословение в нынешней жизни и готовится к будущим обещанным благословениям. Однако “узкий путь”, на который обращает внимание еще более возвышенная мудрость, не найден никем из язычников. Христос – Двери, Врата на этот “узкий путь”, и они открываются лишь для верующих. Хотя это не просто путь нравственности, а посвящения и жертвы, однако он подразумевает нравственность во всех отношениях и даже в большей мере, чем обычно признают непосвященные. От тех, кто находится на “узком пути” требуется посвятить все, включая собственную волю, и принять взамен волю их Господа и Главы и поступать в соответствии с ней. А поскольку воля Христа совершенна в праведности, истине, чистоте и доброте, то все, держащиеся Его воли, должны ходить (так близко, как на то позволят слабости их плоти) по духу, следуя воли их Главы, а не воли плоти.
R2073 (1896 г.)