ДОБРЫЙ ЛЕКАРЬ
Марка 1: 21-34
“И Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их” (Луки 4: 40).
Хотя Симон Петр и Андрей были уроженцами Вифсаиды, несколько миль к северу от Капернаума (Иоан. 1: 44), они, очевидно, поселились в последнем, возможно потому, что он был более многолюдным и более благоприятствовал их занятию. Когда Петр, Андрей, Иаков и Иоанн приняли приглашение Господа стать ловцами людей, они не сразу оставили дом. Несколько часов, а то и дней прошло между приключением во время ловли рыбы и повествованием этой лекции. Наступила суббота, и Иисус с четырьмя учениками пошел в синагогу, где Его узнали и позволили учить. В синагогах давних времен каждый, кто имел соответствующее образование и веру в Священное Писание, имел большую свободу для высказывания своих взглядов. В некоторых отношениях эта большая свобода была даже более благоприятной для Истины, чем нынешние приписные методы христианства, в котором каждая группа или секта удерживает абсолютный контроль и отвергает свободную дискуссию по поводу своих догм, а также Священного Писания. Господний народ должен внимательно следить за возможностями Господнего дня, чтобы они не способствовали разрушению веры со стороны тех, кто отвергает Божье Слово. В то же время благословение Господнего дня, чистота Истины и ясность веры, без сомнения, получат еще больший стимул благодаря полной свободе дискуссии о значении Священного Писания, проводимой почтительным образом.
В очень немногих церковных собраниях настоящего времени нашему Господу Иисусу предоставили бы возможность изложить Свои учения. Он не мог бы и не принял бы полномочий от какого-либо вероисповедания христианства, потому что не мог бы одобрить и не одобрил бы никакого из их вероучений в целом; следовательно, в нашем просвещенном двадцатом веке Его бы лишили любой возможности провозглашать Истину таким способом. Похоже те, которые прочно держатся Его слова и по похожим причинам не могут полностью одобрять вероучения христианства, лишены возможности представлять Истину в синагогах настоящего времени и вынуждены использовать другие методы, чтобы найти путь к Господним овцам с посланием великого Царя, понять которое пришла пора. Однако Господь весьма обильно благословил и использовал эти усилия вне синагог, особенно печатные издания, “DAWN”, брошюры, “WATCH TOWER” и т. д.
Учение нашего Господа произвело впечатление на Его слушателей как рассудительное и положительное; и это одна из характерных черт Истины сегодня. Господнее послание столь понятно и убедительно, что его нельзя отрицать. Оно обращается к уму, а также к сердцу трезвомыслящих людей сегодня, как и в то время. И наоборот, общая смесь ошибок, которой держались книжники, фарисеи и законоучителя, и которой сегодня держатся различные вероисповедания католицизма и протестантизма и их доктора богословия, является запутанной, невыразительной, противоречивой и, как правило, неудовлетворительной.
ДЬЯВОЛ ПОСЕЩАЕТ ЦЕРКОВЬ
Дьявол посещал Церковь тогда и нередко делает это сейчас, и как противодействовал проповедованию Истины тогда, так и сегодня. Однако присутствующие в синагоге в Капернауме были, по-видимому, благороднее, чем в синагоге Назарета, которые скрежетали зубами на нашего Господа и пытались лишить Его жизни. В этом случае большинство народа меньше находилось под влиянием сатаны, хотя некоторыми из них определенно овладел демоном, названный здесь “духом нечистым”. Мы ничего не знаем о проповеди нашего Господа, но из факта, что эта проповедь так возбудила демона, можем сделать вывод, что Господь объяснял людям о происхождении греха и о силе сатаны и падших ангелов относительно человечества; о том, как все эти нисходящие тенденции все более и более вредили человеку и как им нужно было оказывать сопротивление; о том, как нужно было искать божественное общение и единство; о том, как покаяние, исправление и противостояние злу необходимо для физического здоровья и для того, чтобы еще более приблизиться к нашему Богу.
Демон – один из падших ангелов времен потопа, – упомянутый Иудой и Петром (Иуд. 6, 7; 2 Пет. 2: 4), считал, что Господние учения осуждали его и тех, кто участвовал с ним во зле, поэтому начал кричать, используя уста бесноватого. Бесспорно, падшие ангелы, хотя и сдерживаются цепями тьмы, что не позволяет им до определенного времени выявить себя человечеству, имеют связь друг с другом и хорошо осознают происходящее в целом. Как сатана признал Иисуса, когда искушал Его, так все падшие ангелы знали, что Божий Святой стал человеком с целью искупить, приобрести и восстановить человечество из падшего состояния, в которое его ввела лживая амбиция сатаны. Очевидно, также эти демоны имели некоторое знание о божественных временах и сроках, хотя нет смысла предполагать, что они имели какое-то особенное или конкретное знание, потому что наш Господь сказал, что в то время ни Он Сам, ни святые ангелы не знали дня и часа Его прихода в славе и установления Его Царства. Поэтому, невозможно, чтобы падшие ангелы знали что-то больше на эту тему. Однако есть большая разница между тем, чтобы не знать точного дня или часа, и тем, чтобы не иметь никакого понятия о них. Очевидно, этот демон понимал, что время, когда сила сатаны и всех падших ангелов будет обречена на свержение, еще далеко впереди.
“ОЧИСТИТЕ СЕБЯ, НОСЯЩИЕ СОСУДЫ ГОСПОДНИ”
Свидетельство демона казалось почтительным, и некоторые могли сделать вывод, что это было свидетельство в пользу Господа. Однако Иисус не желал принимать такое свидетельство из такого источника, точно так же как апостол Павел не желал принимать свидетельство от беснующейся женщины, которая говорила о Павле и Силе: “Эти люди – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения!” (Деян. 16: 17). Божественный метод, очевидно, в том, чтобы сделать четкое разделение между слугами Бога и слугами зла. Привилегия свидетельствовать о Боге или быть послом Истины является милостью, предназначенной для Господнего народа. Он не хочет видеть ни лукавого, ни падших демонов, ни злых мужчин или женщин среди говорящих благую весть. Господний народ должен внимательно учесть это и отвергать служение всякого, кто не дает доказательства того, что он находится в сердечном союзе с Господом. “Грешнику же говорит Бог: «Что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя»” (Пс. 49: 16, 17). Спиритуалисты, организаторы сеансов транса и гипноза, представители Христианской Науки и т. п. охотно ассоциируют себя в той или иной степени с именем Иисус, стремясь выглядеть слугами света. Но все дети света должны быть как можно осторожнее с теми, которые, какими бы искренними иногда они не казались, несомненно, являются орудиями князя тьмы, который переодевается в ангела света, чтобы обманывать и вводить в заблуждение детей света – детей Бога.
Но кто-то спросит: не говорит ли Иисус “И больше сих [дела] сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду”? Разве эти слова не подлинны? Да, отвечаем мы, это истинные и самые замечательные слова, но как они исполнились? Совершал ли кто-нибудь из Господних учеников чудеса, больше тех, которые совершал Иисус, скажем, исцеления физических болезней? Конечно, нет! Мы не имеем ни одной записи о делах такого рода, превосходящих то, о чем записано в Евангелиях. Делал ли кто-то из Господних учеников когда-либо по линии тела такие же большие чудеса, какие делал Иисус? Пробудил ли кто-нибудь из них когда-либо мертвого? Бесспорно, никто не совершил такого замечательного поступка, кроме апостолов. Так что же мог иметь в виду наш Господь под этим выражением?
“БОЛЬШЕ СИХ [ДЕЛА] СОТВОРИТЕ”
Мы отвечаем, что в нашей последней лекции мы увидели, что во время Своей миссии Иисус имел дело лишь с телесными людьми и не мог сообщить телесному человеку духовные (небесные) вещи, разве что в притчах и неясных высказываниях, которые, однако, не могли стать полностью понятными до Пятидесятницы, когда наступило просвещение Святым Духом. На наш взгляд, значительно большие дела, которые совершали Господние последователи после вознесения, были делами, имеющими отношение скорее к сердцам людей, чем к их телам. Все творение стонет и мучается в физических недомоганиях, но самые худшие стоны и боли возникают от душевных мук – разбитого сердца.
Господние последователи, даже самые кроткие из них, по мере принятия Его Духа, могут передавать его через Его Слово и приносить израненным и разбитым сердцам мир, радость и благословение, независимо от физического состояния обездоленного, и, как объясняет апостол, могут радоваться даже в скорби, зная, что страдания производят для них превосходящую славу, благословение и союз с Господом в Его Царстве (Рим. 5: 3). Разве тот, чьи глаза понимания открылись, чтобы видеть со всей ясностью длину, ширину, высоту и глубину Божьей любви, не способен оценить это благословение как превосходящее своей важностью и значением простое возвращение буквального зрения? Разве тот, кто вкусил, что Господь благ, не стал соучастником большего чуда, чем те, которые вкусили хлеба и рыбы, которые наш Господь так замечательно умножил, чтобы накормить пять тысяч человек? Да, действительно, Господь сделал такое возможным для Своих смиренных слуг, кротких в жизни, не имеющих много способностей, но обладающим Его Духом и Его Словом, чтобы совершать могущественные дела даже сегодня – “сильные Богом на разрушение твердынь” неправды и греха.
НЕОБХОДИМОСТЬ В ЧУДЕСАХ ПРОШЛА
Существовал повод, почему чудеса были необходимы в начале этой Евангельской эпохи. Если бы наш Господь Иисус не совершил никаких чудес, записанных в Священном Писании, как бы мы могли чувствовать сегодня доверие (уверенность), которое мы действительно чувствуем к Нему? Если бы Он ходил только как проповедник праведности и толкователь божественного Слова, а затем умер так, как это произошло, разве это было бы таким же достаточным доказательством, как имеющееся сегодня, что Он действительно был Божьим Сыном и что Его смерть действительно была жертвой совершенного человека за несовершенного и его потомков? Разве наш Господь, проповедуя иудеям, совершил бы какой-либо труд, не пользуясь чудесами? Разве они не нужны были Ему как доказательство Его права занять место Моисея в качестве противообразного вождя подлинных израильтян? Бесспорно. Но сегодня нет никакой необходимости в таких проявлениях чудесной силы. Напротив, мы видим, что христианство и так слишком популярно в мире. Соответственно, слишком многие плевелы претендуют на то, чтобы быть пшеницей. Следовательно, обстоятельства, кажется, очень отличающиеся от тех, которые в первом пришествии требовали чудес для установления Церкви на положенном фундаменте веры.
“ИСЦЕЛЯЕТ ВСЕ НЕДУГИ ТВОИ”
Но кто-то будет упорствовать: Разве Господнему народу не лучше приходить к Нему в молитве или обращаться к старейшинам за исцелением посредством чудесной силы, вместо того чтобы пользоваться лекарствами, другими медицинскими средствами или хирургическим вмешательством? Да, отвечаем мы, это вполне естественно. Именно на это естественный ум и будет рассчитывать и к этому будет стремиться. Однако Господь сегодня не обращается со Своим народом как с обычными людьми. Мы не являемся обычными израильтянами, а духовными израильтянами. Господь обращается к Новым Творениям. Новые Творения имеют сегодня привилегию получать исцеление из Господних рук, прощение грехов, покрытие одеждой Христовой праведности, чтобы мы находились перед Отцом абсолютно праведными, без пятна или порока, или чего-либо подобного. Мы никого не знаем по плоти, мы не знаем никого совершенного по плоти, но мы знаем о совершенстве и чудесах по духу; и Господний народ многократно с неописуемой радостью восхищался чудесным исцелением ума, веры и надежды и удивительным освежением – получением святого елея помазания от нашего духовного и прославленного Главы.
МЫ ДОЛЖНЫ ХОДИТЬ ВЕРОЙ, А НЕ ВИДЕНИЕМ
Это не только ясное высказывание Слова. Каждому также должна быть очевидной логика этого наставления. А что касается Господних святых, то разве они не взяли свои физические, человеческие, земные права и привилегии, обеспеченные смертью Христа, и не обменяли их у Господа на небесные вещи, небесное тело, которое должны получить в первом воскресении, на небесные надежды и небесные радости, которые уже являются начатками Духа в нас? Да, это так. Разве они не пожертвовали свои земные интересы, надежды, права, привилегии ради небесных? Как же тогда можем мы, отдавшие (посвятившие) таким образом наши земные преимущества ради небесных, опять просить о земных? Не будет ли такая молитва, такая просьба, высказанная с пониманием, отказом от нашего посвящения – признаком того, что мы отдаем предпочтение скорее земным, чем небесным дарам, привилегиям и преимуществам? И не согласимся ли мы, как духовные израильтяне, опять сделать замену, если Господь на то позволит? Нет, конечно. Разве может кто-то, оценивая привилегию жертвовать земные интересы с Христом и возлагать земную жизнь и ее привилегии вместе с Господом в надежде достичь сонаследования с Ним в божественной природе и Царстве, пожелать хотя бы на минуту, чтобы Господь отменил это устройство и вернул ему земные права, реституционные привилегии?
Что касается мира, мы признаем, что Господь обеспечил для него реституционные привилегии и благословения, и что в свое время люди получат их – что в свое время сатана будет связан, а все его пособники будут ограничены. Тогда добрый Лекарь, со всем Своим персоналом сотрудников, членами Его Тела, Его Невестой, будет участвовать в большом поднятии времени Тысячелетнего века, в предоставлении благословений реституции (умственных, моральных и физических) всем желающим и послушным в то славное время (Деян. 3: 19-23). Но это время реституции еще не наступило. Оно не наступит, пока не закончится Евангельский век – пока Церковь не закончит свой путь, следуя верой, а не видением, радуясь духовным, а не естественным чудесам.
Демон вышел из человека, неистово бросая им, то есть вызывая конвульсии, припадок. Лука, описывая это событие, говорит, что он повергнул его посреди синагоги – то есть человек упал в припадке на пол синагоги посреди народа, но не повредился, потому что демон, повинуясь Господу, не имели силы сделать ему вред. Собравшиеся были в изумлении и спрашивали: Что это за новое учение, которое дает право изгонять злых демонов? Следует помнить, что враги нашего Господа впоследствии обвиняли Его в том, что Он изгоняет демонов Вельзевулом, князем демонов, сатаной; поэтому мы видим мудрость того, что Он отказался принимать свидетельство от этого демона. Принять свидетельство от демонов означало бы так или иначе признать их самих и их правдивость, тогда как Священное Писание везде представляет сатану и его падших духов как духов лживых, которые вводят в заблуждение людей.
Без сомнения, сегодня также попадаются одержимые демонами – бесноватые. В наши дни таких людей, как правило, помещают в психиатрические больницы, называя душевнобольными. Мы не считаем, что все, кто находится в психиатрических больницах, одержимы демонами, но многие – да. Насколько мы способны сформулировать вывод на эту тему, более половины из них, по-видимому, одержимы демонами, и менее половины признаны безумными из-за болезни мозга. Кажется, что во всех частях света полно одержимых демонами, и тенденция, вероятно, направлена к ухудшению. Это нечистые духи, которым приносит наслаждение не святость, чистота и добро, а нечистоплотность и нечестие. Они оказывают влияние не только на дьявольски настроенных, но и на других, и это влияние направлено ко злу.
НАМ НЕ БЕЗЫЗВЕСТНЫ УМЫСЛЫ САТАНЫ
Даже спириты хорошо осознают опасность, которой они подвергаются, действуя как медиумы. Они предостерегают друг друга не слишком подчинять свою волю, чтобы до некоторой степени сохранить самоконтроль и уступить контроль этим духам лишь в четко очерченных пределах, чтобы не стать одержимыми ими, ведь если злой дух получит полный контроль, то человеческая воля бессильна изгнать захватчика, и люди оказываются во власти демона. С человеческой точки зрения они считаются безумными, особенно, если несколько демонов получают власть над одним и тем же лицом, и тогда воля нескольких стремится руководить одним организмом. Насколько знание о Боге и принципах праведности прогрессирует, насколько открываются глаза человеческого понимания, настолько злые духи считают нужным быть скрытными в своих притворствах, и, соответственно, Господний народ нуждается в защите, которую Господь приготовил для него, а именно, в Святом Духе, духе здравого ума, духа любви, радости и мира, в Святом Духе Господа.
Очевидно, в то время массы народа было меньше обмануты относительно этого предмета, чем сегодня. Сегодня сатана, действуя более ловко, чем в прошлом, выдает себя за ученого и высмеивает предположения, что существуют злые духи или Вельзевул, или князь демонов. Он настолько преуспел в этом, что многие ведущие теологи мира во всех вероисповеданиях христианства приходят к убеждению, что нет никакого дьявола, что нет никаких демонов и что наш Господь не делал никаких чудес, о которых здесь рассказывается. Они утверждают, что бедные несведущие люди во дни нашего Господа не понимали, о чем идет речь, и говорили, что человек одержим бесом, тогда когда в действительности он имел нервную болезнь, припадок и т. п. “Христианская Наука” является одной из новейших выходок сатаны и под маской морали пытается разрушить здравый смысл и христианскую веру Господнего народа. Это один из новейших приемов сатаны – отрицать свое существование и, тем самым, отвлечь внимание от сильного влияния, который он осуществляет в мире. Но “нам не безызвестны его умыслы” (2 Кор. 2: 11). “Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей,. против духов злобы поднебесной” (Еф. 6: 12). Однако “тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними” (4 Цар. 6: 16). В 28 стихе читаем: “И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее”. Эта молва об Иисусе потом весьма помогала Ему в служении, когда Он ходил по всем городам и селениям Галилеи.
ИСЦЕЛЕНИЕ ТЕЩИ СВ. ПЕТРА
После случая в синагоге наш Господь пошел в дом Симона Петра и Андрея. Его сопровождали Иаков и Иоанн. Теща Петра была больна и имела лихорадку, и один из евангелистов говорит, что это была тяжелая форма лихорадки. Кажется, ученикам впервые пришла в голову мысль, что Господняя сила, проявление которой они видели в разных обстоятельствах, могла бы быть употреблена для пользы этой больной женщины. Теперь, когда их вера окрепла, они сказали об этой женщине Иисусу. Он взял ее за руку и поставил на ноги. Тотчас лихорадка покинула ее. Но это еще не все. Вместо того чтобы стать слабой и обессиленной, как это обычно бывает после сильной лихорадки, она была сильной и бодрой и могла прислуживать семье, должно быть, давая всем возможность подкрепиться и занимаясь другими домашними делами. Это показывает, что ее исцеление не могло быть ничем иным, как только чудом. Влияние ума, даже если оно в какой-то мере позволило справиться с лихорадкой, не могло наверстать потери сил в организме, истощенном лихорадкой.
Когда начало садиться солнце, собралось много больных и бесноватых. Тому есть двойное объяснение: (1) в такой жаркой стране, как Палестина, больные могли приходить лишь тогда, когда становится прохладнее; (2) то была суббота, и все иудеи, хотя некоторые из них были неверующие и даже бесноватые, держались субботы. Помните, как в другой раз фарисеи пытались упрекнуть Иисуса за то, что Он исцелил человека в субботний день, и как наш Господь разоблачил их лицемерие, показывая, что если бы это был вол или осел, который упал в яму и мог бы принести убытки хозяину, не получив помощи, то их рассуждения были бы более правильными. Однако, кажется, наш Господь отдавал преимущество субботе для Своего труда исцеления: во всяком случае, некоторые из Его наиболее выдающихся чудес были совершены в субботний день. Мы верим, что причина, почему Он так поступал, была не в том, чтобы раздражать фарисеев и книжников или просто показывать лицемерие их формализма, а в том, что субботние дни служили особой цели в виде иллюстрации большой Субботы, которая должна наступить, Тысячелетия, в котором все племена земли получат благословении через этого доброго Лекаря, Который уже дал Свою жизнь для искупления жизни мира и Который в течение Тысячелетнего века (вместе со Своей Невестой, Церковью) будет благословить и исцелять всех желающих и послушных из человеческого рода, поднимая их все выше из греха Адама и состояния смерти к совершенной жизни, потерянной в Едеме через непослушание первого Адама.
САТАНИНСКАЯ СИЛА МОЖЕТ ЛЕЧИТЬ И ЛЕЧИТ ТЕПЕРЬ
Многие из Господнего посвященного народа сегодня, обратив внимание на лечение болезней спиритами, целителями ума, гипнотизерами, представителями Христианской Науки, мормонами и т. п., склонны думать об этих излечениях в наши дни почти в таком же свете, как мы думаем об излечениях, проводимых нашим Господом, о которых записано в этой лекции и в ее заглавном стихе. Это естественная тенденция, ведь для нас естественно пытаться ходить видением, а не верой. Некоторые из этих дорогих друзей спрашивают нас: Разве наш Господь Иисус не способен исцелить болезни нашего тела сегодня так, как был способен исцелить болезни иудеев в Капернауме? Мы отвечаем: Да, конечно. Более того, мы считаем, что наш Господь сегодня имеет большую силу, чем имел тогда.
После того как наш Господь закончил Свою жертву, после того как Он встал из мертвых как Дух животворящий, Он сказал Своим ученикам: “Дана Мне всякая власть на небе и на земле”. Поэтому мы не имеем никаких сомнений относительно способности нашего Господа совершать сегодня и через Свой сегодняшний народ какие-либо чудеса, которые Он делал Сам во время Своего первого пришествия. Нас спрашивают: Если так, то не должны ли мы надеяться на такие исцеления? Не сказал ли наш Господь: “Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов,. и если что смертоносное выпьют, не повредит им и т. д.” (Мар. 16: 17, 18)? Мы отвечаем, что эти слова поддельные – они не найдены ни в одном древнем манускрипте, и все ученые признают, что они являются подделкой, что ни одна часть 16-й главы Марка после 8-го стиха не является подлинной.
R3309 (1904 г.)