[R4466]
“ДА БУДЕТ ВОЛЯ ГОСПОДНЯ”
ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ 21: 1-17

Этот урок показывает нам, что апостол и другие из ранней Церкви испытывали трудности, разочарования и противостояние, как и мы сегодня. Тот факт, что Господняя сила была с ними – дары языков, чудес, исцеления, изгнания бесов и т. д., – восполнялся другим фактом, что их жизненный путь отнюдь не был гладким. Даже когда они находились на миссиях милосердия и мира или не были заняты евангелизацией, они вели непосредственную борьбу с противником и его силами тьмы. Покинув Милет, св. Павел и его спутники попали в зависимость от сил и законов стихии. Им не попалась ни одна быстрая яхта, с которой бы их заметили, взяли на борт и доставили к месту назначения. Вместо этого они были вынуждены сесть на грузовой парусник, который останавливался то тут, то там в делах торговли, совсем не обращая внимания на важного иудея и его восемь спутников на борту. Как же удивятся некоторые из моряков, когда в Тысячелетии они выйдут и будут приведены к познанию Истины, узнав, что когда-то они имели честь перевозить благородного св. Павла. Можем быть уверены, что любые поступки доброты, сделанные ему или его спутникам, будут должным образом упомянуты и награждены, согласно обетованию нашего Господа, что награда будет дана тем, кто подаст хотя бы кружку холодной воды даже одному из наименьших Его учеников.

Мы должны помнить, что “мир потому не знает нас, что не познал Его”. Если мы кроткого ума, мы не будем ожидать больших вещей для себя или особого внимания от тех, с кем находимся в обществе, и не должны ожидать чудес от Господа. Скорее мы должны оценивать тот факт, что в нас проявляется чудо Господней благодати – милость, которая принесла нам благую весть и привилегию быть ее слугами – Божьими послами. Кроме того, в таких условиях, следуя верой, а не видением, мы, несомненно, достигнем лучшего прогресса в развитии характера как Новые Творения, чем если бы Господь вел нас по цветущей ниве беззаботности, без бури, без сопротивления, без трудностей. Трудности приносят веру и привлекают наши сердца к великому Источнику благословения, а значит, являются одним из того “всего”, что действует для нашего духовного благополучия.

Пока корабль разгружался в Тире, св. [R4467] Павел и его спутники искали тех, кто в Истине, с кем они, по-видимому, провели особое время, общаясь в течение семи дней ожидания. Это напоминает нам о том, как Господние последователи в наше время любят встречать пилигримов во время их путешествий, и как пилигримы с горячим сердцем ищут тех, кто знает и любит Искупителя – “...кого ни призовет Господь Бог наш”. Здесь некоторые из друзей апостола передал ему послание, убеждая не идти в Иерусалим. И все же он продолжил свое путешествие. Когда он покидал друзей в Тире, мужчины, женщины и дети сопровождали его до корабля, потому что город, очевидно, находился на небольшом расстоянии от пристани. Затем на берегу они, в единстве с Господом и друг с другом, вместе попросили благословения для тех, кто отправлялся в путь, и тех, кто оставался. Как это напоминает нам нынешние переживания и любовь, общение, заинтересованность, которые мы имеем друг к другу и которые сильнее любых земных связей!

Остановка на еще один день дала дополнительную возможность встретиться с братьями в Птолемаиде – иметь еще одну однодневную конвенцию, так сказать! Следующим местом, где они остановились, была Кесария, дом благовестника Филиппа, одного из семи диаконов, избранных в Иерусалиме. Мученик Степан был еще одним из семи избранных, чтобы заботиться о ежедневных делах Церкви в то время, когда Господь допустил неудачную попытку коммунизма, демонстрируя нецелесообразность такого устройства в Церкви.

При этом упоминается, что Филипп имел четырех незамужних дочерей, “пророчествовавших”, но что именно имеется в виду под этим, мы не можем знать наверняка. Не нужно поспешно предполагать, что эти четыре молодые женщины были публичными учителями в Церкви, несмотря на четкие высказывания апостола на эту тему. Возможно, они имели какое-то публичное занятие вроде публичных выступлений или обучения – были школьными учителями. Тогдашнее обучение происходило не через изучение книг, как сейчас, а через устные наставления, или пророчества. Мы предпочитаем понимать этот отрывок в таком свете и в гармонии с общим учением Священного Писания, которое обязывает к публичному обучению в Церкви братьев.

“БУДУТ ПРОРОЧЕСТВОВАТЬ СЫНЫ ВАШИ И ДОЧЕРИ ВАШИ”

Ссылка, которая находится в нашей Библии, связывает этих четырех девиц с тем, что сказано в пророчестве Иоиля: “Будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения”. Мы не видим никакой связи между этим пророчеством и упоминанием о четырех дочерях Филиппа. Действительно, нет даже намека на то, что они посвятились Господу или получили святой Дух. Тот факт, что они были девицами, еще ни о чем не говорит. Кстати, здесь будет хорошо в нескольких словах объяснить, что, по нашему мнению, означают слова пророка Иоиля.

Св. Петр отождествляет это пророчество в целом с благословением Церкви в Пятидесятницу через десять дней после вознесения нашего Господа. Это, однако, не означает, что пророчество исполнилось в полном объеме именно тогда. Св. Петр говорит, что то, чему они были свидетелями, было тем, или частью того, о чем говорил пророк Иоиль. Есть ли какое-то указание на то, что в Пятидесятницу святой Дух был излит на сыновей и дочерей верующих? Никакого! Он сошел только на посвященных верующих. Все ли молодые христиане, которые получают святой Дух, имеют особый опыт того, что они видят видения? И все ли старцы, опытные христиане имеют особый опыт того, что им снятся сны? Безусловно, нет! Наверное, нет! Пророчество делится на две части: одна касается этого Евангельского века, а другая – Тысячелетнего века. Господь до некоторой степени скрыл понимание этого, говоря сначала о благословении Тысячелетнего века, а затем об этом Веке и его благословении.

Поэтому эти два века и их благословения различаются выражениями: “в те дни”, означающие Евангельский век, и “после того”, означающие Тысячелетний век. Мы все еще находимся в Евангельском веке, названном “в те дни”. И мы все еще имеем благословения, обещанные в этом Веке, а именно: дарование святого Духа Божьим рабам и рабыням, независимо от возраста, пола или национальной принадлежности. Это благословение началось в Пятидесятницу и завершится помазанием последнего члена Тела Христа. Тогда начнется другая часть благословенного обетования, а именно: “После того излию от Духа Моего на всякую плоть”. Это благословение, безусловно, не касается настоящего времени; и так же, безусловно, оно будет иметь исполнение во время служения Тысячелетнего Царства. Тогда наступит время, когда “будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши”, учить. Это не будет обучение в Церкви или Церковью, но обучение мира миром, под наблюдением прославленного Христа на духовном уровне и усовершенствованных Древних Достойных на человеческом уровне, земных представителей небесного Царства.

Теперь обратите внимание на выражение: “Старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения”. Мы отдаем предпочтение другому переводу, который, верим, передает правильную мысль, а именно: “Ваши юноши будут видеть славные видения [Реституции, благословений и т. д. в процессе выполнения], о которых мечтали ваши древние [то, на что они неясно надеялись, что неясно понимали и чего так ожидали]”.

“ПЛАЧЕТЕ И СОКРУШАЕТЕ СЕРДЦЕ МОЕ”

Агав был наделен духом пророчества, по примеру древних пророков, так что он предсказывал будущие события. Он был хорошо известен Церкви. Именно он пророчествовал о большом голоде во всем мире, который произошел во времена кесаря Клавдия (Деян. 11: 28). Он пришел в Кесарию, когда там находился св. Павел, и, взяв пояс св. Павла, связал себе руки и ноги и сказал, что святой Дух свидетельствует, что таким образом иудеи в Иерусалиме свяжут св. Павла, владельца пояса, и выдадут его язычникам. Это пророчество полностью совпадало с другими предсказаниями о беде для апостола. Не удивительно, что друзья, сопровождавшие его и других в Кесарии, убеждали его отказаться от своего намерения и таким образом избежать беды, которая должна была произойти, если он туда пойдет. Обычно мы предполагали бы, что этот совет был хорошим и что неразумно было бы причинять себе трудности. Но св. Павел, очевидно, имел какой-то другой совет от Господа, [R4467] согласно которому он действовал, – что-то обязательное для него, что заставляло его решиться на все, чтобы выполнить свой долг. Мы не должны думать об апостоле как о том, кто стойко, хладнокровно навлекал на себя эти скорби. Такая мысль исчезает, когда мы замечаем его ответ друзьям, которые его уговаривали. Полный чувств к ним, как и к самому себе, он ответил: “Что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме”. Героические слова! Благородные чувства! Какое олицетворение верности!

Очевидно, Господь испытывал апостола, вырабатывая в нем характер, стойкость, верность. Не то, чтобы он не имел этих качеств раньше, но все эти события способствовали углублению и утверждению этого характера. Он дает понять нам, что шел в Иерусалим, ведомый определенным обетом, определенным торжественным обещанием перед Господом, верным выполнением определенного долга. Вопрос заключался в том, сдержит ли он этот обет? Выполнит ли он свой долг или его отвернет от него страх перед тем, что ему могут сделать люди, или же уговоры друзей? Мы радуемся духу апостола, его верности, его отваге. Поскольку он понимал, что воля Господа в том, чтобы он пошел в Иерусалим, он знал, что Отец все направит согласно совету Своей воли.

Очевидно, его визит в Иерусалим был уместным и, можно сказать, необходимым для скрепления своих “из до веры” (ВоП) и помощи некоторым из них занять более четкую позицию относительно обязательств Закона и свободы от Закона для тех, кто принял Христа. Далее, Господь постановил, что апостол оттуда должен идти в Рим, чтобы возвещать Его имя там, в политической столице мира, и чтобы он сначала возвещал Евангелие Агриппе, Фесту и другим знатным лицам, а через них привлек к себе особое внимание императора и других власть имущих в Риме. Вполне понятно, что друзья апостола оставили дальнейшие настаивания. Во-первых, потому что они осознали, что он выполняет волю Господа; во-вторых, потому что дальнейшие усилия, очевидно, не смогли бы отвлечь его от его цели – были бы бесплодными; в-третьих, потому что они еще больше усложняли ему жизнь, сокрушая его сердце.

Помните, что все особые отношения Господа со Его народом в этом Евангельском веке имеют целью развить в нем не просто хороший, а постоянный характер. Недостаточно, чтобы мы приняли Христа, и недостаточно, чтобы мы проповедовали Его другим. Чтобы быть пригодными для небесного Царства, мы должны развивать характер в гармонии с нашим Господом – кроткий, но твердый; милый, но сильный. Об этом говорится в условиях нашего ученичества. Мы должны копировать нашего Учителя, Который также является нашим Искупителем. Мы должны позволить Его свету сиять. Важно, чтобы мы видели этот факт. Трудность большинства людей, по-видимому, в том, что они не видят и не понимают цели жизни, а потому упускают ценные возможности и важные уроки.

М-р Марден недавно сказал: “Я знаю человека, чьи достижения вызывали удивление у всех, кто его знал, и который еще в детстве принял решение: «Пусть каждая возможность будет большой возможностью, потому что ты не можешь угадать, когда судьба приготовит тебе нечто большее». Когда он учился в школе, то постоянно думал: «Я не должен уклоняться от сложных проблем, потому что они могут увеличиться, когда я стану взрослым [R4468], и свидетельствовать против моей верности как юноши, и могут одолеть меня. Я должен видеть возможность в каждом уроке и воспитывать в себе привычку побеждать, привычку быть верным и усердным»”.

Это лишь разъяснение того, о чем сказано в Доброй Книге: “Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости”. И еще: “Верный в малом и во многом верен”.

Трудности на пути еще не доказывают, что это неправильный путь. Паломник Буньян, направляясь в небесный город, встретил на своем пути Холм Трудностей. И Господь предупредил всех, кто пойдет по Его следам, что их путь неизбежно будет полон скорбей – испытаний. Награда – для тех, кто побеждает. Без трудностей нельзя побеждать.

КАК РАЗУЗНАТЬ ВОЛЮ ГОСПОДА

Апостол не говорит нам, на чем основывалась его уверенность в том, что он выполняет волю Господа, идя в Иерусалим, но мы можем быть уверены, что у него были веские основания считать, что он идет Господним путем. Весь его характер показывает нам, что он был слишком осторожным, а также слишком верным, чтобы идти в каком-то направлении вопреки Божественной воле.

А что касается того, как нам решить, что является, а что не является для нас Господним путем, то мы видим, что правило, которого, по словам Джорджа Мюллера, он придерживался, настолько близко к тому, которого мы сами придерживаемся, что мы с удовольствием цитируем его:

“Я стремлюсь в начале привести свое сердце в такое состояние, чтобы оно не имело собственной воли относительно того или иного дела. Девять десятых трудностей преодолеваются, когда наше сердце готово исполнять волю Господа, какой бы она ни была. Сделав это, я не оставляю результат чувствам или простому впечатлению. Если я так делаю, то подвергаю себя большому заблуждению. Я ищу волю, или Дух Бога через Божье Слово или вместе с ним. Дух и Слово надо объединять. Если я ищу только Дух, без Слова, я также подвергаюсь большому заблуждению. Если святой Дух и ведет нас, то только в согласии со Священным Писанием и никогда вопреки ему. Далее, я принимаю во внимание провиденциальные обстоятельства. Они часто ясно указывают на Божью волю, связанную с Его Словом и Его Духом. Я прошу Бога в молитве, чтобы Он должным образом открыл мне Свою волю. Таким образом, через молитву к Богу, через изучение Слова и размышления я прихожу к сознательному суждению в соответствии с моими знаниями и возможностями, и, если в моем уме есть мир, я действую соответственно”.

ДОСТОПОЧТЕННЫЙ МНАСОН

В свое время апостол и его спутники отправились в Иерусалим. Читаем: “И после этих дней мы, собрав вещи, пошли в Иерусалим” (ВоП.). Слово “вещи” здесь означает “багаж, поклажа, мешок, имущество, ноша”.

Кипрянин Мнасон, уже долгое время бывший учеником, у которого путешественники остановились в Иерусалиме, встретил путешественников в Кесарии и вместе с некоторыми находившимися там братьями сопровождал их в Иерусалим. Они были счастливой компанией, где-то из тринадцати человек, но у них были опасения, ожидание, что что-то непременно случится с их любимым братом, апостолом Павлом, потому что “страдает ли один член, страдают с ним все члены”. Когда они прибыли в дом Мнасона, их приветствовали другие братья, хотя собрание и официальное приветствие состоялось позже в присутствии св. Иакова, который, кажется, был ведущим среди братьев, их представителем.

Мнасон, очевидно, высоко ценил своих гостей, радуясь привилегии принимать их. Но мы можем только представить себе, насколько его радость со временем увеличилась. Последующие годы жизни апостола, его выдающееся положение в Церкви, благословения, которые распространялись от него на всех публичным образом, неизбежно сопровождали Мнасона в повседневной жизни, благословляя во всех жизненных обстоятельствах. Если было большой честью принимать Господа, как это сделали Лазарь, Мария и Марфа в Вифании, а также большой честью принимать апостола, как это сделал Мнасон, то сегодня большой честью является принимать учеников Господа, будь то слабых, малых или достойных внимания в глазах мира. Такое желание должен иметь каждый христианин, если в нем есть братская любовь. И каждый, кто принимает пророка, может надеяться на награду пророка – награду, соразмерную чести пророка в глазах нашего Великого Царя, Чьими послами [R4468] мы все являемся. Хотя в определенном смысле было бы гораздо большей честью принимать самого Господа, чем принимать кого-то из Его братьев, однако, поскольку личное внимание к нашему Искупителю невозможно, Он заверил нас, что примет все, что сделано наименьшему из Его братьев, как сделанное Ему Самому.

R4466 (1909 г.)