ВЕЧЕРЯ ВОСПОМИНАНИЯ
Вечеря Воспоминания, как ее установил наш Господь и как ее всегда придерживались апостолы и ранняя Церковь, заняла место Пасхальной Вечери – в четырнадцатый день первого иудейского месяца Ниссана. Этот обычай ранней Церкви все еще поддерживает англиканская, римская, греческая, армянская и другие так называемые “католические” церкви, а также лютеране. После смерти апостолов постепенно появилась приверженность обрядам, которая сильно изменила простое первоначальное пасхальное служение. Затем также получила развитие идея литургии – новой жертвы Христа, как основы для прощения особых грехов. Литургия не является образной жертвой, припоминанием о великой жертве на Голгофе, а означает новую, действительную жертву. Священник особо уполномочен превратить простые составляющие хлеба и вина в настоящее тело и кровь Христа, чтобы затем совершить новую жертву Христа, с новой способностью прощения особых грехов, за которые проводится литургия (жертва). Может показаться, что эти литургии по многих отношениях только дополняют Господнее благословение, преломление хлеба и вино установленной Вечери Воспоминания, и это делается для того, чтобы их можно было праздновать (и так их празднуют) в любое время любого дня и ночи.
Не удивительно, что после тысячи лет ложного толкования и ложной практики в этих направлениях, протестанты, пробудившись и пытаясь искать старые пути, не смогли увидеть всех папских ошибок в этом и других вопросах. Соответственно, даже отвергая папскую литургию (названную в Священном Писании “мерзостью запустения”) как дополнительные жертвы за грехи, и верно считая и научая, что “Он [Христос] одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых” (Евр. 10: 14), они упустили из виду факт, что дополнительные разы того, что они называют “приобщением”, были добавлены ради литургии, и что единственно правильным и указанным временем для празднования смерти нашего Господа является ее годовщина.
Поэтому некоторые празднуют трижды в году, некоторые четырежды, а некоторые еженедельно. Если утверждение “чем чаще, тем лучше” верно, то почему бы не праздновать ежедневно? Хотя мы не можем сказать, что, совершаемое искренне в любое время, оно является мерзостью, наподобие литургии, однако можем быть уверены, что люди сегодня не мудрее нашего Господа и вдохновленных учителей Церкви – апостолов, – и что любое отклонение от первоначально установленного порядка должно иметь неблагоприятные последствия. Данное событие теряет свой вес и значимость вследствие повторений, не связанных с празднуемым фактом. Насколько государственные праздники потеряли бы свою важность, если бы их повторяли от трех до пятидесяти раз в год! Четвертого июля, например, широко празднуют большое событие – учреждение Правительства Соединенных Штатов. Но допустим, что вместо этого его праздновали бы еженедельно или ежеквартально. Разве это не лишило бы праздник его значения и влияния? Бесспорно. То же самое с воспоминанием смерти нашего Господа: его годовщина является единственно обоснованной, установленной возможностью для празднования. Но как только первоисточник был потерян из виду, возобладала общая пренебрежительность и безразличие, и, несмотря на то, что в Священном Писании всегда вспоминается “Вечеря”, ее празднуют, как правило, в обеденное время и лишь изредка или никогда – во время вечери, подобно образцу.
Выражение “Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет”, ошибочно объяснялось многими: “Делайте это так часто, как хотите”. Но ударение должно быть сделано на словах “сей, сию” – “Сколько раз вы празднуете сие ежегодное Воспоминание, установленное нашим Господом, вы возвещаете Его смерть и должны делать так до Его второго пришествия – до тех пор, пока установление Его царства и ваше прославление в нем не выполнит и не довершит все, что символически показано в Воспоминании”.
Когда Господний народ “расспрашивает о путях древних” (Иер. 6: 16), свет настоящей истины простирается дальше, и число празднующих основополагающий факт искупления (великое жертвоприношение за грех) в его годовщину увеличивается. И, возможно, в этом году “сие творить” в память о своем Искупителе в годовщину Его смерти будет даже больше, чем когда-либо после пятого столетия (написано у 1897 г. – прим. ред.).
“Католические” церкви немного изменили метод подсчета годовщины, и они всегда празднуют смерть нашего Господа в пятницу (Большая Пятница), а в воскресенье после нее – воскресение Господа (Пасхальное Воскресенье). Однако ранняя церковь следовала иудейскому обычаю подсчета, не обращая внимания на дни недели, как это делаем мы. Некоторые заявляют, что поскольку иудеи имели неожиданное начало месяца каждой весны с появлением новой луны во время или после весеннего равноденствия, то они имели также неожиданное начало недели с началом Пасхи, которую всегда считали Субботой и новым началом цикла. Как бы там ни было, их Пасхальная неделя по божественному указанию всегда начиналась пятнадцатого дня месяца Ниссан (Быт. 12; Числ. 28: 16, 17).
Однако мы, христиане, не празднуем Пасхальную неделю. Эта неделя найдет свое символическое исполнение вскоре, когда придет слава Царства. Мы празднуем четырнадцатый день, которому иудей уделял мало внимания или не уделял вовсе. Кажется, четырнадцатый день Ниссан следовало праздновать повсеместно, однако иудеям, очевидно, было жаль времени, и они, как правило, переносили вечерю на пятнадцатый день, чтобы получить еще один день для своих дел. Конечно, полагалось заколоть и съесть Пасхального агнца четырнадцатого дня, что и сделали наш Господь и двенадцать апостолов, и наш Господь был распят того же дня. Это обеспечивалось иудейским подсчетом времени, которым каждый день начинается в шесть после полудня (Лев. 23: 5, 6).
Если следовать иудейскому исчислению, четырнадцатое Ниссан в этом году будет начинаться в воскресенье, 13 апреля, в шесть вечера. В восемь часов вечера немногочисленные искренние христиане по всему миру, включая маленькую группу в Аллехейни, будут преломлять хлеб и вкушать плод виноградный воспоминания в знак признательности Тому, Кто возлюбил нас и отдал Себя за нас; в знак нашей общности с Ним и всеми, кто Его, в страданиях и испытаниях настоящего времени; на свидетельство о наших надеждах будущей общности с Ним в славе. Читатель, не присоединишься ли ты к нам в этот час? Сами или небольшими группами, отделенные сотнями миль, мы непременно будем иметь особое благословение. И если мы стремимся к этому, то, без сомнения, будем приглашены находится рядом с нашим Небесным Женихом и получить особое укрепление, чтобы иметь участие в Его кресте и противостоять коварствам дьявола.
Мы не приглашаем, как обычно, на общее собрание в Аллехейни по двум важным причинам: (1) мы находимся в таких условиях, что не можем принимать гостей как раньше; и (2) мы верим, что в целом будет полезно, если каждая маленькая группка соберется вместе. Каждая семья вместе – таков был закон для иудеев, и это кажется нам правильным и полезным.
Как мы раньше обращали внимание, всякий из Господнего народа может, по выбору общества, прислужить символами преломленного тела и пролитой крови нашего Учителя. Разница между “клиром” и “мирянами” – не от Бога, а от людей, склонных ошибаться. Каждый, кто является истинным “учеником”, приглашен принимать, есть, пить и раздавать символы. Конечно, потребовалось бы большое количество полномочий и предписаний, чтобы сделать человека способным “создать Бога” из хлеба и вина, как на то претендуют католические священники; однако нужен только полностью посвященный, покорный верующий, чтобы исполнить что-либо и все, что повелел наш Господь относительно этого замечательного Воспоминания. Поэтому давайте все, кто Его и кто видит красоту Его постановления, подчиняться и “творить сие” в память о Нем. Лучше употреблять пресный хлеб как символ чистоты нашего Господа, свободы от греха, символом которого является закваска. Плодом виноградным может быть вино или (предпочтительно, на наш взгляд) не подвергшийся ферментации виноградный сок, или сок из отварного изюма, поскольку “плод виноградный” – достаточно широкое понятие.
СДЕЛАЙТЕ ПОЛОЖЕННОЕ ПРИГОТОВЛЕНИЕ
В образе только имеющим обрезание разрешалось есть Пасхальную вечерю. Обрезание сердца является исполнением образа, как объясняет апостол, и показывает полное посвящение Господу и отделение от загрязнения плоти и от греха в целом. Заметим также, что никто, кроме этих посвященных, не может быть преломленным с Ним и разделить Его чашу страданий и самоотречения. Лишь они – настоящие “ученики”, приглашенные “творить сие” (См. Матф. 20: 22, 23).
Заметьте также, что даже имеющие “обрезание” должны были очистить свои жилища и удалить грех, который символизировала закваска. Веру в кровь следовало признать публично, помазав дома спереди. Все это представляло жизнь христианина в Евангельском веке. Потребляющие должны быть пилигримами, которые ищут небесной страны. Нашими “горькими травами” являются трудности, преследования, оскорбления и разочарования, которыми сопровождается наша верность Господу. Они лишь заостряют аппетит к нашему Агнцу – Христу, нашей Пасхе (агнцу), заколотой за нас (Исх. 12: 8, 11, 12; 1 Кор. 5: 7). А поскольку по закону ничего не следовало оставить несъеденным от агнца до утра, то это, кажется, образно показывает, что в потреблении представлена привилегия участия в Господней жертве; и эта общность (приобщение) в страданиях ограничена Евангельским веком, о чем также упоминает апостол (1 Кор. 10: 16, 17).
Пусть весь Господний народ испытает себя и убедится, обрезаны ли его сердца, отделены ли они от воли плоти и полностью покорены воле Бога в Христе. Проследим, чтобы мы очистили себя от всякой старой закваски злобы, зависти и склок (1 Кор. 5: 8), чтобы мысли и намерения наших сердец были безукоризненными, приятными, чистыми, а неминуемые слабости были прикрыты драгоценной кровью. Хотя Господь и апостолы не повелевали поститься сорок дней, как имеют обычай многие в “пору великого поста”, и мы осуждаем такие формальные человеческие предписания, тем не менее, верим, что те, которые в качестве приготовления добровольно будут поститься некоторое время, а также будут молиться, получат благословение на основе своей веры, любви и посвящения.
R2115 (1897 г.)