ЦЕЛЬ ЧУДЕС
Иоанна 4: 43-54

“Сами дела, которые Я совершаю, свидетельствуют обо Мне, что Меня послал Отец” (Иоанна 5: 36, ВоП.).

В предыдущей лекции мы рассмотрели первое чудо нашего Господа в Кане Галилейской. Судя по всему, между этим чудом и тем, о котором говорится в этой лекции, прошло немного времени. Некоторое время наш Господь находился в Иерусалиме, потому что, читаем, Его хорошо принимали галилеяне, которые видели “все, что Он сделал в Иерусалиме в праздник, – ибо и они ходили на праздник”. Из этого следует, что в то время наш Господь совершил чудеса в Иерусалиме, которые не упомянуты в том порядке, в котором происходили. Иерусалим был представительским городом и, вполне понятно, главные чудеса и наставления нашего Господа исходили отсюда до всего народа лучше, чем из какой-либо другой местности – особенно потому, что представители народа привыкли ежегодно собираться в Иерусалиме на некоторые религиозные празднества. Бесспорно, вначале главное служение нашего Господа происходило в Иудеи и вызвало там такую бурю противостояния со стороны правителей (стихи 1-3), что Он вынужден был идти в Галилею, чтобы продолжать миссию. Этим Он проиллюстрировал лекцию, которой учил Своих учеников: “Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой”.

“Пророк не имеет чести в своем отечестве”, и возможно, в знак признания этой поговорки наш Господь начал свое служение именно в Иерусалиме, а не в Галилее, которая была Его “отечеством”. Его Самого и Его учеников считали “галилеянами”. Так или иначе, слухи о Его могущественных делах и учениях в Иудеи дошли до Галилеи. Он обрел почет между Своими соотечественниками, потому что был известен в Иудеи, и, читаем, они приняли Его более вежливо, чем сделали бы в другом случае. Очевидно, теперь Он обнаружил лучшую возможность открытого служения, чем в первый раз, когда посетил Кану.

Человеческая природа во многих отношениях одинакова во все века и во всех местах: она считает более величественным, более удивительным то, что далеко, а не то, что рядом. Все мы сталкивались с этим фактом в разных обстоятельствах. Поэт, философ, учитель, талантливый человек вначале не имеет признания дома. Как мало слышавших нашего Господа осознало привилегии, полученные ими, – что между ними находился Божий Сын, что к ним обращался Учитель учителей, что у них был чрезвычайный Посланник. В известной степени то же самое верно в течение Евангельского века, потому что Господний посвященный народ все время был Его представителем, как Он однажды сказал: “Принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает”. Апостол при этом напоминает, что “мир потому не знает нас, что не познал Его”. Мир не признает в смиренных Господних святых детей Всевышнего, “наследников Божьих, сонаследников же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться” (Рим. 8: 17).

НЕТ СОВЕРШЕННОГО НИ ОДНОГО

Кто-то сказал: “Когда герой или святой ест и пьет, живет и одевается как обычный человек, слабый там, где кто-то силен, когда о нем не знают того, что знают другие, то почти невозможно увидеть что-то большее и признать в нем героя или святого”. Собственно, умение возвыситься над этим и оценить родство с Господом позволяет Господнему посвященному народу видеть в себе и в других членов Царственного Священства. Это и есть способность видеть вещи с божественной точки зрения, быть “наученными Богом”, распознавать друг друга по сердцу, воле, намерениях, а не по плоти с ее слабостями и недостатками. С Господней точки зрения такой правильный взгляд необходим, прежде чем мы можем быть “братолюбивы”, имея любовь к братьям как одно из доказательств, что мы перешли от смерти к жизни – были зачаты снова как Новые Творения в Иисусе Христе.

Один неназванный царедворец, сын которого был при смерти, услышал, что наш Господь идет в Галилею, и признал в Нем Того, о чьих могущественных делах в Иудее он слышал раньше. Он немедленно отправился в далекое путешествие, чтобы увидеть Господа и попросить Его посетить свой дом и исцелить больного сына. Наш Господь, испытывая его веру, сказал: “Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес”. Это явно был отказ просьбе царедворца, и если бы его вера была слаба, он, по-видимому, все так и воспринял бы. Но его уверенность, что наш Господь мог исцелить сына, наоборот, была столь большой, что он умолял Господа поторопиться, чтобы мальчик не умер до их прихода. Испытав таким образом его веру и сделав ее сильнее, наш Господь ответил на просьбу и исцелил сына, но так, чтобы в дальнейшем это еще больше укрепило его веру. Он сказал ему вернуться домой, и там он найдет своего сына исцеленным. Факт, что царедворец немедленно отправился домой, является доказательством, что он имел большое доверие к Господу – веру, достойную награды.

РАЗНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ОДНО ПРОВИДЕНИЕ

Урок для нас в том, что иногда Господь поступает так со всем Своим народом. (1) Часто Он не отвечает на наши молитвы тотчас, но, медля с ответом, испытывает нашу веру, настойчивость, наше доверие к Нему. Ему угодно, чтобы мы ухватились за Него верой, которая укрепляет наши сердца посредством повторения Его обетований и размышлений о Его доброте и силе. (2) Когда Он удовлетворяет наши просьбы, то благословения часто приходят к нам другим путем или способом, нежели тот, который мы имели в виду. Например, недавно один дорогой брат рассказал нам, что в течение года главным предметом его молитв к Господу была просьба о небесной мудрости, и что ему кажется, что ни в одном году он не был таким безрассудным в земных вещах – ни в одном году он так мало не преуспевал с мирской точки зрения. Другой рассказал, что особым предметом его молитв в течение года была просьба об умножении терпения, и что ему кажется, что ни в одном году он не имел столько испытаний, трудностей и проверок терпения. Лекция очевидна: “Господь, кого любит, того наказывает”.

Если Господу будет угодно учить нас небесной мудрости, это непременно будет содержать лекции, которые обратят наши сердца от суеты и направят больше к богатству Его благодати, к небесной мудрости. Если Господу будет угодно учить терпению, Он покажет нам недостаток в нас этого качества и позволит пройти испытания и трудности, которые Он допустит на нас, чтобы помочь побеждать и обрести терпение. Похоже со всеми плодами и благодатями духа: они должны быть развиты, и школа опыта является суровой. Но если мы останемся без таких трудностей, без таких уроков, если не будем научены Богом, не усвоим уроков, которые обязательно должны быть усвоены должным образом в настоящем времени, мы не будем пригодны и приготовлены стать Господними орудиями в благословении и наставлении мира в течение Тысячелетнего века, который вскоре будет провозглашен. Поэтому давайте усваивать уроки веры, терпения, мудрости. Давайте обращать свой взор к Господу и принимать Его путь, не надеясь, что Он будет потакать нашим прихотям и выдумкам. Истинная молитва посвященного такова: “Да будет воля Твоя”.

Другой урок в том, что хотя болезни, боль, горе и смерть являются частью большого наказания за грех, Господь способен обратить все эти болезненные трудности в ценные уроки для Своего народа – для тех, кто доверяет Ему и стремится усваивать лекции в Его школе. Наш Господь в Своем первом пришествии не исцелил всех больных и не разбудил всех мертвых в иудейском народе. Этот большой труд принадлежит к будущему, к Тысячелетнему царству. То, что Он делал в этих направлениях, было лишь примером Его силы. Это были чудеса, предназначенные больше для наставления, которое они давали, чем для благословений, которые в них содержались. Если бы наш Господь хотел лишь утешать сирот, исцелять больных и пробуждать уснувших сном смерти, Он мог бы совершить в тысячу раз больше, чем сделал. Он мог одним словом исцелить всех больных и разбудить всех спящих, но у Него не было такой цели. Этот славный труд принадлежит к будущему, а то, что делал Господь, было только знамением, указанием, чудом для народа, чтобы привлечь их внимание к Нему, укрепить их в мысли, что Он действительно Сын Бога, и этим приготовить их сердца к духовным истинам, которые Он изложил в притчах и которые после Пятидесятницы были отчетливо изложены Его вестниками, апостолами.

ЧЕМ ЯВЛЯЮТСЯ ЧУДЕСА

Есть много разных взглядов на чудеса. Некоторые называют их нарушением законов природы и отрицают, что законами природы когда-либо можно было пренебречь. Ежедневно растет число тех, кто отрицает, что Господь делал чудеса или что чудеса когда-нибудь происходили. Мы живем в очень скептически настроенном веке. С точки зрения веры, с точки зрения библейского учения мы обязаны верить в чудеса; но такая вера не подразумевает, что чудеса отменяют законы природы. В нашем понятии чудеса полностью соответствуют законам природы. Мы все более должны убеждаться, что все силы природы находятся под духовным присмотром. Мы можем этого не понимать, но все-таки можем верить в это. Мы имеем примеры такого умственного или духовного присмотра над всем вокруг нас, а также в наших собственных телах. Человеческий ум, воля являются невидимыми, однако они контролируют нервы, мышцы, связки, кости, все наше человеческое телосложение.

И если это так, если человеческая воля может двигать рукой и ногой человека и если без воли они не могли бы двигаться, разве это мешает законам природы двигать рукой и ногой или держать их в покое? Конечно, нет; задача законов природы в том, чтобы воля контролировала и руководила физической системой. Похоже мы можем видеть как божественный ум, божественная воля контролирует не только божественное существо, но и все во Вселенной. Из-за слабости нашего интеллекта и ограниченности знаний обо всех силах вокруг нас, мы не способны оценить, насколько это правда, в какой мере божественная воля может управлять всеми силами природы. Однако сегодня мы можем иметь некоторое представление об этом, чего не могло быть еще несколько лет тому назад. Телефон, например, является почти чудом (невидимая сила действует таинственным и непостижимым образом на большом расстоянии) и действует вопреки тому, что мы, возможно, считали законами природы. Мы просто утверждаем, что есть много непонятных законов и процессов в природе, каждый из которых подчинен божественной силе.

“УЗНАЕМ ЖЕ ГОСПОДА. БУДЕМ СТРЕМИТЬСЯ УЗНАТЬ ЕГО” (МБО)

Пока мы не испытаем нашего “изменения” и не познаем, как мы познаны, мы не сумеем понять всех тайн, связанных с чудесами Иисуса и чудесами, которые мы сегодня видим в себе и вокруг себя. В то же время будем осторожны перед коварствами противника, которыми он попытается поймать в ловушку тех, кто ищет исключительно земных благословений, освобождения от земных бед. Мы, бесспорно, живем в то время, когда противник, чтобы удержать свои господство, массово занимается исцелениями. Через спиритуалистов, гипнотизеров, старейшин мормонов, Христианских Ученых и других сатана делает попытку прийти к власти в мире. Он пытается использовать всю силу, которой обладает, чтобы привлечь и завлечь тех, кто самолюбиво ищет исключительно земных благословений, пренебрегая большими духовными лекциями Господнего Слова. Господний посвященный народ должен быть настороже перед методами противника и ловушками ложных учений, в которые тот готов завлечь его этими средствами.

Замечание нашего Господа: “Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес”, – показывает, что наивысшая степень веры – это вера, которая не требует наглядных демонстраций божественной силы и способна доверять Господу без доказательств в виде чудес. Мы обнаруживаем, что так происходит сегодня, и верим, что так было всегда. Похожую лекцию находим в словах нашего Господа к Фоме, который поверил в воскресение Иисуса лишь после того, как увидел отметины от гвоздей. Наш Господь заметил: “Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие”. Чудеса были нужны для внедрения Евангельского послания, чтобы установить связь Иисуса с пророчествами и приготовить ядро Церкви к крещению Духом; но в последующие годы, в течение Евангельского века, Господь дал Своему народу возможность иметь еще большее благословение, прекращая чуда и позволяя нам верить в Него и принимать Его без подтверждения чудесами.

Одним из наибольших чудес, одной из самых удивительных вещей, которая для нас более убедительна, чем другие, является изменение, которое божественное послание совершает в наших сердцах, преобразуя нас силой святого Духа. Мы не только видим эту преобразующую силу, которая действует в других, изменяя их от славы в славу и приготавливая к окончательному изменению в Первом Воскресении, но постигаем в наших собственных сердцах и оцениваем факт, что то, что мы некогда ненавидели, мы сейчас любим, а то, что когда-то любили, сейчас ненавидим. Поэт был прав, когда воскликнул: “Я – чудо благодати”.

Наш заглавный текст подтверждает мысль, что чудеса, совершенные нашим Господом, были задуманы с целью стать средствами для распознания Его личности, а не для того, чтобы установить прецедент для исцеления мира или Церкви. Господнее время для большого исцеления названо в Священном Писании “временами восстановления всего” (Деян. 3: 21). Когда эти времена придут, когда будет установлено Тысячелетнее царство, исцеление народов станет большим заданием. И это будет не только физическое исцеление, но и умственное и моральное, которое постепенно, вместе с увеличением знания посредством опыта, приведет всех к правильному состоянию, обратно ко всему, что было потеряно в Эдеме.

R3494 (1905 г.)