[R4484]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОСЛА ХРИСТА В ТЕМНИЦУ
ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ 21: 27-39
Заглавный стих: “Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа!” (2 Тимофею 2: 3).
Св. Павел в сопровождении Луки и Трофима из Ефеса, Аристарха из Фессалоник, Сосипатра из Верии, Секунда из Фессалоник, Гаия из Дервии, Тимофея из Листры и Тихика из Ефеса прибыл в Иерусалим в пятницу, 27 мая 57 г. н. э. Он возвращался из своего третьего миссионерского путешествия к язычникам. Он отсутствовал семь лет. Как мы видели, Господь допустил, чтобы до него дошли предостережения о том, что в Святом Городе его ждут неприятности – узы и заключение. Однако этот благородный посол Христа, не испугавшись, прибыл в город. Он и его спутники, как мы помним, принесли с собой денежные сборы от Церквей Малой Азии для Церкви в Иерусалиме, которая, очевидно, находилась в некотором финансовом затруднении.
Их прием в первый день был, очевидно, частным и личным, но на следующий день, который, вероятно, был днем Пятидесятницы (Деян. 20: 16), апостолы и ведущие братья собрались вместе, чтобы принять св. Павла и его товарищей более официальным образом. Св. Иаков, брат (или двоюродный брат) нашего Господа, очевидно, был признанным лидером Иерусалимской Церкви. О других апостолах не упоминается. По-видимому, некоторые из них отсутствовали, занятые работой в других местах. Св. Павел рассказал о своем миссионерском путешествии к язычникам и о Господнем благословении на его служение Истине, несмотря на допущенные трудности. Можем также предположить, что в то же время были переданы собранные средства.
СТРАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ – ЛОВУШКА
Краткая запись указывает на то, что братья в Иерусалиме были очень обеспокоены присутствием св. Они боялись не только за его личную безопасность, но и за то, чтобы его приход не вызвал преследования их. Благодаря своей активности и настойчивости он стал известным среди иудеев той влиятельной части мира, в которой занимался работой. Иудейский обычай, согласно которому ревностные религиозные люди часто приходили в Иерусалим на религиозные праздники, позволял иерусалимским иудеям быть осведомленными о религиозных делах во всем мире. Св. Иаков и его товарищи понимали, что вполне вероятно, что на празднике Пятидесятницы могут присутствовать иудеи из Ефеса, Афин, Фессалоник, Верии и т. д. Они знали, что о деятельности св. Павла уже известно, и что некоторые, даже из верующих христиан, были обеспокоены его учением, что Закон мертв и никто не должен больше обращать на него внимание. Они призвали св. Павла опровергнуть эти частично ложные представления, пойдя в Храм и пообщавшись с некоторыми братьями, принявшими назорейский Обет. Они не предлагали св. Павлу принять этот Обет, а только присутствовать с этими братьями, как бы признавая правильность того, что они делали, взяв на себя их расходы, которые включали не только пострижение головы и сожжение волос, но и расходы на жертвоприношение – по четыре животных за каждого.
Очевидно, св. Иаков и ведущие братья из Церкви достаточно хорошо понимали положение св. Павла. Он учил язычников, что им не обязательно становиться иудеями или подчиняться иудейскому ритуалу, но, вместо того чтобы искать Божью милость в образах и тенях, они должны смотреть на Христа и Его антитипичное выполнение требований Закона. Он учил, что Закон не мог спасти ни иудея, ни язычника, и что только вера в Христа может привести душу к единству с Богом. Он учил, что хотя некоторые Божьи благословения все еще остаются для иудея (Рим. 11: 37), Бог в этом Евангельском веке избирает Духовное Семя Авраама как из иудеев, так и из язычников. Он также учил, что если кто-то, будь то иудей или язычник, будет пытаться соблюдать Закон, намереваясь заслужить таким образом вечную жизнь, то непременно потеряет ее, потому что “делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть”. Однако ничто из всего этого не помешало св. Павлу сделать то, что св. Иаков и другие призывали его сделать для четырех мужчин, которые приняли назорейский Обет. Пострижение их голов и принесение жертв по требованию Закона, который регулировал их Обет, ни в коем смысле слова не препятствовало заслуге Христовой жертвы и не пыталось добавить что-то к ней. Тем не менее, по нашему мнению, можно было бы пойти более смелым путем. Очевидно, что сам метод, примененный для отвлечения публичной оппозиции, лишь способствовал ее разжиганию. Не забывайте, однако, что Господь мог бы распорядиться делами иначе, мог бы направить их по-другому, если бы захотел. Помните, что Господь знал, что апостола Павла постигнут скорби, и возвестил о них заранее. Те, кто находится в близких отношениях с Господом, имеют Его заверения, что все их шаги упорядочены Им, и что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Какое утешение! Какое ободрение для всего Господнего народа! Неудивительно, что они могут иметь тишину, покой, мир даже во времена бури и притеснения! [R4485]
УСТУПКА ПРЕДУБЕЖДЕНИЯМ НЕ ПРИНЕСЛА УСПЕХА
Несколько дней замысел, по которому св. Павел выглядел как частично одобряющий Закон, казался успешным, но когда семь дней почти истекли, его узнали иудеи, пришедшие из Азии. Они увидели апостола с греком Трофимом и поспешили сделать вывод, что последний был одним из четырех мужчин, чьи головы были пострижены. С иудейской точки зрения это было бы тяжким проступком. Только иудеям разрешалось входить в священные пределы Храма, за которыми находился Двор Женщин, а также Двор Язычников. Каменная ограда разделяла эти два помещения и составляла то, что апостол в другом месте называет “стоявшей посреди преградой” (Еф. 2: 14). Эта стена была высотой четыре с половиной фута, и на ней была табличка, недавно найденная Палестинским археологическим обществом, где было написано: “Ни один иноплеменник не должен входить в пределы балюстрады и ограды, окружающие Храм. Если кого-то схватят на этом, пусть знает, что он сам виновен в смертной казни, которая за этим последует”. В этом преступлении обвинили св. Павла, а не грека, которого апостол якобы ввел в заблуждение. Именно поэтому жизнь св. Павла оказалась в опасности от толпы, которая быстро собралась на крик азийского иудея об осквернении Храма.
Когда толпа избивала апостола, стремясь убить его, главный начальник, то есть тысяченачальник полка римских воинов в крепости Антония, что рядом с Храмом, узнал о беспорядках и поспешил на место происшествия с отрядом воинов. Избиение прекратилось. Народ, который так и не научился уважать величие римского закона, подчинился его военной силе.
Апостола приковали за руки к воинам. Начальник, пытаясь выяснить причину беспорядков и не имея возможности разобраться в противоречивых показаниях, отправил узника в крепость. Но толпа, разочарованная тем, что упустила возможность лишить его жизни, совершила яростное нападение, чтобы вырвать его у воинов или убить, когда он был в их руках. Какой дух убийства может подняться, да еще и внезапно, в сердцах не только иудеев, но и язычников! И как часто мы находим на страницах истории, что такое насилие и безрассудство проявлялись во имя и в защиту разных религий! Насколько чуждо всему этому то, что св. Павел называет “духом здравомыслия” (ВоП) – духом благоразумия, справедливости, не говоря уже о духе доброжелательности, любящей доброты и кроткого милосердия! Как вид глупости и грубости пьяного человека должен служить большим уроком трезвости для каждого добропорядочного мужчины и женщины, так и подобная сцена, увиденная нашими буквальными глазами или мысленно через печатные страницы, должна стать длительным уроком против всего грубого и безрассудного. Пусть каждый случай слепой религиозной приверженности и фанатичного насилия промолвит к нашим сердцам как урок в противоположном направлении и укрепит в нас убеждение, что по Божьей благодати мы никогда не будем такими безрассудными, такими злыми, а наоборот, с каждым днем будем становиться все более мягкими, добрыми и христоподобными.
Приближение толпы заставило воинов прижиматься друг к другу, чтобы не потерять своего узника, и так воины подхватили апостола и понесли вверх по ступеням.
Отвага этого посла Христа и его готовность воспользоваться каждой возможностью, чтобы рассказать о своем Учителе, была здесь прекрасно показана на примере. Мы могли бы предположить, что любой обычный человек, избитый толпой, после грубого обращения с ним перед дверью крепости, должен был бы испугаться и растеряться от волнения. Но именно здесь св. Павел, невозмутимый и собранный, попросил у начальника привилегию поговорить с людьми, давая понять, без сомнения, что они неправильно поняли, что он делал, и что несколькими словами он сможет их успокоить. Тысяченачальник был удивлен, потому что апостол свободно говорил на греческом. Он подумал, что это “тот египтянин”, о котором упоминал Иосиф Флавий, незадолго до этого собравший большую толпу недовольных иудеев, которым он представился Мессией, и которые, как его последователи, доставили римским властям немало хлопот. Св. Павел ответил, что он иудей из известного города, и снова попросил привилегии говорить к народу, которая ему была предоставлена. Апостол сразу начал говорить о Христе. Без сомнения, он считал, что его волнующие переживания были вознаграждены привилегиями этого момента – привилегией рассказать многим собравшимся об Иисусе; о том, что Он является Мессией, обещанным в Законе и пророчествах; о том, что Его жертвенная смерть стала искупительной жертвой за потерянную жизнь отца Адама и, одновременно, искупительной ценой за всех его детей, умерших под его приговором. Конечно, он также отметил, что сейчас Мессия призывает духовный класс “первых плодов” (МБО), чтобы они были с Ним в Тысячелетнем Царстве, и что вскоре Израиль и все народы почувствуют привилегии и благословения этого Царства. Безусловно, он также указал на то, что сейчас приемлемое время; что сейчас настало время сделать наше звание и избрание твердым в самой главной, духовной части Завета Авраама.
Павел продолжал рассказывать им о своих миссионерских путешествиях и о том, как многие язычники с радостью принимали весть и отдавали свои сердца Господу в полном посвящении. Но иудейские предубеждения были настолько сильны, что одно лишь упоминание о том, что это великое благословение распространяется на язычников на равных условиях, снова разожгло пламя ненависти и насилия, потрясая воздух криками и насмешками. Римский тысяченачальник полка, озадаченный этой ситуацией, пришел к выводу, что там, где есть столько противостояния, должны быть какие-то основания для него. “Нет дыма без огня”. И он приказал бить апостола плетьми до тех пор, пока тот не признается в том, что он сделал не так, что вызвало такое замешательство, и не пообещает покаяться. Приказ тотчас же начали выполнять. Св. Павла начали привязывать к согнутому столбу для бичевания. Но тот быстро остановил это, спросив: “Разве вам позволено бичевать римского гражданина, да и без суда?” Тисяченачальник приказал немедленно отпустить его, потому что он и так уже превысил закон в этом случае. Он поверил апостолу на слово, что тот был римским гражданином, потому что утверждать подобное, если бы это оказалось неправдой, означало бы верную смерть. Апостола оставили в заключении до суда.
Здесь есть несколько дальнейших уроков для нас. Не осуждая строго иудеев за их эгоистическое, горькое чувство противостояния язычникам, обратим внимание на то, сколько вреда эта горечь и эгоизм принесли самим иудеям. Если бы не этот плохой дух, несомненно, многие другие люди того времени были бы вполне готовы услышать Евангелие. Поэтому урок для нас должен заключаться в том, чтобы совлечь подлость, эгоизм, вражду, горечь из наших сердец, из нашего ума, из нашего поведения и слов, а вместо этого облечься в дух Господа нашего Иисуса Христа – дух смирения, кротости, терпения, долготерпения, братской доброты, любви.
Другой урок для нас в том, что, перенося испытания и трудности, какими бы несправедливыми они ни были и как бы мы ни осознавали, что они не могли прийти к нам без Господнего позволения, все же мы вольны использовать любые законные средства для собственной помощи и освобождения – так же, как и св. Павел воспользовался своим римским гражданством. Бог заранее предоставил ему это средство защиты, и было бы преступной небрежностью с его стороны не воспользоваться им и ждать, что Господь освободит его каким-то чудесным образом.
R4484 (1909 г.)