ТВЕРДО СТОЯТЬ У ЦЕЛИ
Без сомнения, божественное образование содержит в себе показатель, критерий пригодности Церкви к славе. Когда мы впервые подчинили свою волю Господу, это было необходимым, чтобы посвящение оказалось полноценной, совершенной жертвой нашей воли Господней воле. Но наша воля еще не была у цели, критерия совершенной любви. И если бы наш опыт, скажем, оборвался в результате смерти сразу после посвящения, мы бы не считали себя “достойными Царства”, потому что награда обещана не посвященному, а “побеждающему”. Так и в случае с Учителем, нашим предтечей. Обязательным было, чтобы Он пострадал и таким образом доказал, что Он достоин войти в Свою славу. Словом, если ребенок не может закончить школу в тот же день, когда он пошел в школу, тем более мы, пошедшие в школу Христа.
Быстрота прогресса в усвоении уроков в значительной степени зависит от нашего темперамента и нашей усердности. Некоторые, кажется, делают столько прогресса за один год, сколько другие за двадцать, а многие так и не закончат школу – никогда не достигнут показателя, уровня, требуемого Богом, – совершенной любви. Божье Слово, наш учебник, информирует нас, что “любовь есть исполнение закона” (Рим. 13: 10); что “цель [божественной заповеди].. есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры” (1 Тим. 1: 5). “Итак, кто из нас совершен [имеет совершенную волю, находится у цели совершенной любви], так должен мыслить” (Фил. 3: 15-17).
Тех, кто “так познал Христа”, Он научил понимать смысл: (1) усовершенствованной любви к Богу, которая побуждала бы трудиться и набираться смелости в Его службе; (2) усовершенствованной любви к “братьям”, которая побуждала бы возлагать даже саму жизнь в служении им; (3) усовершенствованной любви к миру и даже к врагам, которая позволяла бы делать хорошо тем, кто ненавидит нас, кто злостно использует нас и всячески ложно сквернословит.
Увы! Мы не считаем, что многие посвященные достигли этого критерия, этого показателя; поэтому, следует полагать, лишь некоторые закончили школу как “благонадежные для Царства”. Отсюда также предположение Священного Писания, что в отличие от Малого Стада победителей, которые действительно достигнут этого показателя, установленного критерия, “Великое Множество” не закончит школу – останется на второй год. Однако было бы хорошо напомнить, что эта “цель”, этот критерий любви относится не к плоти, а к уму, сердцу. Как говорит апостол: “Так что вы не то делаете, что хотели бы”. Наши плотские недостатки иногда подталкивают нас к словам или поступкам, лишенным любви, которые, если о них сожалеть, не будут вменены нам и не отдалят от цели и любящего принятия нашим Господом, которое эта цель олицетворяет.
“ДАБЫ КТО НЕ ВОСХИТИЛ ВЕНЦА ТВОЕГО”
Выражение “Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего”, по логике касается особенно тех, кто достиг показателя, критерия совершенной любви, а не просто тех, кто предпринял первый шаг посвящения, пошел в школу Христа. Слова “держи, что имеешь”, подразумевают предыдущие усилия и достижения; подразумевают, что эти достижения имеют связь с правом на венец; что достигнутого следует держаться, чтобы окончательно получить венец. Также имеется четкий намек, что твердо стоять можно только ценой суровой борьбы.
Для некоторых, ошибочно допускавших, что необходимо только посвящение или что достижение показателя, критерия совершенной любви положит конец борьбе, эта мысль может показаться новой и несколько неожиданной. Очевидно, наиболее суровым битвам, испытаниям, искушениям подвержены те, кто находится у цели, и это соответствует обетованию нашего Учителя, что мы не будем “искушаемы сверх сил”. Твердо стоящие у цели обязаны вынести больше всего и они будут наиболее сурово испытаны. Обратите внимание на призыв к ним: “Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны”. Поскольку они уже не “младенцы во Христе”, не “дети”, то особо подергаются испытаниям как взрослые, крепкие в Господе, облеченные во всеоружие Божье. Еще раз послушаем Слово: “Все преодолев, устоять!” Эти слова не касаются только что пошедших в школу или начавших забег, а главным образом относятся к тем, кто достиг критерия совершенной любви. Кто “преодолел все”, кто достиг показателя характера и “облекся во всеоружие”, тот имеет предостережение, предупреждение “устоять”, твердо “стоять” и “подвизаться добрым подвигом”.
“И КТО УСТОИТ?”
Эти фундаментальные истины были правдой и касались Господнего народа в течение всего Евангельского века. Вот почему говорится об узости этого пути и небольшом количестве тех, кто нашел его и последовал им, – о Малом Стаде. Но сейчас это предостережение актуально больше, чем когда-либо, и касается значительно большего числа Господнего народа, чем в прошлом, потому что мы находимся в “жатвенном” времени, в котором речь идет прежде всего о созревании и сборе. По-видимому, именно по этой причине так много стихов связывает наше время с этими предостережениями. Например, читаем: “Для сего примите всеоружие Божье, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять” (Еф. 6: 13).
Логика этой ситуации подразумевает, что в течение нескольких ближайших лет придут самые суровые испытания и самые утонченные пробы нашей любви: (1) К Богу, что показано в нашей любви к Его Истине и уважении к Его имени; (2) нашей любви к Господним братьям; (3) нашей любви к нашим врагам. И когда “братья” (от которых так много можно было надеяться) становятся нашими врагами, испытание нашей любви становится еще суровее. Учитывая это, “какими должно быть в святой жизни и благочестии вам”? Глядя на важность ситуации, каким “осторожным” должен быть каждый из нас! Как тщательно должны мы проверять каждый наш поступок, слово и мысль! Наши мысли требуют особенного внимания, потому что мы судимы на основе мыслей и намерений сердца. Из них исходят слова и поступки. Как часто амбиция прячет свои завистливые желания под маской долга! Сколько очагов “Святой Инквизиции” были зажжены факелом “долга”! Пусть каждый из нас будет на осторожности. Мы можем обмануть себя или других, но не Бога, Который говорит: “Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает.. Кто делает правду, тот праведен”, а не тот, кто говорит. Тот, чьи поступки и слова исполнены любви, доброты, отзывчивости, тактичности в условиях испытания, дает доказательство того, что он зачат Богом любви и значительно развился по подобию Христа! Подумайте о любви нашего Господа к Его врагам и о Его терпеливости к ним, когда они издевались: “Сойди со креста!” Подумайте над тем, как Он, когда Его оскорбляли и сквернословили, не оскорблял и не сквернословил в ответ! Подумайте о том, каким мягким был Его упрек предательскому Иуде, и как Он лишь намекнул Петру, который отрекся от Него поклявшись! Бесспорно, в Его случае Любовь была готова покрыть множество ошибок. Не будем теми, кто легко обижается, ни теми, кто имеет безжалостный дух. Скажем в духе великодушия и прощения с апостолом: “Но я ни на что не взираю” и не отступлюсь от совершенной любви. Она будет укореняться и основываться по мере испытания. Будем остерегаться духа, который завидует почестям, привилегиям и благословениям других. Наоборот, пусть в нас будет столько духа любви, чтобы радоваться со всеми, кто радуется в Господе, и сочувствовать всем, кто в беде. Ощущение хотя бы охлаждения чувств из-за успеха брата или нехватки заинтересованности в его благополучии является знаком серьезной опасности – того, что мы теряем цель. Это должно нас насторожить и вести к еще большей активности.
R4153 (1908 г.)