[R4442]
“ЛЮБОВЬ ИЗ НИХ БОЛЬШЕ”
1 КОРИНФЯНАМ 13:1-13
Заглавный текст: “А теперь пребывают эти три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше” (1 Коринфянам 13: 13).
Церковь в Коринфе была основана почти пять лет назад, и на ее долю выпало немало испытаний и Божественных провидений. Обращаясь к коринфянам с этим посланием, св. Павел, очевидно, хорошо знал их потребности и стремился донести до них Божественное послание благодати и истины. Возможно, апостол не осознавал, каким большим делом он занят и какими далеко идущими будут рамки его наставлений. Возможно, для него было лучше, что он не знал, насколько важным было его служение всей Церкви Евангельского века как словесного орудия своего Господа. Такое знание могло быть для него слишком обременительным и могло сделать его высокомерным. Именно перед таким положением дел Господь предостерегал, позволяя ему дальше иметь “жало в плоть”, [R4443] о котором мы говорили в нашем прошлом уроке.
Апостол говорил о Божьих “дарах” ранней Церкви, которые впоследствии были заменены на другие благословения, которыми она пользуется сейчас. У них не было Библии, как у нас, не было симфоний или учебников для изучения Библии. Они нуждались в чудесном “даре языков”, чтобы собираться раз в неделю и изучать Господнее послание. Они нуждались в том, чтобы это послание приходило именно таким чудесным образом, чтобы они могли лучше его оценить, и чтобы оно было от Господа, а не от них самих. Это также создало возможность для другого дара – “истолкования языков”. Эти разные дары объединяли их вместе, давали наставления, созидали, пока постепенно не были собраны книги Нового Завета. После смерти апостолов и дальнейшего прекращения “даров” таких Божественных провидений писаного Слова было вполне достаточно, они были чем-то лучшим, как об этом говорит апостол в нашем уроке.
В упомянутом послании св. Павел постепенно подводит ум своих читателей к высшей оценке благословений, которыми они пользовались. В главе, предшествующей нашему уроку, он обращает внимание на эти факты и на единство Церкви, а также на Божественное намерение, чтобы каждый член любил друг друга и сотрудничал с ним. Он указал на то, что они придают слишком большое значение “дару языков”. Хотя этот “дар” занимал надлежащее место в Церкви как благословение, еще более возвышенный урок заключается в способности представлять Истину на хорошо понятном языке. Апостол признался, что может говорить на большем количестве языков, чем кто-либо из них, и все же указал, что предпочитает говорить на том языке, который понимают его слушатели. Наконец, представляя свой аргумент, он перешел к нашему сегодняшнему уроку и дал его как кульминацию своих предыдущих советов.
ЯЗЫК ЛЮБВИ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
Апостол смело изложил большую Истину, которую все больше признает христианский народ везде по мере развития по подобию характера своего Искупителя, по мере его развития как Божьих детей. Св. Павел утверждает, что не знания, не мудрость, не таланты, не “дары” любого рода, но Любовь является тем, чего больше всего нужно искать, потому что Бог есть Любовь, и все, кто хочет угодить Богу, должны развивать этот характер, этот нрав, и никто, согласно Божественному Закону, никогда не будет иметь полного Божественного одобрения или вечной жизни на любом уровне существования без полного утверждения в сердце, в характере этой Божественной приметы – любви. Поэтому “Любовь есть исполнение Закона”.
Св. Павел убедительным языком говорит, что, если бы он владел всеми языками земли и неба и мог говорить на них в совершенстве и красноречиво, это все равно не было бы доказательством его гармонии с Богом и принятия к вечной жизни. Если он будет делать все это поверхностно, даже говоря о Божественном характере и в интересах и для благополучия своих ближних, он все равно будет делать это не от сердца, а будет подобен меди звенящей или кимвалу звучащему. Следовательно, аргумент заключается в том, что языки не должны рассматриваться как доказательство христианского характера.
Далее он говорит о пророчествах, ораторстве, понимании тайн, знании и наличии веры передвигать горы, и спрашивает: “Разве эти способности не означают славного развития и полного принятия Богом и заверения вечной жизни?”. На что отвечает: “Нет, ни одна из этих способностей или все эти способности, какими бы ценными они ни были, не будут иметь в Божественной оценке никакой ценности, не принесут нам никакой пользы, если не соединятся с любовью и не будут основаны на любви”. Как его аргументация возвышает эту примету любви в наших глазах! Далее он говорит, что хотя бы мы отдали все наше имущество, чтобы накормить бедных, и хотя бы наши тела, как мучеников, были сожжены на костре, но мотивом, чувством, стоящим за желанием давать и за терпением мученичества, не будет любовь, то не будет никакой награды – это не принесет нам никакой пользы.
СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЛЮБВИ
Для тех из Господнего народа, кто никогда не исследовал, что такое любовь, каковы ее элементы, составные части, предложения апостола покажутся откровением. Он перечисляет девять составляющих:
(1) Терпение – “Любовь долготерпит”;
(2) Доброта – “Любовь добра” (ВоП);
(3) Великодушие – “Любовь не завидует”;
(4) Покорность – “Любовь не превозносится, не гордится”;
(5) Вежливость – “Любовь не бесчинствует”;
(6) Бескорыстие – “Не ищет своего”;
(7) Воспитанность – “Не раздражается”;
(8) Простодушие – “Не мыслит зла”;
(9) Честность – “Не радуется неправде, а сорадуется истине”.
Каким замечательным был бы этот мир, даже со всеми его физическими болями, если бы каждый член нашего рода был совершенным в этих перечисленных качествах! Однако было бы напрасной тратой времени плакать о том, чего мы не имеем, или безосновательно упрекать наших ближних и друзей за то, что они, как и мы, не совершенны в любви. Действительно, чем больше мы понимаем учения Божьего Слова, тем больше сострадания мы можем иметь к бедному “стонущему творению”. В определенном смысле слова, наши симпатии обращены к этому славному критерию, который апостол ставит перед нами. Мы не можем сочувствовать злу, заблуждению, неправде. Это нам не свойственно. Но, понимая ситуацию, мы можем сочувствовать нашим ближним и самим себе, потому что мы находимся в падшем состоянии, в котором никто из нас не может делать то, что хотел бы.
Ключ к этой ситуации в Священном Писании заключается в том, что мы, как род, родились и сформировались в беззаконии, и в грехе зачали нас наши матери. Бедствие греха, несовершенства и смерти, влияющее на нас морально, умственно и физически, нанесло ущерб всему миру и сделало нас, по словам апостола, “стонущим творением”. Это знание фактов, которым владеют немногие, которое понимают и ценят немногие, должно было бы сделать этих немногих особенным народом в их полном любви сострадании и доброте к ближним в их бедах! К сожалению, сложность в том, что даже те немногие, кто знает упомянутые факты из Божественного Слова, имеют настолько укоренившийся эгоизм и настолько подавлены заботами этой жизни, что их симпатии часто не являются такими, какими должны быть.
ОБРАЩЕНИЕ ТОЛЬКО К НОВОМУ ТВОРЕНИЮ
Именно по этим причинам Священное Писание не обращается к естественному человеку, ведь его ум настолько пропитан эгоизмом, что его жалостливые глаза и сочувствующие уши почти закрыты. Вместо того, чтобы обращаться к естественному человеку как таковому, Священное Писание показывает, что Господь особым образом привлекает к Себе некоторых, наделенных определенными качествами сердца и ума, и особым образом ведет их к познанию Искупителя, оставляя за ними право принять или отвергнуть предложение Божественной благодати и прощения. Те, кто откликается, получают еще больше света, и если они дальше откликнутся, то будут считаться оправданными через свою веру в Иисуса и Его Кровь. Тогда им предоставляются особые возможности и мотивация к полному посвящению себя Господу и служению Ему навсегда – до самой смерти. Если они дальше откликаются и посвящаются, то приходят туда, где Господу угодно считать их мертвыми для земных вещей (согласно их исповеданию), дать им зачатие святым Духом и славные обетования Его Слова, и считать их Новыми Творениями во Христе – членами Тела Искупителя, которым является Церковь.
Теперь они достигли ступени, где, как Божьи дети, должны идти в школу и развиваться в знании и характере, чтобы стать действительно пригодными, подготовленными, подходящими для вечной жизни и удела со своим Искупителем в Его Царстве.
УРОКИ ШКОЛЫ
Когда мы идем в Школу Христа, урок, который мы получаем, в целом выражен словами Великого Учителя: “Итак, будьте... как... Отец ваш Небесный”. Ту же мысль излагает нам апостол, когда уверяет, что Бог определил, что только ставшие копиями его дорогого Сына – обретшие подобие характера – могут быть Его сонаследниками в обещанном Царстве. Мы не знали, что от нас потребуется так много, когда поступали в Школу Христа. Мы не понимали всего, что делали, когда посвящались до самой смерти в служении праведности. Однако мы ничего не потеряли, потому что то, что было нам дано и что мы посвятились делать, включает в себя все, что в наших силах, и не более – до самой смерти. Следовательно, ни один урок, который мы можем получить, не выходит за пределы нашего завета, нашего соглашения.
Апостол в спектре любви, приведенном в этом уроке, очерчивает разные части большого урока Христоподобия, которое является Богоподобием. Он показывает характер, который Бог желает, чтобы мы имели, и который Он определил, что мы должны иметь, чтобы быть достойными Божьего дара – вечной жизни через Иисуса Христа, нашего Господа.
ЛЮБОВЬ В СРАВНЕНИИ
Любовь способна все вынести, верит всему, надеется всего, все переносит. Ее составляющие, такие как терпение и кротость, являются любовью в смысле готовности переносить, терпеть всякого рода противодействие там, где она видит соответствующий предмет своего сочувствия. Она верит всему в том смысле, что не подвержена сомнениям, неверию, не опровергает мотивы и правдивость своих ближних. Лишь после полных и убедительных доказательств противоположного она перестает верить. Любовь надеется всего в том смысле, что желает благословения всем, с кем имеет дело, и постоянно старается, согласно своему желанию, делать им добро. Любовь все переносит в том смысле, что ее нельзя погасить там, где есть что-то, в чем она может должным образом проявить себя. Эти [R4444] качества, если смотреть на них с другой точки зрения, можно интерпретировать так: “Все покрывает”, то есть выдерживает давление со всех сторон, не будучи сломанной; “Всему верит”, то есть полна веры в Божественные обетования и уклад, ни в чем не сомневаясь; “Всего надеется” в том смысле, что эта совершенная любовь к Богу позволяет сердцу быть полным доверия к Всемогущему, на любовь Которого оно полагается; “Все переносит” в том смысле, что душу, соединенную с Богом Любви узами любви, невозможно сломить, невозможно одолеть, потому что такова Божественная воля, Божественное устройство. Бог не допустит, чтобы искушения были сверх того, что она способна выдержать, но при каждом искушении даст путь к спасению.
Апостол проводит сравнение между любовью и некоторыми “дарами”, которые коринфские братья, разумеется, высоко ценили. Он хочет, чтобы мы все увидели, насколько бесконечно выше Любовь от любого из этих даров, которыми так радовалась ранняя Церковь. Любовь – это не дар, а рост, плод, который нужно развивать в саду нашей души и за которым нужно бережно ухаживать, чтобы он должным образом развивался. Он говорит, что Любовь никогда не перестает; другие вещи перестанут, а именно: способность пророчествования, то есть ораторства, дар языков, знания и тому подобное. Они потеряют свою ценность, поскольку изменившиеся условия в большой степени лишат такой необходимости. Пророчествование пройдет, дар речи прекратится, а знание исчезнет. Апостол утверждает, что все это неизбежно закончится, когда придет совершенство, потому что все наши дары и таланты несовершенны. Наверное, с нашим славным “изменением” в Первом Воскресении и с введением Тысячелетия наши условия будут настолько другими, что многие вещи, которые высоко ценятся при меньшем свете и в неблагоприятных условиях настоящего времени, потеряют тогда свою ценность. Так же когда-то кремень был ценным для разжигания огня, но сейчас им не пользуются, потому что его вытеснили спички, электрические лампы и тому подобное. Многие из этих даров, включая дар языков, исчезли задолго до утреннего света Тысячелетия – прекратились вскоре после смерти апостолов, потому что эти дары передавались только апостолами.
Далее апостол сравнивает дары Духа с плодами Духа и показывает, что первые, по сравнению с последними, были словно игрушки детства по сравнению с ценностями взрослой жизни. “Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил... а как стал мужем, то оставил младенческое”. Так и дары языков, истолкования языков и т. д. были даны Церкви в ее младенческом состоянии и служили тогда полезным целям, но вполне могли быть оставлены, когда Церковь вышла из детства и приобрела силу и развитие, вытекающие из большего знания великого Божьего Плана. Молоко Слова и твердая пища Слова были предназначены Богом для развития членов Тела Христа, пока все они не достигнут полного возраста Христова. Чем более продвинут христианин, тем увереннее он будет знать, что дары Духа были лишь детской забавой, которую следовало дополнить плодами Духа, гораздо более ценными для Церкви в ее развитом состоянии.
Далее св. Павел указывает нам на то, что мы живем не столько для настоящего, сколько для будущего; и что все, что мы можем развить здесь и что будет с нами в вечном будущем, безусловно, должно быть для нас самой важной вещью, которую мы должны приобрести. Он хотел бы, чтобы мы увидели эту самую важную для христианина вещь – любовь, – Любовь, которую он описал. Наши знания, языки и т. п. настоящего времени – это лишь тени больших возможностей, которые станут нашими, если мы достигнем славных благословений Первого Воскресения. Каким бы ясным ни было наше зрение в настоящем времени, оно окажется лишь тьмой по сравнению с полным светом славного утреннего времени. Там, где сейчас мы видим как сквозь мутное стекло, тогда мы увидим лицом к лицу. Теперь мы знаем частично; тогда будем знать, как мы познаны.
ВЕРА, НАДЕЖДА И ЛЮБОВЬ
Св. Павел хотел, чтобы Церковь увидела, что вера, надежда и любовь, три плода Духа, намного превосходят все “дары” Духа, потому что они будут пребывать весь век. До утра Тысячелетия мы будем нуждаться в вере, будем нуждаться в надежде, будем нуждаться в любви. Без них мы не сможем обойтись. Без них мы не сможем достичь никакого прогресса по следам Иисуса. Но если мы попытаемся сравнить эти несовершенные качества между собой, то, по его утверждению, самым главным из них является любовь. Почему она самая главная? Потому что это Божественная примета, без которой, со всеми другими имеющимися приметами, мы все равно будем неудовлетворительными для Бога. Это – примета, которая будет длиться всю вечность. Мы всегда будем нуждаться в любви, если хотим находиться в Божественной милости. Что касается веры и надежды, хотя и замечательных примет, то придет время, когда они будут поглощены тем, что видимо, плодами, реалиями славного состояния общения с Господом. Но Любовь никогда не пройдет. Среди всех благодатей Духа она является наивысшей и вечной.
Только из-за серьезных ошибочных представлений о Любви нам необходимо и даже уместно напомнить нашим читателям словами апостола, что эта примета любви не является просто формой полных любви слов, не является просто хорошими словами и улыбками, но что она глубоко входит в нашу природу и включает в себя наши поступки и чувства сердца (1 Иоан. 3: 18).
R4442 (1909 г.)