[R4478]
САМООГРАНИЧЕНИЕ В СВОБОДЕ
1 КОРИНФЯНАМ 10: 23-33

Заглавный текст: “Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию” (Римлянам 15: 2).

Мы не знаем, насколько невоздержанность и другие пороки преобладали во дни апостола. В целом Церковь получила предостережение, предупреждение о всякой форме порока, греха, невоздержанности. Эти вопросы можно было бы обсудить с иудеями и язычниками вне религии. Мы же не обсуждаем их в этом исследовании. Действительно, Священное Писание мало говорит о больших пороках, ведь апостол обращался к христианам, а не к светским людям. Обратите внимание на обращение каждого из посланий: верующим, “своим по вере”, “святым”. Они, покинув мир, обратившись от греха и всякого разврата, не нуждались в особом наставлении по линии пороков. Были другие вещи, более важные для святых, и о них говорил апостол.

Наш урок особенно касается религиозных трудностей того времени. Евангельское учение заключалось в том, что идолы – ничто, и следовательно, принесение мяса в жертву этим идолам не могло нанести мясу никакого вреда. В то же время это был вопрос принципа. Идолопоклонство было настолько распространено, что общим обычаем было приносить на жертвенный алтарь своим богам определенные части животных, а остальное жертвовавший мог забрать себе, чтобы съесть дома, или отдать священникам, или продать на рынке. Действительно, многое из того, что принадлежало священникам, попадало на рынок. Общественность в целом полностью симпатизировала такому обычаю, охотно покупала это мясо, и оно было во всеобщем употреблении. Когда же встал вопрос об употреблении этого мяса в пищу, то для одних это создавало большие трудности, а для других – нет. Совесть первых восставала против того, чтобы есть принесенное в жертву идолам.

Мы, безусловно, можем посочувствовать тем, кто имел проблемы с совестью, хотя ясно видим, что идолы, каменные или деревянные, не могли причинить вреда мясу. Однако это был один из самых острых вопросов того времени. На это указывает его обсуждение апостолом. Мы ясно видим, что тот, кто нарушал свою совесть, наносил вред своему духовному благополучию и интересам, независимо от того, была ли эта вещь правильной или неправильной. Мы также ясно видим, как один может влиять на другого. Брат стойкого ума, разбираясь в ситуации, мог есть без последствий для себя, тогда как его ближний, менее стойкий умом, мог под влиянием его примера есть в ущерб своей совести. И в результате насилия над своей совестью он мог вообще сойти с пути. Именно эту мысль имел в виду апостол, когда писал сегодняшний урок.

Суть этого урока заключается в том, что христианин, на основе божественного порядка, имеет большую свободу делать добро, делать правильное, делать все, что не навредит ни ему, ни брату, ни ближнему. Но он не имеет свободы делать зло – не имеет права делать то, что может навредить ему, его брату или ближнему. Другими словами, наши свободы, хотя и кажутся абсолютными, на самом деле ограничены. Все запреты Закона “не будешь” исчезли, но суть Закона остается, кратко сформулированная в утверждении: “Возлюби Господа Бога твоего... Возлюби ближнего твоего, как самого себя”. Христианин свободен делать все, что не находится в конфликте с этим основополагающим Законом его новой природы – Законом Любви. На первый взгляд это кажется большой свободой, но при близком рассмотрении оказывается, что это дает нам гораздо меньше свободы, чем другим, которые думают, что используют ее правильно. Мало того, что Закон Любви контролирует нас, поскольку это Божественный критерий справедливости, Бог, вдобавок, принял нас в отношения завета с Собой под Авраамовым Заветом, под Христом, нашим Главой, Посредником Нового Завета (Закона). Согласно этому завету с Господом мы крепко связаны не только требованиями Закона, то есть справедливости, но обязаны жертвовать своими правами и привилегиями в интересах других.

Ниже приводим упорядоченный профессором Уэллсом список различных высказываний св. Павла, касающихся этой общей темы:
Каким оружием и в каком духе христиане должны одерживать победу?

1. ОТСТАИВАЙТЕ СВОЮ ЛИЧНУЮ СВОБОДУ.
“К свободе призваны вы, братия” (Гал. 5: 13).
“Для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?” (1 Кор. 10: 29).
“Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее” (1 Кор. 10: 25, 26).

2. НО КОНТРОЛИРУЙТЕ СВОЮ СВОБОДУ ЗАКОНОМ ЛЮБВИ.

“Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает” (1 Кор. 10: 23).
“Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер” (Рим. 14: 15).
“Никто не ищи своего, но каждый [пользы] другого” (1 Кор. 10: 24).
“Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных” (1 Кор. 8: 9).
“Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает” (Рим. 14: 20, 21).
“К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу! [R4479] Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя” (Гал. 5: 13, 14).

3. СОХРАНЯЙ СВОЮ СОВЕСТЬ ЧИСТОЙ.

“Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает” (Рим. 14: 22).
“Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу” (Рим. 14: 12).

4. УЧИТЫВАЙТЕ ТО, КАК ЭТО ПОВЛИЯЕТ НА СОВЕСТЬ ДРУГИХ.

“Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, – то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести... Совесть же разумею не свою, а другого” (1 Кор. 10: 28, 29).
“Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату [случая к] преткновению или соблазну” (Рим. 14: 13).

5. ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЫВОД.

“И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего” (1 Кор. 8: 13).
Как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но [пользы] многих, чтобы они спаслись” (1 Кор. 10: 33).

ВОПРОС ВОЗДЕРЖАННОСТИ

Как уже отмечалось, апостол обсуждает вопрос, касающийся не мира, а Церкви. Однако тот же принцип было бы не лишним применить еще шире к миру и к взаимоотношениям христианина с человечеством в целом в контексте воздержанности. Недостаточно, чтобы мы ценили наши собственные свободы. Мы несем еще большую ответственность перед теми, кто не так силен или не так ясно проинформирован, как мы, – ответственность, которой мы не хотим избежать, если наши сердца созвучны с духом Божественной любви. Апостол дает нам урок, говоря, что мы должны “делать добро всем, а наипаче своим по вере”. Эту мысль можно так же хорошо применить к последнему стиху нашего урока (ст. 33): “Как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но [пользы] многих, чтобы они спаслись”.

Если бы каждый христианин смог правдиво применить эти слова апостола к себе, влияние на мир было бы магическим – внезапно побуждающим. Люди увидели бы в христианах, которые отрекаются от собственных вкусов и предпочтений ради интересов других, принцип, который бы очень понравился миру и который бы он очень быстро усвоил. Если бы все, кто сейчас наслаждается Настоящей Истиной, решили жить отныне (даже в духовных делах жизни) согласно критерию Господа, какое бы это имело влияние, распространяющееся от их слов, мыслей, поступков! Тогда Церковь стала бы действительно светом в мире! Мы должны занять свою позицию с Господом и терпеливо ждать, когда Он принесет нам изобильные компенсирующие благословения в Свое время и Своим способом. Обет помогает многим в этом. Тот, кто не научился жертвовать собственной волей, собственными предпочтениями в интересах других, никогда, опасаемся, не будет иметь той подготовки характера, которую Господь требует от тех, кто будет сонаследником с Ним в Царстве.

R4478 (1909 г.)