ПОЧИТАНИЕ ИЛИ ПОСРАМЛЕНИЕ ГЛАВЫ

“Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается” (1 Коринфянам. 11: 3-6).
Возможно кое-что в этих стихах ранит или задевает дорогое Господнее стадо. Нам очень жаль, но это не дает нам права изменять или исправлять Священное Писание. Напротив, для нас это значит, что там, где сердце с досадой воспринимает некоторые правила, какие Господь установил в Своем Слове (как следствие некоторых неверных представлений относительно данного предмета, проистекающих из ошибочных взглядов и привычек нас самих или других), больным оказывается само состояние ума, которое чувствует себя ранимым по этому поводу. Мы даже знали некоторых, которые были столь чувствительны, столь уязвимы относительно этой темы, что почувствовали неприязнь к автору “Исследований Священного Писания” (том VI), потому что в них он обратил внимание на эти стихи и на их очевидное значение.
Если мы нашли стих Священного Писания, который задевает нас за живое, мы не должны противостоять Священному Писанию или тому, кто привлек наше внимание к нему, а, наоборот, должны быть благодарны за то, что наша слабость и больное место стали для нас известными, позволяя, тем самым, применить правильные лекарства, которые излечат недуг и сделают Господнее иго благим, а Его бремя – легким. И не надо говорить, что это слова не нашего Господа, а только одного из Его апостолов, святого Павла, потому что Господь оказал почтение этим двенадцати и их словам, а также молился о благословении для всех нас через них – “верующих в Меня по слову их” (Иоан. 17: 20). Кроме того, Он сказал, что связанное ими на земле будет связано на небе, а то, что они разрешат на земле, будет разрешено на небе, тем самым давая понять, что их слова будут особо руководимы, и все, что они посчитают нужным, чтобы мы поняли, будет иметь божественное полномочие, а сказанное нам через них о наших свободах во Христе следует считать божественным посланием. Более того, помните, как широко Господь употребил эти орудия благословения для утешения и назидания Своей Церкви. Помните, как они были особо даны Ему Отцом, и Он сказал: “Они были Твои, и Ты дал их Мне,.. и никто из них не погиб, кроме сына погибели” – Иуды. Мы видим, что на апостола Павла пал божественный выбор, чтобы заполнить место, освободившееся после ухода Иуды, и в Господнем провидении через него Бог послал Церкви большую часть послания Нового Завета – объяснения божественного плана в целом. Правда, слова нашего Господа и слова других апостолов принесли благословение Церкви, но в количественном отношении и в ясности высказывания слова св. Павла превосходят слова всех других. Как мы увидели, это верно и по отношению к словам нашего Господа, потому что Его проповедование было перед сошествием святого Духа и было обращено к тем, кто не был духовно зачат, а, значит, не мог оценить и понять духовного. Поэтому многие из более глубоких учений нашего Господа были даны в притчах и неясных высказываниях и, по-видимому, были только частично понятыми даже двенадцатью, пока не наступила Пятидесятница.
Мы еще раз обращаем внимание на эту тему не по причине желания сделать ее более важной, чем она есть на самом деле, и не потому, что мы хотим навязать слова апостола кому-нибудь или хотим осуждать кого-нибудь, а потому, что желаем возложить ответственность за эти мысли на того, на кого это следует сделать, – на апостола и святой Дух, стоящий за ним, а не на автора “Исследований Священного Писания”. Каждый, кто спорит на эту тему, пусть знает, с Кем он спорит, и пусть, конечно же, будет осторожен. Никто и никогда не спорит с Господом себе на пользу. Напротив, кто с повиновением принимают привитое слово, способное его умудрить, тот имеет большее благословение. Самонадеянные и считающие, что они мудрее того, что написано, находятся в опасности. Они должны понять, что сейчас мы имеем время испытания, и что повиновение является одним из тех испытаний, которые Господь применяет ко всем нам. Они должны помнить, что наши испытания неодинаковы, и Господь через разные свидетельства Своего Слова испытывает и проверяет тех, кто Ему посвятился, – но не для того, чтобы они споткнулись, а для того, чтобы они были испытаны и, если правильно это воспримут, получили от этого большее благословение и продвижение в божественной милости.
Пусть каждый, кто склонен оспаривать эти стихи Священного Писания, прочитает весь контекст донизу, включая стих 16, в котором апостол говорит: “А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии”. Таково заключительное слово апостола по данному поводу – заключительное слово Господа через апостола. По сути оно означает следующее: “Я изложил вам правду на эту тему, повинуясь которой, вы будете иметь значительно большую меру Божьего благословения не только в ваших семьях и собраниях Церкви, но и в ваших сердцах и во время ваших испытаний. Следуя этим путем, вы сделаете большее продвижение и будете больше уверены, что получите великую награду и услышите слова Учителя: “Хорошо”. Однако не подумайте, что сказанное мною – закон. Я не предлагаю это в таком смысле. Я даю это как предостережение, как нечто для вашей пользы, личной и коллективной. Если кто-то склонен отвергать Мое предложение, выдвигать свои аргументы и препираться по этому поводу, то его лучше оставить в покое. Пусть оценивающие Мой совет следуют ему и пожинают благословение; пусть те, кто не воспринимает его, идут в этом деле своим собственным путем. Но они окажутся в неблагоприятном положении, от которого Я хотел бы их защитить. Они потеряют благословение, в котором я рад им посодействовать, если они последуют этому совету”.
Апостольский совет относительно покрытия и непокрытия головы является частью его общего учения о взаимоотношениях мужа и жены в делах дома и Церкви. Мужчина, покрывающий свою голову в служении Богу, посрамляет свою голову, показывая, что он не оценивает божественного слова в этом вопросе. В доме, в котором муж не занимает места главы семьи, он как бы прячет свое главенство; в доме, в котором женщина не признает главенства своего мужа, она посрамляет его и сама посрамляет себя, как бы признаваясь, что она безрассудно вышла замуж за мужчину, которого не может уважать как положено – как главу дома. Если бы мужчины и женщины, считающие себя набожными, признавали принцип, изложенный здесь апостолом, то это, верим, помогло бы решить множество семейных неурядиц и трудностей, потому что жена, обращаясь к своему мужу, перенесла бы на него большую часть ответственности за домашние дела, и как только она привыкла бы к этому, то обрела бы большое облегчение для своего ума, уменьшив нервное напряжение, которое так истощает, прежде всего женщин. Муж, осознавая свое положение и свою ответственность главы, должен и, верим, будет в целом более внимательным, чем обычно, чтобы заботиться об интересах своей жены, своих детей и всех, кто должным образом находится на его попечении – не только для обеспечения их ежедневных нужд, но и для осознания растущей меры ответственности за их высшие интересы – умственные, моральные, духовные. Помните, что апостол возложил ответственность в этом вопросе на каждого мужчину и на каждую женщину в Церкви Христа, и это не тот вопрос, где брат А может критиковать брата Б или сестру Б, или наоборот. Каждый из нас стоит или падает для своего Господина в этом или в других похожих вопросах. Божественное правило, скорее всего, заключается в том, что чем больше наше повиновение, тем больше наше благословение, чем меньше мы послушны, тем медленнее наш прогресс. И для нас все важнее знать это по мере того, как мы приближаемся к завершению века и окончанию нашего пути.

R4097 (1907 г.)