ГОВОРИТЬ ЛОЖЬ СВЯТОМУ ДУХУ

ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ 4: 32; 5: 11
“Ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце” (1 Цар. 16: 7).
Число верующих в Иерусалиме было довольно значительным. Их новая вера ломала стены предубеждений и склоняла богатых и бедных подниматься к одному уровню братства во Христе. Такова склонность тех, кто принимает евангелие Господа Иисуса в хорошее и честное сердце: они “дружелюбны”, “друг ко другу добры”, “братолюбивы”. Однако опыт учит нас, что до тех пор, пока существуют лицемеры, которым нужны только хлеб и рыба, пока среди нас нет вдохновленных апостолов, имевших сверхчеловеческую мудрость в распознавании духов и порицании их, пока даже искренние имеют разные степени развития характера и суждений, нет смысла надеяться, что верующие могут жить вместе в согласии и для взаимного добра. Некомпетентные всегда чувствуют себя самыми компетентными и менее всего готовы руководствоваться суждениями других. Наиболее компетентные наиболее покорны, менее всего склонны к захвату власти и “господству”, необходимому для надлежащего контроля за некомпетентными. Следовательно, опыт и размышления христианского народа приводят к выводу, что общее обладание имуществом, некоторое время практиковавшееся в ранней Церкви (как рассказывает эта лекция), не могло быть полезным для христианского народа в любом другом веке или стране по тем же причинам, по которым оно было безуспешным в ранней Церкви. Когда наступит совершенное, тогда имеющие не только совершенное сердце (волю), но и совершенный ум и тело, смогут должным образом и для общей пользы воспользоваться коммунистическими принципами. Но все люди, имеющие ум и опыт, знают, что такое время еще не наступило. Неудача общины ранней Церкви и неудача многих общин с тех пор является достаточным доказательством этого. (См. статью “Они имели все общим”, R1861).
(33) Очевидно, главной темой речей апостолов было воскресение нашего Господа Иисуса из мертвых и доказательство, свидетельствующее о нескольких вещах: (1) Что Он был одобрен Богом и был Тем, за кого Себя выдавал – Мессией, а не самозванцем; (2) что Его смерть была большой жертвой за грех, выкупной ценой за весь мир; (3) что в Его имени было прощение грехов и вся сила примирения с Отцом; (4) что новая эпоха благодати, милости, прощения грехов заняла место эпохи Закона, эпохи справедливости, и теперь возможно не только принятие Богом через Христа, но и возможен высокий призыв к сонаследованию с Мессией в Его Царстве, которое вскоре будет установлено, в котором все племена земные получат благословение. Апостолы обращали всю силу своего свидетельства именно на это – на воскресение нашего Господа. И более поздняя проповедь апостола Павла не менее выразительна, чем проповедь апостола Петра во время упомянутых событий, потому что он говорит: “А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.. вы еще во грехах ваших.. Притом мы [апостолы] оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если мертвые не воскресают” (1 Кор. 15: 15-18).
(34) Подлинный дух Христа заключается в том, чтобы не позволить нуждающимся переносить лишения в то самое время, когда другие имеют излишки. Апостол Иаков обращает внимание на это, говоря: “А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия?”. И еще божественное Слово говорит нам, что недостаточно выразить сочувствие и добрые пожелания, говоря: “Идите с миром, грейтесь и питайтесь”, – при том не дав того, что для этого нужно. Без сомнения, замысел божественного плана в том, чтобы неравенства настоящего времени – лишения посреди богатства – до некоторой степени сделались возможностью для тех, кто имеет в этом мире достаток, а также испытанием их верности как управителей. Священное Писание уместно спрашивает: “Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?” Поэтому Господнему делу и Господним неимущим иногда позволено переносить лишения с целью испытания тех, кто имеет средства, вверенные им. Тот, кто неверен как управитель земными богатствами, вряд ли должен надеяться, что ему будут вверены духовные сокровища.

ТЕПЕРЬ ОБЩИНА НЕЦЕЛЕСООБРАЗНА

Из данного описания следует, что апостолы не устанавливали общего обладания имуществом в ранней Церкви. Это, скорее, было стихийным порывом верующих, и апостолы под божественным руководством не препятствовали этому, очевидно, с намерением, чтобы история с Ананием и Сапфирой могла предоставить наглядный урок и проиллюстрировать важность посвящения. Пересказчик сначала вспомнил примеры тех, кто искренне посвятил все свое имущество для общего блага. Среди них выделялся Варнава, ставший впоследствии помощником апостола Павла в выполнении большого труда. Однако главными фигурами в этой лекции являются Анания и Сапфира. Господь никому не повелевал отдавать все свое имущество в общую казну, не было никакого требования делать это, хотя оно явилось исключительно разумным служением для всех, кто понимал, что они “куплены [дорогою] ценою”. Бог ищет лишь добровольное посвящение. Анания и его жена видели, как другие делают это, и, возможно, хотели уважения и похвалы, которыми одаривали щедрых жертвователей. Они решили создать себе репутацию между верующими и одновременно скрыть некоторую часть для своих будущих потребностей. Не было ничего плохого в такой мысли отложить для собственного пользования часть от проданного имущества. Зло было в попытке обмануть Церковь, в попытке заставить апостолов и соверующих думать, что они имеют полную веру и полное самоотречение, которое показали некоторые другие. Апостол Петр дает понять, что это было не только ложью перед Церковью, попыткой обмануть Церковь, но, более того, попыткой обмануть Святой Дух.
Наказанием была смерть обоих, потому что муж и жена объединились в обмане. Таким образом Господь, очевидно, хотел научить Церковь: (1) что хотя людей можно обмануть, Бога обмануть нельзя; и (2) что такое мошенничество является отвратительным грехом в Божьих глазах.

УМЕР ЛИ АНАНИЯ ВТОРОЙ СМЕРТЬЮ?

Естественно возникает вопрос: была ли эта смерть Анания и Сапфиры всего лишь немедленным наказанием адамовой смертью, под приговором которой они уже находились, или это было наказание второй смертью, и учит нас, что попытка обмана Святого Духа наказуема Второй Смертью, поэтому нет никакой надежды ни в коем смысле слова для Анания и Сапфиры? Верим, что никто не может удовлетворительно ответить на этот вопрос, потому что факты, связанные с ним, слишком неопределенны. Например, мы не знаем, действительно ли они “перешли из смерти в жизнь” (почитаемым образом от смерти Адама к жизни во Христе). Мы не знаем, было ли у них больше знаний об этом, нежели у тех, которые следовали за Господом и о которых Он говорил, что они ходят за Ним, чтобы иметь хлеб и рыбу. Анания и Сапфира, возможно, никогда не были по-настоящему обращены в своем сердце, а, находясь в грехах, были увлечены возможностями растущей общины и были знакомы с некоторыми из нее. Быть может они думали, что это хорошая возможность устроить свое будущее, и ради положения и места в общине были готовы отдать часть выручки от своего имения. Если таково было состояние их сердец, если в действительности они никогда не приняли Божьей благодати, то, понятно, их смерть была более скорым выполнением общего приговора адамовой смерти, а не Второй Смертью. И мы должны надеяться, что свое время наступит в Тысячелетнем Царстве, когда слепые глаза понимания откроются, и они будут видеть все в полном, ясном и правильном свете с возможностью принять или отвергнуть Божий порядок. Но если они пришли к ясному знанию истины, вкусили небесного дара, стали причастниками святого Духа и затем добровольно согрешили в этом, мы должны понимать, что их смерть была Второй Смертью, наказанием за собственный добровольный проступок. Подробности не изложены, да и не обязательны для повествования. Урок для ранней Церкви и для нас тот же в каждом случае, а именно, что невозможно обмануть Бога, Который видит мысли и намерения сердца.
Весь этот урок убедительно доводит до нашего сведения факт, что каждое “новое творение во Христе” что-то посвятило Господу. Нашим приношением должна быть не просто часть нашего имущества, а все, включая нас самих – наше время, влияние, собственность, – и мы можем возложить это не к ногам апостолов, а к ногам нашего Господа в посвящении. Мы не можем избавиться от мысли, что многие, посвятившие Господу все, пытаются обмануть не только Господа, но и самих себя, отдавая лишь часть того, что посвятили?
В этом состоит важный пункт данного урока для всех из посвященного класса. И слова апостола Петра к Ананию должны быть тщательным образом взвешены и применены каждым, кто высказался о полном посвящении Господу: “Чем ты владел [твое имущество], не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось?” Можем применить это к себе и сказать: “Господь не заставлял меня посвящаться. Это было добровольным, даже если признавалось мною как разумное служение”. Как мы понимаем, Господь считает очень серьезной вещью дать обеты и затем пересмотреть их или пытаться взять обратно то, что мы Ему посвятили.
Не удивительно, что всю Церковь объял большой страх – чувство ответственности, ощущение, что они, заключив завет с Господом, приобщились к серьезному делу. Поэтому апостол говорит посвященным: “Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование,. не оказался кто из вас опоздавшим”.

R2101 (1897 г.)