[R4374]
УРЕГУЛИРОВАНИЕ ДОКТРИНАЛЬНЫХ РАЗНОГЛАСИЙ
ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ 15:1-35
Заглавный текст: “Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они” (стих 11).
Период мира и процветания, роста в знании и численности ранней Церкви сменился периодом споров и разногласий в Антиохии. Павел и Варнава вернулись из миссионерского путешествия и отчитались перед общиной, которая спонсировала их расходы на дорогу. Все вместе, Церковь и миссионеры, радовались совместному служению язычникам. Дела действительно везде были успешными. Но затем из Иерусалима, центра Церкви, прибыли некоторые братья, евреи по происхождению, которые, увидев, что христиане из язычников игнорируют обрезание, подняли по этому поводу большой мятеж, утверждая, что обрезание не спасает без Христа, так же, как и Христово спасение не действует без обрезания. Умы многих были смущены, и некоторое время казалось, что в Церкви возможен раскол. Но лучшие советы взяли верх, и любимые братья, Павел и Варнава, были посланы в Иерусалим как комитет, чтобы посоветоваться с тамошними апостолами и старейшинами. Наш урок рассказывает об этом съезде и его результатах.
Отметим мудрость, которую проявили эти первые христиане, имевшие “дух здравого ума”. У них действительно было большое доверие к Павлу и Варнаве и понимание того, что при их служении они получили большие благословения от Господа, а это противоречило мнению, что без обрезания нельзя заслужить Божественной милости. Поэтому они мудро допустили, что воля Господа по этому поводу очевидна и будет указана через апостолов, о которых Господь сказал: “Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе”. Следовательно, от этих апостолов можно было ожидать, что они знают и могут посоветовать, будет ли обрезание обязательным для язычников, как было для иудеев, или они будут освобождены от этой обязанности, возложенной на израильтян – на всю семью Авраама.
ИЕРУСАЛИМСКИЙ СЪЕЗД
В рассказе заметно большое уважение, с которым апостолы относились друг к другу на съезде. Также заметно, что свои выводы в этом вопросе они основывали на том, что обнаружили в Священном Писании (Ветхом Завете), а также на руководстве Божественного провидения. Постепенно, в течение нескольких лет, Истина становилась для них все более отчетливой: что особая милость Бога к иудеям уступила место общей милости к людям из каждого народа, так что все, кто верит в Господа, кто принимает Его обетования и посвящает свою жизнь в согласии с ними, могут отныне иметь равные привилегии и преимущества с теми, кто имел еврейское происхождение. Они знали об отношениях Завета Бога с этим народом, и нужно было время, чтобы убедиться, что Божественный план сделал еще один шаг вперед. Так же в конце этого века есть много тех, кто осознает, что только “Малое Стадо” было призвано, откликнулось и принесло себя в жертву согласно нынешнему Высокому Призыву. Но им трудно понять, что приближается изменение эпохи и Бог намеревается завершить труд этого века для “избранных” и начать новый труд для нового века, для неизбранных, на благо “всех племен земных”.
Выводы Съезда изложены в нескольких словах, а именно, что Бог признал верующих из язычников Своим святым Духом, как признал верующих еврейского происхождения, “и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их” (Деян. 15: 9). “Чего еще просить? Эти язычники получили всю Божью милость, не попав при этом в рабство Завета Закона. Почему же, – мудро спрашивали они, – мы должны накладывать на них иго, если Бог не поставил такого требования?” Они поняли, что Завет Закона действительно был игом. Более того, это было настолько тяжелое иго, что ни они, ни их отцы не могли его нести. Христос освободил их от ига Завета Закона. Почему же они должны накладывать его на братьев, которым Господь его никогда не давал?
Затем, они признали, что в некоторых отношениях язычник, свободный от Закона, не подпадая никогда под это иго, занимал лучшее положение, чем они. Отсюда утверждение: “Но мы [евреи] веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они [язычники]”.
ВЫВОД В ЭТОМ ВОПРОСЕ
В стихах 22-29 видим решение апостолов в этом вопросе. Они не только написали о нем, но и послали отчет через двух своих доверенных братьев, Иуду-Варнаву и Силу, вместе с Павлом и Варнавой, чтобы братья имели письменное и устное свидетельство. Они утверждали, что упомянутые будоражащие взгляды не были согласованы с апостолами в Иерусалиме, после чего кратко подытожили, но не как Закон, а как “необходимое”, следующее:
(1) воздерживаться от идольских жертвоприношений;
(2) и от крови;
(3) и от удавленины;
(4) и от разврата.
Это не означало, что воздержание от этих вещей сделает их христианами, потому что ничто иное, как вера во Христа, посвящение Ему и стремление ходить по Его следам, не может сделать их христианами. Этими советами относительно воздержания они утверждали: “Соблюдая сие, хорошо сделаете” – найдете эти советы полезными для вас как последователей Господа. Действительно, апостол Павел убедительно подчеркивал, что “Любовь есть исполнение Закона”, потому что любовь к Богу будет руководить жизнью в отношении святости, а любовь к ближнему – в отношении земной справедливости. Приведенные советы были необходимы для сохранения общности “Тела”, состоящего из иудеев и язычников с их разным образованием и настроениями. Не обсуждая вопрос, может ли мясо, продаваемое на рынках, понести вред из-за языческих обрядов, связанных с закланием животных, был дан совет воздерживаться от него, поскольку иудеи, безусловно, считали потребление такого мяса участием в языческом идолопоклонстве, даже если с более широкой точки зрения идол, будучи ничем иным, как деревом, металлом или камнем, не мог ни принести пользы, ни нанести вред пище. Тем не менее, христианам из язычников желательно было воздерживаться от использования своей свободы в этом направлении из уважения к более слабым братьям, иудеям и язычникам, которые не были способны так глубоко размышлять, и чья совесть могла быть уязвлена.
Похожая мысль касается и запрета на потребление крови. Для иудея она была запрещена, и, согласно его завету, она стала символом жизни: потребление ее означало ответственность за отнятую жизнь. Более того, в образных церемониях Закона запретная кровь использовалась как символ, представлявший жертву за грех, ведь кровью совершалось примирение за грехи. Чтобы подчеркнуть эти образные уроки, иудею было запрещено потреблять кровь. Возможно, существовали и другие, санитарные причины, связанные с этим, которые нам пока неизвестны. Эти запреты никогда не касались язычников, потому что они никогда не были под Заветом Закона; но представления иудеев об этом были настолько глубоко укоренены, что для мира Церкви было необходимо, чтобы язычники также придерживались этого. Под удавлениной имелись в виду животные, пойманные в капкан, кровь которых не была пролита и не вытекла, вызывая смерть, как того требовал иудейский Закон относительно всякого мяса, предназначенного для употребления в пищу. Это ограничение было необходимо для того, чтобы согласовать две ветви духовного Израиля – тех, которые происходили из иудаизма, и тех, которые происходили из язычников.
Если братья из язычников не хотели спорить и вызывать разделение в Церкви, то они, несомненно, были готовы ограничить свою свободу в этих вопросах или пожертвовать ею. Четвертым ограничением был “блуд”, что в переводе с греческого означает “разврат”. Трудно понять, почему одно моральное наставление нужно было так отделять от других и помещать в список с церемониальными требованиями. Мы скорее склонны спросить: почему не было включено богохульство, пьянство, идолопоклонство, прелюбодеяние, ложное свидетельство, убийство и т. д.? Должны ли мы понимать, что язычники могут совершать все преступления, которые не предусмотрены списком этого съезда, а лишь имеют совет относительно мяса, принесенного в жертву идолам, или мяса задушенных животных, а также относительно крови и блуда? Конечно, нет. Напротив, все требования Закона включены в единый закон Нового Творения – люби Господа и ближнего твоего.
Любовь закрывает идолопоклонство, злословие, убийство, кражу, ложное свидетельство, прелюбодеяние, но закон Любви не закрывает полностью пункты, перечисленные Советом. Они были необходимыми, надлежащими, и мы должны признать полномочия апостолов “связывать на земле” – что они были так ведомы в своих публичных высказываниях, что не связывали ничего лишнего, ничего, что противоречило бы Божественной воле. Поэтому мы считаем, что этих пунктов, добавленных таким образом к Закону Любви, должны придерживаться все духовные израильтяне, потому что они представляют Божественную волю. На самом деле почти все мясо, продаваемое на наших рынках, соответствует иудейским нормам, хотя многие иудеи отказываются признавать это и едят только то мясо, которое было проверено и одобрено их раввинами. [R4375].
Мудрое поведение принесло свои хорошие плоды. Воцарилось согласие, единство духа, общность между членами. Секрет этого заключался в том, что Господь был признан надзирателем над делами Церкви, а также Тем, Кто руководил ее поведением и направлял ее путь через назначенные орудия – апостолов. Так и сегодня: когда среди Господнего народа царит честность сердца, расколы, разделения не должны существовать. Следует искать Господнего руководства и наставлений – Его Слова через апостолов. Более того, Господу было угодно с тех пор, как апостолы уснули, использовать верных братьев в Церкви как указатели, чтобы указывать правильный путь, в согласии со Своим Словом через апостолов и пророков. Для этого нужны чистое сердце, честная совесть и смиренный дух.
R4374 (1909 г.)