[R4407]
ВЕРИАНЕ БЫЛИ БЛАГОМЫСЛЕННЕЕ
ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ 17: 1-15

Заглавный текст: “В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою” (Псалом 118: 11).

Оставив Филиппы, миссионеры Павел, Сила и Тимофей прошли около ста миль на юго-запад и остановились в Фессалониках, известным тем, что христианам этого города впоследствии были адресованы два послания св. Павла. По пути они миновали два города, в которых, очевидно, не нашли открытых возможностей для своего послания, никаких подготовленных сердец. Филиппы были одним из немногих городов, где Евангелие имело успех, и с самого начала городу удалось в значительной степени избежать влияния иудаизма. Рассеяние иудеев по всех этих окрестностях, очевидно, ознакомило их соседей с истинным Богом, с исполнением Его законов, а также с уважением к Его откровениям и обещанному Мессии.

В Фессалониках миссионеры нашли иудейскую синагогу и, согласно своему обычаю, посещали там богослужения и в течение трех субботних дней [R4408] говорили с присутствующими из Писаний. Слово, переведенное здесь как “говорили” подразумевает диалог, дискуссию. Апостол вел дискуссии с иудеями из Библии. Эта форма проповеди Евангелия, которая в значительной мере перестала использоваться христианами, является замечательной. Мы пытались восстановить ее среди друзей Настоящей Истины повсеместно, особенно рекомендуя им Верианские исследования и обсуждение Слова с помощью учебников. Эффект замечательный. Этим способом многие получают значительно лучшее представление об Истине, чем они могли бы получить из любой обычной проповеди. Правда, “пилигримы”, как правило, говорят проповеди, поскольку их визиты являются эпизодическими. Но даже их мы призываем давать в каждом месте хотя бы один образец правильно проведенного Верианского исследования, чтобы дорогие друзья могли привыкнуть к этому раннему методу изучения.

Такой способ обсуждения был привычным для иудеев, но они нуждались именно в том, кого Господь послал им в лице апостола – кто объяснил бы Писание, кто ответил бы на их вопросы, показал и помог найти ответы на их собственные вопросы в Священном Писании. Поэтому сегодня важно, чтобы Верианское исследование имело мудрого и рассудительного ведущего, достаточно смиренного, чтобы быть достойным самой Истины и готовым привлечь к ней внимание с помощью любых путей, которые Господь захочет использовать для ее распространения. Верно не только то, что “погибели предшествует гордость, и падению – надменность”, но и то, что гордость ослепляет умственное зрение и мешает многим видеть Истину, которая в противном случае могла бы стать горящим и сияющим светильником, показывая истинный свет. Вместо этого многие так стремятся светить собственным светом, что становятся между людьми и истинным светом. Господь готов помочь нам смирить себя по мере того, как мы усердно служим Ему, сами стараясь быть ничем и осторожно признавая проводниками только тех, кто держит слова жизни, не ища неправомерного возвышения для себя в Церкви.

ХРИСТУ НАДЛЕЖАЛО ПОСТРАДАТЬ И БЫТЬ ПОДНЯТЫМ

После рассказа о том, как св. Павел говорил, то есть вел дискуссию с иудеями о евангельском послании, мы имеем некоторое объяснение его метода, а именно: он открывал им Писание, объясняя то, чего они раньше не замечали, – что Христу необходимо было претерпеть страдания (смерть) и быть поднятым из мертвых, прежде чем Он мог стать обещанным Царем. Иудеи знали места Писания, в которых говорилось о Его страданиях, но они игнорировали их и принимали во внимание только те, в которых говорилось о Тысячелетнем царствовании нашего Господа в славе, чести и силе. Апостол показал связующие звенья – что смерть господствовала над человеческим родом через власть греха, врожденного, укорененного, и отвечала Божественному повелению: “Душа согрешающая, та умрет”. Он показал, что никто не мог быть освобожден от этого состояния без Искупителя. Мессия действительно будет царствовать в Своем Царстве, в мире, но перед этим должно было прийти искупление, снятие проклятия. Затем он привел факты о смерти Иисуса, Праведника за неправедных: что Его воскресение было именно тем, о чем говорили пророки, и что Ему необходимо в свое время принести предсказанное благословение Израилю под Новым Заветом и благословение миру через Израиль. Он показал, что сначала, однако, должен быть собран избранный класс, чтобы быть вместе с Господом в Его Царстве, что его члены должны показать, что они достойны этого, отдавая свою жизнь в служении Ему в посвящении. Итогом его аргументов было: “Что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам”.

Некоторые иудеи поверили посланию и стали на сторону Павла и Силы, но таких, очевидно, было меньшинство. С ними были некоторые набожные греки, а также немало знатных женщин. Наступило время разделения. “Пшенице” из иудеев в Фессалониках, как и везде, предстояло быть отделенной от класса “мякины” и собранной в евангельскую житницу, в духовную эпоху. Перенесенные от Моисея к Христу, от буквального Израиля к новому Духовному Израилю, они были призваны стать “царственным священством, народом святым” для Божественных целей.

Конечно, лишь меньшая часть иудеев была в правильном состоянии сердца, чтобы принять благую весть. Остальные озлобились, потому что аргументы для них были слишком весомыми, и они, не кроткие, а гордые духом, позавидовали успеху этих чужеземцев, которые пробыли в городе всего несколько недель, а уже успели произвести большое впечатление на язычников, на которых они сами не смогли повлиять и которых не могли обратить в иудаизм.

Не имея никаких правдивых аргументов, никаких логичных доводов, которыми можно было бы преодолеть аргументы миссионеров, неверующие иудеи прибегли к привычной тактике сатаны искажать факты, говорить клевету, разжигать предубеждения, ненависть, злобу и т. п. Они вызвали в городе беспорядки, и толпа напала на дом Иасона, у которого поселились миссионеры. Не найдя миссионеров, толпа, ведомая предводителями, привела Иасона и других верующих к городским начальникам, крича: “Эти всесветные возмутители пришли и сюда”. Если Иасон принял их, то он является участником их злодеяний. Они являются предателями этой власти и ее почетного императора Цезаря, потому что учат о другом Царе по имени Иисус.

Почти такое же обвинение было выдвинуто против нашего Искупителя, когда Его привели на суд к Пилату. И в этом была доля правды, ведь цезари не только претендовали на роль гражданских правителей мира, но и на титул Pontifex Maximus, то есть главного религиозного правителя. Хотя Царство, которое проповедовали Иисус и апостолы, является небесным, духовным, в послании содержится мысль, что в свое время это небесное правление, эта власть распространится на земные дела, и Царство Мессии будет всемирным – под всеми небесами. Можно легко понять, как такие высказывания могли быть истолкованы как предательские с мирской точки зрения, однако иудеи, конечно, не имели никакого оправдания для использования своего влияния в этом направлении, потому что они хорошо знали, что все надежды и обетования, которыми радовался их народ, вели к надежде именно на такое Царство. Тем не менее, их гордость и ненависть слепо подтолкнули их к несправедливому поведению, когда они подстрекали толпу язычников.

Нас вовсе не удивит, если в недалеком будущем нас так же обвинят в предательстве за то, что мы проповедуем “Царство возлюбленного Божьего Сына”, которое вскоре должно быть установлено в силе и великой славе, и что его установление состоится в разгар социальных неурядиц и анархии. Нас также не удивит, если ложные христиане (не имеющие надлежащего настроя сердца, чтобы принять послание Нынешней Истины) будут именно теми, кто будет подстрекать против нас толпы и правителей.

ЭТИ ВСЕСВЕТНЫЕ ВОЗМУТИТЕЛИ

Такое обвинение выдвинули иудеи. Они понимали, что между иудаизмом и христианством существует конфликт, и что везде, где они соприкасаются, не может быть ничего другого, кроме столкновения и конфликта, и что один или другой будет низложен. Так и некоторые из тех, кто сегодня слеп к Настоящей Истине, сетуют на нас, пользуясь почти тем же языком. И правдивость таких утверждений не подлежит сомнению. Евангелие Христа действительно создало тогда разногласия в иудейской системе, как Евангельская Истина делает это сейчас в христианстве. Именно это предвидел Иисус, когда говорил: “Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч... И враги человеку – домашние его!”. Наш опыт, как и опыт апостолов, подтверждает правдивость слов нашего Господа. Непримиримый конфликт продолжается. Однако, если бы иудеи правильно понимали суть дела, им не нужно было бы так беспокоиться, потому что им было бы известно, что сравнительно немногие примут Евангелие – немногие уйдут от них, и их отсутствие вряд ли будет заметным.

Так и сегодня. Наши дорогие друзья в разных конфессиях боятся, что Настоящая Истина массово пленит их людей. Но они ошибаются. Она заберет лишь выбранных, “избранных”, а остальных оставит. По сравнению с плевелами пшеницы относительно немного. И сбору подлежит только пшеница. Плевелы должны быть оставлены в снопах – в сектантских объединениях. Так будет лучше. Они никоим образом не должны попасть к пшенице, готовой к житнице. Разделение между пшеницей и плевелами не должно было и не могло происходить в прошлом, но должно и будет происходить сейчас, во время жатвы этого Века.

Нападение на Иасона и других, очевидно, было допущено Господом не раньше, чем труд распространения был выполнен и те, кто имел уши, чтобы слышать, имели хорошую возможность услышать послание. Правители Фессалоник взяли с Иасона и других верующих залог, чтобы застраховаться от потери денег или имущества, и чтобы эти христианские миссионеры больше не поднимали никаких беспорядков. В результате Павел и Сила поняли, что их труд в Фессалониках подошел к концу и они не должны ставить под угрозу интересы дела и своих друзей дальнейшими публичными выступлениями. Павел согласился, что они должны тихо, тайно покинуть город.

“ЕЖЕДНЕВНО РАЗБИРАЯ ПИСАНИЯ”

Следующим местом, где они остановились, была Верия, и там, как всегда, миссионеры сначала пошли в синагогу. Они были приятно удивлены, увидев, что иудеи в этом месте такие искренние. Читаем: “Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так”. Так вот, многие из них уверовали – иудеи и греки, мужчины и женщины. Это совет для нас – для всех. Мы должны иметь суждение и убеждение относительно Божественного Слова, но оно не должно быть настолько неразумным, чтобы препятствовать нам получать дальнейшие знания из того же источника. Мы должны испытывать духов, учения, доктрины.

Из этого, однако, не следует, что мы должны быть “колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения”. Мы должны знать, в кого мы уверовали, и, раз убедившись, не должны легко оставлять правильно утвержденную веру. Если мы удовлетворены тем, что строим на скальном фундаменте, данном нам в Божественном Откровении, мы должны ожидать, что любой последующий свет, который придет к нам, не будет противоречить [R4409] тому, который мы получили и признали библейским, согласующимся с Божественным характером. Мы должны ожидать, что весь дальнейший свет из Божественного Слова будет согласовываться с основами нашей веры. Все, что отодвигает в сторону или лишает ценности первые принципы доктрин Христа, нужно немедленно отбросить.

Если, к примеру, кто-то пытается доказать нам, что мы оправданы верой в Завет, мы должны немедленно отвергнуть это и заверить его, что мы оправданы верой в драгоценную кровь Христа, и что замена крови Заветом означала бы отказ от самих основ нашей веры, на которых мы созидаемся. Также все доктрины, которые игнорируют грехопадение человека, а следовательно, игнорируют или отрицают, что он был создан совершенным, по Божьему подобию, следует отвергнуть, потому что если отрицать грехопадение человека, то неизбежно придется отрицать искупление и все остальное, построенное на этой доктрине искупления. По сути, каждому христианину, который построил свою веру на Слове Господа, а не на человеческих традициях, следует уделять как можно меньше внимания и как можно меньше заниматься изучением различных религиозных теорий, присутствующих в мире. Учение о Выкупе, о том, что Христос умер за наши грехи, что мы имеем прощение через веру в Его кровь и примирение с Богом, в целом проверяет, испытывает, позволяет правильно оценить различные новые доктрины, представленные нам, и быстро показывает, что они не от Бога и не согласуются с Божественным Планом, центр которого – Крест Христа.

Мы должны быть на страже даже относительно доктрин, которые признают драгоценную кровь. А для этого необходимо четкое понимание Божественного Плана, что подразумевает ежедневное исследование Священного Писания. Недостаточно того, что мы воспользовались Божественно данными учебниками. Мы должны помнить, что наша память ненадежна и, если мы не впитываем Слово в той или иной форме, мы склонны терять ценные связующие звенья, и это оставляет нас открытыми для некоторых скрытых атак нашего великого противника.

ПРЕСЛЕДУЕМЫЕ В КАЖДОМ ГОРОДЕ

Если миссионерам Креста приходилось быть бдительными и серьезными, то такими же были и слуги заблуждения. Иудеи Фессалоник узнали, что миссионеры находятся в Верии, и сразу начали разжигать вражду и поднимать беспорядки в народе. Миссионеры пришли к выводу, что это знак, что им следует идти дальше. Подумаем, как много мы могли бы обрести, идя таким путем! Будем наготове, чтобы следить за указаниями Господнего провидения и, не убегая от преследований в обычном понимании, быть готовыми идти дальше, когда преследования кажутся неизбежными и когда, очевидно, это можно рассматривать как указание от Господа, что Он имеет для нас служение на какой-то другой ниве. “Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой”. Преследуемый, св. Павел пошел в Афины, а затем туда последовали Сила и Тимофей.

“В СЕРДЦЕ МОЕМ СОКРЫЛ Я СЛОВО ТВОЕ”

Заглавный текст напоминает нам, что Слово Господа нужно не только как указатель к познанию Его, но что оно ценно для нас и необходимо с тех пор, как мы нашли Господа и стали членами Его семьи, зачатыми святым Духом. Более того, необходимо, чтобы мы не просто знали Священное Писание и оценивали его учения, а приняли его Истины в свое сердце. Существуют определенные вещи, которые лежат в основе Божественного Закона и всех его предписаний, касающихся нас, и эти вещи невозможно понять сразу. День за днем, когда мы настойчиво изучаем Истину, когда мы размышляем над Божьим Законом днем и ночью, мы приходим к более ясному пониманию этих великих принципов Истины – Справедливости, Любви и Мудрости, – которые лежат в основе всего Божественного Правления. По мере того как мы достигаем такого состояния сердца и ума, мы познаем Господа не только в смысле оценки Его славного характера, но и в том смысле, что мы можем применять эти принципы в нашей повседневной жизни – в наших поступках, наших словах, наших мыслях. Тот, кто не оценит своим сердцем Божественных устроений, непременно будет грешить против Господа, несовершенно придерживаться своего Завета посвящения и, если так будет делать, не сможет получить наивысшую награду, если вообще будет признан достойным вечной жизни на любом уровне существования.

Поэтому давайте не только ежедневно исследовать Священное Писание и получать интеллектуальное восприятие Божественного характера, но и размышлять над этими извечными истинами в своем сердце. Давайте еще ближе познавать эти элементы Божественного правления и еще больше приходить к согласию с ними – к полной гармонии с нашим Творцом и Его требованиями!

R4407 (1909 г.)