НАШЕ “ПАСХАЛЬНОЕ” ВОСПОМИНАНИЕ
С каждым годом празднование смерти нашего Искупителя выглядит все более важным и волнующим. Сам факт, что дата меняется и ее следует подсчитывать согласно иудейскому методу подсчета, усиливает впечатление и снова приводит на мысль различные подробности образа Пасхи и их выполнение в смерти Божьего Агнца, “ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас” (1 Кор. 5: 7).
Жестокое рабство Израиля под властью фараона, бога и правителя Египта, напоминает о рабстве тления, под которым “все творение вместе стонет” (ВоП), обремененное господством греха и смерти, где фараон олицетворяет сатану, “бога века сего”. В освобождении всего Израиля под руководством Моисея мы видим освобождение, высвобождение в течение Тысячелетия всех, кто чтит Бога и Его Законы, под руководством большего, чем Моисей, – Христа, Главы и Тела. В затоплении фараона и его войска мы видим образ уничтожения во Второй Смерти сатаны и всех, кто последует его путем. Все эти противообразные благословения являются последствиями противообразной Пасхи, в которой Христос является главной фигурой.
АГНЕЦ ЗАКЛАННЫЙ
Священное Писание, которое говорит о нашем Господе как об Агнце, закланном прежде основания мира, показывает, что все подробности этой Пасхи были выразительными в мыслях и плане Бога не только с тех пор, как Адам попал под приговор смерти, но задолго до сотворения Адама. Тем самым оно утверждает, что хотя Божья Справедливость была явлена в течение веков, а божественная Любовь не была “явлена” вплоть до первого пришествия Иисуса, Бог с самого начала имел в Своем сердце любовь к Своим созданиям.
Как освобождение, сопровождающее Пасху, представляло благословение Тысячелетия, так пасхальная ночь представляла Евангельский век, в котором все полагающиеся на Бога ожидают спасения от Него – в котором весь “дом веры” кормится пресным хлебом Истины, смешанным с горькими травами испытаний и трудностей, ожидая утра, в котором Церковь “первенцев” под защитой “крови Агнца” переходит от осуждения к оправданию, от смерти к жизни. О да, по этой причине мы имеем постоянный праздник радости в Господе, потребляя нашего Агнца, пресный хлеб и травы. По той же причине мы празднуем ежегодно Воспоминание этого. “Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас, посему станем праздновать” (1 Кор. 5: 7).
Собственно, к этому Учитель призвал всех Своих учеников, говоря: “Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию [год за годом, постоянно, вплоть до Моего пришествия, сие творите].. в Мое воспоминание” – но уже не в память об образном агнце и образном переходе образных первенцев образного Израиля.
Противник столетиями ослеплял Господний народ относительно этого простого обычая ранней Церкви, убеждая, что католическая литургия является именно этим обычаем, и что было бы хорошо праздновать ежеквартально, ежемесячно и еженедельно, как это делают протестанты. Мы никогда не знали, как много мы теряем по причине этого обмана, пока нам милостиво не было позволено понять истину, что “Пасха наша, Христос, заклан за нас”, ради чего мы, “первенцы”, и празднуем.
Нас уже не лишить обманом благословений Господа, предопределенных для нас. Мы будем “праздновать”. А так как посвященные верующие этого века являются “Церковью первенцев”, то впоследствии непременно придет освобождение всех домочадцев под руководством первенцев (Христа), как об этом свидетельствовал образ. Те, которые родились позже и которых освободил Моисей, в конечном счете будут состоять лишь из повинующихся, о чем ясно говорит апостол (Деян. 3: 23).
“В ТУ НОЧЬ”
Насколько более волнует и вдохновляет празднование этого важного события в его годовщину, когда мы вспоминаем поступки, слова, взгляды, ставим себя на место главных действующих лиц этой наибольшей из всех драм, которая свыше восемнадцати столетий тому назад закончилась на Голгофе. Это еще больше укрепляет нашу веру в божественное провидение, когда мы понимаем, что Бог определил день, час, а также год этой трагедии. И хотя прежде иудеи пытались схватить Его, чтобы убить, никто не наложил на Него руки, потому что “еще не наступил час Его”. Точное время этого большого события не только было образно показано за много столетий до этого с тщательной точностью до одного дня, но и наш Господь с такой же аккуратностью сказал, что “пришел час”, и когда Он устанавливал хлеб и вино Воспоминания Своей смерти (как противообразного агнца), то ждал, и “когда настал час, Он возлег” со Своими учениками к Пасхальной Вечере, говоря: “Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания” (Лук. 22: 15).
“ПОСЕМУ СТАНЕМ ПРАЗДНОВАТЬ”
Итак, будучи внимательными к сказанному нашим Господом и Его апостолами, давайте праздновать Воспоминание Его смерти так, как Он повелел: не в любое время, не утром или в полдень, или ночью, а как вечерю (не в произвольном дне, а лишь в его годовщину), если хотим “сие творить”, а не вспоминать что-то иное в какой-то другой день.
В этом году 17 апреля отвечает дню, в котором наш Господь был распят (с 9 утра до 3 после полудня, когда Он умер, воскликнув: “Совершилось”). Его положили в новый греб Иосифа перед 6 часом после полудня, а следующий день (который начинается в этому часу) был первым днем Праздника Пасхи, который отмечали иудеи и который в этом году приходится на 18 апреля. Мы не празднуем то, что наши друзья евреи, но обращаемся к их дате, чтобы точно определить время смерти нашего Господа и Его Вечерю Воспоминания предыдущего вечера.
Наш Господь установил Вечерю Воспоминания, которую просил праздновать Своих последователей, после шести вечера, перед Своим распятием, “в ту ночь, в которую предан был”. Это, однако, как мы показали раньше, произошло 14-го Нисан – того дня, в котором Он умер (Бог предусмотрел для иудеев обычай подсчета дня от 6 вечера до 6 вечера, от заката солнца до заката).
УМЫВАНИЕ НОГ ДРУГ ДРУГУ
Иисус и Его ученики, как иудеи, были обязаны придерживаться иудейской Пасхальной Вечери и вместе ели буквального агнца с травами, пресным хлебом и вином. Но мы уже так не заинтересованы образными вещами, которые навсегда миновали, исполнившись во Христе. После иудейской Пасхальной Вечери наш Господь установил новую Вечерю Воспоминания, которая напоминала о Его собственной жертве за первенцев, об их общем жертвовании с Ним, как будет показано впоследствии.
Умыл ли наш Господь ноги Своим ученикам после Пасхальной Вечери и перед Вечерей Воспоминания или после нее, мы не можем утверждать однозначно, но, судя по всему, верно последнее (Мт. 26: 26). Это было задумано как пример скромности и урок для апостолов, которые, кажется, еще имели дух соперничества, стремясь к первенству. Так или иначе, мытье ног не было частью Воспоминания, и мы не считаем, что это должно обязывать учеников нашего Господа как обычай, хотя мы не спорим с теми, которые думают иначе и считают необходимым буквально умывать ноги друг другу. Согласно нашему пониманию, урок заключался в том, чтобы последователи нашего Господа не избегали никакого служения, даже унизительного, позволяющего им помогать друг другу или утешать. Сегодня выполнение этой услуги теми, которые ее практикуют, нецелесообразно, тогда как другими услугами, которые дают поддержку, часто пренебрегают.
“СИЕ ЕСТЬ ТЕЛО МОЕ”
По-видимому, именно тогда, когда закончилась привычная иудейская Пасхальная Вечеря, наш Господь взял немного пресного хлеба, который остался, благословил его, поломал на куски и дал Своим ученикам, говоря: “Сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание” (Матф. 26: 26; Мар. 14: 22; Лук. 22: 19).
Слова “сие есть тело Мое” в течение веков были причиной бесконечных дискуссий Господнего народа. Основой дискуссии было римо-католическое учение о Литургии, утверждающее, что благословение священника превращает хлеб в действительную плоть Иисуса, перед которым священник преклоняется и затем заново преломляет (только что полученную жертву) за грехи тех, за которых проводится литургия. Чтобы эта процедура была похожей на то, что делал наш Господь, большое ударение делается на словах “сие есть тело Мое”, пытаясь доказать, что хлеб является телом и может быть принесен в жертву. Но все быстро становится понятным, если вспомнить, что в то время, когда наш Господь сказал эти слова, Он еще не умер. Очевидно, Он хотел сказать: “Этот хлеб представляет Мое тело”, – потому что любая другая трактовка или другое значение было бы ошибочным, поскольку Он еще был плотью и Его изменение ни в коем смысле еще не наступило.
Принимая слова нашего Господа в их простом, очевидном значении, мы видим в них замечательную лекцию. Пресный (чистый) хлеб с тех пор во время Воспоминания представляет нашего Господа, Хлеб с небес, Который мы можем потреблять и иметь вечную жизнь. Дальше, этот “хлеб” с небес, чтобы быть пригодным для потребления, должен быть “преломлен”. Таким образом, для нашего Господа необходимо было не только сойти с небес как “хлеб”, но и быть преломленным в смерти – быть пожертвованным за наши грехи, прежде чем мы могли принимать для себя Его заслугу и радоваться вечной жизни.
“КРОВЬ НОВОГО ЗАВЕТА”
Дальше, как часть этого Воспоминания преисполненной любви жертвы нашего Господа был подан “плод виноградный”. Господь объяснил, что это представляло Его кровь – “кровь.. Нового Завета, за многих изливаемую во оставление грехов” (Матф. 26: 28). Какое замечательное напоминание о цене искупления, необходимой и заплаченной за грехи мира! Преломленный хлеб является частью лекции, а “чаша” – ее продолжением. Мы нуждаемся не только в пище, подкреплении, помощи, чтобы вернуться к Богу и Его милости, но и в драгоценной крови – жизни нашего Господа как нашей цене искупления, которая освобождает нас от осуждения справедливостью.
Ученики Господа должны верой потреблять (присваивать) одинаково “хлеб” и “чашу”, иначе они не могут быть с Ним одно. Более того, апостол показывает, что есть еще другая сторона этого Воспоминания. Мы, которые едим и пьем таким образом – пользуемся заслугами нашего Спасителя, – будучи преломляемы, считаемся с Ним Его “членами”, Его “телом”. Наша жизнь, пожертвованная в Его службе под Его руководством, считается частью Его жертвы. Вот слова апостола: “Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение [единство] крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба [Христа]” (1 Кор. 10: 16-17).
О да! Как глубока лекция Господа! И чем глубже мы вникаем в нее, тем больше видим ее красоту, тем больше открываются глаза нашего понимания, когда мы оцениваем и повинуемся всем сердцем. Итак “празднуем” в обоих значениях: (1) Присваивая и торжественно принимая большой труд, совершенный для нас нашим Искупителем, а также богатство благодати, дарованной нам через Него. 2) Оценивая нашу привилегию сожертвования с нашим Искупителем – возможность полагать нашу жизнь в служении Ему, братьям и т. д., восполняя “недостаток.. скорбей Христовых” (Кол. 1: 24).
Восполнять недостаток нужно не потому, что наш Господь не смог достаточно пострадать за всех, не потому, что Его страдания были недостаточными за всех, а потому, что Он желал, чтобы мы разделили с Ним Его природу и Его славу, так как лишь страдая с Ним и как Его члены мы можем получить право иметь участие в Его славе, чести и бессмертии.
“СМЕРТЬ ГОСПОДНЮЮ ВОЗВЕЩАЕТЕ”
Мы призываем всех Господних братьев, где бы они не были, присоединиться к нам в праздновании Господнего Воспоминания в его годовщину, как было изложено выше. Соберитесь с теми, которые считают себя верующими и посвященными, и не зовите других. Лучше встретиться вдвоем или втроем или большей группой, как позволят обстоятельства. Отложите день или два, если нужно, чтобы встретиться с братьями ближайшими к вам. Не позвольте, чтобы все решали финансовые соображения. Один духовный праздник с Господом и теми, кто искренне празднуют Его Воспоминание, стоит для нас больше, чем несколько приемов ежедневной пищи. Человек должен жить не только земным хлебом, но прежде всего хлебом с неба.
Даже одинокие, которые не имеют возможности собраться с другими, должны праздновать. Печенье на соде является пресным хлебом и полностью подходит, однако если поблизости есть еврейская семья, она с радостью продаст вам пресный хлеб (крекер) за мизерную плату. Что касается “плода виноградного”, то желательно каждое лето отложить себе бутылку виноградного сока. Но если у вас его нет, вы можете почистить изюмины и приготовить напиток, который также будет настоящим “плодом виноградным”, как и другие.
Однако не позвольте, чтобы приготовления к Воспоминанию заполонили ваш ум настолько, что вы забудете о подлинном значении символов. Напротив, посвятите, если возможно, предыдущий и следующий дни молитве и размышлениям о величественных событиях, которые мы вспоминаем, и с благодарной радостью в сердце потребляйте Живой Хлеб.
Еще раз советуем после общения (во время которого мы потребляем символический хлеб и чашу) закончить собрание так, как это сделал наш Господь, давая пример: “И, воспев, пошли”. Сделаем то же самое. Оставим наши привычные приветствия и т. п. и будем мыслями с Господом в Гефсимании, во дворе первосвященника, перед Пилатом, перед Иродом и опять перед Пилатом – с побитым, осужденным на смерть, несущим Свой крест, распятым за наши грехи. Эти мысли обязательно будут склонять нас к большему оцениванию нашего Господа и большему отвращению ко греху, тем самым помогая нам лучше осознать, “какими должно быть в святой жизни и благочестии нам”.
R3525 (1905 г.)