ДРЕВНИЕ ДОСТОЙНЫЕ ПОД ЗАВЕТОМ ВЕРЫ

Может возникнуть вопрос: под каким заветом Древние Достойные приемлемы для Бога? Поскольку они умерли до Христа и до возможности духовного зачатия, они не были одарены привилегией высокого призыва к членству в Теле Христа, избранной Церкви. Апостол подчеркивает это в Евр. 11: 39-40. Он говорит, что они “угодили Богу”, но без нас, Христа, они не станут совершенными. В божественном порядке Церковь должна быть начатком Божьих созданий. “Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий” (Иак. 1: 18). Заметьте, что перечень апостола содержит Авеля и Еноха, которые жилы до потопа и до того, как был заключен Завет с Авраамом. Он содержит также некоторых, живших в течение периода Завета Закона, и, следовательно, находившихся под ним. Как, в таком случае, мы должны классифицировать их относительно трех больших Заветом, представленных в Сарре, Агари и Хеттуре?

Вопрос становится очень простым, когда мы видим главное отличие между Заветом Авраама и Заветом Закона, который был прибавлен к нему. Первый был по вере, но не без дел. Второй – по делам, но не без веры. Как говорит апостол, условием Завета Закона было следующее: “Исполнивший его человек жив будет им” (Рим. 10: 5). Священное Писание напоминает также, что Завет Сарры считается по вере, а не по делам, но там, где вера является правильной, дела “свидетельствуют” о вере, даже если они несовершенные; и если бы нас судили по делам, мы были бы осуждены. Весь иудейский народ потерпел неудачу под Заветом “дел Закона”, но некоторые из этого народа, поднявшись своей верой над этим Заветом, полагались не на него, а на первоначальный Завет Милости, Благодати – Завет Сарры. Речь идет о Древних Достойных, упомянутых апостолом. Он подчеркивает, что они делали все верою и переносили верою трудности. За свои дела они были осуждены Заветом Закона, но за свою веру были приемлемыми для Бога согласно Завету Сарры, хотя и не могли получить благословения под этим Заветом, пока не пришло обещанное Семя и не была пролита кровь этого Завета. Похожим образом Енох и Авель благодаря своей вере были приемлемыми для Бога и зачислены к верным Завета Закона, как имеющие Божественную милость и подпадающие под благословение Завета Сарры. Хотя они жили до Авраама, у них была вера Авраама в том смысле, что они, наподобие Авраама, полагались на Бога ради благодати, которую Он готов даровать любящим Его и ищущим Его милость.

Новый Завет на самом деле будет Новым Заветом Закона, то есть Новым Заветом дел Закона. Ветхий, или первый, Завет Закона, оказался несостоятельным и недостаточным для Израиля не потому, что Божественный Закон, на котором он основывался, был несостоятельным или чрезмерно требовательным, а потому что люди были несовершенными, “в беззаконии зачатыми”, рожденными во грехе, под приговором смерти по причине преступления Адама. В Моисее Завет Закона имел верного посредника, преданного Богу и израильтянам, но он был бессильным, поскольку его жизнь также была потерянной. Поэтому Бог решил, что Новый Завет Закона должен занять место Ветхого, и предвидел нового Посредника, Который уже отдал Свою жизнь как цену искупления – Иисуса, Главу, и Церковь, Тело. Окончание жертвы уже рядом. Глава и многие Его члены, Новые Творения, уже перешли за завесу. Вскоре последний член Тела будет “изменен”, и наступит кропление кровью Нового Завета за “грехи всего народа” – народа Завета, Израиля, открывая двери всем народам стать участниками благословений их Нового Завета, как и мы (язычники) теперь привилегированны уделом в благословениях Завета Сарры, которые “во-первых, Иудею”. Это кропление будет приемлемым для Бога и действенным для упразднения грехов всего мира, о чем неоднократно было засвидетельствовано в Священном Писании и в образах “лучших жертв” (Евр. 9: 23).

Немедленно Великий Пророк (Глава и члены), Великий Священник (Глава и члены), Великий Судья (Глава и члены), Великий Царь (Глава и члены) начнет деятельность с Израилем и через Израиль с миром. Он будет руководить, благословить, наставлять и поднимать всех желающих. “И будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа” (Деян. 3: 23). Новый Завет Закона будет действовать точно так же, как действовал Ветхий Завет Закона, за исключением того, что “лучшие жертвы” для его печатания будут более эффективными, и их не нужно будет повторять из года в год, а власть и слава его Посредника будут выше, отчего последствия Его деятельности, соответственно, будут больше и продолжительнее.

Об этом дополнительно свидетельствует высказывание Откровения, показывающее Тысячелетнюю эпоху с ее большим белым престолом справедливости и милости, перед которым будут стоять все мертвые, малые и великие, для испытания, а не для того, чтобы убедиться, что они были грешниками, поскольку известно, что все грешники, и не для того, чтобы увидеть, готов ли Бог простить им, ведь это будет известно: жертва Христа будет в то время принята как полное “умилостивление за грехи.. всего мира”. Суд, испытание будет с целью убедиться, придут ли они к полному согласию с Богом и получат ли Его благословение радости и вечной жизни, или, наоборот, “истребятся из народа”. Они не будут судимы по вере, так как будут под Новым Заветом Закона и дел: “Судимы будут каждый по делам своим” (Отк. 20: 13).

Шаг за шагом, они получат поддержку на пути от несовершенства ума и тела к совершенству (с совершенными делами включительно, которые будут их критерием, испытанием). И наоборот, Евангельская Церковь и Древние Достойные судимы не по делам, а по вере. Дела требовались от них по мере возможности, как подтверждение веры. Мы не имеем помощи, чтобы избавиться от недостатков падшей природы, а считаемся мгновенно поднятыми из них, словно они покрыты покрывалом благодати.

Если держать в уме упомянутые факты и выводы, это поможет в значительной степени понять наш предмет – отношение Заветов друг к другу и к человечеству. Первоначальный Завет обещал благословение, которое должно распространиться на все человечество: искупление от божественного приговора и возможность вернуться к согласию с Богом через веру и повиновение всем сердцем. Это обещание, как мы видели, уже исполнилось в некоторых отношениях. Бог уже принял, и также готов вести или привлечь, всех показывающих веру в Него и искреннее желание находиться в согласии с Ним. В этом смысле первоначальный Завет действовал до потопа и после него, по отношению к Аврааму и ко всем в Израиле, кто имел дух подчинения и веры, а также действовал в течение Евангельского века в человечестве, среди всех народов и языков. Но лишь малое число из человеческого рода получило благословение, потому что лишь малая часть была в состоянии показать веру “Авраама”.

И хотя вначале может показаться, что добавление Завета Закона не было на пользу, так же как похожее добавление Нового Завета в некоторых отношениях может быть не на пользу, а как бы урезыванием, ограничением первоначальной, всеобъемлющей Благодати, Завета Сары, но в действительности это не так. Завет Закона осудил народ за то, что тот не имел веры, но он принес благословение многим из этого народа – значительно большему числу, чем то, которое получило развитие в других народах, не имевших такого Завета Закона с его ограничениями, предостережениями, наказаниями и т. п. Новый Завет окажется более успешным. Он придет после господства Благодати под Заветом Сарры и будет господством Закона, как написано: “И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи” (Ис. 28: 17).

Искупитель и Его последователи больше не будут стадом овец для заклания, подверженными злословию со стороны людей, а будут царями и священниками, облаченными в славу, честь и бессмертие, перед которыми “преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога” (Рим. 14: 11). Царь будет царствовать в праведности, а князья будут совершать суды на земле.

Поскольку вера уступит место виденью, испытанием будут поступки – как результат возможности; и все, кто не воспользуется возможностями, получат розги и исправление в праведности. Таким образом, господство Закона и добрых дел будет согласоваться с состоянием каждой личности, что, верим, принесет замечательный результат: миллиарды будут приведены к совершенству, к согласию с Богом. Новый Завет (Закона), вместо того, чтобы быть ограничением Завета Авраама (Завета Сары), будет его расширением, отчего его благословения будут иметь еще большее распространение. Первоначальный Завет в настоящее время собирает тех, кто может и стремится показывать веру и повиновение. Таким образом, польза от него закончилась бы, если бы не добавленный Новый Завет (Закона), который, игнорируя нехватку веры и повиновения, будет удерживать мир и с помощью наказаний и наставлений вынудит к повиновению и приведет к знанию, а затем постепенно поспособствует развитию повиновения (которое имел в своем сердце Авраам) в стольких из них, в скольких это будет возможно, и уничтожит других. Таким образом, Авраам, “отец всех верующих”, станет под Новым Заветом (Закона) “отцом многих народов” – множества, как песок морской, – а также отцом верных под первоначальным Заветом Сарры, Заветом веры и благодати.

Итак, мы видим, что после избрания Семени Веры (естественного и духовного) влияние первоначального Завета будет благословить посредством этого Семени и Нового Завета (Закона) значительно большее число, чем можно себе представить в результате любого другого метода. Вот так Господь снова показывает нам, насколько Его благословение превыше того, что способен спланировать тот или иной человеческий ум. Бесспорно, никакая плоть не может хвалиться перед Ним. Чем больше мы понимаем Его планы, Его цели, Его методы, тем больше мы обязаны прославлять Его и осознавать собственную ничтожность и незначительность!

R4330 (1909 г.)