“У МЕНЯ МНОГО ЛЮДЕЙ В ЭТОМ ГОРОДЕ”
Деяния Апостолов 18: 1-22

“В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир” (Иоанна 16: 33).

Св. Павел лишь ненадолго остановился в Афинах, поскольку Господнее провидение направило его в Коринф. Сила некоторое время оставался в Верии, Тимофей – в Фессалонике, а затем вернулся в Филиппы. В то время св. Павлу было, очевидно, очень трудно. Его послание к Коринфянам, написанное позже, откровенно свидетельствовало о его подавленности и, возможно, болезни. Он писал: “И был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете” (1 Кор. 2: 3). Его трудные испытания в Филиппах, незначительный успех в Афинах, скудость его кошелька и потребность в общности способствовали тому, что он был сильно подавлен, но, как он сообщает, Господь подбодрил его видением. Вскоре после прибытия к Коринф он нашел Акилу и его жену Прискиллу. Они делали палатки, а это было ремеслом Павла (каждый иудейский юноша был обязан учиться какому-нибудь ремеслу), поэтому Он остался жить у них и работать. Об этом периоде своих трудностей он писал к Фессалоникийцам: “То мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры” (1 Фес. 3: 7). Позже он написал о случившемся в Коринфе: “Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, [как] прах, всеми [попираемый] доныне” (1 Кор. 4: 11-13).
Многие из нас могут взять лекцию из трудностей св. Павла. Если Бог позволил ему быть в нужде, подвергаться злословию, клевете, притеснению – если он нуждался в таких трудностях, чтобы показать то лучшее, что было в нем, и сделать свое послание еще более полезным для Церкви, то, возможно, Господнее поведение с нами иногда тоже может иметь такую цель – наше приготовление к тому, чтобы быть полезными в Его службе.

ДУХ ПОБУЖДАЛ ПАВЛА

Несмотря на все свои разочарования и факт, что изготовление палаток едва поставляло то, что благопристойно и чинно перед другими, он никогда не забывал, что главной его миссией в жизни было проповедование Евангелия. Если зарабатывание на ежедневный хлеб препятствовало проповедованию в течение недели, то для этого более важного дела он использовал субботние дни, когда можно было побыть среди собравшихся иудеев. Читаем, что он каждую субботу беседовал с ними в синагоге. Но, вероятно, что-то сковывало его и он не говорил со свойственной ему отвагой и решительностью – возможно, через нехватку моральной поддержки, которая является важным фактором для всех и существенным для многих. Но, наконец, прибыли Сила и Тимофей, принося с собой не только приятное общение и подбадривающие новости из Верии, Фессалоник и Филиппов, но, как рассказывает нам апостол, и дар – вполне возможно от Лидии, купчихи крашенными тканями, которая, как полагают, жила в достатке. Эти ободрения, очевидно, возымели действие. Павла побуждал дух – он чувствовал прилив сил, что заставляло его еще более энергично представлять свое послание, излагая его в синагоге со всей решительностью и бескомпромиссностью. После того как он свидетельствовал с большой отвагой и увидел, что его послание отвергнуто большинством в синагоге, св. Павел сам положил конец разногласию, отрясши свою одежду, словно не желая уносить с собой даже порох, и обращаясь к тем, кто противостоял ему и хулил: “Кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам”. Есть случаи, когда решительность абсолютно необходима, даже если она вызывает разделение среди тех, кто признает, что служит тому же Богу. Есть случаи, когда таким образом можно достичь значительно больше, чем длительным пребыванием в неблагоприятных условиях.
То же самое верно сегодня. Масло и вода не смешиваются, и время, проведенное в попытке смешать их, потрачено зря. Когда проявляется откровенная горечь и ненависть, как в рассматриваемом случае, то лучше удалиться. Но ни апостол, ни мы не считаем правильным или приемлемым для Господнего народа спорить и обижаться друг на друга по пустякам, не заслуживающим внимания. Стряхивание пороха было не только советом нашего Господа, но и обычаем того времени, так сказать предупреждением, что апостол полностью снимал с себя обязанность и возлагал ответственность на них.
Результат был хорош в двух направлениях. Это помогло Криспу, старшему синагоги, занять решительную позицию, так как в противном случае он мог бы остановиться в своем духовном развитии. Крисп решил последовать за Господом Иисусом и встать на сторону апостола и нескольких других. Во-вторых, факт, что иудеи отвергли апостола и его послание, еще более привлек внимание язычников к его Евангелию. Некоторые из них уже уверовали. Новые собрания проходили в доме Иуста, уважаемого человека, проживавшего вблизи синагоги. Так прежнее послание Павла в этой синагоге постоянно напоминало иудеям каждый раз то время, когда они посещали служение в ней, и было постоянным приглашением для них зайти и послушать больше об исполнении пророчеств в Иисусе. В результате значительное число коринфян приняло Божью благодать и крестилось, символизируя этим свое посвящение. Давайте также усвоим, что оппозиция не обязательно вредит Господнему делу. С определенностью можно сказать, что самым опасным состоянием является застой.
Очевидно, Господь видел, что в это время Его слуга Павел нуждался в некотором особенном ободрении, поэтому Он дал ему другое видение, в котором сказал: “Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе”.
Насколько глубже это помогает понять божественный надзор над евангельским посланием и его слугами! Насколько эти слова напоминают нам об обетовании, что Господь не позволит нам быть искушаемыми сверх того, что мы можем выдержать, но в каждом искушении покажет выход!
Можем быть уверены, что это видение и его послание было не только для апостола, но и для нас и для всего Господнего народа с тех пор и доныне. Тот же Бог щедр для всех, кто призывает Его, и способен защитить и освободить всякого Своего слугу и позволяет только те испытания, которые Его безграничная мудрость посчитает полезными для Его дела и производящими для Его слуг в безмерном преизбытке вечную славу.
Высказывание Господа, что у Него много людей в Коринфе, также дает нам некоторую лекцию. Оно показывает, что Господь знает сердца всех, и заботится не только о Своих святых, но и о тех, кто еще не слышал и не принял Его благодать, но чьи сердца находятся в одобрительном состоянии честности, искренности. Из этого следует дополнительная лекция. Мы должны помнить, что Господь Сам является надзирателем миссий, способен и готов вести Своих посвященных слуг, указывая им не только направление и место службы, но и время, в течение которого они должны оставаться в этом месте, чтобы выполнить Его волю и соблюсти характер испытаний, которые для них обязательны, чтобы как можно лучше добиться Его целей. Чем больше наша вера способна осознать происходящее и мы можем полагаться на Господа и пользоваться Его мудростью вместо собственной, тем успешнее мы будем как Его слуги, становясь более счастливыми и довольными, осознавая, что все содействует ко благу нам и всем, кто Его, кто подлежит Его заботливой опеке.

ГОД И ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ УЧЕБЫ

Коринф именовали “Ярмаркой Тщеславия” мира, так как это было место легкомыслия, поиска наслаждений и т. п. Ему приписывали титул одного из самых распутных и расточительных городов тех дней. Сначала для нас могло бы показаться довольно странным, что этот наиболее развратный из больших городов должен был принести больше духовных результатов, чем любой другой город, и Господь особо отметил, что Он имеет в нем “много людей”, поэтому Своим провидением задержал там Своего посла на полтора года, тогда как в других местах Он позволял оставаться ему лишь несколько дней или недель. Философия этого, кажется, такова: внешняя нравственность нередко ведет к фарисейскому духу самодовольства – самому пагубному и безжалостному врагу истинной праведности. С другой стороны, там, где грех проявляет себя наиболее вызывающе, он имеет откровенно отталкивающее влияние на чистых сердцем, на всех любящих праведность, и это неприятие зла, кажется, лучше готовит такие сердца к подлинному посвящению Господу и Его посланию. Эта теория остается в силе, по крайней мере, относительно миссионерского труда в Коринфе, – если сравнивать его с местами, имевшими более достойную репутацию
В этой связи мы имеем лекцию, что следует остерегаться в наших сердцах самодовольного духа внешнего соблюдения, которому недостает подлинной святости, подлинного освящения. Разве не этот недостаток Господь обнаружил в одной из семи Церквей, говоря: “Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг” (Отк. 3: 16, 17). Это обвинение нашего Господа по поводу нынешнего состояния Церкви, богатой земными удобствами, духовными привилегиями, и полной самодовольства. Будем остерегаться, чтобы никоим образом и ни в коей мере эта теплохладность не пришла на нас и мы не попали в Божественную немилость.

“МУЖАЙСЯ”

Слова нашего Господа из заглавного стиха должны утешить нас, как утешали Его народ в течение прошлых восемнадцати столетий: “В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир”. Здесь нет ни единого намека на то, что мы можем избежать подобной скорби. Действительно, если мы избегаем страданий Христа, мы не будем допущены к участию в Его будущей славе. Поэтому у нас не должно быть желания избегать скорби, а, скорее, желание отважно идти дальше, но не очень хвастливо, не очень храбро, а смиренно, в страхе, в доверии к Господним обетованиям, что Он победил и способен помочь нам в час искушения, и действительно это сделает, если только мы будем находиться в Его любви и искать Его защиты. Чтобы иметь эту обещанную помощь, нам велено “мужаться”. “Ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире”. Победа не только придет, но она уже пришла к нам. “Ничто не повредит вам”. То, что другим может показаться губительным для нас, под божественным руководством непременно принесет благословение.

R4416 (1909 г.)