[R4438]
“КАК ИАННИЙ И ИАМВРИЙ”

“Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось. А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен” (2 Тимофею 3: 8-14).

Нас спрашивают, можно ли применить это место Писания к настоящему времени, и если да, то как понимать выражение “люди, развращенные умом”? Следует ли искать их среди моральных нечестивцев?

Отвечаем, что мы должны понимать этот стих Писания как относящийся к настоящему времени. Мы должны уметь находить сегодня классы, соответствующие Ианнию и Иамврию. Апостол определенно говорит перед этим: “Знай же, что в последние дни [этого века] наступят времена тяжкие”. Несомненно, апостол имел в виду, что мы должны искать исполнения его слов в “жатве”, то есть в конце Евангельского века.

Мы не должны рассчитывать на то, что эти заблудшие лидеры в Церкви будут моральными прокаженными, нечестивцами. Наверное, сатана был бы слишком мудр, чтобы использовать таких как свои орудия, зная, что он может лучше достичь своих целей через тех, кто внешне, по крайней мере, будет моральным и религиозным. Заметьте, что апостол не сказал “невежды в морали”, но “невежды в вере”. Он не говорит о людях испорченной морали, но о людях испорченного ума – людях, чей ум стал развращенным, измененным, искаженным по отношению к Истине. Тот, кто не видит никакого исполнения этого пророчества и все еще верит, что мы живем в конце Евангельского века, должен немедленно начать искать их и пытаться определить.

Этот отрывок, находящийся в гармонии со многими другими местами Священного Писания, убеждает нас в испытаниях веры, которые следует ожидать в этот день, наш день. Вспомним слова апостола об огне этого дня, который испытает дело каждого человека, каково оно, – золото, серебро, драгоценные камни, дерево, сено, солому. Вспомните слова пророка Малахии, что в это время особый Посланник Нового Завета будет сидеть как переплавляющий и очищающий серебро. Вспомним объяснения пророка Давида о нашем дне – о стрелах, моровой язве, камнях преткновения и т. п., а также слова о том, что тысяча упадет рядом с нами.

Не будем забывать также положительных заверений нашего Господа, что Он сохранит Своих, Своих избранных – тех, кто стремится сделать свое призвание и избрание твердым. Помните слова об этом избранном Теле Христа: “Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится... ибо... Всевышнего избрал ты прибежищем твоим”. Защищенными окажутся живущие очень близко к Господу – не только внешне, но и в чувствах своего сердца. Эти избранные имеют заверение, что Бог даст Своим посланникам поручения относительно них, так что их ноги не преткнутся о камень преткновения, но Божественно назначенные орудия Иеговы поднимут их и понесут (Пс. 90).

Вспомним еще раз заверение апостола, что хотя этот день придет на многих “как вор”, “как сеть”, и они не избегут ловушек, однако верные не будут во тьме. Помните заверение нашего Господа, что хотя следует ожидать испытаний и трудностей, которые, если возможно, обманули бы даже избранных, все же этих избранных не удастся обмануть. Они будут настолько близки к великому Пастырю, что будут различать Его голос и не будут обмануты другими – из класса Ианния и Иамврия (Матф. 13: 22).

Будем помнить также слова апостола: “Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять” (Еф. 6: 13). Он описал оружие, защиту, которая будет предоставлена определенному классу, – шлем, панцирь, щит, меч духа, и четко показал, что эта защита будет предоставлена в “день злый”, которым завершится наш век. Он особо подчеркнул, что хотя это оружие будет доступно для всего Божьего народа [R4439], однако в безопасности будут только те, кто в него облечется. Почему, спросите вы? Отвечаем, что это одно из Божьих испытаний, которым Он хочет убедиться в нашей любви, нашей преданности, нашей верности Ему. У кого мало любви, тот будет небрежно относиться к подробностям Божественного Плана Веков. У таких не будет времени исследовать Священное Писание. Они не будут настроены использовать орудия, которые Бог будет использовать для предоставления этого оружия в “день злый”, и будут отдавать предпочтение какому-то сектантскому клейму на оружии или настаивать на том, что оно должно исходить неизвестно откуда, или откажутся носить оружие, которое они не изготовили сами, или не примут помощи, чтобы одеть оружие света.

Все такие возражения, можем быть уверены, будут свидетельствовать Господу о нелояльности, высокомерии, своеволии, недостатке смирения и т. п., несовместимых с условиями Его “призыва”. Он ищет тех, кто смиряется, кто рад любой ценой иметь Его Истину, чье сердце, долгое время изголодавшееся, жаждет и алчет Истины, кто знает голос Пастыря и находит в Его послании то, что “удовлетворяет стремления, как ничто другое”. Они с радостью возьмут это оружие и, став верными исследователями, сделают его своим – облекутся в него. Они будут держаться, тогда как другие упадут рядом.

Те, кто отпадает, частично просветившись, это в основном те, кто никогда должным образом не прилагал усилий, чтобы познать, чтобы понять Божественный План. Их непослушание словам Господа через апостола, их пренебрежение тем, чтобы облечься во всеоружие, доказывает, что они не принадлежат к классу, которому Господь отдает предпочтение в нынешнем “избрании”.

С другой стороны, нас не должно удивлять, что некоторые, восемнадцать лет носившие это оружие, восемнадцать лет рассказывавшие нам и проповедовавшие другим о его ценности и необходимости, сбрасывают его сейчас, в последний, так сказать, час. И теперь, когда враг рядом и борьба продолжается, они уверяют нас, что это оружие оказалось ненадежным, что они сами были обмануты и обманули других, и что теперь они сняли его, обменяв на новое, их собственного производства и клейма. Мы сочувствуем таким.

Несомненно, во времена Моисея было много людей, которые совсем не симпатизировали ему и его словам, но которые оставили его в покое и не препятствовали ему. Ианний и Иамврий, напротив, специально выступали против Моисея и пытались свести на нет силу его слов перед фараоном и египтянами, в определенной степени имитируя его поступки. Неизвестно, были ли эти двое мужчин евреями или нет. Их имена больше нигде не упоминаются в Священном Писании, хотя упоминаются в иудейском Талмуде, где приведенные еврейские имена оправдывают вывод, что они были евреями, которые, чтобы выслужиться перед фараоном или добавить себе славы, сопротивлялись Моисею и представлению им Божественной Истины, стремясь свести на нет влияние последней. Не видим ли мы чего-то подобного в настоящее время? Нет ли среди нас тех, о ком св. Иоанн говорит, что они вышли от нас, потому что они не из нас? Разве они, вместо того чтобы помогать в Жатвенном Труде, не пытаются теперь всеми имеющимися силами противодействовать ему, сводить его на нет, умалять его влияние? Но св. Павел заявляет, что они не много успеют, так как их “безумие обнаружится”, как это произошло с Ианнием и Иамврием – из-за их неспособности помешать Господнему делу.

Оставим такие дела Господу, чтобы Он вознаградил и исправил их в свое время и своим путем. Постараемся терпеливой настойчивостью в добрых делах, лояльностью, верностью сделать свое звание и избрание твердым.

R4438 (1909 г.)