РОЖДЕНИЕ “ЧЕЛОВЕКА ИИСУСА ХРИСТА”
МАТФЕЯ 2: 1-12

“И сказал им ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям” (Луки 2: 10).
Наша тема не ведет нас обратно к началу Божьего создания, когда Христос как духовное существо был “первородным всего творения” (ВоП), был Словом у Бога в начале создания, через Которого все начало быть, и без Него ничто не начало быть (Иоан. 1: 1-3, 10). Наш Учитель в то время был “Первым и Последним [из того, что непосредственно создано Иеговой], Альфой и Омегой”: все последующие создания появились через Него как величественное орудие Иеговы (Отк. 1: 10; 3: 14; Кол. 1: 15; Иоан. 1: 1-3). Теперь перейдем ко времени, когда Тот, Кто, был богат, обнищал ради нас (2 Кор. 8: 9) и оставил славу, которую имел у Отца “прежде бытия мира” (Иоан. 17: 5). В то время наш Учитель, не умирая, испытал изменение природы и “смирил Себя”, “стал плотию” (Фил. 2: 8; Иоан. 1: 14), “принял образ раба”, “сделавшись подобным человекам”, “не много был унижен пред ангелами”, а затем еще больше смирил Себя аж до смерти и то позорной смерти на кресте как преступник, как грешник (Евр. 2: 9, 16; Фил. 2: 6-9). Этот урок, который актуален в настоящее время, обращает наше внимание на рождение “человека Иисуса Христа”.
В Божественном предвидении о пришествии Спасителя внимание было обращено преимущественно на факт, что Он должен быть Царем, Освободителем, Спасителем. Это знаменательно тем, что Бог обращался к человечеству с учетом его потребностей и надежд. Жертвенной составляющей служения Господа было уделено меньше внимания, чем Его силе, величию и славе, потому что жертва касалась больше Бога и должна была удовлетворить требования божественного закона относительно рода-грешника. Вопрос, как Бог уладит дело согласно вынесенному им Самим приговору смерти человечеству, менее важен для рядового человеческого ума, чем упоминание об окончательной славе, реституции и благословении. Поэтому обнаруживаем, что ссылки на те стороны служения нашего Господа, которые имели отношение к жертве, были приведены преимущественно в виде образов и символов, понятных только тем, которые, как сыновья Бога, будут наставлены на Истину Духом Бога.
Не удивительно, что ангелы, известившие о рождении нашего Господа, вспомнили только о будущей славе, а не о промежуточных страданиях. Не удивительно, что они не плакали на вид страданий и усмирения, а пели: “Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение”, – вспоминая только завершение великого божественного плана, который имел свое начало при рождении Иисуса.
(Ст. 1, 2) Были ли “волхвы” с востока евреями или нет, нам не сказано. Но поскольку божественная милость в то время была ограничена к Израилю и не оставила израильтян до тех пор, пока они не отвергли Мессию, мы считаем весьма правдоподобным, что эти волхвы с востока были частью “двенадцати колен, находящихся в рассеянии”, которые, “усердно служа” Богу, “чаяли утешения Израилева”, надеясь на это через давно обещанного Мессию (Деян. 26: 7; Лук. 2: 25). Знаем, что сотни тысяч и даже несколько миллионов израильтян были взяты в плен в страны Востока – Вавилон, Медо-Персию, – и знаем также, что менее чем 55 000 воспользовалось декретом Кира, позволившим вернуться в Палестину. Видим, что большое количество народа Израиля в то время (как и сейчас) проживало в чужих землях. По-видимому, плен на чужбине способствовал их религиозным интересам, и израильтяне после плена в Вавилоне в целом имели больше веры в Господа и больше заинтересованности пророчествами о Мессии, чем в течение предыдущих нескольких сотен лет, когда они постоянно были осаждаемы идолопоклонничеством.
Божье обетование Аврааму о большом “Семени”, великом царе и правителе, который должен благословить мир праведным царствованием, очевидно, было разнесено израильтянами по всему цивилизованному миру того времени. В результате, некоторые надеялись на иудейского Мессию, тогда как другие, ведомые чувством гордости, заявляли, что они, как иудеи, способны создать желанное правительство и поставить правителя мира. Видим, что идея универсального господства начала получать развитие. Некоторые утверждают, что Зороастр, известный персидский религиозный учитель, был учеником пророка Иеремии. М-р Грант, миссионер в Персии, в своих мемуарах пишет:
“Зороастр учил персов о Христе. Он утверждал, что в последние дни дева во чреве приимет, и как только родится сын, появится звезда (даже в полдень), блеск которой не уменьшится. “Ты, мой сын, – воскликнул почтенный провидец, – увидишь ее восход раньше других народов. Как только ты увидишь ее, последуй за ней, куда бы она тебя не привела, и поклонись таинственному дитяти, принеси ему дары с самым глубоким повиновением. Он является тем всемогущим Словом, которое создало небеса”.
Хотя это только легенда, интересно знать, что такая легенда существовала среди народов Востока. О Зороастре можно сказать, что его учения имели более возвышенный характер, чем учения любого другого языческого учителя.
(Ст. 3-6) Надеясь найти царя, волхвы, понятно, пришли во дворец Ирода, который, хотя и назывался царем иудеев, представлял их завоевателей, римлян. Ирод основал Дом Ирода и, естественно, имел большие надежды не только относительно продолжительности собственного господства, но и думал оставить при власти и на должности, которую он занимал, своих потомков. Не удивительно, что он “встревожился”. Перспектива иметь соперника то ли во власти, то ли среди людей, вовсе его не радовала. “[Встревожился] и весь Иерусалим с ним”. Политическое влияние охватывает широкие круги. С правительством Ирода были связаны (и имели пользу от этого) – прямо или косвенно – многие, чьи планы, чаяния и т. д. могли разрушиться по причине изменения власти. Ирод наверное знал об иудейском предании относительно Мессии, поэтому тотчас послал позвать наученных в Писании, чтобы выспросить где, по словам пророков, должен родиться Мессия. Книжники и фарисеи, очевидно, были достаточно хорошо осведомлены об этом, потому что немедленно, без колебаний назвали место рождения Мессии – Вифлеем, и в доказательство процитировали пророка.
(Ст. 7-12) Коварство Ирода, с каким он надеялся узнать, кто является божественно назначенным Князем и наследником трона, становится понятным лишь тогда, когда мы вспомним продолжение этой истории. Когда он узнал, что волхвы не вернулись, чтобы сообщить ему и, тем самым, позволить уничтожить дитя Иисуса, он решил убить всех младенцев города Вифлеема в возрасте двух лет и младше, чтобы удостовериться, как он думал, что он перехитрил божественный план и отстоял свою власть.
Звезда, которая, по-видимому, привела волхвов в Иерусалим и затем, очевидно, исчезла, заставив разыскивающих возбудить удивление и любопытство жителей Иерусалима, опять стала их путеводителем, когда они оставили город, и привела в Вифлеем, что поблизости. Здесь звезда, по-видимому, указала даже на дом, в котором они нашли новорожденного Царя. По обыкновению тех времен они дали ценные подарки и засвидетельствовали свое почтение.
Хотя Царь пришел, свои Его не приняли. Затем Он, как “некоторый человек высокого рода” (из Его собственной притчи), “отправился в дальнюю страну” – в само небо, чтобы там быть наделенным властью Царя царей, – и отложил установление Своего Царства до тех пор, пока Церковь, Его Невеста, Его сонаследница, не будет выбрана и приготовлена к участию с Ним в Царстве.
Тем временем мир дальше нуждается в Царе как и прежде. Все народы убеждаются в том, что им нужен мудрый, справедливый, могущественный, любящий, милосердный правитель. Собственно, они нуждаются именно в таком правителе и постепенно узнают, что никому из падшего рода нельзя поручить много власти, почестей и славы; что все слабы через грехопадение, и для их наивысшего блага нужен намного лучший царь и лучшее правительство. Массы все острее начинают чувствовать потребность в этом. Удивляет, насколько разные защитники социализма признают и цитируют с одобрением учение этого Царя, говоря, что они бы хотели, чтобы другие руководствовались Золотым Правилом, тогда как сами не способны следовать ему.
Мир начинает осознавать, что Царь находится у двери: нынешние Ироды, а вместе с ними все, у кого есть власть и влияние – политики и финансисты, – “встревожены” ожидаемым изменением правительства, которое их собственные “волхвы” считают неминуемым. Не надо надеяться, что князья мира сего будут приветствовать Его. Скорее они боятся распада нынешних институций, боятся, что под Его правлением они не будут иметь таких благоприятных возможностей обогащаться. При общем выравнивании, которое, как утверждают пророки, будет сопровождать Его царствование, некоторые высоко поставленные будут понижены, а пониженные будут повышены. Вот почему Царство Мессии, хотя и является Царством мира и праведности, должно быть введено “временем тяжким, какого не бывало с тех пор, как существуют люди”. Однако мы радуемся обетованию, что “когда суды Его [совершаются] на земле, тогда живущие в мире научаются правде”, и что Его Царство станет “желанием всех народов”.
Пока Евангелие Царства приняли немногие. Также особые благословения достались немногим признавшим Царя и готовящимся стать сонаследниками в Его Царстве. Но не будем забывать о милостивых последствиях, которые должны прийти после установления этого Царства, когда, как сказано в заглавном стихе, благая весть великой радости “будет всем людям”.

R4098 (1907 г.)