“ГОСПОДИ! ПОМОГИ МНЕ”
(Матфея 15: 25)
Марка 7: 24-30

После проповеди нашего Господа о хлебе с небес (мы не знаем, как долго после этого) Он и Его ученики отправились на запад, к границе Финикии. Там Он вошел в один дом, явно намереваясь уединиться и, возможно, найти покой и отдых. Но Господа быстро нашла одна мать, родом сирофиникиянка, чьей дочерью овладел демон, и она воспользовалась случаем, чтобы попросить Господа об освобождении своей дочери. Слава об Иисусе и Его чудесах исцеления больных и т. п., очевидно, разошлась по всей окрестности, но при этом стало известно, что Иисус – иудей и Его чудеса и милости ограничены только к Его собственному народу.
Понятно, для веры этой женщины существовали многочисленные препятствия, и сила веры, которая их преодолела, поневоле вызывает восхищение.
(1) Она была чужестранкой, из язычников, к которым Бог не проявлял никакой милости; они “не имели надежды и были безбожники в мире” (Еф. 2: 12). Так вот, придя к Иисусу, она не только преодолела предубеждения своих собственных языческих представлений и правил, полученных с детства, но и всякую гордость и страх быть презренной и отвергнутой как недостойной милости, которую искала.
(2) Как бедная и малограмотная женщина, она, конечно же, очень стеснялась, обращаясь к столь образованному и известному человеку, каким был этот великий пророк Израиля, о Котором она, бесспорно, много слышала.
Несмотря на препятствия, ее любовь к дочери и доверие к Иисусу были такими большими, что она разыскала Его и, по обычаю того времени и тех мест, возвысив голос и, возможно, с плачем “кричала” к Господу о сострадании и помощи в ее горе: “Помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется!” В самом начале она получила отказ, потому что, по описанию в Матфея (15: 23), наш Господь полностью проигнорировал ее, не ответив ни слова. Для многих этого было бы достаточно, чтобы лишиться веры и уйти прочь, плача, но не так было с женщиной. Она не прекращала своих причитаний и настойчивых просьб, и была убеждена, что Господь имеет силу ей помочь и пока не отказался это сделать, а, значит, ее вера не должна слабеть.
Ученикам, кажется, наскучили ее причитания, которые, возможно, длились некоторое время. Иисус и ученики, вероятно, уже оставили дом, в котором временно остановились, и продолжили свое путешествие, а женщина и дальше следовала за ними и умоляла о помощи. Ученики подошли и начали уговаривать Его: “Отпусти ее, потому что кричит за нами!” Но Он ответил и сказал: “Я послан только к погибшим овцам дома Израилева”.
Ответ нашего Господа ученикам, кажется, свидетельствует о том, что апостолы просили, чтобы Он удовлетворил ее просьбу и затем отпустил. Но Его ответ показывает, почему Он медлил. Благословения, которые Он намеревался дать, предназначались для народа, который был в завете с Богом, был образным семенем Авраама, а эта женщина не была из этого народа, который Бог всячески одаривал многими милостями. Она была из языческого народа, с которым Бог не вступал в отношения завета и для которого пока еще не сделал ничего. Наш Господь объяснил это ученикам так, чтобы женщина слышала, очевидно, не только для их и ее пользы, но также, как можем допустить, для нашего наставления.
Хотя выглядело, что Господь не слушает женщину и не желает проявить к ней милость, мы считаем, что более рассудительно допустить, что Он с самого начала полностью понимал ситуацию и избрал способ, который показал бы веру женщины, подготавливая ее к получению желанного благословения.
Здесь мы имеем лекцию о настойчивости в молитве к Господу об освобождении от власти дьявола, независимо от того, проявляется ли она в наших друзьях или в нас самих. Как женщина знала, что безнадежно надеяться искать облегчение из любого другого источника, так мы знаем, что надежда на освобождение от противника возможна только при вмешательстве Господа. Поэтому наша вера, подобно вере этой женщины, должна соответствовать крайности случая и крепко держаться Господа в поисках благословения, которое (поскольку мы имеем большее знание, чем она) Ему будет угодно даровать в свое время и своим способом. “Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?” (Лук. 18: 7). Если в нашем случае Господь не посчитает наилучшим предоставить нам скорый ответ на молитву “И не введи нас в искушение, а избавь нас от лукавого” (Матф. 6: 13, ВоП), то можем быть уверены, что это вовсе не от нехватки заинтересованности в нашем благополучии, ведь разве Он не проявил заинтересованность, искупив нас и призвав к сонаследованию в небесном Царстве? Поэтому, если ответ не придет таким путем или в такое время, как мы склонны надеяться, пусть вера, словно якорь, по-прежнему держится божественной доброты и силы и чрезвычайно великих и драгоценных обетований. Помните, что, согласно этим обетованиям, даже самое продолжительное время (до Тысячелетнего Царства, когда великий противник будет связан и будет дано полное и окончательное освобождение от его власти) не будет длинным не только для нас и тех, кто непосредственно на это надеется, но и для всего “стонущего творения” (ВоП), которое находится под его губительным влиянием.
Услышав причину, почему ее проигнорировали, бедная женщина, вместо того, чтобы впасть в уныние, еще более убедилась, что Иисус имеет силу ей помочь. Упав, как это принято на Востоке, к Его ногам, она, показывая этим все свое повиновение, зависимость и мольбу, обратилась с просьбой: “Господи! помоги мне” (Матф. 15: 23-25). Когда, наконец, наш Господь обратился к бедной женщине, которая припала к Его ногам, умоляя о помощи, Его слова снова были отказом, рассчитанным на то, чтобы привести в уныние человека слабой веры, и, соответственно, укрепить большую веру. Его ответ не содержал ни пренебрежения, ни обиды, ни безразличия к ее горю, потому что в действительности нам хорошо известно, что наш дорогой Господь не имел таких чувств к кому бы то ни было. Все это указывало на заинтересованность и сочувствие, но объясняло причину, почему к ней нельзя относится как к детям в доме, которые должны быть накормлены в первую очередь, раньше собак. Так и о народе, который был в завете с Господом, иудеях, следовало позаботиться в первую очередь – исцелить, обучить и благословить, – до того, как эти благословения в какой-либо мере и каким-либо способом могли распространиться на язычников, которые, по сравнению с домочадцами, были как собаки. Кстати, здесь мы должны заметить, что хотя иудеи часто говорили о собаках с большим пренебрежением, как например, в Отк. 22: 15: “А вне – псы”, и т. д., имея в виду диких собак, которые рыскали селениями и наносили вред, тем не менее иудеи имели привычку держать в доме собак, которых в семье любили и кормили, поэтому слово, употребленное здесь Господом, а также самой женщиной, имело в виду домашних собак, щенков, собак-любимцев, а не собак, которыми брезговали.
Женщина, возобладав над Господним аргументом, стоя на коленях, признала со смирением, что она не считает себя одной из детей, имеющих право на Отцовское благословение, но, как собака под столом, ищет хоть одну кроху божественной милости. Наш Господь, оценив такую большую веру и искренность, сказал: “За это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери”. Вера женщины была такой, какая требовалась, и это демонстрирует факт, что она поверила Господнему слову, оставила свою докучливость и пошла домой, чтобы увидеть то, что сказал Иисус.
Насколько наш случай отличается от всего, что произошло с бедной женщиной. Вместо того, чтобы противостоять нам, Господь любезно позвал нас познать Себя и Свой милостивый план. Мы, в свое время странники, чуждые и посторонние, не только были искуплены драгоценной кровью, но и, заключив завет с Господом, были приняты в Его семью, получили привилегию сесть за Его стол, и Он щедро поставил перед нами, как “пищу во время”, все необычайно великие и драгоценные обетования Своего Слова. Нам не нужно просить о них; они наши, и остается только взять их. Мы попросту должны верою принять их и употреблять. И если бедная женщина из этого описания могла проявить такую веру в Господа и получить такое большое благословение, то это служит доказательством, обильно подтвержденным другими местами Священного Писания, что ничто другое, что мы принесли или можем принести Господу, не может быть более приемлемым в Его глазах, чем вера – вера в Него, в Его силу, в Его любовь и в Его обетования. Каждый, кто не показывает веры, не может возрастать в познании Господа, не может развиваться, не может быть победителем и достичь желанной победы, потому что “сия есть победа, победившая мир, вера наша”, и “без веры угодить Богу невозможно" (1 Иоан 5: 4; Евр. 11: 6).
Кроме милостей, которые Бог даровал нам через Христа, каждый из нас имеет очень мало того, что, на наш взгляд, могло бы оказаться приемлемым для Него. Вера, доверие к Богу, – одна из тех добродетелей сердца, которую мы можем принести Господу и которую Он не отвергнет. Другая – это честность сердца, еще другая – повиновение, осознание и признание нашей полной зависимости от Него. Эти чувства женщина выразила своими поступками и словами. И если они принесли ей божественную милость еще до того, как эта милость могла пожаловать к язычникам, то тем более наше повиновение, наша вера и искренность должны возобладать и побудить нас к тому, чтобы делать угодное Богу, уже принявшему нас в Возлюбленном, вместе с Которым Он весьма рад, если мы принимаем через Господа все богатство Его благодати, обещанное тем, кто Его любит, уважает и слушается и кто Ему доверяет.

R2653 (1900 г.)