ПЯТИДЕСЯТНИЦА – ДЕНЬ ЮБИЛЕЯ
Деяния Апостолов 2: 1-11

“Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину” (Иоанна 16: 13).

Пятидесятница означает пятидесятый. Среди иудеев она было названием одного из важнейших праздников, или религиозных празднований. Как пятидесятый, “юбилейный”, год следовал после цикла семью раз семь лет, так и Пятидесятница, юбилейный день, наступала после цикла семью раз семь дней – после собрания снопа начатков, которые возносились перед Господом как “потрясение”. Этот сноп начатков, очевидно, символизировал нашего Господа в Его воскресении шестнадцатого дня Ниссан – после того, как Он был заклан как Пасхальный Агнец четырнадцатого дня Ниссан (Лев. 23: 5, 6, 15, 16).

В нашей последней лекции мы обратили внимание на факт, что свидетелями вознесения нашего Господа были одиннадцать апостолов, “мужи галилейские”. Им предстояло стать Его особыми представителями; через их слово другие должны были уверовать в то, что Он велел ждать в Иерусалиме, пока они не будут облечены силою свыше. Нынешняя лекция показывает нам, как те же одиннадцать апостолов, следуя Господнему указанию, находились в горнице в состоянии молитвы и ожидания, готовые начать свою миссию кормить Его овец и агнцев. Этому соответствует высказывание, сделанное несколько позже, когда началось проповедование, что “сии говорящие.. все.. галилеяне”. Сказано также, что “Петр же, став с одиннадцатью” (Деян. 2: 7, 14). Мы однозначно не проинформированы, что кто-либо другой присутствовал в то время, но из предыдущих высказываний, что другие (всего около ста двадцати человек) виделись с апостолами и “все они единодушно пребывали в молитве и молении”, можем логично допустить, что они присутствовали в то время, когда в Пятидесятницу был излит Святой Дух, и что все общество крестилось Святым Духом, погрузилось в Святой Дух, когда тот наполнил место, где они собрались. Зато нет никакой весомой причины ставить под сомнение разделяющиеся языки (как бы огненные), – что они почили на ком-то еще, кроме апостолов. Высказывание говорит, что “почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им вещать”. Следующее высказывание гласит, что все говорящие – все, кому дух давал вещать, то есть давал языки, – были галилеяне. В том, что апостолы были особым образом признаны в то время, мы убеждаемся не только из слов нашего Господа, но также из последующего Его откровения, что апостолы занимали особое место, касающееся Его Царства, Его Церкви, которое не принадлежало другим (Иоан. 6: 70; Отк. 21: 14).

Благословение Пятидесятницы означало божественное принятие жертвоприношения за грех, которое наш Господь, завершив его на Голгофе, представил в то время Отцу. Сошествие Святого Духа на посвященных верующих было их зачатием духом к новой природе, подразумевая тем самым, что их осуждение как детей Адама, а также их осуждение под Заветом Закона упразднено, и теперь они приняты в Возлюбленном и считаются детьми Бога, а если детьми, то наследниками Бога, сонаследниками с Иисусом Христом, их Господом, если только они будут страдать с Ним, чтобы вместе с Ним прославиться (Рим. 8: 16, 17).

Как следует из высказывания нашего Господа и Его обетования, это было нечто совершенно новое. Никогда раньше не было подобного излития божественного духа на детей Адама. Действительно, никакое такое принятие и новое зачатие со стороны Бога не было возможным, пока не было совершено и принято жертвоприношение за грех. Что-то очень похожее произошло тогда, когда Святой Дух сошел на нашего Господа во время Его посвящения в крещении в Иордане. Там Он получил святой дух принятия в том же значении, но “без меры”, потому что был совершенным. Зато принявшие этот святой дух в Пятидесятницу, получили его в меру, то есть в ограниченной степени  (Иоан. 3: 34). Хотя все они “исполнились” духом, однако вследствие изъянов и недостатков своего организма они могли получить лишь ограниченную меру, которая отличалась в зависимости от естественного темперамента и т. п.

Божий святой дух действительно проявлялся различным способом раньше, но каждый из этих способов отличался от упомянутого проявления. Например, святая сила Бога парила над водой при сотворении мира (Быт. 1: 2). Также апостол Петр говорит, что “изрекали его [пророчество] святые Божии люди, будучи движимы Духом Святым” – механически (2 Пет. 1: 21). Затем он объясняет, что они не осознавали того, что говорили и о чем писали, потому что сказанное и писаное ими было не для них, а для нас в Евангельском веке. Поэтому мы должны понимать факт, что эпоха духа берет свое начало от Иисуса, когда Ему было тридцать лет. Что касается других, то для освященных она началась в Пятидесятницу, как упоминается в этой лекции. Также не следует думать, что эти излияния Пятидесятницы и крещения нуждались в повторении, потому что Святой Дух, однажды вылитый на Церковь, должен был пребывать, то есть постоянно находиться, с Церковью, а не быть взятым и вылитым повторно. Некоторые пришли к заключению, что были времена, когда Святого Духа в мире вообще не было; но они так думали, потому что смотрели за ним в неверном направлении или под ошибочным влиянием. Бывало, что номинальная церковь, исповедующая только на словах, изобиловала “плевелами” до такой степени, что истинную “пшеницу” не легко было заметить, однако мы убеждены, что Господь никогда не оставался без того или иного свидетельства, и даже в самый темный час средневековья в мире были некоторые из подлинного Божьего народа – представители Тела Христа, а, значит, имеющие Святой Дух, соль земли и свет миру, даже если тьма вокруг была такой большой, а ее влияние – таким могущественным, что нам не найти никакой записи об истинной Церкви, а только записи об отступничестве.

Святой Дух на основании обетования нашего Господа был послан только посвященному классу и должен был находиться среди класса истинной Церкви, “Тела Христа”. Мы и все другие, пришедшие с тех пор к общности и единству с нашим Господом, “Главой Тела, которое есть Церковь”, вошли, таким образом, под влияние Святого Духа, нашего законного удела и привилегии. Этим Духом мы были зачаты к духовной природе и стали наследниками всех необычайно великих и драгоценных обетований, принадлежащих “Телу Христа”.

Вполне закономерно, что предоставление Святого Духа должно было сопровождаться определенным внешним проявлением, манифестацией – не только с целью произвести впечатление и убедить апостолов и раннюю Церковь, но и для пользы тех, кто должен был впоследствии прийти к общению с Церковью. Вера должна иметь под собой основу, доказательство первоначального прямого признания жертвы Спасителя и божественного принятия посвященных, имевших к Нему доверие. Внезапный ветер должен был представлять Святой Дух, потому что слова “дух” и “ветер” происходят от того же греческого слова, и ветер является наилучшей иллюстрацией Божьего духа, потому что он производит сильное влияние и в то же время невидим. Разделенные, расщепленные языки, “как бы огненные”, как свет, также подходят как символы, чтобы показать Церкви нечто о божественной силе, сошедшей на нее.

В виде языка эта сила представляла влияние, которое Бог должен был употребить в Евангельском веке как орудие Своего духа для выполнения задуманного в настоящее время, потому что “Богу благоугодно было неразумностью проповеди спасти тех, кто верит” (1 Кор. 1: 21, ВоП). Такой путь проповедования не является неразумным, потому что это Божий путь, однако этот путь для осуществления дела настолько отличается от того, что способен избрать телесный человек, что он может показаться ему неразумным. Действительно, в начале века языки, проповедование, были заменены среди Господнего народа на чудесные “дары”, но они, как объясняет апостол, не предназначались напостоянно (1 Кор. 13: 8). Поэтому, когда апостолы, как единственные, имевшие власть передавать эти дары, умерли, дары сами по себе постепенно исчезли. С тех пор словесное проповедование было практически единственным орудием, которое Господь употреблял для Своего большого труда призвания и освящения особенного народа, чтобы тот был Невестой, Царственным Священством, Телом Христа.

Некоторые неверно сопоставили огненный вид этих языков с пророчеством Иоанна Крестителя о Христе, говорящем: “Он будет крестить вас Духом Святым и огнем” (Матф. 3: 11, 12). Слова Иоанна были обращены не к ученикам, а к пестрому обществу слушателей, где некоторые были подлинно израильтянами, а некоторые, по Его словам, порождением ехидны. Благословение Пятидесятницы на самом деле было исполнением части предсказания Иоанна, а именно, крещением святым духом (Деян. 1: 5), но не исполнением последней части его пророчества о крещении огнем. Горница, в которой собрались ученики, не наполнилась огнем, и они не погрузились в него – то ли буквально, то ли образно. Расщепленные языки, появившиеся над их головами, не были огнем, а светом, подходящим символом святого духа, а также посланием света, истины и благословения, которое апостолы проповедовали. Крещение огнем, предсказанное Иоанном, наступило позже, но не для верных Израиля, а для класса, которому Иоанн дал определение “порождения ехиднины”, о котором апостол Павел говорит: “Но пришел на них гнев до конца” (ВоП). Скорбь, разрушительная скорбь, огненная скорбь, в которую образно погрузился и в которой крестился весь народ (закончившаяся в 70 г. н. э. и ставшая свидетелем уничтожения миллионов жизней и имений и полностью свергшая государственный строй Израиля), была полноценным исполнением предсказания Иоанна о крещении огнем.

Тот факт, что сошествие Святого Духа на апостолов сопровождалось чудесными проявлениями, то есть дарами, языками и так далее, никоим образом не является доказательством большей благосклонности Бога к ранней Церкви, имевшей такие дары, чем к Господнему народу более поздних дней, когда эти дары прекратились, потому что, как обращает внимание апостол, для некоторых было возможным иметь эти дары без наличия значительной меры духа Господа. Он говорит: “Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто” (1 Кор. 13: 1, 2). Поэтому мы должны оценивать любовь к Господу, к братьям и к ближним – деятельную любовь, которая делает так, как того желает и как об этом говорит, – наилучшим доказательством приемлемого состояния для Господа, наилучшим доказательством наполнения Его Святым Духом, – намного лучшим доказательством, чем наличие упомянутых “даров”. Поэтому намного большими, намного более ценными дарами Духа являются дары, которые Дух развивает в нас –  плоды Духа – радость, мир, вера, любовь и т. п.

Новости об удивительных проявлениях божественной силы быстро разлетелись по городу Иерусалиму, в котором, кроме его постоянных жителей, в это время года находились пришельцы из всех близлежащих краев, разговаривавшие на разных языках и диалектах. Это дало возможность смиренным ученикам Господа, “людям некнижным”, начать свой большой труд, для которого они теперь были полностью уполномочены и наделены силой. Вполне возможно, что этим даром языков Господь компенсировал Своим ученикам отсутствие лучшего образования и сделал пригодными к упомянутому труду. Во всяком случае, мы не только видим, что они сумели говорить проповедь на разных языках, но и позже, когда они путешествовали по разным землям, мы не встречаем ни одного упоминания о трудностях, с которыми они могли столкнуться относительно языков или диалектов, хотя таких были предостаточно среди разных классов и народов.

Наплыв народа в Иерусалим для участия в празднике имел религиозный характер: наиболее религиозные иудеи из всех близлежащих стран и народов (где проживало больше иудеев, чем в Палестине) собрались по этому случаю засвидетельствовать почет Господу, воздать благодарность и молиться об обещанных благословениях и Царстве. В дополнение к этому у многих наиболее религиозных лиц был обычай отправляться в Иерусалим в преклонном возрасте, чтобы там умереть. Следовательно, видим, что Господние замыслы и человеческие замыслы, какие Его провидение восприняло благосклонно, сотрудничали в то время для успешного представления доброй вести о том, что Мессия пришел; что Он искупил Израиль и мир согласно пророкам и образам; что Он взошел к Отцу как великий Первосвященник Своего народа; что это благословение Пятидесятницы представляло божественную милость, данную через Него и открытую для всех, действительно принявших Его и ставших Его последователями – учениками. Когда мы смотрим на класс слушателей и на чудесную силу, почившую на говорящих, нас не удивляет, что за такое короткое время обратилось так много – три тысячи (Деян. 2: 41).

Нам дано лишь небольшое описание проповедования, а именно: выдержка из проповеди Петра. Однако, исходя из числа обращенных, становится очевидным, что в этом служении были задействованы все апостолы. Итог их проповедования приведен в стихе 11, где показано, как слушающие говорят: “Слышим их нашими языками говорящих о великих [делах] Божиих”. Все эти великие дела, как нами упоминалось, касались смерти и воскресения нашего Господа, а также Его поручения Своим апостолам, которое они теперь выполняли. Действительно, сказано, что апостолы употребляли и другие слова: “Спасайтесь от рода сего развращенного”, – тем самым давая понять об осуждении иудейской церкви и государственности и об огне божественного гнева, скорби, который вскоре должен был прийти на них.

Но главной частью их проповедей были не тирады в адрес иудеев, но изложение замечательных черт божественного плана. Даже обвиняя правителей и народ в большом преступлении, которое они совершили, распяв Иисуса, апостолы представили это по возможности более доброжелательно, говоря: “Впрочем я знаю.. что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению”. В этом мы имеем ценный урок для всех последователей Христа, которые проповедуют в Его имени и хотели бы вывести души из тьмы заблуждения к общности с Богом. Правильное, эффективное проповедование сегодня, как и тогда, это проповедование, которое рассказывает о замечательных Божьих делах в искуплении человека, а не бросает упреки в адрес номинальной церкви, даже если необходимо время от времени обратить внимание на ошибки Вавилона, как апостолы указывали на ошибки иудаизма. Наш путь, как их путь, должен быть очень умеренным и доброжелательным, а речь – простой, “говоря истину в любви” (Кас.).

Жатвенный труд настоящего времени во многом напоминает сбор урожая в Израиле. Сегодня, как и тогда, те, к кому обращается Святой Дух, являются подлинно израильтянами – “людьми набожными, из всякого народа под небом”. То, что это действительно направление, которым Святой Дух руководит жатвенным трудом, видно с того, что, согласно одному из требований этого труда, мы не должны следовать за пьяницами, блудниками, аферистами, ворами и проходимцами, а должны стремиться кормить Господние овцы и агнцы – пытаться представлять настоящую истину, пищу во время, набожным людям из всякого народа. Такова, верим, Божья воля для нас. Поэтому мы советуем всякому из Господнего народа, если он пытается возвещать благодать Бога, помнить слова Господа, что мы должны кормить Его овцы и Его агнцы, а не тратить время попусту с козлами и волками, как только мы заметили их нрав, – разве что это делается для того, чтобы их прогнать или показать овцам их настоящий характер.

Наше поручение – “ благовествовать” покорным, а не упрямым и притворным; перевязывать сокрушенных сердцем, а не пытаться разбивать твердые сердца. У Господа есть Свой план как обращаться с каменными сердцами во время скорби, которое уже рядом, а также в Тысячелетнем веке, в котором будет употреблена необходимая сила, чтобы укротить зло и открыть глаза и уши понимания. Сегодня наше поручение – идти к тем, кто имеет уши. “Если кто имеет уши слышать, да слышит”. Того, у кого нет ушей, чтобы слушать это послание, и нет сердца, чтобы оценить его красоту, не надо убеждать или спорить с ним, но мудро и спокойно оставить его собственному невежеству и ослеплению, пока не придет Господнее время рассеять пелену тьмы, густой мрак, который сатана навел на людей. Лучше тех, кто не показывает никакого оценивания благодати Бога, оставить в неведении и оковах суеверия, потому что если бы в настоящее время их суеверие ослабело, это не принесло бы им никакой пользы, и даже было бы во вред другим. Помните, что Евангельское послание должно собрать особенный Господний народ, малое стадо. Что касается мира, это Евангелие сегодня дается лишь во “свидетельство”.

R2819 (1901 г.)