ПРЕБЫВАНИЕ В БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ ИМЕЕТ СВОИ УСЛОВИЯ
“Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви” (Иоанна 15: 10).
Поскольку все человечество отчуждено от своего Творца через грех и его осуждение, применение кем-либо этого стиха к себе означает, что он уже познал Божью благодать во Христе, принял часть ее для себя через веру и получил доступ к Божьей любви как один из сыновей Бога, зачатых святым духом. Это важный вопрос, который очень многие не понимают, думая, что они могут хранить себя в божественной любви и под защитой божественной опеки, не выполнив сначала условия доступа к членству в Господней семье. Существуют только одна дверь, чтобы “получить доступ к той благодати, в которой стоим и [как Божьи сыны] хвалимся надеждою славы Божией”, и это – дверь веры и принятия примирения, совершенного для нас нашим Искупителем ценой Его жертвы на Голгофе. Если кто-то пытается попасть в Божью семью иным способом, “тот вор и разбойник”: он отвергает единственный путь и единственное имя под небом, данное человекам, которым надлежало бы нам спастись (Рим. 5: 1, 2; Деян. 4: 12).
Но наш стих, как и все стихи Священного Писания, обращен к Господним людям, которые когда-то были “чадами гнева, как и прочие”, но вошли в божественную милость указанным путем. Этот стих обращает наше внимание на то, что необходимо после того, как мы полностью обратились, как мы посвятились, Господу. Это свидетельство того, что вхождение в Божью любовь никоим образом не конец христианского пути, а только начало. С тех пор как мы ступили на этот путь, Господь дает нам заповеди как Своим сынам и надеется, что мы покажем дух верного сыновнего послушания – полного повиновения сердца, намерений, столь полного повиновения, чтобы по возможности держать плоть в подчинении. Кто не желает учиться или подчиниться этим заповедям Господа, тот показывает недостаток истинного сыновнего духа и признает себя негодным считаться или быть воспринимаемым как Божий сын. С такой точки зрения Господние заповеди для тех, кто посвятился и вошел в Его духовно зачатую семью, являются испытаниями, которые показывают, достойны ли они божественных милостей и обетований, обещанных верным победителям.
Цель этих испытаний ясна с тех пор, как мы начали понимать божественный план веков – осознавать, каким образом Господь проводит сейчас выбор царственного священства, чтобы оно было сонаследником с Христом, великим Царем, и присоединилось к великому труду помощи, руководства, благословения и поднятия человечества в назначенном Богом времени, в “день суда” мира, в Тысячелетний век. Совершенно очевидно, что божественный закон необходим на небе и на земле, чтобы могла исполниться Божья воля – чтобы возобладала праведность, истина и любовь. Очевидно также, что те, кому не очень нравятся принципы праведности, изложенные в Господних заповедях, – кто не желает и не стремится подчиниться им, – не подходят для использования Господом в деле внедрения божественных законов в течение Тысячелетнего века и помощи человечеству познать их праведность и те благословения, которые последуют в результате их соблюдения.
КАКИЕ ЭТО ЗАПОВЕДИ?
Мы, понятно, спрашиваем: что же это за заповеди, исполнение которых сопровождается такими знаменательными результатами, а пренебрежение означает потерю любви и благосклонности нашего Искупителя, а, значит, потерю всех благословений, особо приготовленных для любящих Его? Отвечаем, что изложение этих заповедей нашим Господом сжато объединяет их в одно слово – Любовь. Изучая этот вопрос, мы выявляем, что он имеет две части: любовь к Богу и любовь к нашим ближним. Если эта примета, эта черта – Любовь – не развита в нас настолько, чтобы стать контролирующим влиянием на наш ум, мы не можем рассчитывать на Господнюю милость. Да, Он не надеется собрать спелые гроздья с новой лозы, когда она только появилась. Великий Виноградарь (1 Кор. 3: 9) ожидает постепенного развития плода, если после появления побега Он видит на нем многообещающую почку, которая быстро развивается и превращается в цветок винограда. Однако вскоре после нашего союза с Ним Господь надеется на признаки плодоношения любви, и любая задержка в развитии этого плода указывает на соответствующий недостаток в любви и понимании с нашей стороны и, пожалуй, свидетельствует о недостаточной любви к истине и ее принципам. В результате Господняя любовь к нам будет соответственно меньше, чем в случае нашего более быстрого прогресса.
Любовь обязательно должна согласовываться со справедливостью, потому что закон, Господние требования основываются на справедливости – “основании престола Его”. Следовательно, мы должны рассматривать заповеди Господа с такой точки зрения и в первую очередь заботиться о том, чтобы наша любовь к Богу была справедливой: должны признать, что мы задолжали Ему любовь, преданность, благодарность за все то, что Он сделал и обещает еще сделать для нас. Справедливость призывает к полному любви и уважения повиновению Господу. То же самое касается нашей любви к ближним. Справедливость, а также уважение к требованиям нашего Небесного Отца призывает нас делать хорошо нашему ближнему – делать ему то, что мы хотели бы, чтобы он сделал нам. Это, конечно, не более чем абсолютная справедливость, однако в этом и есть сама суть и дух божественного закона любви. И хоть справедливость является первой чертой заповеди любви, это не конец ее требований: она требует, чтобы наша любовь, выходя за пределы строгой справедливости, побуждала нас к милосердию и прощению. И в таком проявлении милосердия мы только копируем божественную любовь, потому что наш Небесный Отец поступает со всеми Своими созданиями не только по справедливости, но, следуя дальше, за пределы справедливости, Он в Своем большом сочувствии и милосердии предоставил в Иисусе Христе Искупителя за грешников. Конечно, Он это предвидел не нарушая Своей справедливости, но если речь идет о нас, то может показаться, будто из любви и сочувствия, помогая нам, Он пренебрег справедливостью. Поэтому в наших отношениях с другими, которые, как и мы, грешны и несовершенны, мы должны помнить об этой черте и быть не только справедливыми к ним, но и милосердными, благородными, любезными даже к неблагодарным, чтобы нам быть детьми нашего Отца на небесах.
Господь через пророка высказывает мысль о том, каким образом можно разделить закон любви и как этот закон охватывает все, что требуется от христианского характера. Он говорит: “Чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим” (Мих. 6: 8). Все согласятся, что это очень разумные требования, и, понятно, Бог не может требовать меньше от тех, кого Он обучает с целью судить мир в будущем. Однако все три качества, перечисленные пророком, содержатся в одном слове любовь. Любовь требует, чтобы мы поступали справедливо с нашими соседями, с нашими братьями, с нашими семьями, с самими собой, чтобы мы стремились развивать умение уважать права других – их физические права, их моральные и интеллектуальные права, их свободы, и, чтобы, уважая, мы никоим образом не пытались их приуменьшить или отрицать.
“Любить дела милосердия” – это идти дальше требований любящей справедливости и с удовольствием поступаться личными правами и привилегиями в интересах других, когда это не касается принципов. Это означает готовность прощать ошибки других – нежелание быть слишком требовательными к другим и, наоборот, желание быть очень требовательными к своему поведению с другими. Смиренномудренно ходить перед Богом также входит в заповедь любви, потому что если кто-то любит своего Создателя и ценит все задуманное Им для Его созданий (в обыденных и духовных вещах), он будет любить и ценить Бога в ответ. А имея такое правильное представление о величии Всевышнего и о своей собственной мизерности и неполноценности (разве что с божественной благодатью), он действительно будет склонен смиренно ходить с Господом, не ища собственных путей, но с доверием пытаясь идти путем, обозначенным Господом – будет следовать за Иисусом.
Тот же апостол Иоанн, который записал слова нашего Господа из нашего стиха, объясняет дальше тему любви Бога и Христа, говоря: “Ибо это есть любовь к Богу [то есть это показывает, демонстрирует нашу любовь к Богу], чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки” (1 Иоан. 5: 3). Это ведет к мысли, что Господь не только надеется на соблюдение нами Его заповедей любви к Нему и братьям, но надеется также, что мы, придерживаясь их, будем настолько оценивать заповеди и принципы, лежащие в их основе, что будем восхищаться ими – не только потому, что это Божьи заповеди, но и потому, что они праведны, хороши, правильны. Эту мысль апостол выражает словами: “заповеди Его нетяжки”. Одно дело исполнять божественные заповеди или пытаться это делать, при этом чувствуя некоторое ограничение, нехватку свободы, принуждение, обязанность и т.п., и другое дело подчиняться им с радостью.
Вполне оправданно надеяться, что такой дух будет в начале жизненного пути Господнего народа, когда мы пытаемся соблюдать Его заповеди; но мы должны надеяться также, что в меру нашего роста в благодати, знании и любви все эти ощущения ограничения, обязанности и т.п. будут исчезать. Вместо этого мы должны охотно исполнять Господнюю волю, охотно соблюдать Его заповеди любви, охотно поступать справедливо, любить милосердие, ходить смиренномудренно перед Богом, чтобы в нас совершенно отсутствовало ощущение, что Господние заповеди тяжелы, обременительны, изнурительны. Это высший уровень христианского развития, и его можно найти только в тех, кто в действительности стал копией дорогого Божьего Сына, в ком дух Отца развился и обильно принес зрелые плоды духа: кротость, терпение, доброту, братолюбие, любовь.
Возвращаясь к нашему стиху, мы замечаем, что слова нашего Господа подразумевают то же самое: необходимость повиноваться заповедям любви и стремление достичь такого роста, который отделил бы от любого ощущения рабской зависимости или отягчения. Слова нашего Господа, которые это показывают, находятся в последней части стиха: “как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви”.
Когда мы смотрим в прошлое на красивый характер нашего Господа Иисуса и видим Его любовь к праведности, к истине, а также Его готовность повиноваться замыслам Своего Отца – даже до смерти, – нам абсолютно понятно, что наш дорогой Учитель любил те принципы, которые стоят за заповедями Отца. Он слушался Отца не из принуждения, не из-за страха, но из совершенной любви. Будучи в состоянии осмыслить заповеди Отца (не как тягостные), Он имел чувства, которые выражены словами, вмещенными пророком в Его уста: “Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце” (Пс. 39: 9). По словам Господа, для того чтобы пребывать в Его любви, мы должны достичь такого состояния сердца, которое Он имел – любовь к Отцовским путям, к принципам праведности и правды. Сначала мы можем находиться в Его любви на других условиях, чувствуя своей любовью определенные ограничения Его заповеди любви, но, возрастая в знании, мы должны возрастать в благодати и перерасти эти настроения – обрести Господний дух и соответствующие чувства. В результате, повиновение Господу будет желанием нашего сердца, а любая неудача исполнить Его волю будет вызывать боль, омрачение, появление земного облака, которое скрывает от нас улыбку Отца.
Видя глубину требований нашего Господа, многие будут склонны говорить: – О да, это правда, что мы обязаны достичь такого сходства с характером нашего Господа, но это преобразование и обновление ума не наше дело, а Господнее: Он должен сделать это за нас, иначе оно никогда не будет сделано. Мы отвечаем, что это отчасти верно и отчасти ошибочно. Действительно, когда мы рассматриваем себя, какие мы слабые и несовершенные по старой природе, по плоти, у нас есть весомая причина для отчаяния и вывода, что мы никогда не сможем достичь такого большого преобразования от самолюбия к любви собственными силами. Правда и то, что Господь предлагает “производить в нас и хотение и действие по [Своему] благоволению” (Фил. 2: 13). Но и мы имеем груз ответственности в том, чтобы побеждать. Со своей стороны Господь предоставляет нам путь, истину и жизнь – средства, с помощью которых мы можем достичь состояния, к которому Он нас призвал; но с нашей стороны мы должны использовать эти средства, чтобы получить награду.
Господь позаботился о нашем оправдании, о нашем примирении с Ним, о нашем принятии к сыновнему положению, о нашем помазании святым духом, о том, чтобы наставить нас словом благодати, словом обетования: Он производит в нас хотение и действие посредством великих и драгоценных обетований, славных надежд и наград, привязанных к ним. Но то, какой труд будет выполнен в нас и какие будут результаты, достигнутые благодаря этим обетованиям, зависит от нас. Если от нас зависело, войдем ли мы в благодать, которую Он предусмотрел для нас, и мы могли остаться в стороне от Божьей любви, отвергнув или проигнорировав предложение Его милосердия и любви, то мы можем также пренебречь словом Его обетования и различными средствами благодати, которые Он предоставляет для нашего укрепления, утверждения и созидания в знании и благодати истины. Пренебрегши тем, что Он дает, мы, соответственно, не можем находиться в Его любви – не можем получать обещанные милости. Апостол имеет это в виду, когда говорит:
“СОХРАНЯЙТЕ СЕБЯ В ЛЮБВИ БОЖИЕЙ” (ИУДЫ 21)
В чем же заключается суть выявленного только что нами божественного указания? В следующем:
1) Наши сердца с самого начала должны осознать недостатки собственной плоти и обращаться к Господу за нужной помощью, чтобы пребывать в Его любви.
2) Следует старательно исследовать великие и драгоценные обетования, чтобы они могли быть в нас “силой Божьей” для добра, сохраняя нас в знании Господа и в Его любви через повиновение,.
3) Это знание принесет нам пользу лишь тогда, когда мы внедрим его на деле и будем пытаться контролировать наш ум, наши мысли, наши слова и, насколько возможно, все наши поступки в жизни в соответствии с этим критерием, который Бог дал нам как идеал через Свое Слово. Мы должны помнить, что если бы мы имели все знание, но не имели любви, это нам ничего не даст. Но следует помнить также, что в божественном устройстве кажется невозможным, чтобы наше знание намного опережало наше повиновение тому, что нам уже известно.
4) Мы должны ценить каждое обнаруженное доказательство (в себе или в других) такого роста в повиновении закону Бога – закону любви в совокупности со справедливостью, милосердием и почтением.
5) Нам не следует ожидать полноценной радости при выполнении воли Отца в начале нашего пути, да и чувствовать разочарование тоже не надо, если начальным мотивом будет преимущественно любовь из долга вместо любви к принципам. Мы должны стремиться получить из Господней руки дальнейшее благословение и дальнейшее пополнение Его духом любви. Мы должны стремиться изучать и принимать ключевые принципы, на основе которых Господь правит Вселенной, и должны стараться привести наши сердца к одобрительному согласию с этим законом, принципом и духом праведности. Мы должны помнить, что наше недостаточное понимание принципов праведности в значительной степени объясняется нашим неведением; и следует надеяться, что по мере познания Господа и лучшего восприятия Его плана, глаза нашего понимания будут открываться шире, и для нас будет возможно не только “постигнуть со всеми святыми”, но и оценить принципы, которые лежат в основе и представляют божественный закон любви.
Таким образом мы можем ежедневно и ежечасно беречь себя в Господней любви через повиновение принципам праведности и растущую любовь к ним. Надо радоваться всему происходящему в жизни – ее испытаниям, трудностям, печалям, разочарованиям и т.п. не меньше, чем ее удовольствиям, если через любое из них или через все Господь учит нас и дает нам более ясное виденье наших недостатков и еще более ясное виденье того совершенного закона свободы и любви, который Он установил и которому требует верно подчиняться всем сердцем.
R3020 (1902 г.)