[R2400]
БОРЬБА С БОГОМ
ИЕРЕМИИ 36: 20-32
“Слово Бога нашего пребудет вечно” (Исаии 40: 8).
ИЕРЕМИЯ пророчествовал во дни Иосии и четырех его преемников: Иоахаза, Иоакима, Иехонии и Седекии. Он был примерно одного возраста с Иосией и, похоже, этот реформатор не обращался с ним плохо, хотя, как отмечалось в нашем последнем уроке, его обошли стороной, когда царь искал небесного совета относительно Книги Закона и отмены наказаний за грех, записанных в ней.
Положение Иеремии было особенно тяжелым, ведь, хотя его пророчество, очевидно, имело заметный эффект и оказало большое влияние на царя, князей и народ в очищении земли от идолопоклонства и восстановлении поклонения Иегове, ему все же не было позволено хвалить народ за эти известные реформы и обещать ему возвращение Божественной милости, как это делали лжепророки того времени, и он считался непатриотичным. Напротив, под вдохновением Господа он постоянно указывал Израилю на вопиющие грехи прошлого и их естественную тенденцию оставить Господа и следовать за другими богами в идолопоклонстве. Под разными образами он представляет Израиль совершенно равнодушным к благодеяниям Господа в прошлом, полностью пренебрегающим отношениями Завета, заключенного с ним как с народом, за исключением тех случаев, когда они попадали в беду, когда их покаяние было кратковременным и только из эгоистических побуждений избежать бед, которые навлекло на них их собственное поведение.
Послания Господа устами Иеремии практически не давали надежды на постоянное возвращение Божьей милости в ближайшем будущем; напротив, они предсказывали, что Иуда будет уведен в плен, как и Израиль (десять колен), ее сестра. И как бы подчеркивая эту мысль, Господь сказал Иеремии: “Хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не [приклонится] к народу сему; отгони [их] от лица Моего” (Иер. 15: 1-7).
Таким образом, Иеремия был тем, кого принято считать пророком бедствий – пессимистом. Поэтому неудивительно, что за свое послушание Господу, за свою верность в изречении слова Господа, он попал в большую немилость своих соотечественников, которые, несомненно, высоко почитали бы его, если бы он пророчествовал им о добрых делах, обещаниях грядущих благословений и величия народа. Таким образом, мы видим, что Иеремия столкнулся не только с противодействием идолопоклоннически настроенного народа царства, но и с неприязнью реформаторов его времени, которые считали, что они делают великое дело и должны быть вознаграждены за него, а также иметь послания о Божьей милости.
Мы не можем не отметить удивительное сходство положения Иеремии с положением Божьего народа сегодня, который просвещен настоящей истиной и, как Божьи посланники, возвещает эту истину. Он также с радостью отмечает тот факт, что в настоящее время в христианстве происходит множество больших реформ. Тем не менее, он обязан говорить с божественной точки зрения: “Пророк... у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно” (Иер. 23: 28). Таким образом, говоря слово Господа, он противостоит и опровергает многие причудливые выдумки современных реформаторов, которые напрасно надеются, что в результате цивилизации и благодаря усилиям людей, особенно их партии, все обещанные благословения вот-вот хлынут в мир человечества, и так человеческие усилия установят праведность на земле и благословят всех язычников.
Верные глашатаи Господа в наши дни, подобно Иеремии, обязаны опровергнуть эти причудливые мечты и указать на их необоснованность и небиблейскость, на то, что большая часть нынешнего прогресса, цивилизации, благотворительности и любящей доброты христианства – это лишь внешняя оболочка, приближение к Господу устами, некоторыми внешними формами поведения, в то время как сердца христиан далеки от Него и от закона Нового Завета – совершенной любви к Богу и ближнему.
Современный класс Иеремии обязан указать на то, что все различные усилия, прилагаемые для обращения мира, никогда не приведут к желаемому результату “Да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе”. Напротив, рост населения Земли значительно превосходит рост номинального членства в христианской церкви, так что, как кто-то недавно подсчитал (основывая расчеты на различных переписях населения с 1833 года по настоящее время), при нынешних темпах роста нехристианского мира по сравнению с исповедующим христианство миром, христианство полностью исчезнет с лица Земли в течение семисот лет. По оценкам, каждые десять лет христианство будет терять около одного процента.
И как Иеремия в своей верности Господу был обязан провозгласить грядущее свержение царства, так и народ Господа в настоящее время, имеющий Его слово настоящей истины, не может скрыть или утаить тот факт, что великое время скорби приближается – уже близко, даже у дверей – и что оно будет означать полное уничтожение нынешнего порядка вещей в анархии. По этой причине многие считают нас пессимистами и пророками только плохих вестей. Наши противники в своем ожесточении совершенно не замечают и игнорируют тот факт, что мы в то же время и из того же Слова Господа представляем самый славный оптимизм, который только можно себе представить, и ясно показываем, что приближающееся время является лишь предвестником великого благословения, которое, как обещал Бог, придет ко всем племенам земли, но не через несовершенные силы падших людей, а через совершенные силы нашего славного Господа и Его прославленной Церкви, Его Невесты, которая затем будет с Ним, будет Его сонаследницей в Царстве.
Метод, с помощью которого Господь передавал Свое послание Иеремии и другим ветхозаветным пророкам, четко не описан в Писании, за исключением того, что апостол Петр заявляет, что они “изрекали... будучи движимы Духом Святым”. Многие изучающие Библию упускают этот факт из виду, пытаясь объяснить особые предсказания и т. д. пророков, как будто это были их собственные мысли, результаты их собственных рассуждений, выражение их собственных взглядов или мнений. Совсем наоборот, это были Божьи взгляды, Божьи выражения и Божьи иллюстрации, а пророки просто делали, говорили и писали то, что им указывал Господь. Единственная воля пророков была в том, как мы можем это понять, что они добровольно отдавали себя Господу, чтобы быть Его глашатаями, ведь Господь не стал бы брать в Свои глашатаи и пророки безвольного человека, не находящегося с Ним в согласии.
По нашему мнению, Господь говорил с этими пророками древности примерно так же, как сейчас злые духи говорят со спиритическими медиумами – “ясновидящими”. Другими словами, мы верим, что падшие ангелы, выдающие себя за мертвых, используют определенные каналы человеческой природы, которыми в прошлом пользовался Бог, сообщая истину Своим пророкам.* Однако в качестве защиты в этом вопросе давайте вспомним, что Бог больше не говорит со своим народом таким образом, но закрыл канон своего Откровения, говоря “нам через Сына Своего” и Его особо уполномоченных и наделенных властью апостолов (Евр. 1: 1, 2).
-------------------
*Смотрите “Что говорит Писание о спиритизме?”.
------------------
Наш сегодняшний урок относится ко временам царя Иоакима, сына Иосии. Иеремия был лишен свободы, которой он обладал при жизни царя Иосии, реформатора, и, хотя он не был заключен в темницу, ему было запрещено публично обращаться к народу. Поэтому он принял (несомненно, по божественному указанию) метод, при котором писец записывал его пророчество, и Варух был признан достойным этой службы, хотя прекрасно знал, что это означает потерю благосклонности царя и переход на непопулярную сторону в непопулярном деле. После того, как Варух записал пророчество об Иерусалиме, возвещавшем о его полном свержении от рук Навуходоносора и т. д., он (как представитель Иеремии, которому не разрешалось учить) вошел во двор храма и прочитал пророчество во всеуслышание всему народу, пришедшему туда на поклонение. Некоторые слушали с интересом и удивлением, и в результате пророчество было доведено до сведения царя, чтобы он, как представитель народа, мог предпринять какие-то шаги к покаянию, что могло бы спасти народ от некоторых бедствий, хотя в целом их предотвратить не удалось бы. Когда царь услышал об этом, ему тоже было интересно послушать, но затем он так разгневался и возмутился, посчитав пророчество крайне неправдоподобным, что, взяв нож писца, порезал рукопись на мелкие кусочки и сжег в огне перед собой.
Направляемый Богом путь Иеремии может послужить уроком для Божьего народа сегодня, который должен представить “Настоящую Истину”. Его послание непременно должно быть передано, и, если ему мешают, сдерживают или запрещают говорить его в храме (в номинальных церквях), он должен принять какой-то другой метод представления своего послания вниманию тех, кто стремится поклоняться Господу. Он может делать это либо в письменной, либо в печатной форме. В результате те, кому положено, услышат, но, когда знание о нынешнем состоянии дойдет до сведения власть имущих, они так же неуважительно воспримут это послание и скептически отнесутся к его божественному авторитету. Они могут даже попытаться уничтожить печатные материалы или помешать их распространению, но эти попытки окажутся тщетными, как это было в рассматриваемом случае.
Среди тех, кто присутствовал при уничтожении послания Господа царем, только трое выразили протест, но они не проявили ни возмущения, ни [R2401] сожаления, а просто по-мирски посоветовали царю не быть слишком опрометчивым. Так и сегодня есть те, которые имеют некоторый интерес к настоящей истине, некоторое знание о ней, и которые, тем не менее, опасаясь за свое влияние в мирских церковных и политических кругах, не сделают ничего большего, как только посоветуют быть более умеренными. Тем временем, видя, что творится в сердце царя и как он противодействует посланию, Иеремия и Варух скрылись, или, как сказано в уроке, “Господь спрятал их” – не дал царю, их врагу, найти их. Мы не будем сильно удивлены, если в недалеком будущем не только весть настоящей истины окажется в значительной степени опороченной перед теми, кто занимает высокое положение, но и ее служители и распространители: им также может понадобиться скрыться от несправедливости, но Господь способен защитить их.
Царь мог думать, что он полностью уничтожил послание Господа и аннулировал его, когда сжег свиток, но результат оказался совершенно противоположным. По указанию Господа Иеремия подготовил другую рукопись, содержащую то же пророчество, но с дополнительным содержанием, и царь навлек на себя дополнительную беду в наказание за свою несдержанность.
Все еще можно попытаться уничтожить Божье Слово, но все эти попытки потерпят неудачу: Божье Слово в конце концов восторжествует. Это можно попытаться сделать по-разному:
(1) Отвергая Божье Слово, Библию – извращая ее утверждения и высмеивая их.
(2) Говоря о его истинах непочтительно, связывая их с забавными историями и тем самым ослабляя его влияние на говорящего и слушающих.
(3) Пренебрегая им, оставляя его непрочитанным и неизученным.
(4) Запрещая людям читать Библию, или даже ограничивая или препятствуя исследованию Писания.
(5) Преследуя тех, кто добросовестно проповедует и учит ее, потому что упомянутые толкования противоречат ей.
(6) Искажая Божье Слово, подменяя его учения традициями людей – теологией песенников и вероучений, выдавая их за библейское богословие и, тем самым, искажая Божий характер и план, при этом лишь на словах служа Ему и почитая Его Слово.
(7) Пропуская и игнорируя некоторые учения Писания, потому что они не согласуются с предвзятыми мнениями и предпочтениями, например, учения об избрании, свободной благодати, второй смерти и т. д. и т. п.
Все это – современные методы борьбы с Богом, которые обязательно приведут к наказанию – тьме, божественной немилости.
R2400 (1898 г.)