НЕБЕСНЫЙ ИЕРУСАЛИМ

Откровение 22: 1-11
“Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем” (Откровение 3: 21).
Утверждающие, что Божье Царство было установлено во власти в Пятидесятницу и с тех пор завоевывает мир; что так будет продолжаться до тех пор, пока Божья воля не исполнится на земле, как и на небе, и тогда состоится второе пришествие Христа, и Он скажет: “Хоршо. Я не смог бы сделать лучше”, после чего возьмет всех верных на небеса и сожжет мир, сталкиваются с трудным заданием, когда берут в руки книгу Откровения. Они вынуждены признать, что первые три главы, которые содержат послания к церквям, не подразумевают ничего такого. Обращаясь к семи разным эпохам в истории Церкви, они ничего не говорят о том, что Церковь сегодня господствует, а, наоборот, утверждают, что она будет страдающей Церковью до самого конца. Сказанное в них обещает будущее царствования тем, кто верно переносит испытания настоящего времени, предшествующие царствованию. Каждое послание заканчивается высказыванием: “Побеждающему дам” и т. д.
Все промежуточные главы между третьей и двенадцатой говорят о столкновениях между добром и злом и, очевидно, охватывают весь период Евангельского века. Однако во всех этих описаниях зло показано ликующим, а народ святых Всевышнего Бога истязаемым, возопившим от жертвенника и т. п. Несомненно, здесь нет речи о царствовании праведности; и очень странно, что думающие люди закрывают свои глаза на сказанное.
В конце этой книги символов, от восемнадцатой до двадцать второй главы, изображено завершение этого Евангельского века и введение Тысячелетнего века, а также показан триумф Господа и Его святых. Начало царствования праведности, Тысячелетнего Царства Христа, показано, обозначено удивительными событиями, связанными со вторым пришествием нашего Господа, прославлением Его Церкви, связыванием сатаны, восходом Солнца Правды, благословением мира, рассеянием тьмы, невежества и т. п. Даже без всякого знания символов Откровения ни один мыслящий христианин не должен иметь трудностей с пониманием того, что эта книга описывает скорбь Церкви в течение Евангельского века и триумфальное Тысячелетнее царствование при его завершении.
Наша лекция касается Нового Иерусалима, который в предыдущем контексте описан как “сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего” – замечательная, чистая, прекрасная, сияющая. Город представляет Церковь во славе, о чем говорят слова, что он был похоже на невесту, приготовленную для своего мужа. А следующее свидетельство содержится в факте, что ангел, который позвал Иоанна, говоря: “Пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца”, – показал ему Новый Иерусалим, сходящий и т. д. (Отк. 21: 9, 10).
Слова апостола, сравнивающие земной Иерусалим с небесным, подтверждают свидетельство ангела. Весь Евангельский век был временем приготовления этого Нового Иерусалима. В одном образе мы являемся городом, в другом – обитателями города. Стенами являются живые камни, как описывает апостол Петр; камнями фундамента – двенадцать апостолов Агнца. Город, как одно целое, включает всех святых, от нашего Господа, Главы, и дальше до последнего члена Церкви, которая есть Тело Его. Пока все они не будут избраны, признаны верными, достойными и приготовленными для своих мест, этот город не сойдет на землю во власти и не войдет в обладание землей, не возьмет ее под свой контроль. Схождение этого города на землю символично показывает установление Божьего Царства на земле, потому что город является символом, представляющим правительство, власть. Так город Вашингтон представляет правительство Соединенных Штатов, Санкт-Петербург – правительство России, Париж – правительство Франции, Рим – Италии, Берлин – Германии, Лондон – Британии и т. п.

“РЕКА ВОДЫ ЖИЗНИ”

Престол Бога и Агнца показан как находящийся в этом городе. Другими словами, Царство, правительство, которое в то время будет установлено в мире, будет иметь своим центром авторитет божественного закона и божественной власти. Каждая особенность этого правительства будет в согласии с божественной волей. От престола Бога будет вытекать река воды жизни, хрустально чистая, не загрязненная традициями ложных учений. В ней не будет ничего нечистого. Это будет чистое послание Господа, выходящее от Тысячелетнего царства для благословения, подкрепления, омоложения и вечной жизни всего мира человечества, то есть тех, кто примет блаженные предложения. Таким образом, не только от престола в мир будет выходить послание мира и предложение жизни, но, в дополнение, по обе стороны реки будут деревья жизни, приносящие двенадцать видов плодов и дающие свой плод ежемесячно, а их листья будут для исцеления народов.
Символическая картина показывает поддержание пищей и исцеление больного грехом, изголодавшегося мира, который в то время свободно сможет пользоваться благословениями и привилегиями, символически показанными таким образом. Больше не потребуется говорить людям: “Немощи вашей падшей плоти будут с вами до смерти, ведь даже если Господь милостиво покрыл ваши грехи через веру в Искупителя и желание ходить Его путем, невозможно избежать последствий греха, и нет ничего, что могло бы полностью исцелить”. Когда новая эпоха, представленная этим символическим городом и его рекой воды жизни и деревьями жизни с листьями для исцеления, будет доступна для людей, наступит начало времен реституции, о которых говорил Господь устами всех святых пророков от начала мира (Деян. 3: 19-21). Реституция будет влиять на всех желающих и послушных не только физически, но и умственно и морально: поднятию будет подлежать каждый человек отдельно и весь мир. Вот цель предоставления реки жизни, деревьев жизни, их плодов и листьев.

“ЖЕЛАЮЩИЙ ПУСТЬ БЕРЕТ”

Призыв Евангельского века ограничен. “Кто имеет уши слышать, да слышит” и приходит, а, приходя, да будет избран. Но большинство нашего рода не может слышать это послание в настоящее время, не может прийти и, следовательно, не может быть избранным. Священное Писание обращает внимание на оговорку в вопросе Господней благодати в настоящем времени. Слово нашего Господа на эту тему гласит: “Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня”. И еще: “И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе”. Этот Евангельский век является периодом времени, в котором Отец привлекает Церковь, чтобы она была Невестой Христа. Но как только состоится брак Агнца, как только Новый Иерусалим (Церковь в славе) будет утвержден на земле, последует привлечение всех родов земли. Однако они не будут привлечены к тому, к чему привлечены мы: они не будут привлечены к небесному, к сонаследованию с Христом в Его Царстве, не будут приглашены стать членами Его Невесты, потому что к классу Невесты, классу Царства в то время уже не будет никакой возможности прибавить кого-нибудь.
Эта река воды жизни представляет блаженное влияние, которое будет сходить на человечество от прославленного Христа, Главы и Тела, – от Царства дорогого Божьего Сына. Когда блаженные возможности того времени будут полностью открыты для мира, когда Солнце Правды разгонит тьму невежества и греха, когда сатана будет связан, когда река воды жизни потечет свободно, тогда приглашение, которое последует, больше не будет призывом избранных, а приглашением для каждого создания, каждого члена человеческого рода принять участие в благословениях и привилегиях, о которых Бог позаботился во Христе, чтобы иметь вечную жизнь и вечную радость, которая должна стать уделом возлюбивших праведность и возненавидевших беззаконие, воспользовавшихся благодатным обеспечением во Христе.
Вот высказывание о том славном времени и послании: “И Дух и невеста говорят: «Прииди!» И слышавший да скажет «Прииди!» Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром” (стих 17).
В то время будет Невеста, но пока Невесты еще нет. Церковь помолвлена, а брак Агнца по-прежнему отсрочен, еще не завершен. Последние члены Его Церкви должны закончить свой путь, должны пройти свое испытание и войти в славу с Ним прежде чем брак закончится. Но после брака будет не только святой город, символизирующий Церковь в ее официальном и руководящем качестве под главенством Христом, но и блаженный труд Церкви, привлекающий внимание мира к реке воды жизни, к листьям для исцеления, к плодам Духа. А Дух, Божья сила, будет сотрудничать с посланием, которое в то время будет оглашено, и в результате весь мир непременно услышит, и все возлюбившие праведность и возненавидевшие беззаконие опять вернутся к вечной жизни. Чтобы это послание достигло всех созданий, и те воспользовались привилегиями, нужен весь Тысячелетний век.
Следует помнить, что Священное Писание нигде не говорит о реке воды жизни сейчас. Этого нет и не может быть, пока небесный город не поднимется ввысь, потому что река должна вытекать из середины города, от престола. Описывая состояние Господних святых в настоящем времени, Господь говорит, что те, кто Его, имеют в себе источник воды, которая течет в жизнь вечную. Мы знаем, что? это значит, в каком смысле каждый из Церкви получил Его дух, имеет в Нем источник благодати и истины для своего подкрепления, но сейчас еще нет реки воды жизни, к которой он мог бы идти или к которой мог бы пригласить других.

“ИСЦЕЛЕНИЕ НАРОДОВ”

Не следует упускать из виду, что исцеление и подкрепление, упомянутые в этом символе, касается не “Малого Стада”, Церкви, а мира, народов. Малое Стадо будет прославлено, усовершенствовано в первом воскресении еще до того, как будет предложено исцеление и реституция мира. Без сомнения, Израиль будет первым из народов, который получит благословение, т затем придет черед на все народы земли, как обещано в подтвержденном клятвой Божьем завете.
Славные благословения и милости Тысячелетнего периода, предопределенные Господом и возвещенные устами всех святых пророков как времена реституции всего, подытожены полнее всего в высказывании: “И уже не будет никакого проклятия” (ВоП). Мог ли Господь более исчерпывающим языком провозгласить конец царствования греха и смерти и начало царствования праведности для вечной жизни? Теперь над миром находится проклятие, заслуженное, законное. Оно противостоит нам как человечеству уже шесть тысяч лет. Это действительно проклятие, приговор смерти. Хотя наш дорогой Искупитель умер, Праведник за неправедных, хотя Он “стал проклятием за нас” (ВоП), однако до настоящего времени освобождение от этого проклятия пришло лишь к малой части нашего рода. В Отцовском плане единственным, освобожденным от проклятия, единственным, избежавшим до сих пор осуждения, под которым по-прежнему находится мир, является класс, который принял Христа и полагается на Него.
Принадлежащие к нему не оправданы внешне, действительно, а оправданы в Божьих глазах, оправданы верою. Мир не понимает их оправдания и может оценить лишь проявление веры. Верою они способны понять, что их грехи были возложены на Иисуса, и Его праведность приписана им. Кто в состоянии показать необходимую веру, тот имеет возможность в этом Евангельском веке посвятить свою оправданную жизнь, иметь общность с Иисусом в страданиях настоящего времени, иметь общность в Его смерти, чтобы быть мертвыми с Ним. Обещание для них гласит, что в случае верности в этом они будут жить и находиться со своим Господом, будут причастниками Его славы и принимать участие в Его будущем деле для мира.
Вместе с окончанием этого века, когда последние члены Тела завершат свой путь и будут прославлены с Ним, Он как великий Первосвященник (и они как священники, Его члены), будет готов благословить мир. Тогда Отцу будет представлена в пользу мира заслуга от смерти нашего Искупителя за всех, разделенная теми, кто был рад страдать с Ним и был принят. Божественная справедливость провозгласит снятие проклятия со всего мира человечества, и с тех пор станет возможным и начнется труд благословения, поднятия и помощи людям выйти из грешного состояния к вечной жизни. Больше не будет “проклятия” против человечества, а наоборот, люди будут иметь общность с Господом, иметь доступ к престолу Его благодати и доказательства Его милости, а все желающие получат возможность служить Ему. Ночь тьмы, невежества, суеверия и греха уйдет в прошлое, и мир больше не будет жить за счет света, который неярко светит от таких маленьких свечечек, которыми сегодня является Господний народ.
Все, кто придет к согласию с Господом, узрят Его лицо: больше не будет ни единого земного облака, ни единого препятствия между ними и Отцовской любовью и милостью, и Его имя будет на их челах. Они признают Его, будут иметь Его подобие, а различные черты, которые слагают Его славное имя и характер, будут принадлежать им и проявляться на их лицах. Если теперь, в нынешних несовершенных условиях, свет благодати и истины в сердцах преобразует внешние черты и делает их более яркими и впечатляющими, то мы убеждены, что еще в большей степени это будет верным о тех, кто в то время попадет под влияние света божественной милости и наполнит сердце Господним духом и истиной.

“БУДУТ ЦАРСТВОВАТЬ”

Развитие событий Тысячелетнего века приведет охотных и повинующихся из числа человеческого рода обратно к начальному совершенству, образу и подобию Бога, и они снова будут иметь прямую связь с Господом, а не просто Его послание через апостолов и пророков, как сегодня. “И будут царствовать во веки веков”. Это не касается Церкви, царствование которой было описано раньше. Речь идет о царствовании тех, кого Тысячелетний век признает достойными вечной жизни, когда все недостойные будут отсечены во второй смерти. Это описание полностью соответствует сказанному в Матфея 25: 34: овцы того века при его завершении будут приняты к самой полной общности с Господом, а козлы того времени будут уничтожены.
Характер царствования, которое будет в то время передано миру, мы обсуждали в других случаях и показали, что это будет таким же царствованием (царством), какое было дано отцу Адаму при его создании, как об этом записано в Псалме 8: 7: “Ты.. поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских”. Господство над землей было частью того, что отец Адам потерял вследствие своего непослушания, и потому было частью того, что наш Господь Иисус купил Своим послушанием до самой смерти, и должно быть элементом реституции, которая будет проводиться в течение Тысячелетнего царствования Христа.
При окончании этого царствования Царство будет передано Богу, Отцу, путем передачи его тем, для кого оно изначально предназначалось Отцом и кто в то время будет полностью готов принять его. Весь мир совершенных людей будет миром царей, хотя, без сомнения, один из них будет служить особым образом как главный, как представитель, наподобие того как в республике каждый является полновластным, и выбирает из своего числа полновластного, слугу.

“СИИ СЛОВА ВЕРНЫ И ИСТИННЫ”

Показав труд реституции до его завершения в передаче царства человеку согласно замыслу Отца, обращение откровения меняется. Мы имеем уверение, что эти замечательные обетования верны и истинны, что Господь Бог святых пророков послал Своего ангела, чтобы показать Своим слугам то, что вскоре должно произойти. Затем Учитель обращается ко всей Своей Церкви, которая имеет уши, чтобы слушать, словами: “Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей”. Здесь, по-видимому, имеется намек на то, что поскольку эта книга символическая, никто не может понять ее, если с нее не будет сняты печати, если ее послание не будет открыто для Господнего народа. И когда ее высказывания, ее учения будут должным образом оценены, она будет признана теми, кто действительно воспринимает ее как доказательство того, что второе пришествие Господа и установление Его царства совсем рядом.
Дальше эта мысль подтверждена утверждением стиха 8. Как мы видели, Иоанн откровитель представлял тех привилегированных членов Церкви, которые, находясь в конце Евангельского века, имеют привилегию видеть и лучше оценивать то, что он видел в символах. Когда откровение закончилось, Иоанн упал перед ангелом, давшим ему откровение, чтобы поклониться ему. Это может означать, что в конце Евангельского века, когда вся Церковь, класс Иоанна, увидит развертывание божественного плана, между некоторыми может появиться дух, склонность отдавать слишком много чести тому, кого Господь употребил, чтобы передать божественный свет в “свое время”.
Правильное отношение показано в поведении символического ангела, который говорил к Иоанну и который представлял некоторых в конце этого века, уполномоченных представлять Божьи истины Его народу. Он сказал: “Не делай сего”, – не кланяйся мне, потому что я не являюсь автором этого плана. Я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим послание этого откровения. Только Богу нужно кланяться: Он – Автор великого плана и будет его завершителем. Он обращает на это наше внимание теперь, потому что сейчас “свое время” для Его народа прийти к осознанию Его планов.

“ПРАВЕДНЫЙ ИЛИ НЕЧИСТЫЙ ЕЩЕ”

Та же мысль продолжена: в то время, когда черты этого символического откровения станут понятными и будут оценены Господними людьми, они будут знать, что время завершения совсем рядом, и не будут чувствовать необходимости это скрывать. “Не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко”. Более того, мы не должны надеяться, что проповедование этого послания, объяснение божественного плана повлечет обращение мира. Это не было целью и не будет. Несмотря на развертывание божественного плана, это знание будет лишь для особого класса, для которого предназначалось, а именно, для Господнего народа: “Не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют”. Что касается откровений божественного плана, то они не для того, чтобы обратить нечистых и сделать их праведными, и не для того, чтобы, наоборот, склонить праведных ко греху. В отношении этих откровений праведные по-прежнему будут оставаться праведными, нечистые – дальше будут поступать нечестиво, а святые – дальше будут оставаться святыми.
Настоящая Истина, во многих отношениях полная утешения и ободрения для Церкви относительно ее дорогих друзей, которые не пребывают во Христе, все же не имеет никакого влияния на тех, которые возлюбили грех, которые нечистые, неправедные. Она взывает лишь к тем, кто в данное время склонен к праведности. Это не значит, что она взывает лишь к святым, безгрешным. Некоторые, хотя не являются святыми, поскольку никогда должным образом не осознавали условий божественного призыва настоящего времени, тем не менее, являются праведными, поскольку желают жить праведно, благородно, честно, и в своем сердце и поведении с другими, насколько позволяет их знание, искренни и правдивы. В случае этих приверженцев праведности, правды, а также святости откровения божественного плана (которые теперь раскрываются) привлекают и усиливают их любовь к праведности и оцениванию полного посвящения Господу.
С другой стороны, неправедные и нечистые просто игнорируют это послание и не слишком его воспринимают. Однако можем надеяться, что в течение времени Тысячелетнего Царства бурные процессы царства исправят многих из этих нечистых и неправедных и окончательно превратят многих из них в приверженцев Света, Истины и Пути, приводя многих из них к полному единству с Господом, которое будет гарантировать им вечную жизнь.

R3570 (1905 г.)