РАЗНЫЕ СТЕПЕНИ ЛЮБВИ

Статья в недавнем номере этого журнала под названием “Грех к смерти”, кажется, произвела глубокое впечатление на многих наших читателей. Мы рады этому: “Кто предостережен, тот вооружен”. Главной мыслью той статьи было то, что мы в прошлом, возможно, недооценивали число тех, которые в конечном итоге будут посланы великим Судьей на вторую смерть. Она обращает внимание на факт, что никто не может оправданно и должным образом быть принят Богом и получить Его благословение вечной жизни, если он сначала не достигнет подобия Его характера. Поскольку “Бог есть любовь”, то это – критерий для всех, кого Он признает Своими детьми на небесном или земном уровне совершенного существования. Божественный закон “Люби Господа Бога своего всем сердцем своим, и всей душой своей, и всей силой своей, и люби своего ближнего, как самого себя”, должен быть полностью соблюден. Церковь этого Евангельского века должна достичь этого славного критерия в духе своего ума, в своем сердце, поскольку несовершенства плоти покрыты благодатью Бога через веру в Христа. Мир в Тысячелетнем веке должен достичь критерия этого совершенного закона на самом деле. Более того, после достижения этого уровня, этой отметки, Господь требует, чтобы характер, сообразующийся с этим критерием, сделался твердым. Для достижения этого позволены преграды, испытания и трудности, которые становятся особенно суровыми и строгими после достижения данной отметки. “Господь, Бог ваш, испытывает вас, любите ли вы Господа, Бога вашего, всем своим сердцем и всей своей душой”.
Все подобного рода утверждения наши читатели воспримут в целом как здоровые, библейские и логичные. Из этого следует, что все, кто не в состоянии достичь такого уровня характера, не могут иметь Божьего дара, вечной жизни через Иисуса Христа, нашего Господа. К счастью, такое испытание на предмет вечной жизни или вечной смерти предназначено сегодня не для всего мира человечества, а лишь для Церкви. Оно не предназначено также для номинальной церкви, а лишь для тех верующих, которые посвятились и зачаты Святым Духом. Если они отступятся, то, по словам апостола, “уже за грехи не находится жертвы”. Мы рады, что не наше дело судить сердца братьев. Мы должны пожелать успеха всем и надеяться, что великий Судья способен видеть причины простить многие недостатки братьев, которые явны для нас, и наши недостатки, которые явны для них. Священное Писание говорит, что Господь судит сердце, а не внешность. Поэтому наше дело – воспринимать всех благосклонно и даже не сомневаться ни в чем, разве что мы можем видеть злой плод в считающих себя братьями, – плод поведения и духа, откровенно противоречащего Слову и Духу Господа. И даже тогда мы не должны выдвигать против них какое-либо бранное обвинение, но должны оставить их в Господних руках.
Однако при всех наших самых великодушных мыслях, мы не можем закрывать глаза на факт, что среди  признающих себя посвященными Господними последователями немногие дают убедительное доказательство пребывания у цели совершенной любви к Богу и своим ближним. Апостол дает понять, что мы должны опасаться за таких и, применяя урок к самим себе, должны опасаться также за себя: “Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим” (Евр. 4: 1).
Учитывая строгость этого божественного испытания, нашу неспособность видеть старания многих выдержать его, а также нашу собственную осмотрительность и опасение за себя, мы можем только надеяться, что значительное большинство признающих себя христианами в действительности никогда не было духовно зачато и, поэтому, не является объектом столь глубокого испытания характера в настоящей жизни. Действительно, кажется странным, что некоторые из тех, которые недавно “вышли от нас, но не были наши”, кажется, заняты оспариванием (по крайней мере частично) именно в этом направлении: они оспаривают наличие духовно зачатых и то, действительно ли Бог сделал путь к славе узким путем самопожертвования, и должна ли Церковь, члены тела Христа, Главы, делить Его страдания. Такая позиция со стороны раз зачатых Святым Духом, вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, кажется, указывала бы на ослепление, подразумевающее потерю просвещения Святым Духом, которым они однажды насыщались. А это подразумевало бы Вторую Смерть. Поэтому лучше предполагать, что они в действительности никогда не были просвещены – никогда в действительности не были зачаты Святым Духом; что они посвятились Богу исключительно ради моральной жизни и содействия Его делу, без полного отречения в чисто библейском смысле – возложения жизни и всего прочего к Господним ногам, “представляя свои тела в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения своего”. Вместо того, чтобы понимать духовные вещи, они лишь повторяли духовные наставления без правдивого их осмысления.
Здесь нам припоминается разговор с одной женщиной. Она сказала: “Мой муж полностью посвятился Господу и говорит, что он зачат Святым Духом и понимает разные учения из “Millennial Dawn” (“Рассвет Тысячелетия”), “Tabernacle Shadows” (“Тени Скинии”) и т.п., которые вместе с Библией дают ему большое просвещение относительно божественной воли. Я, напротив, никогда не совершала такого посвящения, однако могу понимать те же духовные вещи. Как ты это объясняешь?” В ответ мы в общих чертах описали образ: Двор Скинии с Жертвенником, символизирующий веру в отпущение грехов через Христову жертву; Умывальницу, символизирующую устранение загрязнений плоти и т.д. Мы напомнили этой женщине, что Скиния находилась во Дворе, однако была отделена от него первой завесой, символизирующей смерть человеческой воли в полном посвящении Божественной воле. Мы сказали ей: “Согласно твоему утверждению ты находишься с внешней стороны этой завесы. Ты никогда до сих пор не посвятила полностью все, что у тебя есть, Господу. Твой муж совершил такое посвящение, испытал такую смерть своей воли, которая представлена в прохождении под этой завесой, и встал с ее другой стороны как Новое Творение, зачатое Святым Духом. Он рассказывает тебе то, что видит, – золотые стены Скинии, массивную Завесу, то есть вторую завесу, которая отделяет Святое от Святое Святых, Стол с хлебами возложения, Золотой Подсвечник, свет которого освещает все внутри, Золотой Жертвенник, с которого жертва курения и молитва проникает за Вторую Завесу в Святое Святых, чтобы покрыть крышку умилостивления. Ты внимательно слушаешь, как твой муж дает описание этих вещей, ты держишь все это в своем уме, но не видишь в таком же особенном смысле и до такой степени, как видит он. Вы полагаешься на его слова, которым абсолютно веришь. Он полагается на вечные реалии, с которыми непосредственно связан.”
А нельзя ли предположить, что в таком состоянии находится значительно больше лиц, чем рассказавшие нам об этом откровенно? Бесспорно, мы достигли времени, когда все, не посвятившие свою жизнь Господу действительно, по-настоящему – не подчинившие целиком и полностью свою волю, – будут отделены от посвященных. “Господь, Бог ваш, испытывает вас, любите ли вы Господа, Бога вашего, всем своим сердцем и всей своей душой”.
“звезда от звезды разнится в славе”
Возникает другой вопрос: Если очевидно, что все обязаны достичь критерия совершенной любви, чтобы получить вечную жизнь на каком-либо уровне, то каким должно быть испытание, в результате которого будут присуждаться разные степени славы, как об этом говорит апостол: как “заря от зари разнится в славе”, так похоже будет при воскресении Церкви?
Отвечаем, что поскольку даже наименьший допущенный к вечной жизни должен достичь отметки совершенной любви, из этого следует, что разные степени награды будут соответствовать разным степеням полного любви воодушевления по достижении критерия совершенной любви. Например, св. Павел не только стремился обрести плоды и милости Святого Духа, не только был готов, если потребуется, страдать со Христом, но и позволил, чтобы эта ревностность вела его дальше – чтобы хвалиться и скорбями; чтобы с радостью считаться достойным страдать для дела своего Господа; чтобы с радостью возлагать свою жизнь для братьев. Он не только был счастлив иметь общность в Христовых страданиях и пить из Его чаши, но имел столько ревностности, что радовался, если мог получить из чаши больше, чем это было его уделом, его частью. Он следил за возможностями служения. Если другие использовали их, то хорошо. Если он мог пробудить любовь и ревностность в других, то хорошо. Но если он обнаруживал, что недоделана какая-то работа, которую он мог бы закончить, то он с радостью выполнял ее. Он хорошо сказал, что мы можем брать его (после нашего Господа Иисуса) в качестве примера для подражания. Мы, без сомнения, можем сделать вывод, что он будет одним из самых ярких светил в небесном Царстве, и что мы, наследуя его пример, также можем становиться все более угодными нашему Господу – не беспорядочно колотя воздух, а с мудростью, рассудительно и верно делая то, что, как показал Господь, будет приятно в Его глазах как доказательство нашей верности Ему, Его братьям и Его Истине.

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЛЮБОВЬ ЕДИНСТВЕННЫМ ИСПЫТАНИЕМ?

Еще один вопрос: “Является ли любовь единственным испытанием?” Мы замечаем, что некоторые из противящихся Обету и теперь все более противящихся разным чертам Истины становятся довольно ожесточенными, злобными и непримиримыми. Однако мы знаем, что некоторые из них, имеющие, по крайней мере, вид покорности, по той же причине имеют больше возможности создавать разногласия. Их друзья делают вывод, что он, или она, не могли оставить Господа и не были оставлены Господом, иначе они не были бы такого кроткого поведения. Мой вопрос такой: “Разве любовь (доброта) является единственным испытанием нашего членства в теле Христа?”
Наш ответ: “Нет и да”. Нет, она не является единственным испытанием, как это может выглядеть для обычного ума, не находящегося под руководством Священного Писания. Разве мы не знаем мирских людей, настроенных дружелюбно, душевных, мягких, терпеливых и великодушных? Разве мы не знаем последователей учения “Христианская наука” и многих других, которые полностью потеряли родство с Господом и полностью лишены руководства Его Духа, но имеют те же качества характера, проявляющиеся в удивительной мере в некоторых? С этой точки зрения мы должны ответить на такой вопрос отрицательно и сказать, что кроме любви и готовности мы должны ожидать еще чего-то в качестве критерия характера и родства с Господом.
Но есть и другая точка зрения, данная нам в Священном Писании, и с этой точки зрения мы можем ответить на этот вопрос: “Да, Любовь является единственным критерием, испытанием родства с Господом и братьями”. Давайте разберемся. Дружелюбие, покорность и терпеливость действительно являются элементами святого характера, святого ума, которые Господь развивает в нас, однако они не являются итоговым характером, именуемым любовью. Они являются, так сказать, побегами, ветвями на большом дереве христианской веры и общности – побегами и ветвями, которые в известной степени повторяются на других деревьях и на других кустах винограда, чем тот, который насажен “десницей Отца”.
Давая свои заповеди, Господь вспоминал в первую очередь не покорность, дружелюбие и т.п., но сказал: “Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими”. Следовательно, первым испытанием родства с Господом является верность Ему и Его Слову. “Если они не говорят, как это слово, то нет в них света” (Ис. 8: 20).
Поэтому, ища христианских собратьев, мы должны сначала искать верность Богу, нашему Господу, Евангельскому посланию и братьям. Покорность, дружелюбие, терпеливость и т.д. являются качествами, достойными похвалы в каждом, но сами по себе они ничего не доказывают. Не обращает ли апостол на это внимание, когда говорит, что некоторые будут ловить льстивыми словами и сладкоречием, пытаясь купить вас, то есть будут употреблять вас для своей выгоды, чтобы продвинуть собственные замыслы и амбиции? Разве не ту же  мысль выразил другой апостол, когда предостерегал нас, чтобы мы любили не словом, а делом и истиной? (1 Иоан. 3: 18). Эти слова дают понять, что некоторые действительно любят только словом – льстивыми словами и сладкоречием. Настоящим доказательством искренности, правдивости нашей любви, как указывает на то апостол, являются наши дела, а не только приятные слова. За сладкоречием мы должны видеть ту ревностность для Бога и Его истины, которая продемонстрировала бы искренность желания искать возможности и действительно служить интересам Истины путем наглядного старания контролировать слова и поступки в соответствии с интересами Истины. Наш Господь Иисус оказал большую честь Истине, когда приравнял ее к Себе, говоря: “Меня и Мое Слово”. Так вот, кто не почитает Господнее Слово и не служит ему, тому недостает доказательства, что он любит Господа.
Господь ставит наименьшего из Своих учеников в качестве Своего личного представителя, утверждая, что сделанная услуга, или совершенный злой поступок, или злое слово, сказанное в адрес наименьшего из Его последователей, воспринимаются, как сказанные или сделанные Ему. Каждый, кто дал обет любить Господа всем своим сердцем, умом, душой и силой и быть ревностным в Его службе, обязательно будет бдительным относительно Господних братьев, даже наименьших из них – будет уважать их, служить им и, бесспорно, не будет преткновением для них. Следовательно, если кто-то способствует возникновению споров и разногласий в Церкви, которая есть Тело Христа, то он дает доказательство, что не имеет Господнего Духа, что он не “Его”, и, какую бы гладкую речь, какие бы сладкие слова он не употреблял, они являются лишь притворством и не являют, а наоборот, скрывают настоящие чувства его сердца.
К подслащенным словам и льстивому языку некоторые добавляют подслащенные дела и маленькие услуги, чтобы иметь лучшую возможность ввести змеиный яд, который на их губах (Рим. 3: 13). Эти подслащенные слова и дела являются приманкой, за которой прикреплен крючок злословия, оговора, лукавых подозрений и т.п., которыми они способствуют несогласию и возбуждают гнев, злобу, ненависть, зависть, спор и другие дела плоти и дьявола.
Разве живет Божья любовь в таких? Разве они любят Господа всем своим сердцем, умом, душой и силой, а своих ближних, как самих себя? Вовсе нет! Они, как сказал апостол, полны горечи злобы и пребывают в кандалах беззакония, даже если до некоторой степени вводят в заблуждение своих последователей и даже самих себя.
Каждый из Божьего народа должен до такой степени быть наполнен Его Святым Духом – любовью к Господу и всем славным качествам Его характера, – чтобы он был недоступен для таких орудий противника. Вместо того, чтобы иметь общность с ними, он будет интуитивно избегать их – именно так, как говорит нам Священное Писание. Мы должны “любить праведность и ненавидеть беззаконие” и не “участвовать в бесплодных делах тьмы”. Мы, скорее, должны упрекать им, не обязательно словом, но непременно поведением, избегая общаться с ними, потому что мы другого духа – духа жизни, духа мира, духа истины, духа братства, духа Господа.

R4479 (1909 г.)