[R4409]
ПОКЛОНЕНИЕ НЕЗНАКОМОМУ БОГУ
ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ 17: 16-34
Заглавный текст: “Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” (Иоанна 4: 24).
Св. Павел ожидал прихода Силы и Тимофея, находясь в Афинах, тогдашнем центре мировой культуры, интеллекта и земной мудрости. Афины гордились тем, что за одно столетие своего интеллектуального господства они дали миру больше интеллектуальных гигантов, чем весь остальной мир за пять веков. Иерусалим был центром истинной религии, так же как Рим – центром мировой императорской власти, а Афины – мировой интеллектуальной столицей. Можем себе представить, как св. Павел прогуливался по улицам этого большого города, любуясь его архитектурой, самой прекрасной в мире, слушая знатоков науки того времени и видя многочисленные памятники, которыми город был переполнен. Историк Плиний отмечает, что примерно в то время в Афинах было более трех тысяч уличных статуй и бесчисленное количество меньших изваяний в частных домах. Большинство из них были изваяниями богов, полубогов и героев. Он отмечает тот факт, что на одной улице перед каждым домом стояла квадратная колонна с бюстом бога Гермеса. Каждые ворота и колонна имели своего бога-покровителя. Каждая улица имела свое святилище.
Неудивительно, что дух Павла, читаем, кипел в нем, когда он видел такой интеллектуальный город, полностью преданный идолопоклонству и, очевидно, совсем не знающий истинного Бога. Его охватило желание рассказать этим светским мудрецам о великом Творце, о Его мудрости, справедливости, любви и силе. Он, как обычно, отыскал иудейскую синагогу и там разговаривал с иудеями и набожными людьми, а на рынках общался со всеми желающими. В некоторых переводах сказано “спорил”, но общеизвестно, что это слово не очень хорошо передает мысль оригинала и скорее означает “разговаривал” или “аргументировал”. Споры, в обычном понимании этого слова, не имеют большой ценности и, в основном, не приносят много пользы.
Одни называли его пустословом, считая, что в его изложении не было ни логики, ни смысла, зато другие думали более благосклонно и были заинтересованы в открытой речи. Поэтому Господнее провидение открыло ему путь обратиться с речью о Плане Веков к земным мудрецам. Это произошло на Марсовом холме, вероятно в большом строении, известном как Парфенон. Апостол, наверно, видел благоприятную возможность встретить умных людей, которые действительно интересуются Евангелием, которое он собирался представить. Однако интерес афинян, как и некоторых людей сегодня в мире, был поверхностным. Они хотели следить за каждой новой теорией, и особенно за тем, чтобы лучше защищать собственную позицию, которой уже были преданы.
ВЫ ЧРЕЗМЕРНО НАБОЖНЫ
Наш общий перевод (KJV – перевод Короля Иакова) говорит, что апостол начал свою речь с обвинения своих слушателей в чрезмерном суеверии. Каким бы правдивым ни было это заявление, оно было бы неразумным, поскольку с самого начала и безосновательно оскорбило бы его слушателей и вызвало бы у них предубеждение. Поэтому мы поступим правильно, когда переведем слова “чрезмерно суеверны” как “чрезмерно набожны”. И этот перевод хорошо вписывается в дальнейшую проповедь. Апостол показал, что рукотворными изображениями они признавали бесчисленное количество богов. Вдобавок он видел жертвенник неизвестному Богу. В определенном смысле слова это была чрезмерная набожность, неразумная. Разум должен был бы научить их тому, чему нас учит Откровение, а именно, что есть только один живой и настоящий Бог. Разум, который блуждает и хватается бесчисленных богов, действительно чрезмерно набожный и недостаточно мудрый.
“НЕВЕДОМОМУ БОГУ”
Надпись на одном из алтарей “Неведомому Богу” стала лейтмотивом проповеди апостола. Он проповедовал истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа. Он показал Божественную справедливость и ее требования, которые мы, падший род Адама, не в состоянии выполнить. Таким образом, мы находимся под осуждением и недостойны вечной жизни. Он показал, что Бог так возлюбил мир, что послал Своего Сына, чтобы Тот стал удовлетворительной ценой за нас, искупил нас от осуждения смерти и дал нам привилегии воскресения. Он объяснил, что этот [R4410] истинный Бог не был ни камнем, ни деревом, что не существовало никаких Его подобий, и, как говорит наш заглавный текст, “поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине”. Он обратил их внимание на большего Бога, чем они были способны себе представить. Он показал длину и ширину Божественной любви – что она не ограничивается одной нацией или народом, но что Бог создал все народы из одной крови, чтобы они населяли лицо земли, установив назначенное время, когда они должны познать Его, в соответствии с их местоположением, потому что Он хочет, чтобы все искали Его и, ища, нашли.
Как верно! Господь явился некоторым из нас, привлекая нас, чтобы мы познали Его и имели возможности для дальнейшего познания и благодати. Но многие все еще находятся в неведении. Его время, Его пора привести их к познанию Истины еще полностью не наступило. Его находят те, кто стремится найти, кто в разладе с грехом, кто ищет Бога с желанием найти Его. Только к этому классу Он обращается. Как мы рады, что, собрав “избранных” этого Евангельского века, Он окончательно вынудит каждое колено склониться, каждый язык признать, и знание о Господе наполнит всю землю!
Обращаясь к философам, апостол говорил с точки зрения разума, не пытаясь вести дискуссию с точки зрения Божественного Откровения, как сделал бы, если бы говорил с общиной иудеев или христиан. Таким образом, для афинских варваров и стоиков он стал философом, чтобы лучше помочь им понять истинную философию и План Веков. Например, если бы он говорил с иудеями или христианами, он мог бы отметить тот факт, что все, кто вне Христа, находятся вне Божественной милости и под Божественным осуждением; но, обращаясь к этим философам, он изложил Истину с другой точки зрения. Он обратил внимание на факт, что в определенном смысле вся человеческая семья является братьями и все они являются Божьими детьми, потомками. Обратите внимание на логику этого. Если человечество является Божьими потомками, то оно, как Его дети, должно в какой-то степени быть похожим на Него. И если это так, то золотые, серебряные и каменные изваяния должны быть жалким представлением истинного Бога. Сам человек, как ребенок, как потомок Бога, лучше представляет Его, особенно в более возвышенных элементах своего характера.
“ОСТАВЛЯЯ ВРЕМЕНА НЕВЕДЕНИЯ”
Павел предвидел вопрос своих слушателей: “Почему ты пришел именно сейчас, чтобы рассказать нам об этом Боге? Если Он наш Творец, а мы Его дети, то почему Он не дал нам послание давно тому назад? И виноваты ли мы в том, что не поклонялись Ему, когда не знали Его?” Апостол отвечает: “Вы не несете ответственности вплоть до сегодняшнего дня. На такое невежество или идолопоклонство Бог не обращал внимания, оставлял его незамеченным, потому что до этого времени Его большой план не достиг этапа развития, который позволил бы дать вам это послание. Теперь это послание для вас. Бог послал его. Он повелевает всем людям везде каяться в грехах, во всей неправде, и вернуться к согласию с Ним”.
Кто-то может спросить: “Почему именно теперь он повелевает людям каяться больше, чем раньше?” Отвечаем, что апостол объясняет это тем, что теперь Бог повелевает всем людям везде каяться, потому что Он назначил другой день суда. На первом суде Адам был признан недостойным вечной жизни и приговорен к смерти. Весь его род разделил его смертный приговор. Но теперь, в свое время, Христос искупил Адама и его род от этого смертного приговора и открыл путь для другого дня суда, для испытания на предмет вечной жизни или вечной смерти. Это второе испытание, или день суда, не будет касаться только тех, кто будет жить в то время, но всего рода, каждого народа, нации, племени и языка, “людей всех повсюду”. Это подразумевает пробуждение мертвых. Иначе миллионы людей, которые уже умерли, никогда не могли бы иметь Божьей благодати и не могли бы иметь возможности или участия в ней. Доказательство, что все это было Божьим намерением и что Он может поднять мертвых, как указывает св. Павел, уже продемонстрировано фактом, что Тот, Кто искупил род Своей смертью, встал из мертвых и в свое время будет готов выполнить все части Божественного Плана, имея дело не только с живыми, но и с мертвыми, и даруя всем благодатную возможность иметь вечную жизнь. Такая блаженная возможность теперь представлена тем, кто Его слушает.
УСЛЫШАВ О ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ, ОДНИ НАСМЕХАЛИСЬ
Ни одна религия, кроме религии Библии, не учит о воскресении мертвых. Все другие учат, что смерть – это обман, и когда люди умирают, они на самом деле становятся более живыми; когда они теряют сознание, они на самом деле становятся более разумными. Только Библия учит, в согласии с голосом нашего ума, что мертвые являются мертвыми и “ничего не знают”. Только Библия учит, что будущая жизнь зависит от воскресения мертвых. Только Библия учит, что искупление мертвых зависит от смерти нашего Господа Иисуса. Только Библия учит, что Искупитель должен прийти во второй раз, но не для того, чтобы снова страдать, не как человек, а как Господь жизни и славы на духовном уровне, чтобы изменить Свою избранную Невесту к Своей природе, соединиться с ней в славе Своего Царства и установить среди людей давно обещанное Царство праведности, о котором мы молимся: “Да придет Царство Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе”.
Тогдашние философы Афин, как и философы наших дней и каждой эпохи, высмеивали учение о воскресении мертвых. Некоторые из них полностью отрицали будущую жизнь, другие считали, что человеческая жизнь продолжается и является неуничтожимой. Все они были в оппозиции к библейскому учению о смертном приговоре, искуплении смертью и воскресении из смерти. Интерес к учению апостолов у большинства исчез, когда они узнали, что вся философия основывается на воскресении мертвых. Для мирского ума ничто не кажется таким иррациональным и неразумным, как эта черта христианской религии. Это учение сегодня становится испытанием для многих. Немногие могут его принять. Но все, кто не примет его, непременно попадут в ловушку заблуждений, которые противнику позволено расставить сейчас, чтобы преткнулись все, кто отвергает Божий совет.
НЕ МНОГО ВЕЛИКИХ И МУДРЫХ
Однако миссия апостола не была напрасной, потому что читаем, что “некоторые мужи пристали к нему” – привязались к нему. Истина – магнит, который притягивает к себе сердца с соответствующим характером. Апостол не надеялся обратить многих из этих философов. Он знал, что не так много мудрых, богатых, великих или ученых по меркам мира сего может быть среди тех, кого Господь призывает в настоящее время, чтобы они составляли Невесту Христа. Он знал, что их время услышать послание придет в Тысячелетии – в день суда, испытания, о котором он только что говорил. Некоторые, отказываясь слушать дальше, говорили: “Об этом будем слушать тебя в другое время”. Но если Истина не промолвила к ним сразу, то вполне сомнительно, что она промолвит к ним позже.
Не действует ли этот принцип и сегодня? Разве не правда, что Господь ищет только “Малое Стадо”? Разве не правда, что принятие Истины указывает на тех, кого привлек Господь и кто руководим Его святым Духом, а неспособность увидеть ее красоту и силу свидетельствует о недостойности ее? Давайте довольствоваться, если возможно, тем, что мы находим и благословляем Истиной тех, кого Господь, наш Бог, призвал и привлек, а других оставим, изложив им Истину, на “свое время”. Осуждение смерти будет продолжаться над всеми, кроме дома веры, до времени установления великого Царства. Тогда Израиль будет благословен согласно условиям Нового Завета. Сейчас же, во время страданий Главы, в которых позволено участвовать Телу, готовится кровь для запечатывания, кровь Христа. Тогда, согласно условиям этого Нового Завета (Закона), откроются слепые глаза Израиля, отворятся его глухие уши, и примирение станет для него полным. Известно, что эта привилегия примирения будет открыта всему человечеству, которое, став прозелитами, сможет разделить с Израилем благословение Нового Завета. Какой славной будет наша привилегия, если мы окажемся верными: вместе с нашим Господом мы будем внедрять этот Новый Завет и в качестве его Посредника благословить Израиль и весь мир!
НАШ ЗАГЛАВНЫЙ ТЕКСТ
Мы должны постоянно помнить, что Бог, с Которым мы имеем дело, является духовным существом с неограниченной силой; что Он может читать даже мысли и намерения нашего сердца, и что любое поклонение или служение с нашей стороны, которое Он может принять, должно быть честным, от всего сердца – в духе и истине. Он ищет только тех, кто поклоняется Ему, а таких на сегодняшний день очень мало. После того, как Завет Благодати соберет весь дом веры – Царственное Священство и Великое Множество антитипичных левитов, – тогда, как средство распространения Божьей благосклонности, Новый Завет приведет к тому, что тысячи людей в мире будут принуждены к праведности, чтобы все могли увидеть, почувствовать Божью любовь и благословение праведности, чтобы все, кто захочет, могли прийти в сердце к согласию с Ним и, соответственно, испытать Реституцию, переписывание Божественного Закона в самом характере, в самом существе. Однако в конце только те из мира, кто будет поклоняться Богу в духе и истине, получат окончательное одобрение и вечную жизнь за пределами Тысячелетнего века.
R4409 (1909 г.)