НАШИ НЕВИДИМЫЕ СТРАЖИ
4 Царств 6: 8-23

“Стоит станом ангел Господень вокруг боящихся Его и спасает их” (Псалом 33: 8, Иосиф.).

Основой нашей лекции является чудо, которое Господь совершил через пророка Елисея. Как уже отмечалось, сирийское царство располагалось на севере и востоке царства Израиля, и оба они не были разделены естественным барьером, таким как горы, море и т. п. Как следствие, войны между двумя странами не были редкостью. Помним, что во время одного из таких набегов сирийцев на Израиль была взята в плен служанка жены Неемана. Помним также, что когда Нееман пришел к израильскому царю, последний воспринял этот приход как повод для еще одной войны. Наша лекция обращает внимание на более позднее решение сирийского царя напасть на Израиль, захватить добычу и т. д. Сирийцы придумали несколько планов нападения на тот или иной город, но каждый раз эти нападения были неудачными, и сирийское войско обнаружило, что каждый раз города, которые они атаковали, успевали приготовиться к обороне. Царь решил, что на его дворе или в лагере есть изменник, который открывает израильскому царю тайну планов и приготовлений. Он приказал найти изменника. Его советники слышали о Елисее – возможно от Неемана или тех, кто был с ним во время его исцеления. Они объясняли сирийскому царю, что более вероятная разгадка в том, что пророк Елисей сообщал израильскому царю все замыслы и планы против интересов своего народа.

Хотя царь, очевидно, был человеком сильным, вряд ли можно считать рассудительным его стремление установить местонахождение Елисея и схватить его в первую очередь, чтобы обеспечить, таким образом, свободу грабить израильские города. Ему следовало бы догадаться, что если Елисей мог информировать царя, то он так же хорошо может быть проинформирован о том, что ждет его самого. Так бывает со всеми, кто в своих расчетах не учитывает мудрости Бога. Апостол подытоживает это, говоря, что человеческая мудрость есть безумие перед Богом, потому что мир в своей мудрости не знает Бога и не принимает во внимание безграничности Его мудрости и силы. Христианин, напротив, осознавая божественную силу и мудрость и приходя к согласию с ними, имеет от этого благословение. Какой бы не была мера его мудрости и осмотрительности как обычного человека, она, бесспорно, увеличится, если он примет мудрость свыше – “дух здравомыслия” (ВоП), дух Господа.

Как только царь узнал, что Елисей находится в маленьком городке Дофаим, он послал туда конное войско с колесницами, чтобы окружить город и непременно схватить пророка. Елисей, конечно, знал об этом заранее, но, действуя согласно Господнему распоряжению, не бежал из города. Он был полностью спокоен, но его слуга ужасно беспокоился, полагая, что пророка и его самого уведут в плен в Сирию, где они будут рабами и т. д. Однако Елисей успокоил его, заверив, что их окружает божественная сила, которая превышает силу их врагов. Затем в качестве урока для слуги, а также преднамеренного Господом урока для Своего народа в течение всех веков, Елисей помолился, чтобы глаза юноши открылись, и он мог увидеть и осознать истинную ситуацию. Слуга сразу понял, что вся гора вокруг города полностью защищена от окружающих войск огненными “конями и колесницами”, пребывающими вокруг него и Елисея. Мы должны предположить, что огненные кони и колесницы были своего рода видением, данным слуге и нам как иллюстрация божественной силы и защиты. С такой точки зрения увиденное слугой было наглядной притчей, картиной, похожей на символические картины Откровения, и наиболее полно, наиболее всесторонне послужила тому, чтобы дать глазам его понимания правильное представление о божественной силе, присутствующей с пророком.

БОЖЕСТВЕННОЕ ПРОВИДЕНИЕ ВОКРУГ НАС

В этом смысл нашей лекции. Она полностью согласуется с другими высказываниями Священного Писания, например, с нашим заглавным текстом, представляющим картину не в виде коней и колесниц, как воплощения силы, а стана, который представляет постоянное и неизменное присутствие божественных представителей, надежно охраняющих все интересы Господних верных. Апостол уверяет нас, что Божьи ангелы являются духами служебными, посланными помогать и служить тем, кто должен унаследовать спасение, спасенным этого Евангельского века – не только победителям из Малого Стада, но и победителям из Великого Множества. Поскольку все они верят в Христа, имеют преданное сердце, полностью посвящены Господу и зачаты Его Духом, то являются особенным и блаженным предметом Его благодати. Им помогают и служат невидимые посланники. Наш Господь Иисус сформулировал, по существу, ту же мысль: “Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного [имеют доступ к Нему] ” (Матф. 18: 10). Слова Учителя, кажется, подразумевают, что, по крайней мере, один или больше ангелов имеют присмотр за посвященными, особо избранными. Он использует еще один словесный образ для иллюстрации, стремясь убедить нас, что эти посланники не медля позаботятся о наших интересах, что их не задержат более важные небесные дела, но они тотчас получат доступ непосредственно перед божественное лицо и будут внимательно выслушаны, чтобы наши дела получили нужное рассмотрение.

Собрав вместе эти разные описания, мы имеем перед собой, как целость, нечто вроде следующего: Наш великий, премудрый, всемогущественный небесный Отец имеет в Своем распоряжении несметное число посланников. Он выбрал и назначил многих из них заботиться об интересах Его дела на земле, и, прежде всего, охранять избранных и служить им. Поэтому ничего никоим образом не может причинить им вреда, разве что небесный Отец посчитает, что земной ущерб или  убыток окажется полезным для Нового Творения непосредственно или для Господнего дела в целом. Это находится в полном согласии с Его общим утверждением, что любящим Его все содействует ко благу.

Такое использование небесных посланников вовсе не обесценивает мысль, что Господь часто использует Своих земных детей как служителей, как слуг друг для друга. Действительно, можем быть уверены, что невидимым посланникам, слугам часто, если не всегда, приказано действовать посредством человеческий орудий – желательно через избранных. Такой вид службы, выполняемый братьями друг для друга под присмотром божественной силы и божественных посланников, проиллюстрирован в жатвенном труде. Так вот, этим трудом руководит наш присутствующий Господь и Его небесное воинство, однако главным образом этот труд проводится членами Его Тела, еще находящимися во плоти. То же самое проиллюстрировано в словах Пс. 90: 11, 12: “Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею”. К этому, несомненно, причастны небесные посланники, тем не менее сам по себе этот труд, очевидно, и даже можем сказать наверняка, проводится с помощью человеческих орудий – Церкви во плоти. Например, в нынешнем времени жатвы Господь дал Своим посланникам, проводникам Своего посвященного народа, “поручение”, послание, слово предостережения, мудрости, совета – откровение Слова Истины, просвещение их понимания, – что они должны поддерживать всех членов класса “ног”, всех особо избранных в это время суровой пробы, испытания и преткновения, чтобы кто-либо из этого класса случайно не преткнулся в результате особых испытаний настоящего времени. Как наглядно это проявилось: послание жатвы в разных его чертах, имеющее отношение к каждой части Истины “во время” и каждой части заблуждения, которое становится видимым, является оберегающей силой Бога, ведь нам известно, что, согласно Его поручительству, ничто никоим образом не навредит “ногам” членов подлинного “Тела Христа”.

Мы должны радоваться этим благословениям и милостям Господа и укреплять нашу веру. Обсуждаемая нами лекция является определенной помощью в этом, показывая, что еще до того, как был учрежден дом сынов, Господь употреблял Свою силу в доме слуг способом, который иллюстрирует величие этой силы.

На рассвете сирийские воины приблизились к самому городу Дофаим, расспрашивая о пророке. Пророк, помолившись, поразил их “слепотою”. Тем не менее, в оригинале это слово не означает полную слепоту, а, скорее, нечеткое восприятие, что-то вроде известного гипнотического состояния. Пророк предложил провести их к Елисею и его дому, который находился в городе Самарии, и повел их туда. Когда они оказались в стенах города, а, значит, были отданы на милость царя Израиля и его воинов, пророк рассеял наваждение и, открыв глаза их понимания, дал им познать себя и привел их к израильскому царю. Царь спросил пророка, должен ли он их побить, уничтожить как врагов Господа и царства? Но ответ был: Нет. Он должен приготовить для них пир с царской щедростью и отослать их обратно к их царю и друзьям – словом, он должен образно “собрать им на голову горящие уголья”. И так было сделано. Результат этого изложен в нескольких словах: “И не ходили более те полчища сирийские в землю Израилеву”.

Заключительный эпизод нашей лекции достоин принятия духовными израильтянами. До тех пор пока мы Господни, мы можем иметь полную уверенность относительно последствий всех жизненных дел, и это доверие к Богу должно склонять нас к большему великодушию и доброжелательности к нашим врагам – ко всем, кто злобно использует нас или преследует. Мы должны быть далеки от мысли вредить в отместку или злословить в ответ. Отсюда напоминание Господа: “Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья”; “Кроткий ответ отвращает гнев”. Воздав добром за зло, мы, возможно, не сразу сделаем врага другом, но это, по крайней мере, принесет благословение нашим сердцам, а враг, скорее всего, получит намного большее благословение, чем в случае, если бы мы воздали ему злом за зло.

R3440 (1904)