БЕГ, НАГРАДА, ПОПРИЩЕ
Апостол в двух своих посланиях довольно выразительно показывает христианина как бегущего дистанцию, чтобы получить награду. Но, как в случае всех образов и притч, здесь, по-видимому, также можно по-разному взглянуть на то, что он имел на мысли, то есть применить его образную речь к имеющимся фактам. Мы должны быть рады, что эти факты в целом вполне очевидны, так как это важно в любом случае.
Незадолго до того, как святого Павла казнили, он писал: “Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды” (2 Тим. 4: 7, 8). Если это было написано за шесть месяцев до того, как он умер, или даже за месяц или всего за шесть дней, должны ли мы делать вывод, что за день или год до этого сказанное не было правдой? Нет, мы так не думаем. Мы должны верить также, что если за некоторое время до этого апостол писал, что “влечет меня то и другое” – говоря о выборе жить или умереть, – он, должно быть, чувствовал одинаковую уверенность, что находится у цели, которая даст ему великую награду.
Но мы не можем допустить, что апостол всегда находился у этой цели, которая давала ему награду. Он, как и мы, сначала был зачат Духом и затем оживлен этим Духом. Понятно, что в течение времени между зачатием и оживлением ни он, ни мы не можем быть у этой “цели”, где находится награда.
Следует видеть цель, критерий характера, необходимый победителям, который невозможно иметь в начале пути или даже спустя некоторое время. Эту цель, это развитие характера можно обрести лишь за некоторое время до смерти. Поскольку “любовь есть исполнение закона”, разве не следует считать ее целью, критерием? Поэтому мы уверены, что именно СОВЕРШЕННАЯ ЛЮБОВЬ является критерием нашего принятия Богом к вечной жизни: что умереть до того, как мы ее обрели, свидетельствовало бы о потере награды, так же как смерть в любое время после достижения цели обеспечит нам венец жизни.
Совершенная любовь содержит любовь к Богу, братьям, себе, нашим ближним и нашим врагам. Большая часть учения Священного Писания посвящена изложению именно этой совершенной любви и воодушевляет Божий народ к тому, чтобы стремиться к ней, потому что она представляет плоды Духа, которые необходимо вырастить, то есть развить как плоды виноградной лозы. Цель обрезки веток – довести плод до совершенства, потому что без него ветка будет отсечена от лозы.
Правда, с тех пор, как мы стали членами Христа, нам кое-что приписано: нам приписана чистота, но не плод виноградной Лозы – любовь. Ее следует развить. Каждому христианину следует бежать, стремиться достичь этого желанного критерия, этой цели. И это действительно так, несмотря на то, какую иллюстрацию имел в виду апостол: состязание или что-то другое.
Когда апостол настаивает “все преодолев, устоять”, это значит, что дистанция уже пройдена и перед смертью достигнута приемлемая отметка характера. Разве не так бывает со всеми “победителями”? Разве мы не начинаем наш христианский путь с обязательной любви к Богу и братьям? Разве мы не “спешим к совершенству” – не продвигаемся к совершенной любви? Действительно, апостол говорит: “Не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился”. И мы вместе с ним можем отрицать действительное совершенство. Но с тех пор, как он в сердце достиг цели совершенной любви, ему была причислена, зачтена праведность, совершенство Закона. Поэтому он добавляет: “Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить”.
Но чего следует ожидать (если вообще следует) от тех, кто достиг цели совершенной любви? Очень многого! Лишь после ее достижения они начинают следовать за Иисусом по ту и по другую сторону упомянутой цели. Будучи действительно совершенным, наш Господь не имел необходимости бежать к цели, потому что Он уже был там как совершенный человек. Ему надо было лишь стойко и непоколебимо “стоять” у этой “цели”, как сказано нам, чтобы, “все преодолев, устоять”, имея полноту в Нем. Стоять у цели является настоящим испытанием, настоящей проверкой. Стоять значит быть “победителем” мира, плоти и дьявола. Достижение цели часто является утомительным и медленным, но так не должно быть. Поскольку речь идет лишь о состоянии ума, этого можно достичь быстро, но в виду недостатка рвения многие долгие годы находятся перед целью, а некоторые так и не достигают ее – никогда не оживотворены, и, следовательно, никогда не родятся от Духа.
После того как мы достигли цели совершенной любви, мы, как и Господь, должны переносить труды и подвизаться добрым подвигом. Поддержкой является “в безмерном преизбытке вечная слава”, обещанная тем, кто демонстрирует особую доблесть в служении Царю.
Когда апостол говорит: “Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться”, – он другими словами говорит, что человек должен находиться у цели совершенной любви (выполнения закона), иначе его попытки не будут иметь похвалы и принятия в Божьих глазах.
На такое состязание можно взглянуть еще по-другому, если представить себе линию цели, которая символизирует совершенную любовь: каждый соревнующийся должен находиться как можно ближе к этой линии в конце жизни. Но такой взгляд не дает возможности объяснить, как святой Павел закончил свой бег за недели или месяцы до того, как умер, а также его слова, что его “влечет.. то и другое”, сказанные годами раньше.
Следовательно, какой бы взгляд не иллюстрировал эти факты нашему уму, он нам нравится и мы рады тому, что эти факты столь понятны и выразительны, что не подлежат дискуссии.
R4050 (1907 г.)